Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии icon

Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии



НазваниеУрок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии
Дата конвертации18.09.2012
Размер107.11 Kb.
ТипУрок
источник

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в жизни человека.

Урок в 6 классе

Сергеева Т.А., учитель биологии 

Эпиграф: Если путь твой к познанию

мира ведет, -

как бы ни был он долог

и труден – вперед!

Цель:

1.     Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.

2.     Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

3.     Обобщить знания учащихся о грибах как самостоятельном царстве органического мира.

Оборудование.

    таблица «Плесневые грибы»,

    белая и сизая плесень,

    пробирки с дрожжами в питательном растворе,

    микроскопы.

Во внеурочное время были заложены опыты:

ОПЫТ 1. Взять подгнивший апельсин, создать условия для развития плесени – тепло, влажную камеру.

ОПЫТ 2. «Выделение дрожжами углекислого газа»

Оборудование: две плоскодонные колбы с пробками, 10 грамм сахара, 40г дрожжей, лучина, спички.

1.     В две плоскодонные колбы налейте по 200мл воды.

2.     В первую колбу опустите 10 г сахара и 20 г дрожжей. Закройте колбу пробкой.

3.     Во вторую колбу опустите 20 г дрожжей. Закройте пробкой колбу. Это контроль.

4.     Через 2 – 3 часа посмотрите, изменилась ли окраска раствора в колбах.

5.     Откройте колбы и, не наклоняя их, понюхайте. Появился ли запах в одной из колб? В какой колбе? Какой запах? Зажгите лучину и опустите ее сначала в контрольную колбу, а затем в опытную. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить?

ОПЫТ 3. Разведите чайную ложку сахара в стакане компота из сухофруктов. Разведите в нем чайную ложку пекарских дрожжей. Возьмите одноразовый шприц объемом 20 мл т заполните его. Закрепите шприц вертикально, поршнем вверх в теплом помещении. Спустя несколько часов измерьте объем пузыря газа по градуировке шприца.

Ход урока.

Ι. Опрос.

Игра:

1.     «Собери грибы в корзинку»

2.     Узнай слово и дай определение.

(микориза – рикомиза, озбисим – симбиоз,)

3.     Карточка.

4.     Каково строение шляпочных грибов?

5.     В чем сходство шляпочных грибов и животных?

6.     Как размножаются грибы?

ΙΙ. ИНМ.

План урока.

1.     Плесневые грибы, среда их обитания, отличие плесневых грибов от шляпочных. Роль плесневых грибов в разложении органических веществ, в образовании почвы.

2.     Мукор, его строение, питание, размножение. (Опыт №2)

3.     Пеницилл, его строение, питание, размножение и сравнение с мукором. История открытия пенициллина и его использование в медицине. Доклад. (Демонстрация опыта 1).

4. Самостоятельная работа с текстом $10 учебника и выполнение задания №34 в тетради с использованием таблицы, наглядных пособий.

5. Дрожжи. Использование дрожжей в пищевой промышленности. Рассматривание микропрепаратов под микроскопом.

6. Роль бактерий и грибов в круговороте веществ, народном хозяйстве.

^ Ход урока

Далеко не все грибы образуют крупные плодовые тела. Условия жизни грибов исключительно разнообразны. Лучше всего грибы растут в темных сырых местах. Некоторые грибы растут в условиях, кажущихся весьма неблагоприятными. Они чрезвычайно устойчивы к плазмолизу и могут расти в крепких растворах соли или сахара (например, на желе). Некоторые живут и в наших домах, только до поры до времени мы их не замечаем.

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.

Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания.

^ Лабораторная работа.

1.     Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

2.     Рассмотрите микропрепарат под микроскопом при увеличении 60 Что представляет собой мицелий плесневого гриба?

3.     Рассмотрите микропрепарат при увеличении микроскопа 300 раз. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

^ Ответьте на вопросы:

- Какой цвет имеет мицелий мукора?

-Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?

-Как происходит размножение мукора?

Одноклеточные аскомицеты, дрожжи являются источником спирта этанола и используются в виноделии и пивоварении, а также в хлебопечении, как источники СО2 . Многие народы издавна знакомы с дрожжами и это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории Древнего Двуречья и Египта обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н. э. Дрожжи не имеют настоящего мицелия. Они представляют собой либо отдельные клетки, либо цепочки, возникшие в результате размножения – почкования. Сначала на клетке появляется бугорок. Он постепенно увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Так возникает новая клетка, которая остается соединенной с материнской клеткой или совсем отделяется от нее. В диком состоянии дрожжи не известны. Как некоторые бактерии они осуществляют процесс брожения. Дрожжи разлагают сахар с образованием спирта и углекислого газа.

Лабораторная работа

«Выделение дрожжами углекислого газа»

Оборудование: две плоскодонные колбы с пробками, 10 грамм сахара, 40г дрожжей, лучина, спички.

6.     В две плоскодонные колбы налейте по 200мл воды.

7.     В первую колбу опустите 10 г сахара и 20 г дрожжей. Закройте колбу пробкой.

8.     Во вторую колбу опустите 20 г дрожжей. Закройте пробкой колбу. Это контроль.

9.     Через 2 – 3 часа посмотрите, изменилась ли окраска раствора в колбах.

10.                       Откройте колбы и, не наклоняя их, понюхайте. Появился ли запах в одной из колб? В какой колбе? Какой запах? Зажгите лучину и опустите ее сначала в контрольную колбу, а затем в опытную. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить?

Доклад

У английского ученого Флеминга в плоских стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, рос посев микроба, вызывающего заражение крови.

Каждое утро он осматривал свои чашечки и однажды увидел, что в одной выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился непрошенный жилец – гриб пеницилл. Оказывается вещество, которое выделял этот гриб в питательный студень, убивало микробов. Это вещество назвали пенициллин.

Но заметил Флеминг, что старая плесень не может убивать микробы. Превращение пенициллина в лекарство было долгим.

Это удалось сделать в 1941 году во время Великой отечественной войны. Советские ученые – ботаники решили эту задачу. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены приманки для плесневых грибов – кусочки картофеля, смоченные в слабым раствором медного купороса. Как только появлялся зеленый пушок, то его сразу везли на испытание к профессору Ермольевой. Много плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самый лучший. Так был получен самый первый советский пенициллин. А первый больной был красноармеец , раненный в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина кровь постепенно очистилась от гноя, и больной выздоровел.

Уже в 1946 году был получен искусственный препарат пенициллина. Сейчас налажен промышленный способ.

Грибница пеницилла в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получить лекарства для лечения многих болезней. Показать таблетки и т.д.

^ Роль грибов

Таблица

Самостоятельная работа с текстом $10 учебника (стр 45 – 47) и заполнение таблицы.

Название грибов -паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред

Головня







спорынья







трутовики







Мучнистая роса







Парша







Дополнительный материал

Грибы активнейшие редуценты, разлагающие мертвую органику и поддерживающие круговорот веществ в природе. Другим проявлением этого качества является способность грибов портить всевозможные продукты. Грибы портят ткань, краску, пиломатериалы, картон, кожу, воск, ракетное топливо, фотопленку, изоляцию проводов – почти все известные вещества. Грибы являются бичом производства и сбыта пищевых продуктов, потому что растут на хлебе, мясе, овощах и фруктах.

При этом снижается не только питательная ценность и вкусовые качества, но и образуются яды. Например, афлатоксины не только ядовиты, но и концерогенны, т. е. вызывают раковые опухоли, причем даже в очень низких концентрациях, порядка десятимиллионной доли процента. Другая группа грибных ядов – трихотецены, которая образуется некоторыми родами несовершенных грибов, подавляет синтез белка у эукариот.

На ржи и других злаках паразитируют аскомицеты, вызывая заболевание под названием спорынья. Вместо зерен в колосе появляются темные рожки – склероции. Они содержат алколоиды и предшественник ЛСД, диэтиламин лизергиновой кислоты. Поедание инфицированных зерен вызывает смертельное отравление – эрготизм. Оно сопровождается гангреной, нервными спазмами, галлюцинациями и судорогами. Средневековые казни ведьм и объвинения в колдовстве связывают с массовыми случаями эрготизма, сопровождаемыми бредовыми действиями и фантазиями, как при воздействии ЛСД. В одну из эпидемий в 994 г погибло 40 000 человек, а в 1722 г эрготизм вывел из строя кавалерию Петра I накануне битвы с турками, изменив ход истории.

Помимо паразитизма грибы овладели также способностью к хищничеству. Хищные грибы наиболее специализированные представители этого царства. Они выработали целый ряд приспособлений для захвата и использования в пищу мелких животных. Пластинчатый гриб, используемый в пищу, вешенка обыкновенная выделяет вещество для обездвиживания нематод (круглых червей). Затем гифы опутывают червей, проникают в них и высасывают ряд азотистых (белковых) веществ. Другие грибы используют клеющие вещества или при появлении жертвы образуют петли из гиф, которые вздуваясь давят ее.

Одна из групп грибов – дерматофиты, кожные паразиты, вызывают стригущий лишай и заболевания стоп. Грибы прорастают прямо в клетки эпидермиса, и используют волокнистый белок кератин. Дрожжевой гриб Candida albicans может поселяться на слизистых оболочках тела и вызывать молочницу. Попадая при вдыхании спор в легкие, кандида вызывает трудноизлечимое заболевание – кандидоз. В последние годы грибные заболевания распространились у людей значительно шире, чем раньше.

Еще до появления человека грибы приспособились паразитировать на растениях и весьма преуспели в этом. Они создали сложные системы взаимоотношений со сменой хозяев. Сюда относится пример стеблевой ржавчины злаков, паразитирующий попеременно на барбарисе и злаках. Барбарис служит для перезимовки ржавчины в условиях Евразии. В Северной Америке этот паразит со спорами дрейфует за весной с юга на север, а в конце лета возвращается в южном направлении в Мексику, чему способствуют ветры вдоль восточного склона скалистых гор.

Несмотря на то, что в строительстве в наше время все чаще используют кирпич, бетон, металл и пластик, все же никакой из этих материалов по объему и разнообразию использования не может сравниться с древесиной. Но у деревянных конструкций есть враг не менее опасный, чем огонь, - грибы.

Столбовой или заборный, гриб, шпальный гриб, и другие виды из этой группы заражают мертвую древесину в лесу, лесоматериалы на складах, иногда

очень быстро разрушают заборы, мосты, сараи, навесы, поселяются на чердаках, в погребах и шахтах, на деревянных опорах и обшивках.

Благоприятные условия для дереворазрушающих грибов создаются под корой буреломных, ветровальных деревьев или некоторых лесоматериалов. Поэтому важное условие сохранения срубленной древесины – удаление коры.

Кроме того, заселение мертвой древесины теми или иными видами грибов определяется степенью влажности. Сухая древесина, при влажности меньше 18%, устойчива к дереворазрушающим грибам, а вот деревянные постройки, которые находятся в условиях повышенной влажности, особенно если их строили наспех, из лесоматериалов с небрежно снятой корой, трещинами и задирами древесины, быстро разрушается.

Далеко не все соединения, образуемые грибами, вредны для человека. Некоторые представители несовершенных грибов используют в сыроварении. С помощью гриба соевые бобы сбраживают для получения соевого теста мисо. Соевый творог тофу получают при помощи зигомицетов родов мукор. Грибы участвуют в образовании алкогольного напитка сакэ, в обогащении белковых кормов для скота при брожении, а также в промышленном получении лимонной кислоты. Престижное место занимают в производстве антибиотиков. Наиболее важный антибиотик при трансплантации – циклоспорин, подавляющий отторжение пересаженных органов и тканей, получен из несовершенных грибов.

III. ^ Закрепление. Написать синквейн

IY. Дома : $ 9,10

Тест

1. Грибы питаются:

А – образуя на свету органические вещества;

Б – готовыми органическими веществами;

В – только органическими веществами живых организмов;

Г – поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

А – они живут в почве,

Б – не имеют хлорофилла,

В – паразитируют на других живых организмах,

Г – имеют небольшие размеры.

3. Грибы:

А - размножаются спорами;

Б – семенами;

В – частью корня,

Г – частью стебля.

4. Микориза:

А – плодовое тело гриба,

Б - болезнь растений вызываемая грибами,

В – грибокорень,

Г – часть грибницы.

5. Сапрофиты:

А – мхи,

Б – грибы,

В – бактерии,

Г – водоросли.

Тест

1.     Плесневые грибы – это:

С – спорынья, И – пеницилл, Д – гриб – трутовик, Г – мукор.

2.     Грибы – паразиты – это:

А – бледная поганка, М – Спорынья, Б – гриб – трутовик,

Г – мухомор, Д – ложный опенок.

3.     Симбиоз – это:

А – грибокорень, Б – микориза, В – грибы – паразиты, И – полезная связь между организмами.

4. Микориза – это:

А – плодовое тело гриба, Р – болезнь растений,

О – грибокорень, Т – часть грибницы.

5.Грибы – паразиты:

А – образуют на свету органические вещества,

Б – поселяются на продуктах питания,




Похожие:

Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconУрок по биологии в 6 классе Подготовила учитель биологии
Цель: формировать понятия о химическом составе клетки; дать представление об органических и неорганических веществах
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconСергеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии, первая квалификационная категория Природоведение 5 класс урок исследование
Развивающая: создание условий для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconУрок по математике и по биологии в 5 классе
Проверка знаний, умений и навыков важнейшее звено учебно-воспитательного процесса. Интегрированный урок математики и биологии в 5-ом...
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconУрок по обществознанию «Миру нужна энергия. Энергии нужен мир» в 11 классе Экспериментальная площадка: 5,11 классы по умк «Дрофа» и«Винтана Граф». Открытый урок-обобщение ( г. Хвалынск) «ссср: от сверхдержавы к распаду» в 11 классе
Молоткова Н. Я., учитель истории и обществознания в 10 классе, экономики в 11 классе
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconГазета моу «пелымская средняя общеобразовательная школа»
Петрова Людмила Васильевна, в 7 классе урок биологии провела Рукавишникова Любовь Максимовна. После небольшого перерыва открытые...
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconДолжностная инструкция учитель биологии общие положения Учитель биологии
Учитель биологии школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное...
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconДокументи
1. /Урок биологии - 9/ВАРИАНТ 1.doc
2. /Урок...

Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconУрок биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение»
Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconЭти удивительные существа насекомые. Сергеева Т. А., учитель биологии
Цели урока: расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изу­чения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания...
Урок в 6 классе Сергеева Т. А., учитель биологии iconОбозначения: м математика, ф физика, и информатика, б биология
Учителя высказали свои пожелания для составления расписания. Учитель математики хочет иметь первый или второй урок, учитель физики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы