Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы)
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) icon

Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы)



НазваниеИсследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы)
Сергеева Татьяна Анатольевна
Дата конвертации18.09.2012
Размер160.01 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосергеевская основная общеобразовательная школа»

Томская область Кожевниковский район с. Новосергеевка ул. Комсомольская 14

тел. (38244)55117,

e-mail: novosoch@ms.tusur.ru





Автор: Сергеева Татьяна Анатольевна


2011г

Сценарий урока с использованием компьютера

Преподаватель – Сергеева Татьяна Анатольевна


Предмет – биология.

Тема – Лишайники - бесценный дар природы.

^ Продолжительность занятия – 45 минут

Класс – седьмой.

Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, село Новосергеерка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа»

^ Авторский медиапродукт – презентация 24 слайда (среда Power Point, Paint, Word)


III. Схема взаимосвязи кадров презентации:


1

10

2

3

4

5

6

7

8

9








14

12

11

13





15

16

17

18

19

20

21

22

23

24




V1. Содержание кадров:

  1. Эпиграф.

  2. Проблема урока.

  3. Многообразие лишайников (фотографии).

  4. Слова К.А. Тимирязева.

  5. Немного истории.

  6. Лабораторно-исследовательская работа «Разделение компонентов лишайников и их культивирование».

  7. Исследовательская работа на занятии.

  8. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы).

  9. Строение лишайника.

  10. Классификация лишайников.

  11. Кустистые лишайники.

  12. Накипные лишайники.

  13. Листоватые лишайники.

  14. Размножение лишайников.

15,16. Применение.

  1. Лишайники и животные.

  2. Манна небесная.

  3. Роль в почвообразовании.

  4. Охрана лишайников.

  5. Лишайники - биоиндикаторы.

  6. Запомните.

  7. Верно ли суждение.

  8. Спасибо за урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.), автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов, (подача материала 2-мя способами: аудиально и визуально);

  3. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

^ План занятия:



п/п

Структурные

элементы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучащихся

Обсуждение

2 МИНУТЫ

2

Разминка

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Опрос

5 МИНУТ

3

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение целей урока, постановка проблемы

Восприятие разъяснений учителя

3 МИНУТЫ

4

Сообщение нового материала

Лекция-беседа

Восприятие

7 МИНУТ

5

Лабораторно-исследовательская работа.

Разъяснение этапов творческого проектирования

Восприятие

5 МИНУТ




Работа с раздаточным материалом

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся




3 минуты

6

Закрепление изложенного материала

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся

Работа с сигнальными карточками.

15 МИНУТ

7


Задание на дом


Разъяснение дифференцированного объёма работы на дом

Запись в дневниках. Выбор задания

3 МИНУТЫ


^ Задачи занятия:

  • познавательная - формирование у обучающихся системы знаний;

оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темы учебной деятельности, развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов;

-содействие ребенку в формировании положительной Я- концепции, развитии творческих способностей, овладение умениями и навыками самообразования.

  • развивающая - развитие навыков исследовательской деятельности (систематизация фактов и явлений, интерпретация данных, установление аналогии, формулировка выводов, установление связи полученных данных с поставленной проблемой), научить школьников устанавливать причинно-следственные связи;

-характеризовать представителей царства Растения на примере лишайников.

  • воспитательная - воспитание бережного отношения ко всему живому, формирование потребности в экологически грамотном поведении, : воспитание информационной культуры.

^ Принцип построения урока Методы обучения:

-самоактуализация, -информационный ,

-индивидуализация, -репродуктивный,

-субъективности, -частично-поисковый (эвристический),

-выбора, -исследовательский,

-творчества и успеха, -самостоятельной работы.

-веры, поддержки.

^ Используемые технологии:

-технология на проблемной основе.

-информационно-коммуникативная,

-частично-поисковая технология,

-технология на диалоговой основе.


Оборудование: компьютер, проектор, заранее подготовленный опыт, микроскопы, гербарии лишайников, слайд-презентация.


Ход занятия:

1.Организационный момент. (2 мин)

2. Актуализация знаний.

1. Каковы общие признаки водорослей?

2. Как питаются водоросли?

3. Что надо для жизни грибам? (органические вещества)

4. Каковы способы питания характерны для грибов?

5. Может ли водоросль предоставить органические вещества грибам? (да)

6. Что может дать гриб водорослям? (воду, минеральные вещества, даже из воздуха)

^ 3. Целевая установка.

« Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека». Сегодня я предлагаю вам перелистнуть очередную страницу книги природы и познакомиться с удивительными живыми организмами. Слайд № 1.

Проблема. В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Почему Тимирязев назвал лишайники “растение – сфинкс”. Это мы с вами должны будем выяснить на нашем уроке. Слайд № 2.

^ 4. Сообщение нового материала.

Лишайники – группа низших растений, насчитывающая около 26 тыс. видов. Некоторые из них занесены в Красную книгу.
Лишайники – это своеобразные и удивительные организмы. Кажется, что это одно растение, а на самом деле, симбиоз двух организмов: гриба и водоросли.
    Эти растения сказочно живучи! Слайд №  3
   К.А. Тимирязев в своей знаменитой книге «Жизнь растений» писал: «Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни». Слайд №  4

Вот с такими интересными организмами мы сегодня познакомимся.

  Впервые о лишайниках упоминает один из основоположников ботаники Теофраст, живший еще до нашей эры. Он различал лишь два вида лишайников, в то время как Карл Линней в 18 веке различал уже 80 видов этих организмов. Антон де Бари первым предположил, что лишайник включает два разных организма и ввел для таких отношений столь распространенное теперь понятие симбиоз. Слайд №  5

1) строение лишайников.

Лишайники получили не совсем приятное название за их внешнее сходство с наростами, лишаями на коже животных и человека. Но, оказывается, за столь неблагозвучным названием скрывается удивительный по своеобразию мир. На редкость изящные, необычно устроенные, они окружают нас повсюду, стоит лишь появиться в лесу. Растут лишайники на стволах деревьев, свисают с веток, попадаются под ногами, покрывают коркой камни. Однако, есть сведения о том, что их встречали и на стекле, и на шифере, и на старых заборах, а самое удивительное, пожалуй, это их находили на линолеуме, фарфоре, фаянсе, полотняных и шелковых тканях и даже на старинных пушках.

О лишайниках есть очень интересная сказка. Я ее буду читать, а вы внимательно слушайте.
«На краю соснового бора одиноко стоял дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, только очень тоскливо. Изредка на его ствол садились птицы, но вскоре улетали. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.

^ И вот, как-то раз, пробудившись ото сна, дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

-Ты кто? – спросил дуб.

-Я - гриб, - гордо ответил незнакомец.

-А где ты живёшь?

-Пока нигде, - с грустью сказал гриб.

Дуб задумался на секунду.

-А ты не причинишь мне вреда?

-О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил незнакомцу поселиться на его коре. И стали они жить вместе. Так прошло несколько дней. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой гриб увидел крошечное существо. Это была водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Водоросль и гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) водоросль и тем самым оберегал её от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодарная ему за это водоросль снабжала гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить её на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная.

- Что вы узнали из сказки?

- Как питается водоросль в теле лишайника?

(автотрофно, фотосинтезирует)

- Как питается гриб в теле лишайника?

(гетеротрофно, берет готовые вещества у водоросли)

- Почему подружились водоросль и гриб?

- Как называется взаимовыгодное сожительство?

- А теперь давайте на опыте докажем, а правда ли, что лишайник – симбиоз гриба и водоросли?

2). Лабораторно-исследовательская работа.

Лабораторно – исследовательская работа

«Разделение компонентов лишайников и их культивирование»

^ ХОД РАБОТЫ.

А. Предварительный этап работы

За 10 – 12 суток до занятия по теме «Лишайники» приготовьте объект для исследования.

а) истолките в фарфоровой ступке лишайник.

б) увлажните полученную массу

в) перенесите увлажненную массу в стакан и выдерживайте при температуре 20 0º С 10 – 12 суток. Слайд№6.

^ Б. Исследовательская работа на занятии

1) Проведите исследование объекта по алгоритму

а) Внимательно рассмотрите зеленый налет на стенках стакана.

Чем может быть образован этот налет? Выберите верное утверждение и запишите результаты исследований в рабочий лист.

Налет на стенках стакана образован погибшими водорослями

Налет на стенках стакана образован одноклеточными водорослями лишайника

Налет образован выжившими и размножившимися одноклеточными водорослями лишайника.

б) Внимательно рассмотрите дно стакана. Что находиться на дне по вашему мнению? Выберите верное утверждение и запишите результаты исследований в рабочий лист.

На дне стакана находиться потемневшая грибница

На дне стакана находится сгнившая грибница

На дне стакана находится неизмененная грибница

2) Сделайте выводы и запишите в рабочий лист.

3) Интерпретируйте полученные данные (сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы) и запишите в рабочий лист.

(на стенках стакана – водоросль, а черный осадок – сгнивший гриб). Слайд№7,8.

Слоевище (тело лишайника) образовано переплетением грибных нитей, которые хорошо видны под микроскопом на поперечном срезе. Ближе к поверхности слоевища нити гриба образуют плотное переплетение, выполняющее роль покровной ткани. Ближе к центру оно становится рыхлым. И в полостях между нитями заметны группы зелёных клеток водоросли (сине-зелёные или цианобактерии). Шарообразные клетки водоросли скапливаются на той стороне слоевища, которая обращена к солнцу. Как и все зелёные растения, водоросль использует энергию солнца для образования необходимых для её жизнедеятельности органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных солей. Причём часть органических веществ водоросль отдаёт грибу. Слайд№9

- Как вы, ребята, думаете почему? (Т.к. он не имеет хлорофилла и не способен к органическому синтезу).
- Чем снабжает гриб водоросль ?   (Водой и минеральными солями, полученными из почвы.)
- Может ли водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделённая от гриба существовать самостоятельно?   ( Да. Потому что она сама синтезирует органические вещества. )
- А гриб может отдельно существовать от водоросли? Почему?  ( Нет, т.к. он питается готовыми органическими веществами )
Ото мхов, с которыми часто смешивают лишайники, отличает то, что нет типичной зелёной окраски и органов
      Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела (влагу дождей, росы, туманов).

3) классификация лишайников.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают ЛИСТОВАТЫЕ, КУСТИСТЫЕ, НАКИПНЫЕ или КОРКОВЫЕ. Слайд№10

В тёмном еловом лесу со старых ветвей свисают до самой земли косматые седые бороды ЛИШАЙНИКА – БОРОДАЧА (кладонии). В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из ветвистых розовых, серых и белых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники. Слайд №11.

Известный под названием “олений мох” кустистый лишайник ягель или кладония широко распространён в тундре и служит основным кормом для оленей.

Тело кустистых лишайников имеет вид более или менее разветвлённых кустиков, достигающих 12-15 см. в высоту.

На камнях, деревьях, земле поселяются НАКИПНЫЕ лишайники или КОРКОВЫЕ, похожие на застывшую коричнево-серую пену. Это ^ БАЦИДИЯ, ЛЕКОНОРА СЪЕДОБНАЯ или «манна небесная». Слайд № 12.
Широко распространены ЛИСТОВАТЫЕ лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и коре деревьев.Тело в виде листовых пластинок прикрепляется к почве, камням или деревьям при помощи ризин – аналогов ризоидов. Слайд № 13.
      Причудлива форма ^ ПАРМЕЛИИ,   ЦЕТРАРИИ («ИСЛАНДСКИЙ МОХ»), ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ.  Серебристо-голубоватоеили оливково-коричневое слоевище ПАРМЕЛИИ можно увидеть на стволах осины .
      На коре осин можно так же увидеть золотисто-желтую ^ КСАНТОРИЮ НАСТЕННУЮ.
      Тело УСНЕИ  пепельно-зеленое, сильно разветвлённое, повисающее или прямостоячее.

Помните, я вам читала слова. Семья у них стала большая и дружная. Слайд№14.

4) размножение лишайников.

Так вот, лишайники, как и все живые существа способны размножаться.

Лишайники размножаются бесполым путем, кусочками слоевища или особыми группами клеток, созревающих внутри слоевища.

Еще одна особенность лишайников – их крайне медленный рост. За год слоевище нарастает от 1 до 8мм. Необходимо оберегать лишайниковый покров тундры, хвойных боров.


5) роль лишайников в природе и жизни человека.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом . По ходу составить схему значение лищайников. Слайд № 15.

6) значение лишайников

7) охрана лишайников. Слайд №20.

Лишайники – биоиндикаторы. Слайд№21.


3. Закрепление.

-Почему Тимирязев назвал лишайники “растение – сфинкс”. Слайд№2., слайд №22.

- Работа с карточками Слайд№23

- Блеф-клуб.

Слайд№23.

Работа с сигнальными карточками

1.УСТНО.   Верно ли суждение?

 1.Лишайник имеет стебель с листьями.
 2.В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
 4.Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
 5.Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.


З А Г А Д К И.

1. Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлася ко двору.
2. Удивительное дело – как дружны зелёный с белым!
Друг за друга отвечают и друг друга выручают.

Большое спасибо, уважаемые коллеги за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее Ваше исследование, и Вы еще не раз прокричите подобно Архимеду «Эврика!». Этот урок я хочу завершить словами поэта:

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!
Спасибо за урок. До новых встреч.


Рефлексия. Дерево настроения листочки зеленые - понравилось, красные - не понравилось, плохое настроение.


^ Дома : § 13. Подготовить сообщение о самых – самых.., собрать гербарий, составить кроссворд.

Приложение №1

Раздаточный материал. Значение лишайников

Из них получают витамин С и готовят отвары, предохраняющие от нагноения. С давних пор используются лишайники и как лечебное средство, на это указывал ещё Теофраст. Известно, что лобария пилмонария использовалась в Средневековье против лёгочных болезней, а лишайники, выросшие на черепе мертвеца,— против эпилепсии. Лишайники находят применение в народной медицине, они содержат также широкий спектр ингредиентов, представляющих интерес для фармацевтики. Например, исландский мох добавляется в средства от кашля, в уснее был обнаружен антибиотик, применяемый для лечения кожных и других болезней. Полисахариды (саркома-180) интересны для онкологов. Чай из исландского мха эффективен при кашле (в том числе коклюше), желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и истощении после инфекционных болезней.

^ На севере Ягель и Исландский мох — традиционный корм северных оленей. Особенно важна роль лишайников в жизни животных в условиях Крайнего Севера, где растительность редка, в зимние месяцы они составляют около 90 % от рациона оленей. Особенно важен для оленей ягель (олений мох) , который они при помощи копыт достают даже из-под снежного покрова. Лоси также используют этот источник питания. Способность потреблять лишайники обусловлена наличием фермента лихеназы. Олени обладают способностью чувствовать запах лишайников и сквозь снеговой покров, из-под которого они достают их, разгребая снег копытами.

При кормежке оленьи скусывают лишь верхушки кустиков и лишайники продолжают свой рост. (для восстановления пастбищ требуется от 10 до 30 лет)

Свиньи и овцы охотно поедают кладонию. Слайд№16.

Из некоторых лишайников, таких как дубовый мох и получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии. Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр. Шампунь с древесным лишайником от перхоти.

В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам! Слайд№17.

Лишайники называют «пионерами растительности». Они первые поселенцы на камнях, оголённых почвах, вулканических извержениях. Лишайники очень неприхотливы. Они растут на самых бесплодных местах, на голых скалах высоко в горах, в тундре, в пустынях.       Особое участие лишайники принимают в процессе почвообразования (они подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами), т.е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых бесплодных местах они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения. Слайд№18.

Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

Долгое время из лишайников литорального рода Roccella и вида Pertusaria corallina получали ценный пурпурный краситель. Карл Линней упоминал в своём «Plantae tinctoriae» («Растения красящие») шесть лишайников-красителей. Краситель и химический индикатор лакмус также получают экстракцией из Roccella. Evernia и Parmelia применяются в Шотландии и Скандинавии для окрашивания шерсти и ткани. Особенно приятные жёлтые и коричневые тона могут быть достигнуты. Также интересно применение лишайника Xanthoparmelia camtschadalis (неверный, но часто используемый синоним — Parmelia vagans) жителями Нижнего Поволжья для окрашивания пасхальных яйц.

Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста субстрата. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 г.г. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.

Приложение №2

Охрана лишайников. (Сообщение)

    У берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте нашей страны его очертание выглядит как чёрная точка, а название -  Вормси – расположилось на голубых волнах.
Здесь в 1982 году был организован первый в нашей стране заказник, где взяты под охрану лишайники.




      На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде.
В связи с тем, что лишайники очень медленно растут (1-3 мм. в год), а роль их велика, особенно в питании оленей, в  последнее время остро встаёт вопрос об охране лишайников. Это регулируемый выпас оленей и упорядоченное передвижение транспорта. Слайд № 20




Похожие:

Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconТоропова Марина Назаровна. Поисково исследовательская работа
Поисково –исследовательская работа, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа школьников»! Координатор тг «Исследовательские умения и навыки» Жоголева Елена Евгеньевна
Предлагаю вашему вниманию официальное письмо редакции журнала «Исследовательская работа школьников»!
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа клуба «Поиск»
Исследовательская работа клуба «Поиск» моу псош№1 им. Г. В. Алисова (руководитель Картамышева А. В.)
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconОбъединение «Экошкола»
Основные формы занятий: экскурсии, практическая работа, наблюдения, индивидуальная работа, исследовательская работа
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа учащихся как метод воспитания
Исследовательская деятельность как метод воспитания на уроках русского языка и литературы. Большую роль в воспитательном процессе...
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа по тем: Истоки православной культуры жителей села Першино Работу ученица 9 класса маоу «Першинская сош»
Научно- исследовательская работа: Истоки православной культуры жителей села Першино
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconПравила работы на занятии
Цель: помочь детям поближе познакомиться друг с другом и с ведущей; ознакомление детей с основными правилами работы на занятии; создание...
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа по дисциплине: «Институциональная экономика»
России. Для полноты и ясности приведенных данных и исследований работа содержит в себе практический пример, разобранный на основе...
Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа в мбоу «псош №3» № п\п

Исследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы) iconИсследовательская работа Савиновой Полины 7 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы