Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» icon

Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?»



НазваниеКак говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?»
Дата конвертации18.09.2012
Размер72.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Как говорить с подростком о наркотиках

Н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?»— чаще всего от роди­телей слышишь такие ответы: «очень», «не хотят разговаривать», «грубят», «игнори­руют» и т.п. По общему мнению, пробле­ма «отцы и дети» сегодня как никогда ак­туальна. Взрослые и дети конфликтуют и часто просто не замечают друг друга. В семьях царит непонимание. Нередко в этом виноваты мы, взрослые. И прежде всего, если мы:

  • все запрещаем (все на свете предаем табу);

  • безоглядно обвиняем и осуждаем («ты сам во всем виноват!»);

  • проецируем негативное поведение детей («он, конечно, опять пошел курить!») и т.д.

Чтобы разобраться в причинах пробле­мы и найти пути ее решения, попытаемся рассмотреть три психологических типа, характерных для подростков. Это поможет нам подобрать ключи общения к каждо­му из них. Для простоты вслед за италь­янским детским писателем Дж. Родари назовем их «стеклянный», «деревянный», «соломенный».

«Стеклянный» тип — легкоранимый и «разбивающийся» от любого неосторож­ного прикосновения. Для него характер­ны обидчивость, замкнутость, в то же вре­мя он хорошо поддается воздействию. По­лезно заранее подумать о ходе беседы с таким подростком и сформулировать для себя ее цель.

^ Цель беседы с молодым человеком пер­вого психологического типа может быть следующей: успокоить его; мобилизовать на конструктивный диалог; обозначить

имеющуюся проблему шире, переводя ее из плоскости личностной в социальную; постараться подключить парня или де­вушку к информационно-рекламной антинаркотической деятельности и т.п.

^ Общая стратегия разговора может быть охарактеризована словом «поглажива­ние». Сначала вы высказываете надежду на возможность разумного решения (если не ты, то кто же?), затем ориентируете подростка на успех (у тебя это получится, я знаю) и т.д.

^ Манера ведения разговора: полное спо­койствие и доброжелательный тон, жела­тельно избегать торопливости, почаще де­лать паузы, позволяющие обдумать сказан­ное вами, можно говорить даже с опреде­ленной долей внушения и лучше «тет-а-тет».

«Деревянный» тип — характеризуется невосприимчивостью, может быть глух к воспитательному воздействию, у него есть свои внутренние установки. Он не лишен упорства, но при этом личные интересы часто доминируют над общественными.

^ Цель беседы с молодым человеком это­го психологического типа может быть следующей: создать ситуацию внутренне­го дискомфорта, которая должна натолк­нуть на размышления, ведущие к пере­оценке «ценностей».

^ Общая стратегия беседы: поставить подростка в ситуацию жесткого выбора (или-или), показать грозную перспекти­ву потери того, что он имеет и кого лю­бит, вплоть до самых близких людей. На­помнить о жизненных планах, реализа­цию которых он ставит под удар, и т.д. При этом надо иметь в виду перспективу благополучного разрешения проблемы.

^ Манера ведения беседы: спокойная речь, не повышать голоса, но при этом говорить достаточно жестко, можно в присутствии личностно-значимых близких (сестры, мамы или дедушки и т.п.).

«Соломенный» тип — быстро «вспыхи­вает», возбуждается, характеризуется сильными переживаниями, имеет завы­шенные требования к себе и к окружаю­щим, малейшее отклонение от задуманно­го приводит к панике и т.д.

^ Цель беседы может быть следующей: спровоцировать подростка на разговор, выслушать его и сориентировать на личностно-значимую деятельность в контексте формирования антиалкогольного созна­ния среди сверстников.

^ Общая стратегия беседы: дать возмож­ность выговориться, а затем указать на то, что пора принять какое-то решение, спо­собное вывести его из тупика.

Манера ведения беседы: внимательно выслушать, проявить понимание, советы высказывать твердо, с определенной до­лей внушения, близкой к приказу.

Теперь перейдем к содержательной ча­сти предстоящего семейного разговора. С точки зрения психологии можно выделить его эмоциональную и рациональную (ло­гическую) составляющие. Эмоциональная составляющая в организации такой бесе­ды обеспечивает эффективность прежде всего ее начального этапа. Она призвана обеспечить контакт с ребенком и помо­гает снятию внутренних барьеров, кото­рые часто сопутствуют разговору. Это особенно важно, если у родителей и ре­бенка разные точки зрения на данную проблему. Среди хорошо зарекомендо­вавших себя способов эмоциональной стыковки двух собеседников можно на­звать прием «накопления согласий». За­мечено, что если партнер в ответ на ваши реплики про себя или вслух не раз отве­чал «да», в дальнейшей беседе ему слож­но будет сказать «нет». Кроме того, при­ем поможет переориентировать собесед­ника на вас, поскольку тот предположит, что вы человек неглупый и способны по­нять его. Другой прием эмоциональной стыковки — «поиск опор в качествах лич­ности». Для его реализации необходимо чувствовать внутреннюю позицию подро­стка по отношению ко всем вашим при­тязаниям, уметь искренне похвалить его. выразить свое одобрение.

Для иллюстрации вышеизложенного рассмотрим несколько примеров.

Ситуация 1. Родители решают серьез­но поговорить с сыном в профилактичес­ких целях. Обычно разговор начинается с фразы: «Я хочу поговорить с тобой о нар­котиках». Реакция подростка: «Зачем? Я их не употребляю и не собираюсь этого делать». Или еще резче: «Не хочу разгова­ривать на эту тему. Это меня не касается, отстаньте». Налицо противоречие интере­сов «хочу — не хочу».

Выход из этого тупика с помощью при­ема «накопления согласий» (при условии, что вы предвидели такую реакцию) может быть следующим: «Я знаю, что тебе не хочется говорить на эту тему. Ты думаешь, что это никогда не коснется ни тебя, ни твоих друзей». Далее, используя прием «поиска опор в качествах личности», мы можем усилить коммуникативную атаку: «Я думаю, так оно и будет. Во всяком слу­чае, я хочу в это верить, поскольку ты ра­зумный и сильный человек».

Ситуация 2. Подросток употребляет наркотики. Все усилия родителей серьез­но поговорить натыкаются на позицию: «Не лезьте ко мне со своими советами. Все равно не поможете!». Или еще агрессив­нее: «Не ваше дело. Это моя жизнь. Как хочу, так и живу»...

В данной ситуации, не задавая прямых вопросов, не настаивая на ответах и не выдвигая никаких суждений, можно на­чать с проговаривания тех позиций, на которых стоит подросток. Это может выг­лядеть следующим образом: «Конечно же, это твоя жизнь и тебе одному решать, как ты ее проживешь. Кроме того, я знаю, как ты относишься к различного рода советам. Действительно, трудно помочь в столь сложной ситуации, особенно если ты сам этого не хочешь». Это реализация перво­го приема. И второй прием: «Ну что ж, человек, который не перекладывает свои проблемы на других, как правило, пыта­ется решить их сам. А это качество уже взрослого, зрелого характера, но ведь каж­дый может попасть в беду, как это и слу­чилось с тобой».

Далее ход беседы может строиться с ис­пользованием приемов целеполагания и мотивации. Обозначая цель своего разго­вора, родитель говорит: «Но, пожалуйста, выслушай меня. Я хочу, чтобы ты в труд­ных ситуациях всегда мог прийти на по­мощь себе и своим друзьям. Мне есть, что тебе сказать. Ведь не зря же народная муд­рость гласит: кто информирован, тот защи­щен». В качестве мотива своих действий можно предложить отцовскую любовь, беспокойство, тревогу (см. 1-ю ситуацию).

Первая (эмоциональная) часть беседы должна подвести подростка к попытке серьезного анализа сложившейся ситуа­ции, сделать его внимательным и благо­дарным слушателем. Таким образом, со­здав основу успеха, она лишь подготав­ливает подростка к восприятию рацио­нальной части разговора. Теперь мы со­средоточим внимание на рациональной (логической) составляющей беседы, ко­торая сводится к воздействию на ребен­ка путем убеждения.

Между тем практика показывает, что этих требований недостаточно. Далеко не все учителя и родители могут успешно исполь­зовать инструменты убеждения. Причина этого — незнание принципов конструиро­вания убеждающего воздействия. Чтобы восполнить этот пробел, предлагаю читате­лям опробовать на практике технологию этого процесса, которая состоит из 6 этапов:

  1. Формулирование тезиса предстояще­го разговора с подростком (смысл, идея).

  2. Определение количества субъектов, входящих в заданный тезис.

  3. Подборка аргументации к каждому из субъектов отношений (чем больше ар­гументов, тем лучше), образование блоков аргументации.

4. Формулирование возможных кон­траргументов по каждому из блоков, ис­ходя из позиции оппонентов.

  1. Усиление блоков аргументации, ко­торые вызывают опасение (если есть убойные контраргументы), путем включе­ния их в убеждающий монолог.

  2. Определение доминирующего блока аргументации (исходя из возрастных осо­бенностей), на основании которого сле­дует строить логику разговора.

Например, вы желаете, чтобы ребенок взглянул на ситуацию с вашей точки зре­ния и у него возникло чувство отторже­ния к наркотикам. Как это сделать? Прежде всего, надо четко и правильно сформулировать тезис предстоящего раз­говора. Родители чаще всего стремятся на этом этапе использовать запретительную форму типа: «Употреблять наркотики нельзя». И в этом их главная ошибка.

Теперь о субъектах отношений в дан­ном тезисе. Их можно выделить в целый ряд: сам подросток, его родители, друзья, учителя, учащиеся школы, знакомые на улице и т.д., все общество, наконец. Мож­но каждый субъект отношений рассмат­ривать отдельно, а можно объединить в три группы: группа «Я», «Близкие люди», «Общество». Таким образом, наш тезис распался на подтезисы типа: «Употреблять наркотики плохо: для самого человека, для его близких, для всего общества».

К каждому субъекту отношений необ­ходимо подобрать как можно больше ар­гументов, например: опасность тяжелой болезни или страх собственной прежде­временной смерти; чувство вины перед ро­дителями, необходимость огромных затрат на такую «радость», как наркотики; веро­ятность попадания в зависимость от тор­говца наркотиками; страх потери друзей и близких и т.д. Для взрослеющего юноши решающим аргументом может стать веро­ятность краха всех жизненных планов, что становится обобщающим аргументом для ряда более частных опасений: перспекти­вы потери здоровья, совершения преступ­лений, получения тюремного срока и т.д.

Конструируя индивидуальную беседу, необходимо помнить о том, что чем мо­ложе ваш собеседник, тем значимее для него блок аргументаций, связанный с близкими людьми (папа, мама, бабушка, любимая учительница и т.д.). Для старших подростков наиболее сильным оказывает­ся блок «Я», моя жизнь, мое будущее. Но это не значит, что надо игнорировать дру­гие блоки аргументации.

В заключение подчеркнем еще раз , что индивидуальная беседа только в том слу­чае станет эффективным средством се­мейного воспитания, если родители будут стремиться к тому, чтобы дети их не про­сто слушали, но слышали.


о.Железнякова, кандидат педагогических наук,

доцент Ульяновского государственного педагогического университета

Журнал «Воспитание школьника»




Похожие:

Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconУчитель родителям Как найти общий язык с подростком?
Во многих статьях по возрастной психологии утверждается, что стиль взаимоотношений между ребенком и родителями закладывается в раннем...
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconРодители должны говорить своим детям о наркотиках Ваш ребенок уже вышел из того возраста, когда на многие его вопросы вы отвечали: «Подожди, подрастешь – узнаешь!»
Астная планка взросления» сильно опустилась. Паспорт получают – в четырнадцать, и взрослыми себе кажутся уже в четырнадцать. Но!...
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconПамятка рекомендация «правила взаимоотношений с ребенком»
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» icon1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы
Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconДокументи
1. /Ф.Углов - Правда и ложь о разрешенных наркотиках.doc
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconЧем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconУберечь от наркотиков!
Что нужно знать, чтобы понять, уберечь и помочь. Разговаривайте с детьми о наркотиках
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconПамятка для родителей по теме Первые проблемы подросткового
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconПлан работы наркологического поста на 2012 2013 учебный год
Встреча с работником правоохранительных органов. Профилактическая беседа с учащимися «Уголовный кодекс о наркотиках»
Как говорить с подростком о наркотиках н а вопрос: «Трудно ли вам разговаривать со своим ребенком о наркотиках?» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Радуга»
Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы