Первый смысловой план поэмы — исторический icon

Первый смысловой план поэмы — исторический



НазваниеПервый смысловой план поэмы — исторический
Дата конвертации27.10.2012
Размер56.95 Kb.
ТипПоэма
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Последняя поэма, написанная Пушкиным в Болдине в октяб­ре 1833 г., — художественный итог его размышлений о личности Петра I. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «маленького») человека, волновавшая поэта с конца 1820-х гг. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей исто­рии России.

«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтичес­ких произведений Пушкина. В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, ре­альность с мифом.

Пушкин преодолел жанровые каноны исторической поэмы. Петр I не появляется в поэме как исторический персонаж. Поэт обращается не к истокам этой эпохи, а к ее итогам, т.е. к современности.

Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со вре­мени его основания, — центральное событие произведения. Это первый смысловой план поэмы — исторический. Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как на своеобразный итоговый «документ» эпохи. Второй смысловой план поэмы — условно-литературный, вымышленный — задан подзаголовком: «Петербургская по­весть». Евгений — центральный персонаж этой повести. Лица остальных жителей Петербурга неразличимы. Реальным фоном рассказа о судьбе Евгения стал Петер­бург. Действие в поэме перенесено на улицу. «Медный всадник» — первая в русской ли­тературе урбанистическая поэма. Исторический и условно-литературный планы господствуют в реалистическом сюжетном повествовании (первая и вторая части). Третий смысловой план легендарно-мифологический. Он задан заголовком поэмы — «Медный всад­ник». Этот смысловой план взаимодействует с историческим во вступлении, оттеняет сюжетное повествование о наводнении и судьбе Евгения, а в кульминации поэмы доминирует. Появляется мифологический герой, ожившая статуя — Всадник Медный. В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство.

Медный всадник — необычный литературный образ. Он пред­ставляет собой образную интерпретацию скульптурной компози­ции, воплощающей идею ее создателя, скульптора Э.Фальконе, но в то же время это образ гротескный, фантастический. Медный всадник перестает быть только «кумиром на бронзовом коне». Он становится мифологическим воплощением «грозного царя».

Своеобразие пушкинской поэмы состоит в сложном взаимо­действии исторического, условно-литературного и легендарно-мифологического смысловых планов. Во вступлении основание города показано в двух планах. Первый — легендарно-мифологи­ческий: Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды. Он — основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны. Исторический смысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Условно-литературный — смысловой план появляется в поэме сразу же после исторически достоверной картины накануне наводнения (начало первой части). Автор заявляет об условности имени героя, намекает на его «литературность».

В поэме происходит смена смысловых планов, их наложение, пересечение. Поэтический «отчет» о буйстве стихии прерывается сравнением города речным божеством: И всплыл Петрополъ как Тритон, / По пояс в воду погружен». Повествование о навод­нении получает фольклорно-мифологическую окраску.

В образной системе поэмы сосуществуют два, казалось бы, противоположных принципа — принцип подобия и принцип кон­траста. Параллели и сравнения не только указывают на сходст­во, возникающее между различными явлениями или ситуация­ми, но и обнаруживают неразрешенные противоречия между ними. Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, — трагикомический «двойник» хра­нителя города, «кумира на бронзовом коне». Во второй сцене сам «кумир» ста­новится другим: теряя свое величие, он выглядит пленником, сидящим в окружении «львов сторожевых». Величественный и «ужасный» вид памятника в двух сценах выявляет противоречия, объективно существовавшие в Петре: величие государственного деятеля, заботившегося о благе России, и жестокость, бесчеловечность самодержца, многие указы кото­рого, как заметил Пушкин, «писаны кнутом».

Все образы поэмы - многозначные образы-символы, развертываясь в поэме, они вступают в сложное взаимодей­ствие друг с другом. Историю и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга. Петербург — символ петров­ской эпохи. Наднение и судьба Евгения — только часть петербургской истории, один из многочисленных сюжетов, подсказанных жизнью города. Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законам. Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противо­речий.

Во вступлении намечен главный принцип изображения горо­да, реализованный в двух частях «петербургской повести», - контраст. В первой части облик Петербурга меняется, с него словно спадает мифологическая позолота. Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева — тоже часть города. В нем самом таилась злая энергия. Словно сам город берет себя приступом, разрывая свое чрево. Город преобразился, наполнился людьми, перестав быть только горо­дом-музеем.

В третьей части показан Петербург после наводнения. Но го­родские противоречия не только не сняты, но еще более усилены. Умиротворение и покой таят в себе угрозу, возможность нового конфликта со стихией («Но торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь»). Петербург­ская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле бое­вое» — «вид ужасный», зато на следующее утро «в порядок преж­ний все вошло». Город вновь стал холодным и равнодушным к человеку.

Петр предстает в поэме в своих мифологических «отражениях» и материальных воплощениях. Он — в легенде об основа­нии Петербурга, в памятнике, в городской среде. Двумя материальными «ликами» Петра I в пушкинской поэме являются его статуя, «кумир на бронзовом коне», и ожившая статуя, Медный всадник.

Для понимания этих пушкинских образов необходимо учиты­вать идею скульптора, воплощенную в самом памятнике Петру. Его основной смысл задан единством коня и всадника. Автор памятника хотел пока­зать «личность созидателя». «Мой царь не держит никакого жезла, — заметил Фальконе Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеж­денных им трудностей».

То, что в скульптуре дано в форме утверждения, у Пушки­на звучит как риторический вопрос, не имеющий однозначного ответа: «Не так ли ты над самой бездной, / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы?». «Бронзовому конь» — символ России. «А в сем коне какой огонь! / Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» — восклицание сменяется вопросом, в котором мысль поэта обращена к загадке русской истории и к современной России.

Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. Евгений — продукт и жертва петербургской «цивилизации», один из бесчисленного множества чиновников без «прозванья», которые «где-то слу­жат», не задумываясь о смысле своей службы, мечтают о «мещан­ском счастье»: хорошем местечке, доме, семье, благополучии.

Но Евгений даже в своих скромных желаниях, отделяющих его от властного Петра, не унижен Пушкиным. Евгений - антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Пушкин нашел свою «единицу измерения» необузданной, но скованной металлом власти — человечность.

Кульминационный эпизод поэмы – погоня за Е., особенно важен для понимания смысла всего произведения. Начиная с В.Г.Белинско­го, он по-разному интерпретировался исследователями. Нередко в словах Евгения, обращенных к бронзовому Петру («Добро, стро­итель чудотворный! — / Шепнул он, злобно задрожав, — / Ужо тебе!..»), видят бунт, восстание. Однако вряд ли можно считать слова Евгения, который, прошептав их, «вдруг стремглав / Бежать пустился», бунтом или восстанием. Слова безумного героя вызваны пробудившейся в нем Памятью. Это не только воспоминание об ужасе прошлогоднего наводнения, но прежде всего историческая память, казалось бы вытравленная в нем петровской «цивилизацией».

В сцене погони происходит второе перевоплощение «кумира на бронзовом коне» — Он превращается во Всадника Медного. За Человеком скачет механическое существо, ставшее чистым во­площением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоми­нание о возмездии.

Конфликт перенесен в мифологическое пространство, чем подчеркнуто его философское значение. Это конфликт принципи­ально неразрешимый, в нем не может быть победителя и побеж­денного. Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собой.




Похожие:

Первый смысловой план поэмы — исторический iconУрок литературы и истории в 7 классе на тему
«Песня про купца Калашникова»: литературно-исторический аспект поэмы М. Ю лермонтова»
Первый смысловой план поэмы — исторический iconОсобенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение помещиков Название поэмы Гоголя «Мертвые души»
Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души»...
Первый смысловой план поэмы — исторический iconДокументи
1. /Поэмы/Уильям Шекспир - Поэмы.txt
Первый смысловой план поэмы — исторический iconДокументи
1. /Поэмы и сонеты/Уильям Шекспир - Поэмы и сонеты.txt
Первый смысловой план поэмы — исторический iconТематический план (6 класс) №
Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, социально – трудовой,, информационно – технологической,...
Первый смысловой план поэмы — исторический iconА в ней намёк, добрым молодцам урок
Восточная сказка, но имея в виду исторический очерк о самом смутном периоде развития цивилизации (средневековье). Можно сказать,...
Первый смысловой план поэмы — исторический iconУрок презентация в 7 «Б» классе тема урока: анализ 1 части поэмы н. А. Некрасова «русские женщины». «И подвиг ваш бессмертен …!» Учитель зуева Людмила Васильевна
Анализ 1 части поэмы н. А. Некрасова «русские женщины». «И подвиг ваш бессмертен …!»
Первый смысловой план поэмы — исторический iconПлан работы по преемственности «Детский сад Начальная школа» 2008-2009 учебный год
Проведение родительских собраний на темы: «Первый раз в первый класс», «Цели и задачи подготовки к школе», «Психологические и возрастные...
Первый смысловой план поэмы — исторический iconТрунов М. В. Первый год первый опыт
Трунов М. В. Т77 Первый год — первый опыт. — М.: Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2003. — 208 с
Первый смысловой план поэмы — исторический iconИсторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве
Разработка урока по теме: Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве
Первый смысловой план поэмы — исторический iconСодержание поэмы Гомера «Одиссея» Урок литературы в 6 классе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы