Мир и человек в лирике Пушкина icon

Мир и человек в лирике Пушкина



НазваниеМир и человек в лирике Пушкина
Дата конвертации27.10.2012
Размер92.92 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Мир и человек в лирике Пушкина

П. занимает особое место в культуре России. Он создал худ. ценности мирового уровня, стал как чел. и как художник - символом русской дух. жизни. Мировая филологическая наука 20 вв. приходит всё больше к выводу, что П. стал мировым реформатором всех жанров лит-ры. Он оказал решающее влияние на развитие философской и общественной мысли. Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Гений П. универсален. Но первая ступень к познанию его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает ч/з лит-ру. П., названный Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель солнечной системы нашей лит-ры.

П. всё объединил в себе: Запад и Восток, цивилизацию и естеств. мир. Он – поэт гармонии, кот. оказалась недоступной всем др. худ-м. При этом П. единственный из рус. худ-в, кот. так полно выразил Россию. Франк: «П. есть откровение России, русского народа и русского гения». В опред-м смысле П. явл-ся нац-м русским мифом, т. е. выражением самых глубинных представлений народа о бытии.

Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно то, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время оно отличается единством, цельностью. Творчество Пушкина многожанровое. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия органически входили в его художественный мир от первых опытов до последних страниц. На разных этапах разные жанры занимали доминирующее положение, выражая ведущее направление художественной мысли в те или иные годы. Жанры развивались в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. При таком соотношении жанров, их постоянной перекличке и взаимном вторжении, в принципе отменялся иерархический подход к жанрам. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка.

Соотношение лир. Поэзии и эпических жанров менялось, но именно лирика – наиболее яркое и глубокое выражение его гения – дает полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. Каждое стихотворение П. уникально, неповторимо. Шедевры пуш. лирики – сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, худ. деталь, интонация, слово. В большинстве стих. мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, лит. или психологический контекст. «Свобода», «воля», «самовластье», «судьба», «дружба» и «любовь», «жизнь» и «смерть», «покой» и «буря», «море и берег», «поэт» и «толпа» - в каждом из этих слов, в их смысле и звучании, П. находил множество красок и оттенков. Они как бы длинное это его идей и настроений. М/у стихотворениями, близкими по времени, и теми, которые разделены годами, возникают многочисленные тематические переклички, образные параллели. Лишь в немногих стих. доминирует какая-то одна тема, чаще в них переплетаются несколько тем и мотивов.

В лирике П. сложилась сложная, многоуровневая система лирических «зеркал», отражающих дух. и твор-й облик поэта, основные черты его динамической худ. системы. Представления П. о значительных жизненных ценностях отразились в худ. стихотворения о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны центральной темы – темы гармоничной личности.

Тема свободы - одна из важнейших тем в лирике П. Свобода для него – высшая жизненная ценность. С. – основа дружбы, с. – условие творчества. Без нее жизнь окрашивалась в мрачные, зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пуш. мировоззрения. Слово «С.» и близкие по смыслу сл. «вольность», «воля» - ключевые слова пуш. словаря. В лирических произведениях они выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути чел-а, о смысле его существования. Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. с. становиться то высшим общественным благом («хочу воспеть свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт («звезда пленительного счастья»), то смыслом поэтической «жертвы» («свободу лишь учася славить, стихами жертвую лишь ей»). С. для юного П. – его т.з. на мир, на людей, на самого себя.

В петерб. период тв-ва с. открылась П. прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность; она вне времени и вне пространства.

В соц. философской оде «Вольность» (1817 г.) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, на троне восседает «неправедная власть». Весь мир, а не т/о Россия, лишен свободы; следовательно, нигде нет радости, счастья и блага. Стих. отражает не т/о личный взгляд П. – это т.з всех просвещенных дворян. П. страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу С., П. с негодованием пишет о тиранах. Они – источник несвободы, «ужас мира», «стыд природы», нарушение божественной гармонии. Тираноборческий пафос сливается с обращением к разуму монархов:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

П. – противник насилия. С., с его т.з., не м/б достигнута в результате рев-ии и заговора. Великую франц. рев-ю он называет «славной бедой», подчеркнув ее разрушительный хар-р.

В «Деревне» (1819 г.) представления о с. и о рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тиране во «всемирном» масштабе, как в «Вольности», а о русском крепостничестве, о с. русского крес-ва. «Барство дикое» и «Рабство тощее» - явл-я, типичные для Р. Во 2 части расширяются географические границы. В 1 ч. речь идет о конкретной деревне (в пейзаже-панораме угадываются черты Михайловского), во 2 ч. создается предельно обобщенный образ русской деревни. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о «плохом» барине и его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и крест. - рабе. П., развивая идеи «Вольности», мечтает увидеть «народ неугнетенный», а «торжество С. просвещенной» по-прежнему связывает с волей царя.

В романтической лирике 1820-1824 гг. тема свобода также занимает центральное место. С. для П. периода южной ссылки – один из политич. символов. В стих-и «Свободы сеятель пустынный…», образы которого восходят к евангельской притче о сеятеле, отразился острый кризис веры П. в возможность скорого достижения общественной свободы. Это стих-е – горькое признание крушения просветительских и романтич. иллюзий. П. подчеркивает, что его проповедь С. была несвоевременной, а поэтому бесплодной.

В лирике периода юж. ссылки одним из ведущих мотивов стал мотив личной свободы. В романтич. аллегории «Узник» (1822 г.) С. – это вольная жизнь за пределами темницы. Узник – это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный.

Поэтич. итогом П.- романтика о С. стало стих-е «К морю» (1824 г.). Море, как океан, стихия, буря, в ром. лирике П. всегда ассоциировалась со свободой. Море – символ любой природной и чел-ой стихии. В его своенравии явлена неукротимая воля мировой стихии, окружающей чел-а. Оно вызывает ассоциации со стихиями обществ. жизни: бунтами, рев-ми, восстаниями. П. уподобляет море живому сущ-ву, одержимому мятежными порывами духа. Эта «свободная стихия» близка душе поэта-романтика и почитаемых им гениев. В стих-е включены своеобразные «эпитафии» Наполеону и Байрону, в которых П. видит яркое воплощение стихийных начал чел-ой души. Море – это и символ чел-ой жизни, которая может «вынести» куда угодно. В стих-ии морская стихия и могущество чел-го духа сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе чел-а скрыт источник С., которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность С.

В конце 1820-х – 1830-е гг. П. приходит к пониманию С. как личной независимости, личного достоинства. Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, то в тв-ве последних лет стала самостоятельной. С. для П. – это свобода иметь свое мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». С лмчной независимостью П. связывал и неприкосновенность пенатов: семьи, дома, твор-го труда. Именно в этом, по мнению П., можно найти избавление от суетной погони за счастьем, обрести «покой и волю»; ради этого, по его мнению, и стоит жить на свете, сожалея о каждой утраченной частичке бытия. В стих-ии «Из Пиндемонти» (1836 г.) П. подчеркивает, что чел-у необходима «иная, лучшая» С. взамен той, которая неизбежно оборачивается зависимостью от 2 главных соц. сил:

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам рано? Бог с ними.

Стих-е завершается манифестом личной С.:

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред создньями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

- Вот счастье! вот права…

П. пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками чел-а, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана твор-м гением Бога, и произвед. искусства, созданные худ-ми – людьми, вдохновленными Богом.

Дружеская и любовная лирика – заветная область лир. поэзии П., в которой раскрылось его понимание высших жизненных ценностей. Потребность П. в дружеском общении и понимании была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Многое стих-я, написанных, к.п, в жанре дружеского послания, посвящены самым близким по духу людям. лицеистам («первому другу» Пущину, «парнасскому брату» Дельвигу, Кюхельбекеру), «неизменному другу» Чаадаеву, поэтам Вяземскому, Баратынскому. Для П. дружба – это братство, союз людей:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…

П. подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи м/у друзьями.

Д. П. понимал, как «сладостный союз», связывающий м/у собой поэтов. В послании к «Языкову» указана основа этого союза – творчество, вдохновенье:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

Дружеская поддержка, участие для П. высшее проявление человечности, придающее мужества, воли, готовности исполнить свой долг.

В отличие от дружбы, в которой П. ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновенья, но как всякая дружба угасала, превращаясь в «погасший пепел». П. искал не вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь для П.-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. В стих. П. о любви запечатлена не только психологическая правда о любовных переживаниях, но и философских представлений о Женщине как об источнике красоты, гармонии. В лирике П. оживают его «любви пленительные сны». Стих.: «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…». В этих стих., к.п., нет портрета возлюбленной, Черты любимых женщин П. видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью аналогий и сравнений («Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»). На первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой подчеркивается, что вместе с женщиной появляются «и божество.. и вдохновенье». Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта пробудиться, как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно Л. способна дать человеку высшее наслаждение. Л. – символ возрождения. Концепция Л. в лирике П.: вечна сама потребность любить, Л. возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.

П. – создатель лирической концепции творчества, в ней он выразил свои представления о месте поэта в мире. о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции – поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо». Каждое новое стих. не т/о обнаруживает новый аспект темы, но и подхватывает идеи и образы предшествующих, развивает и углубляет их.

Стих. «Поэт» - квинтэссенция пуш. размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стих. сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. А. вполне допускает даже то, что поэт м/б «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновенье. Поэт преображается - это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету: его слух становиться чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. просыпается его душа:

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

(«19 октября»)

В стих. «Эхо» П. создал емкую метафору поэта, в которой выразил закон его существования в мире: поэт – это мира – слышит и отражает все его звуки, но самого поэта не может выразить никто.


Наука о Пушкине:

- Эйхенбаум «О прозе, о поэзии»

- Тынянов «Пушкин и современники»

- Гинзбург «О лирике», «О литературном герое»

- Благой «Творч. путь Пушкина, «Душа в заветной лире»

- Томашевский «Пушкин»

- Городецкий «О лирике П.»

- Степанов «О лирике П.»




Похожие:

Мир и человек в лирике Пушкина iconТема любви в лирике А. С. Пушкина
Пушкина присутствует тема любви. Это чувство много значило для поэта. С течением времени образ Женщины в его стихах меняется, так...
Мир и человек в лирике Пушкина iconЛицейский период (1811 – 1817) История лицейских лет А. С. Пушкина
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина Клочкова Т. В., учитель русского языка и литературы, моу сош №2
Мир и человек в лирике Пушкина iconТема «дружества» в лирике А. С. Пушкина
Он был счастлив в дружбе, «лицейское братство» вошло в легенды, стало образцом. С течением времени отношение Пушкина к дружбе менялись,...
Мир и человек в лирике Пушкина iconТема: «Друзья моей души…» ( Лицейская дружба в творчестве А. С. Пушкина) Цели
Урок литературы в 6 классе определяется темой: «Лицейская дружба А. С. Пушкина», которая входит в раздел «Незабываемый мир детства...
Мир и человек в лирике Пушкина iconОбраз поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. C. Пушкина
Кастальский источник, явление музы Эрато или Полигимнии. Пушкин сравнивал себя с пророком в этом образе есть черты Моисея, который...
Мир и человек в лирике Пушкина icon2 классы Математика
В 2012-13 учебном году проходила школьная олимпиада во 2-4 классах по предметам: математика, окружающий мир, русский язык. Во вторых...
Мир и человек в лирике Пушкина icon«Я лиру посвятил народу своему» (основные мотивы в лирике Некрасова)
Пушкина и Лермонтова, но в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор....
Мир и человек в лирике Пушкина iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина Цели: Закрепить у учащихся знание сказок А. С. Пушкина
Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А. С. Пушкина. Начнем с разминки
Мир и человек в лирике Пушкина iconПрезентация на тему: «Великая Отечественная война в лирике XX века». (Автор: Холодков Вячеслав, ученик 8 класса)
Тема урока: «Великая Отечественная война в лирике XX века»Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства, развивать...
Мир и человек в лирике Пушкина iconМир замечательных людей как среда формирования личности
В образовательном пространстве также существуют и взаимодействуют различные миры – «мир детей и взрослых, мир детского творчества...
Мир и человек в лирике Пушкина iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Человек и мир»
Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы