Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа icon

Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа



НазваниеПротокол № Программа факультативного курса для 8 класcа
Дата конвертации27.09.2012
Размер80.46 Kb.
ТипПротокол
источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»


Обсуждено и принято: Утверждаю

методсовет от _____________ Директор школы №1

Симоненков А.П.

Протокол № _______

__________________


Программа факультативного курса

для 8 класcа

«Общественное движение в России XIX века»


Составила Митькина Е.А.,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа №1»

г. Сухиничи Калужской области.


г. Сухиничи

Пояснительная записка.


История Российского государства на всех этапах своего развития была насыщена различными общественными движениями. Отечественную историю просто невозможно представить без противоборства различных социальных групп, выражающих и защищающих свои интересы. XIX век, как никакой другой, богат на общественные движения. И главное: нашу историю невозможно полностью понять и осмыслить без учёта интересов различных социальных групп, так как история – это, прежде всего, люди.

В связи с этим невозможно переоценить значение истории общественного движения в школьном историческом образовании. В сборниках по подготовке к ЕГЭ в предложенных вариантах по истории 15-20% заданий, так или иначе, связаны с историей общественного движения. К тому же, тема общественного движения эффективно помогает учителю воспитывать в учениках чувства патриотизма и гуманизма, столь необходимых в наше сложное время. На примере сравнительного анализа различных общественных движений можно показать ценность и значимость реформистского пути преобразований в сравнении с революционным, несущим разрушения; воспитать отрицательное отношение к террору - явлению, уничтожающему самое ценное на земле – человеческую жизнь. Жёсткие рамки учебных программ обычно не позволяют учителю глубоко изучать общественное движение на уроках истории. Этот пробел и призван восполнить настоящий факультатив, который может быть особенно полезен учащимся, ориентирующимся на получение социальных профессий.

Большой объём современной научной и научно-популярной литературы и периодики создаёт необходимую библиографическую основу для преподавания данного курса.

^ Предмет курса - общественные движения, основные этапы и закономерности их формирования и развития.

Цель курса – изучение истории общественного движения XIX века, его роли в развитии российского общества и государства.

Завершив изучение курса, учащиеся должны знать основные фактические события общественного движения, важнейшие этапы его развития, выдающихся общественных деятелей; знать алгоритмы, необходимые для характеристики лидеров общественного движения, их программных требований, исторические особенности организаций; уметь анализировать их идеи, сравнивать их с идеями других общественных движений и делать выводы.


^ Объём различных форм работы.

Всего занятий 34 часа,

В том числе:

-лекции 7 часов,

-семинары 9 часов,

-практическая работа (с источником) 2 часа,

-контроль (итоговое тестирование, сообщения) 7 часов,

-выполнение заданий ЕГЭ 5 часов.


^ Содержание программы.


Тема I. Движение декабристов.

Исторические предпосылки движения декабристов. Формирование идеологии декабризма. Программы и планы действий тайных революционных обществ. Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Причины поражения декабристов. Значение выступления декабристов и его оценка деятелями русской культуры и общественной мысли.


Тема II. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.

Исторические условия. «Охранительное» направление (С.С. Уваров, Н.В. Кукольник, Ф.В. Булгарин). Зарождение либерализма. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. Киреевские и др.). Споры о путях развития России. Особенности взглядов П.Я. Чаадаева. Возникновение утопического социализма в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Петрашевцы.


Тема III. Общественное движение в России в конце 50-х – начале 60-х годов.

Консервативные, либеральные и революционно-демократические направления накануне и после реформы 1861 года. М.Н. Катков, «Русский вестник» и «Московские ведомости». Позиция А.М. Унковского и тверского дворянства. «Колокол»А.И. Герцена.Н.Г. Чернышевский и «Современник». Прокламации и воззвания. «Земля и воля» 60-х годов XIX века.


Тема IV. Народничество 70-х – начала 80-х годов.

Идеология народничества, его основные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Тайное общество С.Г. Нечаева. «Хождение в народ». Образование «Земли и воли» 70-х гг., «Народной воли» и «Чёрного передела». Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Бархатная диктатура М.Т. Лорис-Меликова. Деятельность «Народной воли» ( А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др.). Убийство Александра II. Политика контрреформ.

Тема V. Рабочее движение в последней четверти XIX века и распространение марксизма.

Положение российского пролетариата. Маргиналы. Особенности рабочего движения. Первые самостоятельные рабочие организации: «Южно- российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих». Распространение идей марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов. Марксистские кружки в России. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В.И. Ленин Возникновение российской социал - демократии. I съезд РСДРП.


^ Учебно-тематический план курса.




Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Движение декабристов.

  1. Исторические предпосылки движения декабристов. Формирование идеологии декабризма.

  2. Программы и планы действий тайных революционных обществ. Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге. Восстание Черниговского полка на Украине.

  3. Следствие и суд над декабристами. Причины поражения декабристов. Значение выступления декабристов и его оценка деятелями русской культуры и общественной мысли.

  4. Контроль

  5. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

5


лекция


семинар


семинар


зачётное тестирование

практическая работа

2

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.

1.Исторические условия. «Охранительное» направление (С.С. Уваров, Н.В. Кукольник, Ф.В. Булгарин).

2.Зарождение либерализма. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. Киреевские и др.). Споры о путях развития России.

3. Особенности взглядов П.Я. Чаадаева. Возникновение утопического социализма в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Петрашевцы.

4. Контроль.


5. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.



5



лекция


семинар


практическая работа


зачётное тестирование

практическая работа

3

Общественное движение в России в конце 50-х – начале 60-х годов.

1.Консервативные, либеральные и революционно-демократические направления накануне и после реформы 1861 года.

2.М.Н. Катков, «Русский вестник» и «Московские ведомости». Позиция А.М. Унковского и тверского дворянства.

3. «Колокол» А.И.Герцена. Н.Г. Чернышевский и «Современник».

4. Прокламации и воззвания. «Земля и воля» 60-х годов XIX века.

5. Контроль


6. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

6



лекция


семинар


практическая работа

семинар


зачётное тестирование

практическая работа

4

Народничество 70-х – начала 80-х годов.

  1. Идеология народничества, его основные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв.

  2. Тайное общество С.Г. Нечаева.

  3. «Хождение в народ». Образование «Земли и воли» 70-х гг., «Народной воли» и «Чёрного передела».

  4. Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Бархатная диктатура М.Т. Лорис-Меликова.

5.Деятельность «Народной воли»

(А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др.). Убийство Александра II. Политика контрреформ.

6. Контроль.

7.Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

7


лекция


сообщения

семинар


семинар


семинар


зачётное тестирование

практическая работа

5

Рабочее движение в последней четверти XIX века и распространение марксизма.

  1. Положение российского пролетариата. Маргиналы. Особенности рабочего движения.

  2. Первые самостоятельные рабочие организации: «Южно- российский союз рабочих» и «Северный союз русских рабочих».

  3. Распространение идей марксизма в России.

  4. Группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов. Марксистские кружки в России.

  5. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В.И. Ленин Возникновение российской социал - демократии. I съезд РСДРП.

  6. Контроль.




  1. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме.

4 часа – резерв

7



лекция


семинар


лекция


сообщения


семинар


зачётное тестирование

практическая работа



Список литературы.

  1. Зуев М.Н. История России. М., 2004.

  2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

  3. Нечаев С.Г. Катехизис революционера, Родина. 1990. № 2.

  4. Нечкина М.В. Декабристы. М., 1985.

  5. Пирумова Н.М. Александр Герцен: жизнь и деятельность. М., 1993.

  6. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

  7. Фёдоров В.А. История России XIX – начала XX века. М., 1998.

  8. Материалы для подготовки к ЕГЭ.




Похожие:

Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconРабочая программа факультативного курса по «Экологии учебной деятельности»
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы Дзятковской Е. Н
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПрограмма факультативного курса по английскому языку для учащихся 8 класса
Учебно-методическое сопровождение программы
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПояснительная записка Рабочая программа кружка «Планета загадок» разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расширения знаний по окружающему миру. Программа рассчитана для детей 1 класса
Рабочая программа кружка «Планета загадок» разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расширения знаний...
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПротокол № Программа факультативного курса для 6-7 классов
Нашу историю нельзя понять без учёта последствий бесчисленных войн и той цены, которую наш народ заплатил за независимость и территориальную...
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПрограмма факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ
Филиал Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconРабочая программа факультативного курса по английскому языку 9 класс «Открывая мир с английским языком»
Программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Урочная форма осуществляется в пределах сетки часов в учебном...
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПрограмма факультативного курса по математике для учащихся 6 класса
Овладение математическими знаниями, владение терминологией, эффективное её использование; применение знаний в нестандартных и проблемных...
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя образовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconРабочая программа факультативного курса по «Экологии учебной деятельности»
«человек – его природное и социальное окружение». Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю
Протокол № Программа факультативного курса для 8 класcа iconПрограмма факультативного курса по информатике для 5-7 классов
В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы