Диагностики уровня эмоционального выгорания icon

Диагностики уровня эмоционального выгорания



НазваниеДиагностики уровня эмоционального выгорания
Дата конвертации15.09.2012
Размер89.45 Kb.
ТипДокументы
источник

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В. В. БОЙКО

Эмоциональное выгорание — это выработанный лич­ностью механизм психологической защиты в форме пол­ного или частичного исключения эмоций в ответ на из­бранные психотравмиругощие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобре­тенный стереотип эмоционального, чаще всего профессио­нального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональ­ный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне­нии профессиональной деятельности и отношениях с парт­нерами.

^ Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгора­ния. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». При­мите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие дюди, с кото­рыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ

  1. Организационные недостатки на работе постоянно
    заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем
    в начале карьеры.

  1. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятель­
    ности (занимаю не свое место).

  2. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее
    продуктивно, качественно, медленнее).

  3. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит
    от моего настроения — хорошего или плохого.

  4. От меня как профессионала мало зависит благополу­
    чие партнеров.

  5. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время
    (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто
    не общался.

  6. Когда я чувствую усталость или напряжение, то ста­
    раюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть
    взаимодействие).

  7. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать парт­
    нерам того, что требует профессиональный долг.




  1. Моя работа притупляет эмоции.

  1. Я откровенно устал от человеческих проблем, с ко­
    торыми приходится иметь дело на работе.

  2. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за пережива­
    ний, связанных с работой.

  3. Взаимодействие с партнерами требует от меня боль­
    шого напряжения.

  1. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

  1. Я бы сменил место работы, если бы представилась
    возможность.

  2. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным
    образом оказать партнеру профессиональную поддержку,
    услугу, помощь.

  3. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого
    настроения на деловые контакты.

  4. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отно­
    шениях с деловым партнером.




  1. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь
    общаться как можно меньше.

  2. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения
    часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

  1. Иногда самые обычные ситуации общения на рабо­
    те вызывают раздражение.

  2. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии
    партнеров.

  3. Общение с партнерами побудило меня сторониться
    людей.

  4. При воспоминании о некоторых коллегах по работе
    или партнерах у меня портится настроение.

  5. Конфликты или разногласия с коллегами отнима­
    ют много сил и эмоций.

  6. Мне все труднее устанавливать или поддерживать
    контакты с деловыми партнерами.

  7. Обстановка на работе мне кажется очень трудной,
    сложной.

  8. У меня часто возникают тревожные ожидания, свя­
    занные с работой: что-то должно случиться, как бы не до­
    пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сокра­
    тят ли и т. п.

  9. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограни­
    чить время общения с ним или меньше уделять ему вни­
    мания.

  10. В общении на работе я придерживаюсь принципа:
    «не делай людям добра, не получишь зла».

  11. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

  12. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние
    плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю,
    снижается качество, случаются конфликты).

  13. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру
    эмоциональную отзывчивость, но не могу.

  14. Я очень переживаю за свою работу.

  15. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы
    больше, чем получаешь от них признательности.

  16. При мысли о работе мне обычно становится не по
    себе: начинает колоть в области сердца, повышается дав­
    ление, появляется головная боль.

  17. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отно­
    шения с непосредственным руководителем.

  1. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приноси1
    пользу людям.

  2. Последнее время (или как всегда) меня преследую1
    неудачи в работе.

  3. Некоторые стороны (факты) моей работы вызываю1
    глубокое разочарование, повергают в уныние.

  4. Бывают дни, когда контакты с партнерами склад
    ваются хуже, чем обычно.

  5. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятель
    ности) хуже, чем обычно.

  6. Усталость от работы приводит к тому, что я стара­
    юсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

  7. Я обычно проявляю интерес к личности партнера
    помимо того, что касается дела.

  8. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со све­
    жими силами, в хорошем настроении.

  9. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партне­
    рами автоматически, без души.

  10. По работе встречаются настолько неприятные люди,
    что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

  11. После общения с неприятными партнерами у. меня
    бывает ухудшение физического или психического само­
    чувствия.

  12. На работе я испытываю постоянные физические или
    психологические перегрузки.

  13. Успехи в работе вдохновляют меня.

  14. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется
    безысходной (почти безысходной).

  15. Я потерял покой из-за работы.

  16. На протяжении последнего года была жалоба (были
    жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

  17. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что мно­
    гое из происходящего с партнерами я не принимаю близ­
    ко к сердцу.




  1. Я часто с работы приношу домой отрицательные
    эмоции.

  2. Я часто работаю через силу.

  1. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к
    партнерам, чем теперь.

  2. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не
    трать нервы, береги здоровье.

  3. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все
    надоело, никого бы не видеть и не слышать.

  4. После напряженного рабочего дня я чувствую недо­
    могание.

  5. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень
    трудный.

  6. Иногда мне кажется, что результаты моей работы
    не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

  7. Если бы мне повезло с работой, я был бы более сча­
    стлив.

  8. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серь­
    езные проблемы.

  9. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как
    не хотел бы, чтобы поступали со мной.




  1. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на
    особое снисхождение, внимание.

  2. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил зани­
    маться домашними делами.

  3. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день
    кончился.

  4. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно
    меня искренне волнуют.

  5. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю эк­
    ран, защищающий от чужих страданий и отрицатель­
    ных эмоций.

  6. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала
    меня.

  7. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю ле­
    карства.

  8. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно
    и легко.

  9. Мои требования к выполняемой работе выше, чем
    то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

  1. Моя карьера сложилась удачно.

  2. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с ра­
    ботой.

  3. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел
    бы видеть и слышать.

  4. Я одобряю колеег, которые полностью посвящают
    себя людям (партнерам), забывая о собственных инте­
    ресах.

  5. Моя усталость на работе обычно мало сказывается
    (никак не сказывается) в общении с домашними и дру­
    зьями.




  1. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру
    меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

  2. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на
    работе.

  3. Ко всему (почти ко всему), что происходит на рабо­
    те я утратил интерес, живое чувство.

  4. Работа с людьми плохо повлияла на меня как про­
    фессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

  5. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

^ ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Каждый вариант ответа предварительно оценен компе­тентными судьями тем или иным числом баллов - указы­вается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симп­том, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей при­знак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывает-ся сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый пока­затель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
    +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

  2. Неудовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. "Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа­
гирование:


+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

  1. Эмоционально-нравственная дезориентация:
    +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

  2. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

  1. Личностная отстраненность (деперсонализация):
    +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

  2. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
    +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

^ Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выго­рания». Прежде всего надо обратить внимание на отдель-

но взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоцио-нального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выго­рания». Существенно важно отметить, к какой фазе фор­мирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро­са — осмысление показателей фаз развития стресса — « на­пряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од­нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра­вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли| или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них! явления существенно разные — реакция на внешние и внут­ренние факторы, приемы психологической защиты, состо­яние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественны­ми показателями, подсчитанными для разных фаз форми­рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важ­но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси­хокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

какие симптомы доминируют;

какими сложившимися и доминирующими симптома| ми сопровождается «истощение»;

объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто­рами профессиональной деятельности, вошедшими в сим­птоматику «выгорания», или субъективными факторами;

какой симптом (какие симптомы) более всего отягоща­ют эмоциональное состояние личности;

в каких направлениях надо влиять на производствен­ную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.




Похожие:

Диагностики уровня эмоционального выгорания iconДокументи
1. /vygor/Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.doc
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconПричины эмоционального выгорания учителя
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие мысли, чувства, действия. Чувства: усталость от всего, подавленность,...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconВзгляд на природу и профилактику синдрома эмоционального выгорания с позиции экзистенциально-аналитической теории личности Альфрида Лэнгле

Диагностики уровня эмоционального выгорания iconМуниципальное учреждение
В целях сохранения психологического здоровья педагогов, создания условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания»,...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconПрофилактика эмоционального выгорания
Даже наличие всех перечисленных характеристик не позволяет ему длительное время быть успешным в своей профессиональной деятельности...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconЗдоровье учителя, как важный элемент здоровьесбережения
Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Явление выгорания проявляется в виде целого...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconПрофилактика профессионального выгорания
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconМетодика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного...
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconМетодика «Цветовой тест отношений» (цто). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам. Шкалы
Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам
Диагностики уровня эмоционального выгорания iconДокументи
1. /диагностики/Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы