Вербальная ассоциативная методика «эзоп» icon

Вербальная ассоциативная методика «эзоп»



НазваниеВербальная ассоциативная методика «эзоп»
Дата конвертации15.09.2012
Размер65.11 Kb.
ТипДокументы
источник

ВЕРБАЛЬНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЭЗОП»


Методика, разработанная В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо, предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Описание:

Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).

«ЭЗОП» -- это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» -- такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).

Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.

Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого на остается времени осмыслить варианты (5 вариантов для этого наиболее оптимальны) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.

Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.


Инструкция:

Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие сло­ва: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В каче­стве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.


1. ЛЕС:

поляна (К)

муравейник (И)

заповедник (О)

дрова(П)

песок

2. ЛОСЬ:

следы (И)

лесник (О)

трофей (П)

камни

рога(К)

3. ТРАВА:

поливать (о)

силос (П)

кора

роса (К)

стебель (И)

4. ОЗЕРО:

улов (П)

шерсть

острова (К)

моллюск (И)

очищать (О)

5. МЕДВЕДЬ:

паутина

хозяин (К)

малина (И)

редкий (О)

шкура (П)

6. ДЕРЕВО:


осень (К)

кольца (И)

вырастить (О)

мебель (П)

сено

7. БОЛОТО:

головастик (И)

заказник (О)

торф (П)

яблоки

туман (К)

8. УТКА:


запрет (О)

жаркое (П)

рассвет (К)

ветка

кольцевание (И)

9. РЫБА:


жабры (И) серебристая (К) нерестилище (О) жарить (П)

перо

10. САД

берлога

цветущий (К) опыление (И) ухаживать (О) урожай (П)

11. БОБР:



ловкий (К)

резцы (И)

расселение (О)

шуба (П)

грибы

12. ПРИРОДА:


красота (К)

изучение (И)

охрана (О)

польза (П)

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу уста­новки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К - природа воспринимается как объект красоты —

"эстетическая" установка
И - природа воспринимается как объект изучения —

"когнитивная" установка
О - природа воспринимается как объект охраны —

"этическая установка"

П - природа воспринимается как объект пользы —

"прагматическая" установка

Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соот­ветствующие ранги: 1, 2, 3 и 4.

Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество от­ветов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.

Пример
^

Первичные данные и обработка результатов





1.

Поляна

- К
















2.

Трофей

- П
















3.

Роса

- К

тип




колич.

доля

ранг

4.

Острова

- К

К

-

7

58%

1

5.

Шкура

- П

И

-

2

17%

III

6.

Осень

- К

О

-

0

0%

IV

7.

Туман

- К

П

-

3

25%

II

8.

Кольцевание

- О
















9.

Жабры

- И
















10.

Цветущий

- К
















11.

Шуба

- П
















12.

Красота

- К
















Интерпретация

В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще.

Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В последнем пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть ... (красота, изучение, охра­на, польза)?".

Естественно, что при этом вступает в силу фактор социальной "желательности — нежелательности": из более тысячи испытуемых только единицы выбрали ответ "польза",— ведь откровенно прагматические уста­новки на природу социально не одобряются. Опыт показал, что существу­ет интересный "перевертыш": подавляющее большинство тех, у кого в це­лом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в послед­нем пункте ответ "охрана", ведь "природу надо охранять!"; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ "охрана", характерна эти­ческая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих — как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем ва-лидности методики: испытуемые действительно не могут "расшифровать" стимульные слова и сознательно фальсифицировать ответ.







Похожие:

Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconИсходный текст
Эзоп, знаменитый баснописец Древней Гре­ции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить...
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconДокументи
1. /Гласе Л. - Вербальная самозащита.doc
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconДокументи
1. /методика/44 особенности анализа.doc
2. /методика/5-9...

Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика «домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого...
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика изучения ценностно – ориентационного единства коллектива
В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (цое)...
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика «я лидер»
Методика подготовлена Е. С. Фёдоровым, О. В. Ерёминым, модифицирована Т. А. Мироновой
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика «ситуация выбора»
Методика разработана профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения направленности личности учащихся
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика «составление расписания»
Методика подготовлена профессором Л. В. Байбородовой с целью изучения отношения учащихся к отдельным пред­метам и преподавателям
Вербальная ассоциативная методика «эзоп» iconМетодика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы