Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения icon

Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения



НазваниеПобеда 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Дата конвертации27.10.2012
Размер51.29 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения. Функционально- пропагандистский, героико-патриотический пафос, определявший в литературных произведениях всё: от системы персонажей до интонационно-речевого строя, уступает место другому – достоверному изображению того, "как это было", для исследования на этой основе всей многомерности явления "человек и война".

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.

Во вторую половину 30-х гг. неотвратимо надвигавшаяся война стала осознаваемой многими исторической реальностью, едва ли не главной темой тогдашней пропаганды, породила большой массив так называемой «оборонной» литературы. В рамках этой «оборонной» темы сразу же наметились два противоположных подхода. «На чужой территории», «малой кровью» - это стало бравурным лейтмотивом выходивших романов и повестей, это показывали в кино, декламировали и пели по радио, записывали на грампластинках (повесть Н. Шпанова «Первый удар», и роман П. Павленко «На востоке»). Эта тенденция, т.н., шапкозакидательство, была порождено сталинской военно-политической доктриной. Уровень правды в литературе военных лет по сравнению с бравурно-тягостной второй половиной тридцатых годов, временем опустошительных массовых репрессий духовного оцепенения и мрака, резко вырос. Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности.

Вторая тенденция в прозе о войне - т.н., «лейтенантская проза».

- война была показана «из окопов», глазами ее непосредственных участников, к.п., еще юных лейтенантов, командиров взводов и батальонов.

- предмет раздумий авторов – истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам.

- «ЛП» помогла понять, почему победила армия, многие командиры которой были погублены в 30-е гг., почему самую страшную в мире войну выиграла страна, пережившая рев-ю, гражд. войну и террор.

У истоков «ЛП» - повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.), в которой война показана ч/з быт простых солдат. Это повесть об их неброском героизме. Некрасов в своей повести утверждает, что войну одержали не генералы и маршалы, а народ.

Повесть «В окопах Сталинграда» имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной литературы. Повесть В. Некрасова поражала непререкаемой достоверностью, в ней отразился жестокий, дорогой ценой оплаченный опыт солдат и офицеров с «передка». Повесть воссоздаёт с безупречной точностью реальность Сталинградских боёв и раскрывает духовно напряжённую жизнь повествователя – лейтенанта Керженцева.

Общая особенность первых книг о войне писателей фронтового поколения - мемуарность. Излюбленный жанр этих писателей - лирическая повесть, написанная от первого лица. Их проза не всегда строго автобиографичная, но она насквозь пропитана авторскими воспоминаниями о фронтовой юности. Эти повести принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт «окопников». Рассказанная ими правда была встречена официальной, «охранительной» критикой в штыки – «ЛП» разрушала утвердившийся сталинский миф о войне как об историческом спектакле, хорошо отрепетированном, разыгрываемом по замечательному сценарию генералиссимуса. «ЛП» клеймили за «окопную правду», к этому присоединялась еще целая обойма стандартных обвинений-ярлыков: «дегероизация», «абстрактный гуманизм», «пацифизм», за которыми обычно следовали разной тяжести «оргмеры». Среди ярких представителей «ЛП» прозы можно назвать таких писателей как Ю. В. Бондарев, Г. Бакланов, К. Воробьев.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, автор многих хороших книг «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег». Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы, о любви.

В 60-70-е гг. происходит трансформация военной прозы в философскую – нравственно-философское осмысление подвига народа. Здесь можно назвать имена таких авторов как В. Быков, Астафьев, Распутин и т.д.

В. Быков - художник трагический. Он сосредоточен на исследовании социально-нравственных коллизий, раскаленных добела тоталитарным режимом и тотальной, истребительной войной, он стремится выяснить, что в нечеловеческих обстоятельствах происходит с человеком. Локальность места действия, краткая временная протяженность изображаемых событий, немногочисленность персонажей - таковы структурные особенности его повестей. Сюжеты в его повестях раскручиваются стремительно и непредсказуемо, как в реальной партизанской жизни. Столкновение взглядов, позиций, принципов поведения персонажей отличается крайней остротой и драматизмом. В. Быков стремится найти первопричины тех или иных поступков - верности и предательства, мужества и слабодушия. В «Знаке беды», «Карьере», а затем в «Стуже» резко меняется сложившаяся за четверть века, и, казалось бы, навсегда, структура его повестей о минувшей войне. Убывает батальное начало, возрастает объём социально-исторического народного бытия, художественное время раздвигается в довоенные годы, выдвигается в центр острейшая проблема – народ и власть. Раздвигая рамки исторического времени, писатель обнаруживает закономерную связь между военным и предвоенным, видит характерные конфликты военного времени как часть советского мира. Оставаясь в рамках повестей, В.Быков явственно испытывает в этих книгах влияние романного мышления, стремится к социально-историческому обоснованию нравственно-психологических коллизий войны. Возникает жанровый феномен – романное содержание в традиционной форме повести.

Вторая половина 1980-х годов принесла ликвидацию политической цензуры и отмену партийной мифологизации военной истории. Однако «взлета» военной прозы не произошло, одной из причин этого стал уход из жизни и литературы многих писателей-фронтовиков.

Одна из самых выдающихся книг о войне последних лет – роман «Генерал и его армия» Г. Владимова, для которого таким базовым источником оказались воспоминания нескольких военачальников, литературной обработкой которых он занимался в молодости. В книге Г.Владимов смело сближает разновременные и разномасштабные явления войны в поисках тайных, острых её коллизий, ещё вчера неведомых нашей литературе. Спасать ли Россию ценой России? И кому спасать: вчерашнему арестанту в обнимку со своим палачом? Перед нами – тотальный тайный надзор всесильных органов за военачальником любого ранга, скрытые интриги среди высшего генералитета, за которые плачено сотнями солдатских жизней. И вместе с тем это современное, глубокое осмысление «неизвестной войны» не опирается на первичное знание её реалий. Оно заменено воспроизведением материала из огромного изобразительного массива, накопленного предшествующей военной прозой. Налицо неравновесие самобытно-глубокого художественного исследования войны и во многом вторичного изображения её фактуры.

Судьба отечественной прозы о Великой Отечественной войне – непрерывная идейно-художественная драма, вызванная действием меняющихся со временем факторов как внешнего, общественно-идеологического, так и внутрилитературного порядка.




Похожие:

Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconЧетырнадцать веков вместе
Басаева. Между тем различать эти явления необходимо, ибо слепота в таких вопросах может обойтись России очень дорого. Есть стороны,...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconЭтот сайт своего рода портал между маленьким, но интересным миром нашей школы и огромным внешним миром. Мы хотим, чтобы каждый, кто посетит этот сайт, нашел для себя что-то важное и нужное.
Этот сайт своего рода портал между маленьким, но интересным миром нашей школы и огромным внешним миром
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconСветлана Алексиевич «У войны не женское лицо» я порою себя ощущаю связной Между теми, кто жив, и кто отнят войной
Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconЦель: рассказать о Великой Отечественной войне, о том, как сражались наши соотечественники с врагом, показать конкретные судьбы участников войны, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, за тех, кто в суровое время встал на ее защиту.
Или немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник и пограничник протянул к ним руки а немцы, кончив кофе пить, в тот...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconУрок Докажите, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти была неизбежной?
Докажите, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти была неизбежной?
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconПлан проведения классного часа. Что такое победа? Историческая справка. Герои Отечественной войны 1812 года
Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Поэтому тема сегодняшнего нашего классного часа «Как дается победа?» будет посвящена этой...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения icon8 мая 2013 года на базе Дворца культуры им. И
Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов «Ушедшим память наша, живым земной поклон…». Перед началом концерта ветеранов...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconСценарий торжественной линейки, посвященной дню Победы
Ведущий Н. В.: День Победы – один из главных праздников России. Неумолимое время все дальше отодвигает от нас 9 мая 1945 г., но мы...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconКонспект мероприятия, посвященного 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг с использованием мультимедийной презентации
Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Что знаем мы о той далекой войне? (слайд 4) Что означает дата 1941 – 1945...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения iconК 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне Рассказ «память» на конкурс «Воспоминания детей о бабушках, дедушках»
Великая Отечественная война. Закончилась она 9 мая 1945 года. Война длилась 1418 дней и ночей, 4 года. В той войне погибло 27 миллионов...
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения icon1. Режим работы оу
Перерыв между последним уроком и началом занятий во второй половине дня не менее 45 минут
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы