Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг icon

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг



НазваниеРоман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
Дата конвертации27.10.2012
Размер60.96 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., — итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг. в центре внимания Пушкина был 18 век: эпоха ПI и самое крупное событие эпохи Екатерины – крестьянский бунт. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева». Исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но путь Пушкина к «Капитанской дочке» оказался непростым. К 1832-1833 гг. относятся черновые планы и наброски будущего исторического произведения. По первоначальному замыслу Пушкина, центральной фигурой в нем должен был стать дворянин, поручик Шванвич, переведший на сторону Пугачева. Сведения о нем Пушкин обнаружил в одном из пунктов официального юридического документа — «Сентенции» Сената. Там же говорилось и о подпоручике Гриневе, которого арестовали по подозрению «в сообщении со злодеями», но в ходе следствия признали невиновным. Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришел к выводу, что дворянство — единственное из всех сословий - осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина-отщепенца не могла послужить основой для широких художественных обобщений. Пушкин нашел нового героя — им стал не союзник, а пленник Пугачева Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования — мемуарные записки героя, обращенные к внуку. Так возник новый вариант произведения: в нем появились историко-бытовой материал и любовный сюжет.

Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта и первых русских исторических романистов М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова. Как заметил выдающийся русский историк В.О.Ключевский, в «Капитанской дочке» «боль­ше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта», которая кажет­ся длинным объяснительным примечанием к роману».

Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пре­делы жанра исторического романа. Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания многопланового произ­ведения. «Капитанская дочка» — это и семейная хроника Грине­вых, и роман биография самого мемуариста Петра Грине­ва, и роман воспитания (история становления характера дворян­ского «недоросля»), к роман-притча (судьбы героев — разверну­тая нравственная максима, ставшая эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»).

Проблематика романа, его жанровые и сюжетно-композиционные особенности обусловлены избранным Пушкиным типом повествования и самой фигурой рассказчика. Роман писался от первого лица. Это автобиографические записки (мемуары, воспо­минания) русского дворянина Петра Андреевича Гринева. Воспоминания Гринева о молодости — часть семейной хроники и одновременно его исповедь. Из «записок» Гринева состоит основной текст романа. В послесловии «издатель» указывает на источник получения «ру­кописи». Она попала к нему от внука Гринева, узнавшего, что «издатель» занимался «трудом, относящимся к временам, опи­санным его дедом». «Издатель» — литературная «маска» Пушки­на, под «трудом» имеется в виду «История Пугачева». В послесловии указана и степень участия «издателя» в работе над якобы полученной руко­писью: он принял решение не включать ее в свой труд, а издать самостоятельно. Пушкин четко отделил себя от вымышленного лица — автора и главного героя записок Гринева и вместе с тем намеренно соотнес замысел реальностью. Заявлен один из важнейших художественных принципов Пушкина-романиста: читателю предлагается воспринимать все рассказанное Гриневым как достовер­ный и искренний «человеческий документ».

В «Капитанской дочке» одинаково важны и история жизни рассказчика, и его человеческий, нравственный облик. Гриневсвидетель и участник исторических событий. Точка зрения Гринева в повествовании господствует. Эпоха, бунт, Пугачев увидены глазами дворянина, присягнувшего императрице, верного своей присяге и долгу. Крестьянское восстание для него — беззаконие, мятеж. Пугачевцев Гринев называет «шайкой», «разбойниками», а самого Пугачева— «самозванцем», «бродягой», «злодеем», «беглым казаком». «Пуга­чевщина» и для Гринева не формула, закрепившая официальный взгляд на мятежников, а настоящее человеческое потрясение. Он видел бунт, поэтому и пишет с неподдельным ужасом: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Это высказывание Гринева вызывает много споров. Некото­рые исследователи находят в нем отражение точки зрения самого Пушкина, другие — проявление социальной слепоты героя. Отождествлять его мнение с взглядами Пушкина не следует.

Пушкин в начале 30-х гг., исходя из чисто политического наполнения понятия свободы, пришел к убеждениям, близким продолжателям декабристской мысли. Свобода (как личная независимость), полнота политических прав, в равной мере нужна и народу и дворянской интеллигенции. Борьба за уважение деспотом прав дворянина – форма борьбы за права человека. С этих позиций, народ и дворянская интеллигенция – естественные союзники. П. считает, что в основе поведения людей лежат «интересы», позволяющие объединить всех дворян в один общий с правительством лагерь, противопоставленный «черному народу». Теперь вся художественная ткать романа распадается на 2 идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению двух миров: дворянского и крестьянского. Каждый из 2-х миров имеет свой бытовой уклад, свой склад мыслей, свои эстетические идеалы. Разные по образу жизни, интересам, эти миры имеют и разные представления о государственной власти. Народ разделяет власть на дворянскую и крестьянскую, подчиняясь первой, законной он считает вторую. Дворяне рассматривают самодержавие как единственную форму власти, народ. движение - гибель государства, общественный хаос. Позиция П.: причина раскола – в глубоких социальных процессах, не зависящих от воли или намерения людей. В борющихся сторонах он видит не представителей порядка и анархии, у каждой стороны есть своя, исторически и социально обоснованная правда, своя концепция законной власти. Осознание того, что социальное примирение сторон исключено, приводит П. к мысли о роковом и неизбежном ожесточении обеих враждующих сторон. Эта жестокость проистекала часто не от кровожадности тех или иных лиц, а от столкновений непримиримых социальных концепций.

Определение отношения автора к изображаемым лагерям – коренной вопрос в проблематике «КД». П. был убежден, что люди, живущие в социально разорванном обществе, неизбежно находятся во власти одной из двух взаимоисключающих концепция законности: законное с т.з. одной стороны оказывается беззаконным с др. т.з. П. встал перед вопросом соотношения социальной борьбы и этического критерия гуманности. Для П. в «КД» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей. В этом для П. и есть подлинный путь к народу.

Пушкин поставил в романе один из самых сложных вопро­сов вопрос о зависимости жизни людей от хода истории. До шестой главы жизнь Гринева — это жизнь частного чело­века, текущая вне истории. Вне истории живут и все другие герои романа. Символическим предвестием грозных ис­торических событий стали буран и страшный сон, увиденный Гриневым. История — неподвластная людям, враждебная им сила, соиз­меримая с судьбой, — разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринева и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человеч­ность. Пугачевцы сеют смерть и разрушение. Однако для влюбленных Гринева и Маши, которые уже не надеялись соединиться, именно исторические события становятся благом. Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории.

Из-под своих таинственных покровов история как бы выве­ла Пугачева, сделав его символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. Прото­тип пушкинского Пугачева — реальное историческое лицо, само­званец, глава восставших. Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему исто­рическому прототипу. Образ Пугачева —это образ-символ. Пугачев — персонаж романа, участ­ник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Облик Пугачева физически конкретен, рас­сказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродя­га», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Пугачев непредсказуем — это человек-стихия. Важнейший принцип создания образа Пугачева превращение, метаморфо­за. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В сюжете романа из «бродяги» он превращается в «великого государя».

Пугачев — фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. Власть его кажется безгра­ничной, но он осознает трагизм своей судьбы — это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева («Не шуми, мати зелена дубровуш­ка...»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для понимания. Он звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с миром таинственного.

Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны раз­мышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.




Похожие:

Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconА. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо он же рассказ
В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Тип урока: освоение «нового знания» с использованием эор нп и самостоятельной деятельности учащихся
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconА. С. Пушкин строит роман как воспоминание, созданное Гриневым в старости, спустя много лет после описанных событий, это записки, которые «дожили до его внуков». Петруша Гринев уже пожилой человек, правдив и честе
Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2 й
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconГринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2 й вариант) в историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к XVIII в
В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к XVIII в., к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг icon«История пугачевского бунта» ивымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconКак принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1 й вариант) Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду»
Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1 й
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг icon«Береги платье снову, а честь смолоду» Роман «Капитанская дочка»
Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconДокументи
1. /Капитанская дочка/Александр Сергеевич Пушкин - КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА.txt
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconРоман Гончарова «Обыкновенная история»
Роман Гончарова «Обыкновенная история» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1847 г. Темой романа была избрана история...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг iconПроблема чести и долга в романе А. С
«Капитанская дочка». Это произведение было написано в 1833─ 1836 гг. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим...
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг icon«Что делать?» роман о «новых» людях Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» написан в 1863 г. Он стал настольной книгой молодых людей того времени. На нем воспитывалось...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы