Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование icon

Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование



НазваниеСергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование
Дата конвертации18.09.2012
Размер75.34 Kb.
ТипИсследование
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосергеевская основная общеобразовательная школа »

636177, с. Новосергеевка Кожевниковского района Томской области, ул. Комсомольская, 14,

тел. 55117, тел/факс 55117; mail:novososh@ms.tusur.ru, ИНН/пенс 7008004698/


Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии,

первая квалификационная категория

Природоведение 5 класс

Урок - исследование

Тема: СВОЙСТВА ВОЗДУХА

Цель: 

Образовательная: создание условий для формирования понятий:

Развивающая: создание условий для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать.

Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса; повышение культуры общения.

^ Дидактический тип урока: урок – исследование..

Оборудование: мультимедийная система; учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова "Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс", оборудование для проведения опытов.


План урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний. СЛАЙД №1

  • Какой газ выделяет элодея в аквариуме? Почему горит лучина?

  • Почему погибла мышь? СЛАЙД №2

  • Воздух это тело?

3. ИНМ.

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

   Отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего занятия. (СЛАЙД №3)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

(Воздух)

  • - И что же такое воздух? (СЛАЙД №5)

- Кто-нибудь видит сейчас воздух?

- А может его вовсе нет?

- Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть.

- Скажите, а почему мы не видим воздух?

Внимательно прочитайте стихотворение и найдите свойства, которыми обладает воздух^ . (СЛАЙД №6)

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

^ (СЛАЙД №8)

Открываем первое свойство воздуха: воздух прозрачный и бесцветный.

(СЛАЙД №9)

- Каким цветом вы рисуете небо? Почему?

Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? ( Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. У поверхности Земли воздух плотный, густой. Высоко в горах – разреженный. Воздушный океан очень важен для жизни, потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
- Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
- Какое было желание?

( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

-  А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

(Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

- А сейчас?

( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

^ (СЛАЙД №10)

(Чистый воздух запаха не имеет).

- Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

(воздух не имеет вкуса )

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в ладошки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

( не имеет формы)

^ СЛАЙД №11

Игра «Кто быстрее?!».

Надуйте воздушные шары за 15—20 секунд. (Отме­тить победителя.) Сравните объ­емы шаров. В каком из шариков больше воздуха? Какой труднее сжать? Как назвать способность воз­духа после сжатия возвращаться к исходному объе­му? (Упругость.) На заре современных наук воз­дух называли «упругой жидкостью»!

Это свойство воздуха подтвердит и наглядно проиллюстрирует следующая работа. Откроем бутылку лимонада или мине­ральной воды.

Опираясь на результаты опыта «Упругая жид­кость», объяснить, почему напиток «закипает».

В этих напитках растворен углекислый газ под давле­нием большим атмосферного - т. е. газ помещают в бутылку, как бы сжимая, «утрамбовывая». Открыв пробку, мы устраняем ограничение, препятствие, ме­шавшее газу вернуться к исходному объему. «Осво­божденный» газ расширяется внутри жидкости, вслед­ствие этого слышно шипение и жидкость бурлит.

- У кого из вас есть велосипед?

- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

- А где еще используется это свойство? (Свободные высказывания детей). Воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления (насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи - как они отскакивают и подпрыгивают!

^ СЛАЙД №12,13. А имеет ли воздух вес? Подберите условия проведения эксперимен­та и выясните, имеет ли воздух вес.

Как при помощи воздуш­ного шарика, нитки, весов и разновесов доказать или опровергнуть утверждение о том, что воздух имеет вес?
Что у меня в руке? ( Пластмассовая бутылка без пробки).
Польем на нее холодной водой, а затем, наденем на горлышко резиновый шарик, а теперь поставим бутылку в емкость с горячей водой.
 Что вы заметили? (Шарик сам начинает надуваться).
А теперь, бутылку польем холодной водой. (Шарик спускается).
СЛАЙД 14. Почему?   (При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается.)

^ СЛАЙД №15 ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр.1   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ! )

Упр.2  « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.

Какие же свойства воздуха, мы смогли открыть

  • невидим,

  • прозрачен,

  • не имеет запаха,

  • бесцветен,

  • имеет вес,

  • при нагревании расширяется,

  • при охлаждении сжимается.

^ СЛАЙД №16. Хорошо ли нагревается воздух? Все познается в сравнении. Следуя этому деви­зу, в две одинаковые пластиковые бутылки помес­тите песок и воду. Третью бутылку оставьте «пус­той». Испытуемым веществом в ней будет —? (воз­дух). Закройте бутылки пробками и разместите у батареи центрального отопления. Отметьте: 1) что нагреется быстрее всего; 2) что быстрее осты­нет.

Посмотрим …на оконные рамы. Это великое , поверьте мне , изобретение. Они пропускают свет в помещение, но не пропускают тепло и холод. Почему?

- Что находится между рамами?

- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? (Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода)

- А что происходит с мехом животных к зиме?

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

Способность проводить тепло — теплопро­водность у различных тел не одинакова. Сравните теплопроводность воздуха и медной проволоки.

Данные опыты необходимо проводить при помо­щи старших (родителей или учителя) вдали от лег­ко воспламеняющихся веществ и предметов!

а) Обмотайте головку спички два раза тонкой медной проволокой. Возьмите проволоку за свобод­ный конец и введите ее в пламя свечи на несколько
секунд на расстоянии 5 см от спички.

б) Зажгите свечу. На расстоянии 5 см от нее дер­жите спичку головкой к свече. Сравните теплопро­водность воздуха и меди.

( Воздух - плохой проводник тепла.)

- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).

СЛАЙД №17. Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

(воздух легче воды).

- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

(теплый воздух поднимается вверх)

Над горящей горелкой колышется лист бумаги. Что заставляет его двигаться?

Как человек использует это свойство?

Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?

Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

^ (СЛАЙД №18)

Давайте вспомним свойства воздуха, с которыми познакомились на уроке.

1Y. Закрепление

  • В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

Проверить результаты опыта заложенного в начале урока.

(СЛАЙД №20) Для чего в опыте, изображенном на рисунке, под стакан с горячей водой подложена пустая спичечная коробка?

^ СЛАЙД № 21. Рефлексия.

В какой цвет вы хотели бы покрасить эти паруса? В жизни каждого человека всегда есть свои надежды и мечты, всегда есть свои паруса. Пройдет совсем немного времени и кто-то из вас под парусом пойдет в океан “за тридевять земель”. И встретит вас чистый бесцветный и прозрачный как стекло воздух, а если вы захотите поохотиться, то на помощь придет ружье для подводной охоты со сжатым воздухом. А потом ваш корабль остановится около красивого острова, на котором находятся горы и вам захочется на них подняться, то вы не забудьте взять с собой теплые вещи, так как воздух там холоднее.

Желаю всем попутного ветра!

(СЛАЙД №22) Задание на дом: §17, Литературное задание: принимаются стихи, рассказы, пьесы, сказки, где главным героем является какое-нибудь из понятий: воздух, атмосфера, газ(ы) из состава воздуха, пыль в воздухе, сжимаемость и упругость как свойства воздуха, жидкий воздух.
       Художественное задание: рисунки на тему "Жизнь воздушного океана"; плакаты, коллаж на тему "НЕТ!" загрязнению окружающего воздуха".
     
   Творческое задание: коротенькое сочинение, рассказ-фантазия "Если бы я мог летать..."









Похожие:

Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconКазанцева Татьяна Николаевна учитель физики, 1 квалификационная категория Методическое объединение работает над темой : Формирование ключевых компетентностей учащихся на урок
Семененко Наталья Михайловна – руководитель мо, учитель математики, 1 квалификационная категория
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconПредседатель профсоюзного комитета
Шабаева Татьяна Владимировна – учитель начальных классов, первая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconТема урока: Обыкновенные дроби. Решение задач
...
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconЗапись в трудовую книжку (раздел «Сведения о работе»)
«Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета), «преподаватель»,...
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconПубличный докдад директора гимназии за 2010-2011 учебный год Педагогические кадры гимназии
По её результатам 7 педагогам была присвоена высшая квалификационная категория, 6 – первая квалификационная категория, 3 – вторая...
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconВнеклассное мероприятие по математике в средних классах. Турнир «Знатоки против учащихся» Цели и задачи
Королёва Ирина Анатольевна, учитель математики моу «Основная общеобразовательная школа», первая квалификационная категория
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconДоклад на республиканской конференции» 2011 год Диплом Республиканского Центра эстетического воспитания детей «Лучший юнкор 2011» 2012год
Занимаемая должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconАхметгалеева Гульшат Бариевна
Ей присвоения высшая квалификационная категория по должности «заместитель директора» в 2009 году, первая квалификационная категория...
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconУрок. Тема: «Закон Ома для участка электрической цепи»
Орешкина Галина Николаевна учитель физики. Образование: высшее. Квалификационная категория: первая
Сергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование iconСулейманова Мавлида Хайрулловна Дата рождения 1956 г р., образование высшее, учитель математики и информатики, стаж работы – 30 лет. Квалификационная категория – первая. Награждена Почетной грамотой Министерства образования рб. Достижения учеников
Дата рождения 1956 г р., образование высшее, учитель математики и информатики, стаж работы – 30 лет. Квалификационная категория –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы