Андрей Платонов icon

Андрей Платонов



НазваниеАндрей Платонов
Дата конвертации27.10.2012
Размер62.94 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Андрей Платонов родился 1896 г. в Ямской слободе под Воронежем. Учился в церковноприходской и городской школах. Детство было безрадостным. Окончив 4 класса городской школы, в 13 лет он пошел «в люди». Сменил множество профессий. Главными «университетами» П. стали жизнь и самообразование. Как величайшую несправедливость по отношению к «маленькому человеку» ощущал будущий писатель не дефицит хлеба и тепла, а дефицит смысла жизни, ясности пути. Герой повести П. «Ямская слобода» Филат будет помогать ослепшей в темном сарае лошади вращать по кругу колодезное водило. Этот образ превра­тится у П. в страшный символ чудовищно искаженной жизни, обреченности на механическое движение по кругу, безыс­ходности.

С верой и оптимизмом принимает Платонов революцию 1917 г. В его публицистике той поры господствовал мажорный тон. Революция зарождает в нем надежду на скорое обретение смысла жизни каждым простым человеком. Человек освободится и станет подлинным творцом собственной жизни, кузнецом свое­го счастья. На этом этапе творческого пути человек для писате­ля борец и победитель, он сосредоточен не на противоборстве с классовым врагом, не на сокрушении старых порядков, а на созидательной, творческой работе. Платонову дорог не воин, а строитель. Лите­ратура мыслится им в ряду рабочих профессий. Смысл существования открывается ему в перспективе созидательного «ре­монта земли».

Уже в ранних произведениях писателя, свято верящего, что маршрут «паровоза истории» верен, ощущается стремление еще раз проверить точность расчета, заглянуть в конечный пункт пути. Туда ли летит паровоз, даст ли людям счастье пред­полагаемая остановка? Поиск ответов на эти вопросы проводит­ся Платоновым в трех направлениях: в научно-фантастической прозе, произведениях на исторические темы и рассказах и повес­тях о современности, которые образно истолкованы как испытание будуще­го, испытание прошлого и испытание настоящего.

Испытание будущего — начальный пункт творческого пути Платонова — проводится в научно-фантастических произ­ведениях. Сюжетная канва по­вести «Эфирный тракт»: несколько поколений уче­ных работают над задачей выращивания вещества; они открыва­ют «эфирный тракт», позволяющий электронам стремительно размножаться. Это дает человечеству возможность выращивать любые вещества. Однако личные судьбы изобретателей складываются трагично: почти все они погибают. Такой финал - возмездие за насилие над природой. Итог обращения Платонова к научно-фан­тастическому жанру — серьезное сомнение в осуществлении глобальных технических проектов. Утопичным оказывается стремление решительным натиском осчастливить человечество.

Испытание прошлого проводится П. на материале эпохи ПетраI. Выбор именно этой исторической эпохи неслучаен: в 1920-е — 1930-е г.г., в моде были прямые аналогии между рефор­маторской деятельностью Петра и радикальными государствен­ными преобразованиями Советской власти. Повесть «Епифанские шлюзы» написана на основе реальных исторических. Петров­ская Россия в повести увидена глазами англичанина — руководи­теля работ инженера Бертрана Перри. Инженер приезжает в Россию по приглашению царя; он надеется заработать денег, чтобы сыграть свадьбу с любимой Мери. Поначалу ему нравятся и рус­ские люди, русский царь. Не щадя себя, инженер с головой погружается в работу. Но реальность рушит все его надежды: ра­бота движется медленно, крепостные строители бегут. Будучи незлым от природы, Перри превращается в палача, пытаясь выполнить свой долг перед царем. Однако насту­пает день, когда палач сам становится жертвой: по приказу царя Перри казнят в Пыточной башне Кремля. Строительство, которое ведется «по бумажке», а не по законам народного здравого смысла, не может никого привести к счастью, оно лишь плодят смерть.

Рассказы А. Платонова 20—30-х годов («Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие) переполняет светлая уверенность в возможнос­ти совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, дея­тельные народные характеры. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело, ставшее для них своим. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице» (1927). Посланная на край света, на гра­ницу с безжалостными песками пустыни, она вместе с жителями обреченного на вымирание поселка Хошутово борется с песками, очеловечивает пустыню, которая раскрывает свои сокровенные тайны.

Поэтичный рассказ «Фро» (1936) изображает моло­дую женщину в нетерпеливом ожидании личного счас­тья, наслаждения. Она преданно любит мужа, тоскует без него. От своих тяжелых переживаний она пытается от­влечься трудом вместе с другими женщинами. От тяжелых переживаний ей приходит мысль послать мужу телеграмму, что она умирает. Отец отправляет телеграмму, и на седьмой день возвращается Федор. В рассказе, думая над сущностью челове­ческого счастья, Платонов как бы уравновешивает необ­ходимость личного и всеобщего счастья.

В рассказе «В прекрасном и яростном мире» (1941) отразилась увлеченность Платонова и его героев мощ­ной техникой. Машинист Мальцев — вдохновенный, талантливый работник. Увлеченность перешла в чувствование души паровоза. Старый машинист любит свой паровоз как живое суще­ство, чувствует его всей душой. И эта общность с маши­ной дает ему удовлетворение, рождает ощущение сча­стья. Но ока­зывается, тот же человек, поэтически воспринимающий машину, глух к живому человеку, его настроению, не ценит преданности своего ученика. Машина в его созна­нии заслонила человека. Только случившееся несча­стье — удар молнии и слепота — возвращает ему способность быть внимательным и чутким к человеку. И свет этот возвращен ему человеческой любовью и само­отверженностью.

Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») (1946) свидетельствует о быстром осмыслении писателем пос­левоенной жизни: как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне. Война воспринималась Платоновым как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Сю­жет построен на том, что возвращается с войны отец. Откровенность жены в ее рассказе о тяжелой жизни и трагических переживаниях, об одиночестве, о Семене Евсеече, который бывал у них, затронули его самолюбие. Вспышка оскорбленного «я» гонит его из дому, от своих детей, не только от них, но, как он думает, к новой, безза­ботной жизни. Сын Петруша вместе с сестренкой На­стей сотворил переворот в душе отца. Подлинное возвращение к сокровенному, жившему высшей истиной человеку произошло в тот момент, ког­да Иванов, ушедший из семьи, чтобы жить, вдруг увидел бегу­щих за поездом детей.

Гуманист Платонов, свято веривший в доброе сердце человека, показал, как непрост путь человека к самому себе. Точностью психологических деталей, пово­ротов мысли и чувства обусловлен и своеобразный язык прозы А. Платонова.

«Чевенгур»

Уездный городок Чевенгур — это платоновская страна-утопия. Главный герой романа, Саша Дванов, правдоискатель, олицетворяющий благородство, чистоту души, духовную красоту. Еще один герой, друг Саши, Степан Копенкин. Главная движущая сила в этом человеке — его самозабвенное, граничащее с самоотречением, служение Идее. Размышления Платонова о революционном преобразовании мира и противоречия, возникшие в результате обманутых надежд, превращают «Чевенгур» из утопии в антиутопию. Чевенгурская коммуна — это модель казарменного коммунизма, мечта, реализованная уродливо, извращенно. Платонов с предельной беспощадностью рисует устрашающую картину слепого злоупотребления насилием: насильственно утвержденная гармония будущего покупается ценой гибели дисгармоничного, искалеченного настоящего. Целый ряд страшных жертв принесены коммуной ради приумножения неоднократно упоминаемого в романе «вещества существования», «вещества жизни», которое является ключевым понятием романа. Гибель Чевенгура — это гибель Идеи.

В романе сталкиваются утопические надежды перестроить мир “по коммунистическому велению”и “хотению масс” с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится».

Копенкин и Дванов проезжают деревню Ханские Дворики, где уполномоченный переименовал себя в Федора Достоевского, а за ним и весь актив окрестился кто в Христофора Колумба, кто во Франца Меринга. Затем они попадают в коммуну “Дружба бедняка”. Все члены ее правления занимают должности и носят длинные и ответственные названия. Никто не пашет, не сеет, чтобы себя от высокой должности не отнимать. Та же трогательная и детская компенсация прежней униженности, что и переименование в Достоевских и Колумбов. Наконец они достигают Чевенгура, где Чепурный и его товарищи установили коммунизм. Чевенгурцы живут по-евангельски беззаботно, они не желают трудиться, одной только силой веры они стремятся приблизить реальный коммунизм, а пока в центре внимания — абсолютное равенство, обожание товарищей, их душ.

Роль идеолога выполняет Прокофий Дванов. В Чевенгуре Прокофий воссел грамотеем и умником, идеологическим помощником при Чепурном. Именно Прокофию принадлежит мысль тотального уничтожения “густой шелковой буржуазии”, населявшей город. Коммунары действуют с уверенностью и воодушевлением, но в душах их возникает тоска, несмотря на то, заглушается она мыслью о грядущем пришествии коммунизма: вроде все для не го сделали, всех гадов перебили, имущество уничтожили, “голое место” готово, остались одни товарищи и ждут первое утро “нового века”. Но оказывается, что накал одной только веры не может вызвать чуда. Нельзя объявить наступление коммунизма, как нельзя отменить смерть. Беспочвенная идея тонет, разрушается и Чевенгур каким-то страшным вражеским отрядом, что символизирует саморазрушение заблудившегося в лесу превратно понятых идей общества. Гротескный роман завершается дорогой, открытостью в будущее, надеждой. Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность одна от другой “не слишком далеко” (нераздельность) и “не слишком близко” к будущему звездному строю настоящего братства и любви.




Похожие:

Андрей Платонов iconАндрей Платонов Котлован Андрей Платонов
В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования....
Андрей Платонов iconХудожественный мир Андрея Платонова к уроку литературы в 7 классе
Платонов (Климентов) Андрей Платонович 20. 8 9). 1899, Воронеж, 1951, Москва
Андрей Платонов iconДокументи
1. /Взыскание погибших/Андрей Платонов Взыскание погибших.doc
Андрей Платонов iconДокументи
1. /Усомнившийся Макар/Андрей Платонов Усомнившийся Макар.doc
Андрей Платонов iconДокументи
1. /Государственный житель/Андрей Платонов Государственный житель.doc
Андрей Платонов iconА. Т. Твардовский «Василий Теркин». Платонов «Сокровенный человек»

Андрей Платонов iconГольцов Борис Афанасьевич — директор школы до 1969 года Иванова Анна Тимофеевна
У них двое сыновей — Андрей и Дмитрий. Андрей закончил Ярославское ракетно зенитное училище, ушёл в отставку. В настоящее время живёт...
Андрей Платонов iconН. И. Костомаров князь андрей боголюбский
В эту-то эпоху выступил в первый раз на историческое поприще народ великорусский. Андрей был первый великорусский князь; он своею...
Андрей Платонов iconТурнир по рукопашному бою
Зотова Елена (ученица 10 класса), Курносов Николай (г. Сенгилей), Николаев Дмитрий (г. Сенгилей), Шишин Сергей (г. Сенгилей), Нихаенко...
Андрей Платонов iconА. Платонов. Котлован. Отрывки из повести Гробы
На рассвете в контору пришел Чиклин с неизвестным человеком, одетым в одни штаны
Андрей Платонов iconАнализ преподавателя обж моу «Глубоковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края Дзюбло Андрея Андреевича Я, Дзюбло Андрей Андреевич, закончил в 1989 год
Я, Дзюбло Андрей Андреевич, закончил в 1989 году бгпи, факультет физического воспитания и отделения начальной военной подготовки....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы