Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный icon

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный



НазваниеРазличают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный
Дата конвертации18.09.2012
Размер37.05 Kb.
ТипДокументы
источник




Стили воспитания

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания:

Авторитарный и демократический.

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.




Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.




Похожие:

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconЛиберальный

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconКазанский государственный энергетический университет Кафедра «Высшей математики»
Исходная задача – имеем n предметов и выбираем из них некоторые k предметов, где k может принимать значения от 1 до n. Такие выборки...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный icon-
Путин уже вошел в историю, как человек повернувший Россию от демократический перемен Горбачева и Ельцина на авторитарный путь развития....
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconКлассификация основных парашютов типа «крыло» общего назначения
К прыжкам с парашютом типа «крыло» в ао росто (досааф) допускаются парашютисты, прошедшие обучение по Упражнению №1-6 Курса или по...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconАлгоритм самооценки: в чём заключалось задание
Новизна современного урока математики заключается в организации индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconНаправления воспитания, систему на основе программ воспитания. Цель воспитания
Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconТема: «Программа по профилактике употребления пав среди несовершеннолетних»
Осуществление диагностической работы с целью выявления аддиктивных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconТутынина Любовь Прокопьевна
Муниципальное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconАндронова Вера Александровна
Муниципальное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа «Специальная общеобразовательная школа открытого...
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный iconПиление столярной ножовкой
Учитель. По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы