Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла icon

Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла



НазваниеРассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Дата конвертации27.10.2012
Размер115.16 Kb.
ТипРассказ
источник
1. /литература/31. Некрасов.doc
2. /литература/Воскресенье.doc
3. /литература/Гончаров.doc
4. /литература/Евгений Онегин.doc
5. /литература/Жуковский.doc
6. /литература/Категория худож. образа.doc
7. /литература/Радищев.doc
8. /литература/блок.doc
9. /литература/бр. карамазовы.doc
10. /литература/булгаков.doc
11. /литература/бунин.doc
12. /литература/великая отечественная война.doc
13. /литература/вишневый сад.doc
14. /литература/война и мир.doc
15. /литература/герой нашего времени.doc
16. /литература/деревенская проза.doc
17. /литература/державин.doc
18. /литература/есенин.doc
19. /литература/капитанская дочка.doc
20. /литература/карамзин.doc
21. /литература/литературный род.doc
22. /литература/медный всадник.doc
23. /литература/мертвые души.doc
24. /литература/мир и человек в творчестве пушкина.doc
25. /литература/островский.doc
26. /литература/платонов.doc
27. /литература/преступление и наказание.doc
28. /литература/проблема автора.doc
29. /литература/символизм, футуризм, акмеизм.doc
30. /литература/слово о полку игореве.doc
31. /литература/совр литературоведение.doc
32. /литература/тургенев.doc
33. /литература/фонвизин.doc
34. /литература/чехов.doc
35. /литература/шолохов.doc
31. Новаторство Некрасова-лирика
Последний роман Толстого явился единственным произведением «большого» жанра в кризисный период русской романистики 80-90-х гг
Гончаров был одним из создателей великого русского реалистического романа. Первый же его роман «Обыкновенная история» принес писателю громкую известность и всеобщее признание
Роман «ЕО» произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет с мая 1823 по сентябрь 1830 гг. Работа над романом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г
Рус романтизм явился органической частью общеевр-го романтического движения, кот-е охватило все сферы духов жизни. Он был рожден мощью соц-го и нравственного протеста против буржуазного мира
3. рационального и эмоционального
В «Путешествии» мы находим органическое идейно-композиционное единство
Символизмом
1. Братья Карамазовы
Написан 1928-1940 гг., опубликован 1966-1967 гг. Замысел книги складывался постепенно. В начале 1930 года рукопись романа Булгаков сжег. Но некоторые черновые тетради удалось спасти
И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга
Победа 1945 года стала рубежом не только между войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения
Композиции сюжета отсутствует центральный конфликт
Роман «ВиМ» в жанровом отношении явл романом-эпопеей, т к
Социально-универсальный
Деревенская проза
Особого языка
Творч-ва е опр-сь в 1910-е гг и пережили большую эволюцию: родина, рус природа, любовь
Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., итоговое произве­дение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 30-х гг
В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие
Литературный род
Первый смысловой план поэмы — исторический
«Анекдот» с
Мир и человек в лирике Пушкина
От дрвенегреч действие жанр драматургии, в основе которого лежит драматический конфликт, порожденный драматическими обстоятельствами. От них зависят совершенно иные, чем в трагедии, принципы изображения человека
Андрей Платонов
«Преступление и наказание»
Б. А. Успенский выделил четыре основных композиционных плана проявления авторской позиции: оценочный, языковой, пространственно-временной и психологический. Б. А. Успенский последовательно разделил позицию автора, пози
«поэтического ренессанса» или
Оно эпично и лирично одновременно
Направления, школы, методы в XX веке
Роман «ОиД» был написан Т. в 1859-1862 гг., в период отмены крепостного права в России. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания, когда дворянский либерализм вытиснился революционно-демократической мыслью
Фонвизин «Недоросль»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла
Первая книга «Тихого Дона»

Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.

Новелла - «малый» прозаический жанр эпоса, входящий в «романтическую» группу жанров. В основе новеллы – романтический тип жанрового содержания. Новеллу иногда называют «главой, вырванной из романа». Этому жанру присуща необычайная смысловая емкость.

В последней четверти XIX в. русский реализм существенно обновился. Самое яркое свидетельство этого обновления – творчество Ч.

Важнейшим жанром в тв-ве Ч. стал рассказ. Он сформировался на периферии большой лит-ры – в журнальных опытах «Стрекозы», «Осколков», «Нового времени». Ч. узаконил Р. Как один из самых влиятельных эпических жанров, худ-й микромир которого не уступает по емкости роману.

Мир чех произвед. Включает множество разнообразных чел-ких хар-ров. Однако всем им недостает чего-то самого важного. Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но, к.п., так и не обретают дух. гармонии. Ни любовь, ни страстное служение науке, ни вера в бога – ни один из старых надежных путей достижения цельности им не подходит. Мир словно утратил единый центр, стал незавершенны. Поэтому жизнь по какому-либо шаблону осмыслена Ч. как особая социально-духовная субстанция – пошлость. Жизнь, повторяющая заданные традиции, лишена дух. самостоятельности, а следовательно, и смысла. Для Ч. важно не «моральное расследование», завершающее авторским приговором, а выяснение причин взаимного непонимания м/у людьми.

Внешне бесконфликтные сюжетные ситуации в зрелой прозе и драматургии Ч. выявляют заблуждения персонажей, степень развитости их самосознания и связанную с этим меру личной ответственности. Персонажей с большими оговорками можно делить на главных и второстепенных, то же отсутствие определенности в событийной организации произвед. В сюжетах нет четкого деления на кульминационные и «проходные» эпизоды. В равной мере важно и то, что случилось, и то, что не произошло. Событием у Ч. может стать отсутствие события.

Худ. мир Ч. – мир подвижных отношений, в котором взаимодействуют разные чел-е правды. Хар-ая чех. тональность – тонкая, подчас едва уловимая лирическая ирония.

Рассказы Ч. полемичны по отношению к жанровой традиции XIX в. Центр тяжести в них перенесен с развития события на бессобытийное течение жизни в ее повседневности («Ионыч», «Учитель словесности»). Нет интриги как организатора действия, события не выходят за рамки быта. Пространственно-временные особенности таковы, что герои как бы погружаются в поток быстротекущего времени.

Сюжет рас. «Ионыч» прост – это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Старцева, а фактически, история всей его жизни, прожитой бессмысленно. Не случившееся событие – не сложившаяся жизнь – утраченное собственное имя.

Рассказы Ч. иногда называют новеллами. Однако в классич. новеллах всегда есть новость – неожиданное событие. В чех. рассказах нет ничего непредвиденного, никаких внешних поворотов сюжета. Интерес перенесен с событий на психологию персонажей, на их настроение и «подробности» чувств.

Особый хар-р конфликта: ни один из героев не может претендовать на знание правды или хотя бы приближение к ней. Однако в его рассказах сохраняется необходимое эмоциональное напряжение – оно возникает из очевидного несоответствия реального – идеальному. М/у этими полюсами – мертвое пространство, которое никто из чех. персонажей не может преодолеть.

Реальное – это либо одинокое, замкнутое сущ-е, тождественное пошлости, либо система регламентированных ценностей «футлярной» жизни. Идеальное – вне материальных координат. В чех. худ. мире это м/б внезапное откровение и родство душ («Студент») или неожиданное впечатление («Скрипка Ротшильда»). Овеществленной жизни персонажей нередко противопоставлен мир природы.

Авторская позиция в рас. Ч, к.п., не акцентирована. Создается иллюзия «объективности» автора-повествователя. Ч. не допускает прямых оценочных хар-к персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей т.з. Завуалированность авторской т.з. создает особый худ. эффект – многовариантное толкование рассказов.

«Студент». Ч. считал этот рас. наиболее «отделанным». В его основе случай из жизни студента дух. академии Ивана Великопольского. Ситуация почти анекдотическая: герой беседует с вдовами на огороде, которым он рассказывает притчу о предательстве Христа любимым учеником. Новозаветная реминисценция – единственное «событие» в рассказе. Событийный ряд заменяется передачей состояния героя. Сюжет заменен ассоциативным потоком настроений с контрастными темами: холода и тепла, мрака и света, которые имеют прямое и обобщенно-символическое значение. События происходят в страстную пятницу, поэтому и то, что происходило 12 веков назад, тоже имеет отношение к настоящему. На пересечении этих временных координат возникает миг «откровения», в котором подчеркнут переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде. Субъективное ощущение персонажа – радость – событие его внутр. жизни. Но случайный эпизод открывает ему большее – закономерность вечного круговорота жизни с неизбежным движением от мрака к свету.

Предметная детализация – важнейшая особенность твор. метода и стиля Ч. Мысли, чувства, переживания персонажей объясняются опосредованно, ч/з предметный мир. Мир вещей обезличивает, усредняет индивидуальность людей («Ионыч»), опошляет чувства и превращает самого чел-а в подобие вещи («Чел-к в футляре»). Нередко возникает ощущение абсолютной зависимости героев от материальной «оболочки» жизни. Вещи и «вещные» отношения становятся знаками пошлости, разъединяющей людей.

Чехов изображал ничем не выдающихся «средних» людей, однако «средний» в системе чеховских представлений о человеке не означает «усредненный». «Средний» человек не лишен индивидуальности. Какова судьба личности в рутинном, повседневном течении жизни? — так ставит вопрос писатель. Ответ на него — в характере общения героев с окружающими их людьми, в том, как они связаны с повседневными обстоятельствами. Излюбленная сюжетная ситуация в рассказах Чехова — ис­пытание героя бытом («Учитель словесности», «Ионыч»), Ха­рактер героя раскрывается, к.п, в сюжете, в котором интрига едва намечена («Ионыч»). Изменив ракурс изображения человека, Чехов акцентировал внимание на смене его настроений, прямо не называя их.

Понимание чеховских произведений, в том числе тех, в кото­рых звучит эхо темы «маленького человека», невозможно без выяснения природы комического, особенностей юмора и сатиры в творчестве Чехова. Художественная система Чехова построена на смене смешного и грустного, жизнерадостного и меланхолического.

Чехов начал свой писательский путь как юморист. Стихия комического, вне которой невозможно представить раннего Чехо­ва, проявилась в жанровой россыпи «комических мелочей», «ос­колков» — анекдотов, юмористических афоризмов. Чеховские литературные «анекдоты» строились на неожиданном повороте темы или игре слов. Ранняя юмористика Чехова стала для него школой лакониз­ма. Он учился создавать динамичные композиции с неожиданны­ми зачинами, и которых информация, заключенная в первой фразе, исчерпывает смысл произведения (рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»), и финалами, вызывающими в памяти начало рассказа, но не по сходству, а по контрасту («Смерть чиновни­ка», «Оратор»).

В ранних рассказах Чехов-юморист не «разоблачает» своих персонажей, а иронизирует над определенными типами челове­ческого поведения. Уже в этих юмористических зарисовках ко­мическое — анекдотическое, нелепое — корректируется иной ав­торской тональностью. Персонажи, над которыми Чехов добродушно подшучивал, могли быть изображены и в другом ра­курсе — трагикомическом. Вспомним, например, рассказы «Тоска» или «Ванька». В сущности, перед нами комические мик­росюжеты. На большом конверте маленький несмышленыш Ванька Жуков пишет адрес: «на деревню дедушке», а потом, по­чесавшись и подумав, добавляет: «Константину Макарычу». Анекдотический микросюжет только поверхностный, не самый важный смысловой пласт произведения. В анекдоте Чехов увидел «маленькую трагедию», ее тема — одиночество, бесприютность человека. В нем, однако не умирает надежда и на «доброго дедуш­ку», и на благосклонность всесильной судьбы. Уже в ранних рас­сказах Чехова воплощен принцип совмещения комического и тра­гического, который позднее станет ведущим в его поэтике.

Важный объект чеховской сатиры — чиновники. Писателя интересует в чиновнике не его социальная роль, не потертый мун­дир «маленького человека», а психологический статус. Для обывателя из ранних рассказов Чехова представление о достоинстве человеческой личности исчерпывается чином. Символично назва­ние одного из ранних рассказов — «Смерть чиновника». Смерть становится водевильно-фарсовым вариантом человеческой жиз­ни. Это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуаль­ности, а о прекращении функционирования чиновника.

«Маленький человек» классической литературы предстал в новом облике — без чина, но в «футляре». Учитель древнегречес­кого языка Беликов перевоплотился в чиновника по духу; «живущего по циркулярам и газетным статьям, в которых запрещалось что-нибудь». Этот чеховский персонаж — сатира на безликое су­ществование в «футляре». Символический предмет заменил мундир, полностью закрыв Беликова от жизни, превратив его в некое шаржированное подобие человека.

Чехов — «недоверчивый», сомневающийся, ироничный, но великодушный и оптимистичный художник. Вопреки всему низ­менному и пошлому, что он увидел в людях, Чехов не утратил веру в Человека и требовательную любовь к своим современникам. Гуманистическое кредо писателя — оправдательный приговор людям.




Похожие:

Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconРассказ «Повести Белкина» были написаны
Жанр произведения М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла icon11 класс. Творческое задание. Пользуясь дополнительной литературой, составьте очерк на тему «Красные и белые. Судьба русского офицера на фронтах Гражданской войны»
Очерк — эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни....
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconРассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст
И рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconРассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием). Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 4
И рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconКоллективное творческое дело
Домашнее задание: сочинить (самостоятельно, приветствуется помощь родителей) литературное произведение, используя при этом любой...
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconТест по пьесе А. Н островского «Гроза» Определите жанр «Грозы»
Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды. Какой?
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconПлан урока по теме: «Компьютерные презентации»
Какой тип графического изображения (растровый или векторный) вы выберете для разработки символов нового шрифта, учитывая, что шрифт...
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconВставка изображения Вставка изображения
Изображения, изображения Как без них обойтись на страничках? И поэтому разобраться, как же поставить изображения необходимо. Итак,...
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconПрограмма основного общего образования по географии
Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные...
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconПрограмма основного общего образования по географии
Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные...
Рассказ – «малый» прозаический жанр эпоса. В его основе – нравоописательный тип жанрового содержания. Отличается от повести, главным образом, масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом. Новелла iconРабочая учебная программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Составлена на основе образовательной программы В. В. Воронковой по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы