Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) icon

Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)



НазваниеПредисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)
страница1/7
Литвина А.В
Дата конвертации18.09.2012
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7
1. /shko 1-5kl.docПредисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)







УДК 373.1:376 ББК 74.3

Л 69




ПРЕДИСЛОВИЕ




Авторский коллектив:

Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д., Иванова Т.А.,

Иванова О.В., Конюхова Е.В.

Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Кни-

га для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.

ISBN 5-89815-666-6

В книге содержится программа сопровождения учащихся с нарушения­ми письменной речи. В основе программы сопровождения — систематиза­ция опыта команды специалистов: педагога-психолога, учителей-логопе­дов, социального педагога, логопеда — специалиста по биологической об­ратной связи. Это не случайно, потому что речевые нарушения почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании познавательных, обще­учебных и коммуникативных навыков. Результаты исследований в области сопровождения подтверждают эффективность комплексного мультидис-циплинарного подхода к проблемам развития ребенка.

Цель предлагаемой программы сопровождения — формирование у детей коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, планирования своих действий и самоконтроля.

УДК373.1Й76 ББК 74.3

© Коллектив авторов, 2006
©КАРО, 2006
ISBN 5-8981S-666-6 Все права защищены

Как известно, одним из самых сложных школьных предме­тов для большинства учащихся является русский язык. Затруд­нения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся). Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в . формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с \нарушениями письменной речи должна быть направлена не толь­ко на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и раз­витие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д. Обычно это относят к сфере деятельности педагогов-психологов. Однако результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность комплексного мультидисциплинарного подхода к ; проблемам развития ребенка.

В данном пособии содержится программа сопровождения уча- щихся, которая представляет собой систематизацию опыта целе-направленной работы целой команды специалистов: педагогов-пси- хологов, учителей-логопедов, социального педагога, логопеда — специалиста по биологической обратной связи — по формирова­нию у учащихся с нарушениями письменной речи (1-5 классы) |навыков учебной деятельности. Перечисленные специалисты ста-

вили перед собой задачу оказать помощь детям в решении про­блем, связанных с учебой, и разработать программы их профилак­тики. Кроме того, в пособии предлагается примерная структура ло­гопедических занятий по коррекции дисграфии и дизорфографии. В приложениях содержатся примеры проблемных ситуаций на логопедических занятиях; подборка упражнений для физкульт­минуток; перспективный план психолого-логопедического сопро­вождения учащихся 1-5 классов с нарушениями письменной речи; сценарии итоговых занятий «Праздник достижений» и «Звездный час».

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(1-5 классы)

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных

проблем развития.

Е.И. Казакова

Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождае­мого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения соб­ственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится ак­тивным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллектив­ным формам работы, позволяющим развивать у учащих­ся самостоятельность и навыки сотрудничества.

В процессе сопровождения учащихся с нарушениями пись­менной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающие­ся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с

Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи

учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рас­сказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруд­нений учащихся 1—5 классов используются наиболее про­стые и достаточно информативные методики.

Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем форми­рования и развития навыков учебной деятельности по­зволяет решать следующие задачи:

  • развивать умения и навыки планирования и органи­зации деятельности;

  • развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе учеб­ной деятельности;

  • повышать мотивацию к обучению и преодолению учеб­ных затруднений;

  • развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

  • формирование положительной «Я-концепции».

Для решения поставленных задач необходимо опираться

1) на основные принципы сопровождения:

  • «всегда на стороне ребенка»;

  • непрерывность, мультидисциплинарность и комплекс­ный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, от­крытость, гуманизация, индивидуальный подход;




  1. на общедидактические принципы;

  2. на основные принципы логопедии:

- системность, комплексность развития;

5

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с дру­гими сторонами психического развития;

  • деятельностный подход;

  • поиск обходных путей и опора на сохранное.

Концептуальной основой программы является педа­гогика успеха, которая предполагает обеспечение усло­вий для развития, самореализации и социализации лич­ности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каж­дого ребенка. В соответствии с данной концепцией педа­гог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а раз­вивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

Результатом реализации предлагаемой программы дол­жно быть формирование у детей следующих умений и

навыков:

  • ориентироваться в учебной ситуации (понимать инст­рукцию, планировать свои действия по ее выполне­нию, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

  • полноценно участвовать в работе в паре, в малой груп­пе, во фронтальной работе с классом;

  • произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать вни­мание при смене видов работы, поддерживать общий

темп;

- ответственно относиться к результатам своей учебной
работы, соотносить полученный результат с планируе­
мым и адекватно оценивать его, осуществлять само­
контроль;

- осознавать сильные и слабые стороны себя как учени­
ка, осваивать «технологию успеха и достижений».

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть модулей, упражнения из которых можно использовать на логопедических за-

6

Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи

нятиях. Распределение упражнений по модулям услов­но, так как большинство предлагаемых учебных зада­ний полифункциональны.

Модуль А: Умение правильно воспринимать словес­ную или письменную инструкцию.

Модуль В: Умение планировать действия по выполне­нию задания.

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконт­роль.

Модуль D: Умение самостоятельно оценивать резуль­таты своей деятельности.

Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вни­манием и темпом деятельности.

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.

В каждом модуле после описания упражнения приво­дится со значком (*) комментарий специалиста: специ­фическая цель упражнения, особые условия проведения, продолжительность и т. п.

На заключительном этапе реализации программы учени­кам предлагается самостоятельно оценить достигнутые резуль­таты, заполнив карту сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков, навыков учебной деятельнос­ти. По завершении занятий по программе организуется «Праз­дник достижений». Цели проведения праздника:

  • обобщение полученных знаний и умений;

  • рефлексия, повышение самооценки учащихся;

  • установка на дальнейшие учебные успехи;

  • получение обратной связи (результативность занятий). В ходе праздника, организаторами которого являются

психолог и логопед, дети участвуют в играх и конкурсах.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

В процессе реализации программы ученики пополня­ют раздел «Я учусь учиться» своего портфолио — папки личных достижений.

7

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи


Это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систе­матизировать интересную и полезную информацию. Кро­ме того, портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений, в том числе успехов в учебе. Составляя портфолио, школьник перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи.

Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик дол­жен понять цель его составления. Следует регулярно про­водить отбор и оценивание работ, которые учащийся помещает в нем. Время «чисток» устанавливается уче­ником, родителями и учителем (например, один раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения, направленных на про­филактику и преодоление учебных затруднений.

Предлагаем структуру портфолио, в которую при не­обходимости и по желанию ученика могут включаться и другие разделы.

Структура портфолио

«Мой портрет»:

  • характер, любимые занятия;

  • «Я в школе» («Моя школа»: любимые учителя и луч­шие школьные друзья, любимый предмет).

«Мои цели»:

  • цели по преодолению трудностей в учебе (формулиру­ются на каждую четверть учебного года);

  • табличка продвижения к цели;

  • лестница успеха.

«Мои достижения»:

  • лучшие работы;

  • награды.

«Копилка»:

  • рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);

  • важная и/или интересная информация.

«Я учусь учиться» (отражает работу по программам «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться»):

  • карты памяти;

  • алгоритмы;

  • памятки и др.

Необходимо отметить, что оформление портфолио — дело творческое. Папка личных достижений должна от­ражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если ученик подберет картинки-символы, отражающие его отношение к каждому разделу портфолио. Однако не следует превра­щать его в «сундук». Портфолио — «живой» инстру­мент, отражающий актуальную ситуацию.

8

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Логопедические занятия


Не будем забывать о том, что ребенок приходит на ло­гопедические занятия, как правило, после уроков, отси­дев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского язы­ка). Желательно максимально использовать игровые при­емы, коллективные формы работы, предоставляя возмож­ность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимули­рования активности и интереса учащихся. Линейки дос­тижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетра­ди ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.

МОДУЛЬ А

Умение воспринимать

словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удив­ляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все по­нятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, на­рушениями мышления, так и с несформированностью

10

приемов учебной деятельности. Умения своевременно ре­агировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции от­личают ученика, который умеет учиться.

Понимание инструкции тесно связано с развитием ком­муникативных навыков в процессе обучения.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Объясните Кузе». Логопед дает ученикам какое-
нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято деть­
ми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих труд­-
ности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

* Кузя — выдуманный детьми персонаж, который хочет, но
не умеет учиться. В начале курса логопедических занятий уче­-
ники рисуют портреты Кузи. На каждом занятии один из пор­-
третов помещается в рамочку на доске.

2. «Знакомый незнакомый». Дети пишут в тетрадях
цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: «Я продик-­
тую слово или словосочетание. Если вы четко представля-­
ете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+),
если нет четкого представления, — (-). Логопед диктует
словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, напри­
мер: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие
"гласные звуки"». Объясните, что это такое».

* Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд.

3. «Что нового?» Ученикам предъявляется текст для
списывания или читается текст диктанта, в который вве­-
дена явно новая для детей информация. По прочтении
текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали?
Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».

* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует раз­
витию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней,
знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание

11

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Логопедические занятия


писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)

4. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы.
Логопед быстро читает 10-12 утверждений, среди кото-­
рых есть верные и неверные. Если утверждение верно,
дети поднимают зеленые сигналы, если неверно — крас-­
ные. В конце игры разбираются утверждения, на которые
были даны противоречивые ответы.

* Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В со­гласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.

5. «Или "нет", или "да", а не знаешь — беда!» Логопед
читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и
неверные. После каждого он называет имя кого-нибудь
из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным
утверждением, и «нет», если не согласен. После его отве-­
та логопед обращается ко всем детям, и они хором сооб­
щают свое мнение («да», «нет») или говорят: «Беда!», если
вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в
беду» ученик получает штрафную карточку. По оконча­
нии игры его нужно будет «выручить», то есть задать воп­
рос или предложить какое-нибудь задание. Например,
придумать предложение из пяти слов или слово подобрать
со звуком «р» и т. п.

* В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания. Примеры утверждений см. выше.

6. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес­
то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети
записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает
им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку.

12

* Прием способствует развитию концентрации и переключе­ния внимания, но основная цель для ученика — саморегуля­ция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

7. «Будь внимательным!» Логопед просит детей про­слушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представ­ляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.

Примеры заданий:

1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а бук­
вы 3 — вычеркнуть:

Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.

2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц —
вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вы-­
черкиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

«Внимание!» Цапля старательно циркулем водила.

«Внимание!» Получился очень чистенький чертеж.

8. «Внимание и счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит де­тей поднимать карточку с цифрой, соответствующей по­зиции звука, которым отличается пара слов.

Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый.

* Игра развивает быстроту реакции, фонематическое воспри­ятие, навык фонематического анализа, способствует концент­рации внимания.

13

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Логопедические занятия


МОДУЛЬ В

Умение планировать действия

по выполнению учебной инструкции

и действовать по плану

Обучение детей планированию своих действий важ-­
нейший шаг на пути формирования умения произ-­
водить умственные операции. Целесообразно, чтобы о
плане и планировании детям сначала рассказал психо-­
лог. На конкретных примерах из Жизненной практики
можно показать, как важно человеку планировать свое
время, работу. Планирование помогает человеку эконо­
мить время и силы. На занятии, посвященном этой теме,
дети вместе с психологом составляют режим дня, полу­
чают задание составить свой план на ближайший вечер.
На следующем занятии тему «подхватывает» логопед:
анализирует составленные учениками планы на вечер,
показывает, что планировать можно и действия по вы-­
полнению учебного задания.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, задан­ная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключитель­ном этапе работы по программе курса дети сами планиру­ют действия, составляют их алгоритмы #

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Подготовься к занятию». На доске расположен ряд картинок с изображением ручки простого каранда­ша, цветных карандашей, тетради, дневника. Логопед предлагает ученикам подготовить к занятию учебные принадлежности в порядке, заданнам картинками.

* Упражнение используется на начальном этапе обучения. После того как дети выполнят задание, Уместно подвести итог:

14

кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попро­сить ее у товарища. Предлагаемый план можно усложнять, до­бавляя картинки.

2. «Расскажи о звуке по плану-схеме»:

гласный или согласный




ударный или безударный твердый или мягкий

парный или непарный звонкий или глухой звонкий или глухой

Через 1-2 занятия схема характеристики звука заменяет­-
ся. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характе-­
ристики заменены цветными символами.

3. Письмо с предварительным проговариванием. Ло-­
гопед диктует предложение или его часть, ученики хором
орфографически проговаривают 1-3 слова, логопед зада­
ет вопрос: «Сомнений нет?», и если сомнений нет, то все
пишут.

* Важно объяснить детям, что предварительное орфографи­-
ческое проговаривание слов — это и есть план их написания.
«Когда проговариваешь так, как собираешься писать, твои зна-­
ния, опыт, интуиция помогают тебе не ошибиться». Выработ-­
кой навыка письма предложений под диктовку следует зани-­
маться на каждом уроке. В начале курса нужно требовать от
детей четкого проговаривания вслух. Чтобы разнообразить Ра-­
боту, можно использовать прием «Я — учитель», когда предло-­
жение диктует один из учеников. «Учитель» следит, чтобы ко-­
личество проговариваемых слов было доступно для запоминания,
регулирует темп общей работы, не забывает задавать вопрос о
возможных сомнениях в написании. Со временем логопед раз­
решает детям проговаривать про себя, но предупреждает, что
будет наблюдать, кто из учеников действительно делает это, а
кто пишет сразу после того, как услышал слова.

15

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

4. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно ка­рандашом проставить над словами цифры, соответствую­щие порядку выполнения действий.

Пример:

1 3 2

Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существи­тельные с безударными падежными окончаниями.

4 5

В каждом слове выдели окончание, обозначь склоне­ние и падеж.

* Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить дей­ствия в скобках и с полученным результатом совершить следую­щее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сде­лать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.

5. «Выделение главного». Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выпол­нить следующее задание, результаты которого можно вло­жить в портфолио:

  • выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;

  • отметь маркером (текстовыделителем) самые важные из них — те, которые необходимо сделать в первую

очередь;

• отметь маркером другого цвета те дела/действия, ко­-
торые ты поставишь на второе место, и т. д.
* Психолог (или логопед) предлагает детям подумать, поче-­
му иногда трудно взяться за работу (например, по выполнению
домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспоря-

16

Логопедические занятия

док). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы — когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.

6. «Помогите Кузе». Составление плана выполнения
домашнего упражнения.

Пример:

Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные зна­ки препинания. Во всех предложениях подчеркни глав­ные члены.

Варианты организации работы:

1) План составляется в процессе беседы с детьми, причем
дети аргументируют свои предложения, а логопед за-­
писывает пункты плана на доске.

I 2) Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каж­дого ребенка есть какая-то магнитная цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия. 3) Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунк­там на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант. * Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее за­дание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть...»)

7. «Составьте алгоритм». Детям предлагают поработать
в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм
решения определенной учебной задачи.

Примеры заданий: ; 1) Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.

2) Составьте алгоритм проверки слова с безударным глас-­
ным в корне.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание лого­педа по транскрипции или по проверке слова, используя

17

f

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т. е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.


Ищи других родственников

Измени форму слова
* Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, не­обходимых и достаточных для решения любой из задач, принад­лежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают (К.Н. Вол­ков). Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.

Примеры алгоритмов, составленных учениками

Как сделать транскрипцию

  1. Открой квадратные скобки.

  2. Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.

  3. Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.

  4. Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.

  5. Так же работай и с другими слогами.

  6. Закрой скобки.

  7. Прочитай свою транскрипцию и сравни: такое ли сло­во ты произносил вначале/

8. Поставь ударение.

Проверка безударных гласных в корне слова Комментарий к схеме:

Чтобы проверить безударную гласную

в корне слова, не обязательно пере-

Смотри в корень

бирать в уме все родственные ему сло­ва. Иногда достаточно просто выде­лить корень, и проверка завершена: дворик двор.

18

Логопедические занятия


Откуда слово произошло?
В слове морской корень не является понятным словом, но произошло оно от слова море. Проверка завершена.

Для проверки слова гора первые два способа не помогают. Изменим фор­му слова: гора горы. Проверка завершена.




Для проверки слова удаль предыду­щие способы не подходят. Подбираем родственное слово — уда­ленький. Проверка завершена. 8. Наш помощник — карта памяти. Опорный кон­спект потому и называется опорным, что помогает хоро­шо усвоить информацию, помогает воспроизвести в па­мяти пройденное. Различные варианты опорных конспектов объединяет схематичность, яркость испол­нения и использование ключевых (основных, самых важ­ных и запоминающихся) слов. Рассмотрим один из ва­риантов опорного конспекта — карту памяти, которую придумали англий-ские психологи. Такой конспект по­может проделать следующие операции:

  • увидеть, как та или иная тема или идея логически разбивается на более мелкие элементы;

  • найти связи между отдельными идеями;

  • сгруппировать факты;

  • увидеть картину (тему) в целом.

Карта памяти имеет структуру и составляется по оп­ределенным правилам. При ее создании используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выра­зительные слова и фразы.

Составление и использование карты памяти достав­ляет удовольствие, на нее приятно смотреть.

19

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Карта памяти

Правописание безударных гласных окончаниях




Правила составления карты памяти:

  • Расположите лист бумаги формата А-4 или А-3 гори­зонтально.

  • Начните работу с цветного рисунка и названия темы в

центре.

• Нарисуйте жирные изогнутые линии разного цвета, от­
ходящие от центра, обозначающие основные идеи, раз­
делы темы.

  • Основные линии дополните другими, обозначающими ключевые слова, основные правила, подсказки.

  • Надписи к линиям — ключевые слова и фразы — сле­дует писать печатными буквами и сопровождать схе­матичными рисунками.

  • Не следует заключать слова в рамки различной кон­фигурации!

* Психологи обнаружили, что именно изогнутые линии, не­много напоминающие извилины головного мозга, хорошо помо-

20

Логопедические занятия

гают запомнить и надолго сохранить в памяти информацию. Когда же мы, составляя схему, заключаем слова в рамки, то, воспроизводя информацию по прошествии нескольких лет, па­мять «выдает» нам рамки, а не их содержание!

Примеры заданий с использованием карты памяти:

1) Вставьте в слова на вашей карточке пропущенные окончания, пользуясь картой памяти.

2) Составьте карту памяти «Как проверять написанный диктант». * Для лучшего закрепления умений рекомендуется использовать одну и ту же карту памяти на 3-4 занятиях подряд, а в дальней­шем к ней следует возвращаться, чтобы вспомнить пройденное.

МОДУЛЬ С

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять ито­говый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специаль­ных методов — планомерно, тщательно, длительно. Важ­но убедить учеников в том, что самопроверка дает воз­можность получить за письменную работу более высокую отметку. («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».)

Логопеду приходится убеждать и учителей. Их нужно просить сотрудничать с детьми: поощрять стремление ре­бенка проверить написанное, давать дополнительное время на проверку текста, не снижать отметку за исправления в диктанте, если они сделаны аккуратно и по правилам.

Целесообразен такой способ самоконтроля, при кото­ром проверка делится на три этапа. На каждом из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфичес­ких ошибок и недочетов в письменной работе. Для каж­дого из этапов разработана памятка, в которой дан алго-

21





ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

ритм действий по проверке и перечислены группы оши­бок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки

I этап — поиск специфических (дисграфических) оши­-
бок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап — поиск орфографических ошибок в слове.

III этап — поиск пунктуационных, грамматических и
смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспо­могательных приспособлений, позволяющих ребенку вы­делить слово из текста и сосредоточить на нем свое вни­мание. Таким приспособлением может служить провероч­ная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней гра­ни которого вырезаны «окошки» для выделения длинно­го и короткого слова.




  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconСостав членов Совета руководителей Муниципальных образовательных учреждений при мку «Амгинское руо»
Иванова А. С., член, директор мбоу «Бетюнская сош им. Н. Е. Иванова», руководитель Ассоциации директоров оу
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
Прошу Вас поставить на питание (завтрак) моего сына (дочь) Иванова Дениса (Иванову Юлию) ученика (ученицу) 1 класса с 1 сентября...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
Прошу Вас поставить на льготное питание (завтрак, обед, полдник) моего сына (дочь) Иванова Дениса (Иванову Юлию) ученика (ученицу)...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
Прошу Вас поставить на питание (полдник) моего сына (дочь) Иванова Дениса (Иванову Юлию) ученика (ученицу) 1 класса с 1 сентября...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
Прошу Вас поставить на питание (обед) моего сына (дочь) Иванова Дениса (Иванову Юлию) ученика (ученицу) 1 класса с 1 сентября 2011...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconДиректору моу «сош зато михайловский» Масловой О. Р. от Иванова Ивана Ивановича
Прошу Вас принять моего сына (дочь) Иванова Дениса (Иванову Юлию) ученика (ученицу) 1 класса в группу продленного дня с 5 сентября...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconСписок участников краеведческого конкурса «Истоки»
Авторский коллектив: Прокопенко Валентина Александровна, 9-й класс Пронькина Светлана Геннадьевна, 9-й класс Стерхова Маргарита Александровна,...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconПротокол № от 2012г. Председатель Иванова Л. И
Принято: на педагогическом совете мдоу общеразвивающего вида Чуфаровский детский сад «Сказка» Протокол № от 2012г. Председатель Иванова...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconПротокол № от 2012г. Председатель Иванова Л. И
Принято: на педагогическом совете мдоу общеразвивающего вида Чуфаровский детский сад «Сказка» Протокол № от 2012г. Председатель Иванова...
Предисловие авторский коллектив: Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д., Иванова Т. А., Иванова О. В., Конюхова Е. В. Л 69 Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) iconПриложение №12 к постановлению Администрации города Иванова
Положение) устанавливает категории потребителей, содержание и порядок оказания муниципальной услуги города Иванова «Начальное общее,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы