Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа»



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа»
Дата конвертации18.09.2012
Размер163.44 Kb.
ТипЗанятие
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосергеевская основная общеобразовательная школа»

Томская область Кожевниковский район с. Новосергеевка ул. Комсомольская 14

тел. (38244)55117,

e-mail: novosoch@ms.tusur.ru


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

ПО БИОЛОГИИ


Автор: Сергеева Татьяна Анатольевна


2012 г

Сценарий урока

Преподаватель – Сергеева Татьяна Анатольевна


Предмет – биология.

Тема – Строение семени

^ Продолжительность занятия – 45 минут

Класс – шестой.

Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, село Новосергеерка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа»

^ Авторский медиапродукт – презентация 25 слайдов (среда Power Point, Paint, Word)

Урок подготовлен с использованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эвристическая (поисковая) беседа, исследовательский метод. В ходе урока использовалась неоднократно поисковая беседа, сущность которой заключается в следующем: для поиска решения проблемы учениками учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Ответы на вопросы поисковой беседы ученики не видели готовыми в учебнике и не слышали в рассказе учителя. Ответы формулировались в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученикам фактов и обобщений с помощью собственных усилий.

Поисковая беседа была уместна в данном случае, так как изучаемый материал был частично знаком, максимально использовалась опора на жизненный опыт, присутствовала логика в рассуждениях.

Определенную часть на уроке занял исследовательский метод в ходе проведения лабораторных работ. Лабораторную работу учащиеся выполняли самостоятельно

На протяжении всего урока шло развитие интеллектуальных умений:

-  логического мышления;

-  обогащение активного словаря;

-  способности рассуждать, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Одним из важных показателей современного проблемного урока является развитие произвольного внимания, приемами которого являются: смена видов деятельности (на уроке имели место такие виды деятельности как: составление рассказа по плану, поисковая беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, коллекцией семян, коллективное обсуждение проблемы, усвоение информации со слов учителя, исследование биологических объектов в ходе выполнения лабораторных работ, выполнение записей в тетради и моделирование, что соответствует рациональной здоровьесберегающей организации урока.

На уроке учащиеся развивают умение наблюдать, анализировать, участвовать в диалоге друг с другом, делать выводы, учатся сравнивать, оценивать свои действия. Мультимедийная презентация позволяет дать больший по объёму материал, поддерживает интерес у учащихся к материалу на протяжении всего урока.


^ План занятия:



п/п

Структурные

элементы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Временная реализация

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучащихся

Обсуждение

2 минуты

2

Разминка

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Опрос

5 минут

3

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение целей урока, постановка проблемы

Восприятие разъяснений учителя

3 минуты

4

Сообщение нового материала

Лекция-беседа

Восприятие

7 минуты

5

Лабораторно-исследовательская работа.

Разъяснение этапов творческого проектирования

Восприятие

10 минут

7

Закрепление изложенного материала

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся

Работа с сигнальными карточками.

15 минут

8


Задание на дом


Разъяснение дифференцированного объёма работы на дом

Запись в дневниках. Выбор задания

3 минуты


^ Задачи занятия: Образовательные: рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения семян на примере пшеницы и фасоли; определить функции различных частей семян; установить взаимосвязь между строением семян и их функцией.

Развивающие: продолжить развитие умений работать с натуральными объектами, а также сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство интереса к знаниям, культуры умственного труда; культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе группового взаимодействия); чувства ответственности за результаты своего труда; рефлексивных качеств личности.

Оборудование: набухшие и сухие семена фасоли или гороха, коллекция семян двудольных; проростки семян фасоли, таблица «Строе­ние семени двудольных», проросшие семена пшеницы, коллекция семян однодольных и двудольных растений, таблица «Строение семе­ни однодольного растения», компьютер, проектор, слайд-презентация.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • роль семян в жизни растений;

  • строение семян однодольных и двудольных растений;

  • значение слов семядоля, эндосперм, микропиле, рубчик;

  • о том, где находятся питательные вещества в семенах однодольных и дву­дольных растений.

Учащиеся должны уметь:

  • находить в тексте необходимую информацию;

  • проводить наблюдения и делать по ним выводы.


^ Принцип построения урока Методы обучения:

-самоактуализация, -информационный ,

-индивидуализация, -репродуктивный,

-субъективности, -частично-поисковый (эвристический),

-выбора, -исследовательский,

-творчества и успеха, -самостоятельной работы.

-веры, поддержки.

^ Используемые технологии:

-технология на проблемной основе.

-информационно-коммуникативная,

-частично-поисковая технология,

-технология на диалоговой основе.

Ход урока.

I.Организационный вопрос. 2 мин

II.Актуализация знаний

1.Какие главные особенности растений Отдела Покрытосеменные отличают их от растений других отделов?

2. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

III^ . Целевая установк.

(Класс до урока поделен на 2 группы)(СЛАЙД 2)

У меня в руке будущая жизнь,

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет.

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

- О чем говорится в этом стихотворении?

Каждую весну, как только растает снег, люди кидают в подготовленную землю семена. А через несколько дней или недель из земли начинает появляться росток. Это чудо? Откуда же взялось молодое растение?

(СЛАЙД 3) В большой советской энциклопедии семя определяется, как «орган семенных растений», выполняющий функцию воспроизведения, расселения, переживания неблагоприятных условий. Тот же смысл вложен в слово «семя» и в словаре русского языка Ожегова. (СЛАЙД 4) Крупнейший русский ботаник А.Н.Бекетов определял плоды и семена как органы размножения растений. (СЛАЙД 5) Ученый Комаров В.Л. Назвал семя «наиболее совершенным органом зародышевой жизни». (СЛАЙД 6) Крупнейший специалист по семенам Н.В. Цингер считал семя органом полового размножения. В некоторых учебниках, справочниках о семени не говорят как об органе растения.

-Почему же избегают называть семя органом?

Сегодня на уроке мы ищем ответ на этот вопрос. (СЛАЙД 7)

Так что же такое семя - орган растения или зачаток растения? Семя живой организм или неживой? (проблема).

Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, нам нужно выполнить лабораторную работу и рассмотреть строение семени фасоли и пшеницы, найти черты сходства и различия.

Семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Семена – это пища для многих птиц и животных. Часть семян обладает лекарственными свойствами – семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

(СЛАЙД 8) Работа с коллекцией семян (в парах).

Перед вами семена самых различных растений, с которыми вы встречаетесь в жизни и на которые вы даже не обращаете внимания.

-Чем они различаются друг от друга? Ваши ответы? Работает вся команда. Кто первым найдет больше отличий – получает 5 баллов (по форме, величине, массе, окраске, внутреннему строению).

- Какую форму они имеют? (шаровидную, дисковидную, линейные и т.д.)

- Какие размеры? (мелкие, крупные)

- Поверхность семян какая? (гладкая, шероховатая)

- У некоторых имеются крючочки, крылышки, пух. Зачем они? Какую функцию выполняют? (помогают расселяться).

Групповая лабораторная работа:

«Строение семени фасоли и зерновки пшеницы».

У нас на уроке две гостьи. Это семена, которых зовут Фасоль и Пшеница. Мы сегодня попытаемся с ними поближе познакомиться, узнать их строение, найти в них сходство и различие. Первая группа будет знакомиться с Фасолинкой, а вторая с Пшеничкой. А для этого мы выполним лабораторную работу.

Для 1 группы.

«Строение семени фасоли».

Цель: изучить строение семени фасоли.

Оборудование: проросшие семена фасоли, лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.

Ход  лабораторной работы

1. Прочитайте текст о строении семени фасоли.

Семена фасоли созревают внутри сухого многосемянного пло­да, который называется «боб». Снаружи семя фасоли покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, защищающей семя от чрезмерного высыхания и механических повреждений. На вогну­той стороне семени заметен рубчик — след от семяножки, соеди­нявшей семя фасоли с околоплодником (т. е. со створками боба). Под семенной кожурой находится зародыш семени, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки. Семядоли в семени фасоли толстые и мясистые, в них содержится запас питательных веществ.

2. Рассмотрите внешний вид семени  фасоли, отметьте его форму.

3. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).

4. Пользуясь препаровальной иглой, осторожно снимите семенную кожуру.

5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Закончите схему

Схема строения семени фасоли

Семя фасоли



Семенная кожура

зародыш





8. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу.

Модель семени фасоли: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис.2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.

     Рис 1.                                      Рис. 2                              Рис. 3        










Для 2 группы.


«Строение семени зерновки пшеницы».

1. Прочитайте текст о строении зерновки пшеницы.

Зерновка пшеницы представляет собой сухой односемянный плод. Золотисто-желтый околоплодник так плотно сросся с се­менной кожурой, что разделить их невозможно. На продольном разрезе видно, что большую часть продолговатой зерновки занимает мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш семени пшеницы очень маленький, он имеет корешок, стебелек, почечку и одну семядолю. Семядоля у него не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. При прорастании се­мян из клеток эндосперма через семядолю поступают питатель­ные вещества к развивающемуся зародышу.

2. Попробуйте снять препаровальной иглой часть плодовой оболочки с сухой и набухшей зерновки.

3. Объясните, почему вам не удалось это сделать.

4. Рассмотрите с помощью лупы составные части зерновки пшеницы. Найдите эндосперм и зародыш. Рассмотрите их.

5. Закончите схему.

Схема строения семени


Семя пшеницы



(срослась с околоплодником)

эндосперм

зародыш




1 семядоля


6. Смоделируйте семя пшеницы, используя цветную бумагу.

Модель зерновки пшеницы: из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из красного цвета вырезаем эндосперм (он чуть меньше семенной половины кожуры) и приклеиваем к внутренней стороне кожуры. (рис.2).  Из жёлтой бумаги вырезаем семядолю (рис.3). Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.4). Приклеиваем семядолю и зародыш к нижней части эндосперма (рис.5). Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.   

     Рис.1                  Рис.2             Рис.3 Рис.4            Рис.5              

            

Перед тем как заслушаем отчет групп о проделанной работе, давайте отгадаем загадку и попробуем ответить на вопросы к ней. Группа, ответившая наиболее полно, получит лишний балл.

(СЛАЙД 9) В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.

- Что это за хатка-спаленка? Какую роль она играет в жизни семени?

- А ребенок маленький?

- Что за еда лежит в кладовке? В чем она хранится?


Итог лабораторной работы: каждая группа рассказывает о строении семени, составляет схему, а затем отвечает на вопрос -

В чем сходство и отличие семян пшеницы и фасоли?

^ (СЛАЙД 10) 1 группа. Семя фасоли

Кожура – плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта). Она надежно защищает семя от механического повреждения, высыхания, патогенных микроорганизмов и не дает ему прорасти до надежного и устойчивого установления благоприятных условий. На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода.

- А как проникает вода через кожуру, если ее кожура не пропускает?

Слегка надавливаем набухшее семя и обнаруживаем семявход (микропиле). Сжимаем набухшее семя – через семявход - крохотное отверстие рядом с рубчиком, выступает капелька воды.

- Какой вывод мы можем сделать? (Через него внутрь семени проникает воздух и вода)

Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

С набухшего семени кожура снимается легко, и обнажаются семядоли. Это первые, зародышевые, листья, а значит, они являются частью зародыша. Семядоли толстые, мясистые, т.к. содержат много питательных веществ. Раздвигать семядоли начинаем со спинной стороны, медленно и осторожно. Если повезет, обе дольки останутся сидеть на маленьком побеге, но в любом случае легко увидеть места их прикрепления. Другие части зародыша очень маленькие. Теперь рассматриваем их обстоятельно, с помощью лупы, выделяя каждую часть. Зародышевый корешок уже приготовился выйти наружу. Осторожно снимаем кожуру.

Где остановился корешок?

- Чем же будет питаться зародыш?

Питательные вещества находятся в семядолях. Окруженный такой заботой зародыш сформировал зачатки всех вегетативных органов будущего проростка, и при благоприятных условиях прорастание происходит очень быстро.

В плотных дольках, как в люльке, надежно укрылась нежная почка, и во время прорастания именно семядоли пробьют дорогу молодому побегу сквозь грунт, защитив почку от повреждения. А молодые листики могут не спешить приступать к своим обязанностям – кормить растение продуктами фотосинтеза. И эту обязанность на первых порах возьмут на себя семядоли. Они активно будут кормить молодой побег. ^ (СЛАЙД 11) Растения, имеющие в зародыше 2 семядоли, относятся к классу Двудольные. Это большинство растений встречающихся нам в природе вишня, яблоня, таволга вязолистная, персик и многие – многие другие. (СЛАЙД 12 схема)

(СЛАЙД 13) 2 группа. Семя пшеницы.

Пшеница, как и все злаки, – растение однодольное. Сначала рассматриваем семя в лупу. Снаружи – кожура. Вверху на ней – хохолок из тоненьких волосков, на противоположном, нижнем, конце – едва заметный бугорок. Здесь находится зародыш. Находим зародышевую почку из нескольких листиков, зародышевый корешок, а вот контуры стебелька почти не просматриваются, сливаются с семядолей, но он точно должен быть между почкой и корешком.

А где же сама семядоля?

Семядоля отделяет названные части зародыша от эндосперма, занимающего большую часть семени, и называется «щиток». Граница с эндоспермом просматривается четко. Пограничный слой клеток имеет особое строение и состоит из поперечно вытянутых клеток. Когда наступает время прорастания, эти клетки еще более вытягиваются, внедряются в эндосперм и, растворяя его, активно всасывают, подобно корню, питательные вещества, перекачивая их в зародыш. ^ (СЛАЙД 14) Растения, зародыш которых имеет одну семядолю, называются Однодольными. Это тюльпаны, крокусы, пролески, злаковые и многие другие. (СЛАЙД 15 схема)

5. Закрепление.

 ^ (СЛАЙД 16)  - Чем отличается друг от друга семя фасоли и пшеницы? Почему?

- В чем сходство?

- Что такое семя? Орган растения или живой организм? Почему вы так решили?

^ (СЛАЙД 17) Семя – живой организм в зачатке.

(СЛАЙД 18) Выводы:

  1. У всех семян обязательно имеются составные части:_______________________________________________________________________________________________________________________

  2. Однодольные растения отличаются от двудольных количеством семядолей: у двудольных в семени ____семядоли, а у однодольных - ______________________________________________________.

  3. Семя можно назвать зачаточным растением, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________.

^ (СЛАЙД 19) «Блеф – клуб». Работа с сигнальными карточками.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в Блеф – клуб. Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда поднимите зеленую карточку, если нет – то красную.

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.

  4. Первым у проростка появляется корешок.

  5. Молодое растение называют заростком.

  6. Снаружи семена покрыты корой.

  7. Через семявход в семя проникает вода.

  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными

6.Рефлексия. ^ (СЛАЙД 20)

Составить синквейн.

  • В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строка-это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  • Четвертая строка-это фраза, показывающая отношение к теме.

  • Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

^ (СЛАЙД 21,22,23,24) Это интересно

  • Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г.

  • Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг.

  • Семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.

  • Вес одного семени паразитического растения заразиха составляет всего одну стомиллионную долю грамма.

  • Одно растение тополя черного способно ежегодно образовывать 28 млн. семян


7. Задание на дом: §18

Начать заполнение таблицы





Класс однодольные

Класс двудольные

Семя








Стебель








Лист








Цветок








Корень









Творческое задание.

  • Подготовить сообщения об использовании человеком семян различных растений.

  • Приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.



Литература:

  1. Самостоятельные работы для учащихся по ботанике. А.М. Розенштейн. Москва. Просвещение 1977

  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии.. Л.Д. Парфилова. Москва. Экзамен. 2004

  3. Тетрадь по биологии 6 кл

  4. Электронный учебник Кирилла и Мефодия. Биология 6 класс.



Приложение №1

  1. Написать название растения, которому принадлежит семя.
    2. Однодольное или двудольное это растение?
    3. Подписать части семени с указанием их функционального назначения роли в жизни семени.

Семя ____________________ Класс________________________________




Семя ___________________________Класс _____________________________








Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconИсследовательская работа на занятии. Исследовательская работа на занятии (правильные ответы)
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, село Новосергеерка, Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconР оссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Североуральский городской округ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 путем изменения типа существующего Муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconУстав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Камышевская основная общеобразовательная школа»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Камышевская основная общеобразовательная школа» (далее –Учреждение) является...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconТип: общеобразовательное учреждение Вид: основная общеобразовательная школа Полное наименование: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская основная общеобразовательная школа»
Полное наименование: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Селивановского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconАналитическая справка по результатам работы моу «Школа №14» за 2008-2009 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» (с 01. 09. 2009г. «Основная общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» icon1. общие положения полное наименование: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1»
Полное наименование: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1», сокращенное...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconРоссийская Федерация Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6»
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» icon1. общие положения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №35»
«Основная общеобразовательная школа №35» (далее «Школа») создано путем изменения типа существующего муниципального общеобразовательного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма развития на 2008-2013 г. Информационная справка о школе муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17 открыта в 1974 году.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17 открыта в 1974 году. Здание школы типовое
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа» icon1. общие положения муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ермачихинская основная общеобразовательная школа»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ермачихинская основная общеобразовательная школа» является гражданским некоммерческим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы