Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг icon

Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг



НазваниеПоследний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Дата конвертации27.10.2012
Размер43.64 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80—90-х гг., отразил сложнейшую проблематику русского общественно-исторического процесса в преддверии первой русской революции и вылился в обвинительный приговор беспримерной обличительной силы.

«Страшное сцепление конуса насилия» осмысляется в романе как следствие личного и общего «хронического преступления» нравственных заповедей, превратившее общество в «острожное» соединение людей и приведшее к «людоедству», которое начиналось в «министерствах, и департаментах» и кончалось «в тайге». Религия господ. сословия рассматривалась как практическая философия, обосновывавшая «всякое поругание, насилие над человеческою личностью. С этих позиций Толстым дискредитируется «арсенал» судебных доказательств, улик, свидетельств, допросов, призванных оправдать наказание, необходимость которого не объяснялась, а признавалась аксиомой.

Восприятие охраняемых государством и официальной религией форм буржуазного мироустройства Толстой ставит в романе в прямую связь с уровнем нравственности каждой личности и заставляет Нехлюдова сделать вывод о том, что в современной ему России тюрьма — «единственное приличествующее место честному человеку». Мир «обвиненных», постоянно сопоставляемый Нехлюдовым с миром «обвиняющих», делает для героя очевидным, что «наказание» влекло за собою потерю истинной «крестьянской, христианской нравственности» и усвоение новой, утверждающей вседозволенность насилия. Изображаемое Толстым «заражение» народа пороком одинаково активно как в мире острогов и тюрем, так и в мирском ежедневном быту. В последнем романе Толстого показано осознанное социальное неприятие народом всего государственного устройства. Встреченный Нехлюдовым в Сибири «свободный старик» символически именует «верноподданных» государства «антихристовым войском.

Неучастие в преступлении узаконенного насилия и отрицание существующего строя связываются Т. с определенным уровнем нравственности, выходящим за пределы антихристианской сущности господствующей морали, называемой в романе этикой «общего уровня». Политические ссыльные осмысляются Толстым как люди, стоявшие «нравственно выше» общего уровня и потому зачисленные в «разряд преступников». При этом «социалисты и стачечники, осужденные за сопротивление властям» в нравственной оценке героя не однозначны: прибавляемое к жажде освобождения народа стремление к возмездию снижает, по мнению Нехлюдова, действенность добра, творимого Новодворовым и Кондратьевым.

Политическая острота проблематики и четкость ее социальной направленности сочетаются в романе о утверждением идеи непротивления злу как главного средства общественного обновления и силы, помогающей каждой личности преодолеть власть и соблазны этики «общего уровня».

В качестве несомненной истины открывается Нехлюдову знание о том, «что все то страшное зло, в мире произошло только от того, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло. Порочные люди хотели исправлять порочных людей. Но из всего этого вышло только то, сами развратились до последней степени и не переставая развращают и тех, которых мучают». К этому знанию, обретаемому после давно свершившегося отречения от своего «сословия», Нехлюдов логически подводится на протяжении всего романа. Его обращение к заповедям Нагорной проповеди закономерно и органично. Критическое прочтение Евангелия — результат той «духовной жизни», которая началась для героя после встречи с Масловой в суде. Финал романа — воспроизведение в максимально сжатой форме исповедальных страниц трактата «В чем моя вера?» и того нового «жизнепонимания», которое излагается в работе «Царство божие внутри вас». В первом трактате каждая из пяти заповедей, внезапно «открытых» Нехлюдовым, «очищается» Толстым от «искажений» веков, во втором — противопоставляется «этике» правительственного и церковного насилия. В тексте самого романа обращение Нехлюдова к Евангелию готовится и сценой богослужения, совершаемого для заключенных («кощунством и насмешкой» над заповедями Христа), и делом осужденных сектантов (толкующих эти заповеди не по общепринятым канонам), и судьбою Селенина, вернувшегося от неверия к вере «официальной» и «всем существом» сознававшего, «что эта вера была что-то совсем не то». Тема «воскресения» в романе перестает быть личной темой автобиографического героя Толстого. Нравственное прозрение Нехлюдова совершается в начале повествования. Дальнейшей задачей героя становится дискредитация всего общественного устройства и отрицание его. С темой «воскресения» писатель связывает вопрос об исторических судьбах народа, общества и человечества, что существенным образом отражается на художественной структуре романа: образом психологически развивающимся и стержневым в движении сюжета впервые в творчестве Толстого становится героиня из народа.

Психологическое развитие образа Масловой слагается в романе из двух противопоставленных друг другу процессов. Жизнь Масловой на «воле» от первых шагов в господском доме с его соблазнами «сладости» до начальных месяцев ее пребывания в остроге — постепенное и закономерное «омертвление» души. Нравственная чистота, которая сохраняется в героине при всей глубине ее «падения», теряет способность быть силой активной.

Но изображение социальной закономерности трагедии героини из народа — лишь одна из задач Т. Непонимание мира зла, восприятие общепринятых и узаконенных «норм» человеческих отношений как должных определяется писателем как «темнота незнания». Это понятие употребляется в романе в сцене вынесения Нехлюдовым нравственного приговора самому себе и связывается с его интеллектуальным прозрением.

В прямую зависимость от преодоления «темноты незнания» ставится в романе и движение к истине народного сознания. Нравственное воскресение Масловой, «оживление» ее души происходит в «неволе» — в остроге и на этапе в Сибирь. При этом самое «решительное и самое благотворное влияние» оказывают на нее политические ссыльные. Именно они возвращают Масловой веру в добро и в себя, перерождают ее «ненависть к миру» в желание понять его и противостоять всему, что не совпадает с нравственным чувством. Духовное воскресение народа открыто связывается в романе с деятельностью «политических». И в этом — нравственное оправдание революционной деятельности (при всем неприятии Толстым насильственных методов борьбы) как исторически закономерной формы социального протеста против «царствующего зла».

Нравственное всегда являлось для Толстого главной формой осмысления социального. Подводя итоги развития русского демократического романа, «Воскресение» утверждает неизбежность народной революции, которая понимается Толстым как «революция сознания», приводящая к неприятию всех форм государственного и классового насилия. Эта тема становится ведущей в наследии писателя 900-х гг.




Похожие:

Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconПроверочный тест №6 по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». 1 Игру в «муравейных братьев»
Как называлось первое произведение Л. Н. Толстого, опубликованное в журнале «Современник» Н. Некрасова?
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconСвоеобразие художественного документализма в романе Б. Пильняка «Голый год» Роман Б. А. Пильняка «Голый год»
Нацеленный на уяснение «историософской формулы современности»1, роман построен на соотнесении «происходящего на глазах современников...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconА. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо он же рассказ
В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconКак надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconИсследовательская работа по литературе «Взаимосвязь литературы и музыки в наследии русской культуры» (Роман Л. Н. Толстого «Война и мир», опера С. С. Прокофьева «Война и мир»)
Лев Николаевич Толстой один из известнейших писателей-романистов России. Его имя вошло в историю благодаря роману-эпопее «Война и...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconФакультет русской филологии и документоведения инфомационное письмо
Фгбоу впо «тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconI. Вопросы для разминки
Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова,...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг icon-
Челси. Здесь жажда секса (и стремление заполучить подругу рок-звезды) приводит его к ряду благополучных несчастий, которые возвращают...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconА в ней намёк, добрым молодцам урок
Восточная сказка, но имея в виду исторический очерк о самом смутном периоде развития цивилизации (средневековье). Можно сказать,...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг iconМ. М. Пришвин (1873 1954). «Кладовая солнца». Особенности жанра. Цели урок
Цели урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Пришвина; раскрытие особенностей жанра, характеров героев; воспитание любви...
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг icon«Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе
Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы