Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений icon

Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений



НазваниеРабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений
Дата конвертации27.09.2012
Размер186.46 Kb.
ТипРабочая программа курса
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

ДЛЯ 2 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)


(2 часа в неделю. Всего 70 ч.)


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского «Художественный труд», утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Предмет «Технология» входит в образовательную область «Изобразительное искусство и художественный труд».

^ Основные цели программы:

  • обеспечить обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образова­ния по предмету;

  • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

  • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

  • содействовать воспитанию личности на основе народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами трудовой деятельности с различными материалами;

  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:

  • развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;

  • основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и уроках художественного труда.

В построении содержания обеих программ предусмотрена:

  • в выборе заданий, материалов и техник;

  • в выборе произведений изобразительного и народ­ного искусства с учетом региональных особенностей;

  • в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материала­ми, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.

Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебного предмета - 1 час.


Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.

Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладе­ние учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе осво­ения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(34 ч)


Ведущая тема года: КАКОГО ЦВЕТА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ


Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (16 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, отражающих состояния цветовой палитры в пейзаже золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветового многообразия в природных и рукотворных формах.

Расширение знаний и представлений:

о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира. Освоение приемов работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешивания цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам), получение нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Экспериментирование с цветовой палитрой (выявление формы предмета с помощью мазка в определенном направлении, превращение раздельных удлиненных мазков в изображение, получение разных оттенков одного цвета, плавное и ступенчатое растяжение цвета);

о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно-силуэт), их использование в рисовании с натуры, по представлению (натюрморта, цветов, животных, орнамента т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета;

о станковой композиции (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетно-тематическая композиция). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе - ниже, дальше - выше). Передача смысловой связи между объектами композиции;

о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.

Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению:

пейзажа живописными и графическими средствами, выполнение зарисовок отдельных объектов природы, архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов. Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций, передача состояния природы в разное время года («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»);

натюрморта из природных и рукотворных форм, приемы построения отдельных объектов и группы сим­метричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живо­писными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе»). Выявление графическими средствами многооб­разия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» ри­сование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону. Рисование с нату­ры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные мате­риалы на выбор;

человека, животных. Выполнение набросков в дви­жении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных геро­ев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с после­дующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием гра­фических разделок разной конфигурации — завитков, штрихов, точек и т. д.);

станковой и декоративной композиции. Выполнение композиций с использованием вариантов композицион­ных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Рус­ское поле»). Выполнение иллюстраций к сказкам с пере­дачей смысловой связи между персонажами. Составле­ние декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом.


^ Основы народного декоративно-прикладного искусства (18 ч)

Развитие эмоционально-эстетического воспри­ятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного твор­чества. Связь содержания произведений с родной приро­дой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря.

Расширение знаний и представлений о симво­лике народного орнамента. Отражение родной при­роды в орнаменте вышивки, росписи по дереву, керами­ки. Образы-символы в орнаментальном искусстве: сим­волы плодородия, благопожелания, природных стихий, обереги. Закономерности построения орнамента на замк­нутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орна­мента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов. Выявление роли красного цвета в народном искусстве.

Опыт художественно-творческой деятельности.

Упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птица-пава, мать сыра земля, засеянное поле); в процессе самостоятельного заполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций.

^ Филимоновская глиняная игрушка. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность), своеобразие элементов, характер начертания элементов — геометрический (линии, круги, квадраты, елочки). Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиций «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций).

^ Полхов-майданская деревянная игрушка. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи – орнаментальные мотивы (большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке). Изготовление игрушки по мотивам полхов-майданской на уроках труда и её роспись.

^ Гжельская керамика. Необычность форм, названий сосудов, цветовой гаммы и элементов росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовлен­ных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций).

^ Народный костюм. Продолжение знакомства с основ­ными элементами северного женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения: голов­ного убора — драгоценными камнями, бисером, рубахи сарафана — вышивкой. Продолжение знакомства с элементами воинского костюма. Выполнение орнамента основе повтора и вариаций (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов на боевых конях, в полном боевом снаряжении.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

(34 ч)


Ведущая тема года: ВСЯКОМУ РУКОДЕЛИЮ ЕСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ


Работа с бумагой

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: бумага (ватман) и картон; об ин­струментах и материалах для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); о способах технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное скла­дывание — гофрирование; оригами, сквозное вырезыва­ние из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скру­чивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники орига­ми («катамаран»); об обозначениях (скручивание, гофри­рование, прокалывание); о работе по технологической карте — чтение обозначений,

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов оригами; скла­дывания; художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; работа по технологической карте. Организация выставки творческих работ, коллек­тивная оценка результатов работы.

Формирование трудового опыта в процессе изготовления изделий из бумаги:

виды конструирования из бумаги: воздушные кон­струкции, включающие детали в технике гофрирования (по мотивам традиционных щепных птиц), плавающие конструкции в технике оригами (катамаран); объемное конструирование на основе цилиндра (по мотивам гжельской керамики и изделий Полхов-Майдана);

конструирование с включением готовых вспомога­тельных форм: санки с деталями со сквозным узором;

моделирование из бумаги и готовых вспомогатель­ных форм: ветряки с вращающимися лопастями;

декоративные композиции: в технике художествен­ной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рель­ефное панно (по мотивам костюма и снаряжения рус­ских богатырей).


^ Работа с тканью

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: полотняное переплетение в тканях из натуральных волокон; разновидности ниток для вышивания; способы изготовления домотканых узорных тканей, половичков, дорожек; об инструментах и приспособлениях: история применения человеком ножниц, иглы, изобретение ткацкой рамы; о декоре предметов быта, народного костюма вышивкой по рисовке (свободной), шитьем из лоскута.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование собственного изделия из ткани на основе вариации (внесение изменений в размеры, форму, колорит представленных вариантов изделий); выбор ткани в соответствии с назначением изделия, его художественными качествами; самостоятельное составление выкройки изделия простой формы; раскрой) разворот; обработка края изделия бахромой и краевыми швами; вышивка швами «петельный», «стебельчатый»; узорное ткачество на рамке; плетение из полос "сани; лоскутное шитье из квадратов-модулей; организация рабочего места; предварительное планирование работы по изделию и технологической карте; самостоятельная оценка работы по заданным критериям.

Формирование, трудового опыта:

изготовление изделий из ткани: узорное ткачество на рамке - коврик, панно из лоскутных полос по мотивам традиционных половичков; платочек, украшенный шитой монограммой (стебельчатый шов);

конструирование из ткани: коллективное лоскутное панно или сувениры (салфетки, прихватки и др.) из квадратов-модулей (на основе традиционных мотивов «мельница», «конверт»); лоскутная кукла из нескольких деталей (по мотивам народной куклы - «покосницы»);

проектирование из ткани: сумочка (лакомка), самостоятельный выбор формы, размера, мотивов декора;

конструирование приспособлений для работы: рамка для ткачества из деталей набора «Конструктор».

^ Работа с пластичными материалами

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: разновидности глины — белая (каолин), красная, «синика»; зависимость приемов лепки от природных свойств глины; об инструментах и приспособлениях: выкройки для фигурных изделий из пластичных материалов, коробочки для формовки пластин; о спо­собах декора изделий из пластичных материалов: рельеф, роспись, «муравление».

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: подготовка пла­стичных материалов к работе (вымешивание глины, теста); вырезание фигурных изделий по выкройке; выполнение основы декоративной пластины с помощью заготовленной формы; лепка из целого куска способом вытягивания; лепка формы посуды и обрядового печенья приемами кругового налепа из жгутиков; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; умение выполнять совмест­ную работу; самостоятельная оценка работы по задан­ным критериям.

Формирование трудового опыта:

лепка из пластичных материалов: посуда по мотивам народной керамики (горшок, крынка, чашка и др.) с леп­ным декором; глиняная игрушка по мотивам традицион­ных образов филимоновской игрушки; новогодняя иг­рушка-подарок (фигурный пряник), «тетерки» — изде­лия по мотивам традиционного печева;

проектирование из пластичных материалов: фриз или панно из декоративных пластин, украшенных леп­ным декором по мотивам традиционных муравленых изразцов.


^ Работа с природными материалами

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: береста и солома, их цвет, фактура, пластические качества; об инструментах и приспособле­ниях: ножницы, иглы, нити, клей и др.; о декоре изде­лий из соломки (инкрустация) с помощью тонирования, плетения (игрушка).

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: заготовка деталей орнамента для инкрустации из соломки; заготовок для бусинок из бересты; выполнение симметричного орнамен­та из природных материалов с учетом формы и размеров изделия; приемы конструирования соломенных игрушек из нескольких деталей способами сгибания, скручива­ния, связывания, плетения; украшений из бересты спо­собами скручивания и склеивания, низания деталей на нить; организация рабочего места; предварительное пла­нирование работы по технологической карте; умение выполнять совместную работу; самостоятельная оценка работы по заданным критериям.

Формирование трудового опыта:

Изготовление изделий из природных материалов: коллективное панно в технике инкрустации соломкой по мотивам работ народных мастеров.

Конструирование из природных материалов: бусы из бересты по мотивам традиционных украшений; панно или головной убор (венец), украшенный симметричным орнаментом из природных материалов в технике аппликации; игрушки из соломы (конь, птица и др.) по мотивам работ народных мастеров.


^ Требования к уровню подготовки обучающихся,

оканчивающих 2 класс


В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

знать/понимать

  • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);

  • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов;

  • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновск­ой, полх-майданской игрушки;

  • способы и приемы обработки различных материа­лов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти­тельные материалы);

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • разнообразные средства выразительности, исполь­зуемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);

  • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художе­ственной вещи;

  • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;

  • правила безопасности при работе ручными инстру­ментами;

  • значение слова «береста», понятия «вышитый ор­намент», «тканый орнамент», названия ниток, тканей, их назначение;

  • условные обозначения, применяемые при художе­ственной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сги­ба, складывания, места прокола, нанесения клея;

  • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бере­сты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, скле­ивание, складывание, конструирование);

  • правила техники безопасности при работе с режу­щими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, ши­лом, кистью для клея, стекой, иголкой;

  • применять способы смешивания акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

  • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно выбирать величину и расположение изо­бражения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ни­же, дальше — мельче и выше);

  • применять основные средства художественной вы­разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па­мяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, угол, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;

  • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание т. п.), выполнять работы в технике оригами, вырезание, аппликации, папье-маше;

  • использовать различные приемы работы с тканью ( шитье, вышивка, ткачество на рамке), выполнять швы «петельный» и «стебельчатый»; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);

  • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленного изразца; передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;

  • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:

  • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • собственную оценку рассматриваемых произведений искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

  • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к националь­ным обычаям и культурным традициям; положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.




Похожие:

Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа курса изо 9 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconИзобразительное искусство пояснительная записка программа «Изобразительного искусства»
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconУчебного курса по геометрии для 9-го класса
Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений (к учебному...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по химии 9 класса второй ступени базового уровня на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2008, 2009. Сборник
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Программы основного общего образования по химии, программы курса...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconРезинкину Екатерину Игоревну учителя изобразительного искусства сош №28, тг учителей изобразительного искусства Создание электронного пособия по использованию информационных технологий на урок
Лиану Омариевну учителя изобразительного искусства гимназии №3, тг учителей изобразительного искусства «Разработка методических рекомендаций...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма по химии для 9 класса учителя химии с. В. Рязановой с. Украинка 2012 год пояснительная записка
Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconДокументи
1. /Специфика использования дидактических игр на уроках изобразительного искусства и художественного...
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconРабочая программа курса математика для 4 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (4 часа в неделю. Всего 136 часов) г. Мегион, 2012 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика»
Примерной программы для общеобразовательных учебных заведений по предмету, а так же на основе программы, разработанной авторами М....
Рабочая программа курса изобразительного искусства и художественного труда для 2 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6 класса составлена на основе следующих документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы