Многофакторный подход в истории
Многофакторный подход в истории icon

Многофакторный подход в истории



НазваниеМногофакторный подход в истории
Ковтонюк Н.А
Дата конвертации27.09.2012
Размер33.11 Kb.
ТипДокументы
источник

Многофакторный подход в истории.

Выполнила учитель истории школы №6 Ковтонюк Н.А.


Проблема: Этапы и причины закрепощения крестьян в России.


Социально-политический фактор.

В России главным действующим лицом было государство. Всё зависело от его нужд, его задач. В конце XV - начале XVI века идёт процесс создания единого государства с центром в Москве. Иван III принял новый титул- государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле. Ведь ранее крестьяне были вольны уйти от одного владельца земли к другому, когда им вздумается. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 года единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. При этом, уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить пожилое- плату за проживание на земле. Сумма пожилого в конце XV века была примерно 1 рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь, 100 пудов ржи или 7 пудов мёда. Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы. Судебник, принятый Иваном IV в 1550 году, подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры "пожилого", что ещё более затрудняло переход. Следующий этап в политике закрепощения крестьян- 1581 год. Это был указ Ивана Грозного о введении в некоторых районах страны заповедных лет (от слова "заповеди"- запрет). В эти годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Введение "заповедных лет" ещё более закабаляло крестьян, усиливало их зависимость от землевладельцев, вело к формированию крепостного права. На 80-90-е годы XVI века приходится составление писцовых книг. Всё население к 1592 году было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению ряда историков, и был издан указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. Однако текст указа не найден, имеются лишь косвенные доказательства его существования. В 1597 году впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 года, (срок сыска- 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1607 году по "Уложению" царя Василия Шуйского срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI века и было окончательно юридически оформлено Соборным уложением 1649 году.


^ Внешний фактор.

С 1558 Иван Грозный объявил войну Ливонскому Ордену. Цель: заполучить гавани на Балтийском море. Изнурительная Ливонская война, длившаяся 25 лет, закончилась поражением России. Часть населения погибла в годы войны, резко возрос налоговый гнёт. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством. Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя-крестьянства - к земле феодалов землевладельцев.


^ Экономический фактор.

В 70-80-х годах XVI века запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Одна часть населения разбежалась, другая - погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 годах по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. У государства недоставало средств для ведения войны и управления державой. Выход - установить систему крепостного права в государственном масштабе.


^ Географический и демографический факторы.

В XVI веке главной проблемой было удержать человека, который был редок, а не землю, которой было в избытке сверх всякой меры (завоевательные походы Ивана IV положили начало освоению русскими людьми Поволжья и Сибири, продвижению их на Восток к Тихому океану). Если крестьяне оставят помещика ради освоения вновь завоёванных земель, как землевладельцы будут существовать? Крестьянская подвижность ставила под угрозу основы феодального общества, тогда как политика государства стремилась это общество укрепить, чтобы сделать из него орудие, пригодное служить государству.




Похожие:

Многофакторный подход в истории iconСамообразования
Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории
Многофакторный подход в истории iconБодах Н. Н., учитель истории Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании истории
В "Концепции среднего образования Российской Федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых...
Многофакторный подход в истории iconМоу сош №18, с. Харагун апрель 2010 №10
Рмо учителей истории и обществознания по теме «Деятельностный подход в образовании»
Многофакторный подход в истории iconДокументи
1. /Компетентностный подход на уроках истории и обществознани1.doc
Многофакторный подход в истории iconДокументи
1. /Рохас К. Критический подход к истории французских Анналов. 2006.pdf
Многофакторный подход в истории iconДанная работа представляет интересный подход к решению поставленной задачи. Во-первых, решается задача через деятельность учащихся, а такой подход на современном этапе обучения очень важен

Многофакторный подход в истории iconРазличают несколько видов интеграции
Что такое интегративный подход в образовании? Как осуществлять интегративный подход к организации образовательного процесса?
Многофакторный подход в истории iconПашаев Казбек Исаметдинович, заведующий кафедрой истории и обществознания Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, в своем доклад
Секция Изучение региональной истории в контексте преподавания истории России. Школьный музей истории (Бежевый зал)
Многофакторный подход в истории iconКомпетентностный подход в математике
Стратегия модернизации содержания общего образования России одним из направлений обновления образования называет «компетентностный...
Многофакторный подход в истории iconИнформация, которая излагается ниже
Егэ по истории. Что должны знать и уметь выпускники, выбравшие экзамен (егэ) по истории. Перечень элементов содержания, проверяемых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы