Лекция Группа и организация с точки зрения социологии icon

Лекция Группа и организация с точки зрения социологии



НазваниеЛекция Группа и организация с точки зрения социологии
Дата конвертации30.12.2012
Размер54.32 Kb.
ТипЛекция
источник

Иконникова Н.К.

Общая социология

Лекция 5. Группа и организация с точки зрения социологии

  • Социальная организация

  • Типы социальных организаций

  • Социальная группа

  • Типы групп, различные основания классификации

  • Малые группы, их изучение в разных концепциях

  • Социальный агрегат

  • Социальная категория



Социальная организация = социальная подсистема, в которой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной подсистеме, действуют для достижения общих целей

  • Образованы осознанно и целенаправленно для достижения определенной цели

  • Существует продуманный и созданный порядок или структура

  • Являются инструментом для достижения целей

  • Размер, сложность, эффективность

  • Типы социальных организаций

Типы социальных организаций

  • (Харизматические группы)

  • Добровольные ассоциации

  • Учреждения тотального типа (карцерные, военизированные
    организации)

  • Бюрократии



Концепция бюрократии по М.Веберу

Идеальная социальная организация по М.Веберу это и есть бюрократия («идеальный тип»). Ее признаки:

  • Рациональность, формальность, безличность

  • Твердая субординация и контроль сверху

  • Письменные фиксированные документы

  • Тщательная экспертная подготовка

  • Требует полной отдачи официального лица

  • Следует стабильным правилам, которые можно усвоить

Социальная группа = подсистема, состоящая из людей, которые находятся между собой
в отношениях взаимодействия и среди которых существует чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий (членство и групповая идентичность)

^ Социальные группы как коллективы индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формирующие социальные отношения (на регулярной основе).

Моральная связь членов группы предполагает:

  • Наличие отношения «Мы»

  • Обязательность, нормативность такого отношения (в т.ч. доверия, лояльности, солидарности)

(в противоположность цинизму, манипуляции, безразличию)

Признаки социальных групп (П.Хофтеттер):

  • Внутренних контактов больше, чем внешних

  • Специализация ролей и разделение задач присутствуют как задаваемые изнутри

Основания классификации социальных групп:

  • по размеру

  • по характеру взаимодействий

  • по отношению к формальным организациям

  • по специфике (содержанию) отношений в группе

  • по другим основаниям



Типы социальных групп

  • По размеру выделяются группы: малые и большие

  • малые – обычно не более 10-12 чел. (в американской социологии основное направление исследований соц. групп, включало

а) исследование производственных отношений в рабочих группах (сначала главным образом бригадах, затем небольших отделах или офисах) (Э. Мейо и Гарвардская школа),

б) исследование лидерства и другие психологические проблемы (К. Левин),

в) социометрия Я. Морено: разработка особых приемов (методик) изучения соц. групп – метод социометрии (Я. Морено также предложил особую технику тренинга в группе – социодрама)

Динамика малой группы: сплоченность и идентичность, конформизм и исключение

Ролевые конфликты, связанные с групповым членством: бедствия, заложники

  • большие группы (более 200-300 чел.)

  • Промежуточное положение занимают средние группы



  • По характеру взаимодействия выделяются: Первичные и вторичные (Ч. Кули)

  • первичные группы: складываются в процессе непосредственного взаимодействия индивидов (вырабатывают свои особые нормы поведения, отличаются солидарностью).

  • вторичные группы: не просто больше по размерам, но их члены не взаимодействуют друг с другом непосредственно. В них взаимодействуют отдельные члены, а вся группа объединяется на основе некоторой договоренности: это может быть

а) формально зафиксированная, явная договоренность – членство. Если такая группа основывается на неличных (формальных) связях и создана для достижения специфических целей – это уже организация.

б) Неявная договоренность.

в) Условная договоренность, сформулированная внешним наблюдателем - исследователем (социологом, психологом, маркетологом, политологом и т.п.) = статистические группы или социальными категориями (см. ниже_

  • виртуальные (воображаемые) группы.

^ Воображаемое сообщество = группы, в которых социальная связь имеет исключительно субъективный характер, а объективная и поведенческая связи отсутствуют, идеологически сконструированы, но мотивирует реальные действия в разных сферах: политика (в т.ч. войны), экономика, культура, социальные отношения.

(в т.ч. Б. Андерсон: нации и этнические группы как «воображаемые сообщества»)

  • По специфике (содержанию) взаимоотношений в группе можно выделить:

  • семейные

  • дружеские

  • учебные

  • производственные

  • профессиональные

  • и др.




  • По характеру членства: Формальные и неформальные

Формальные группы = фиксированное членство (клуб, организация), деятельность институционально организована в соответствии с определенными целями

^ Неформальные группы = членство в которой не основано на формально установленных правилах

  • По отношению к формальным организациям

  • группы интересов: группы, организованные с целью защиты особых интересов на политической арене, чаще всего влияния на представителей законодательных органов для принятия выгодных решений (лоббирования).

  • группы взаимопомощи: группы, создающиеся для совместного участия и разработки проектов. Основаны на обмене информацией и др. личными ресурсами (временем, связями).




  • По другим основаниям можно выделять:

а) по пространственным характеристикам: группы могут быть локальные (участники располагаются вместе в одном месте, напр., экипаж судна дальнего плавания) или дислокальные (не сосредоточенные в одном месте);

б) по срокам существования: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические (если толпа, составлявшая соц. агрегат вдруг начинает взаимодействовать – стоявшие вместе в очереди составляют список, обмениваются телефонами, коллективно спорят с официальными лицами/продавцами и пишут коллективные жалобы и т.п.);

в) целевые (как организация или группа интересов) и нецелевые;

Социальный агрегат

= совокупность социально не организованных индивидов или групп


Социальная категория

= группа индивидов, объединенных общностью признаков

= статистическая группа, категория - разряд, класс, группировка данных в результате социологического исследования

Среди самых важных социальных категорий обычно выделяются:

    • группы по полу и возрасту;

    • группы по месту в социальной стратификации (по доходам, отношению к собственности (классы), отношению к власти, престижу – все эти признаки охватываются понятием социального статуса);

    • по политическим пристрастиям и активности;

    • по разделяемым культурным ценностям, стилям, образу жизни.




Похожие:

Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconЛекция Культура с точки зрения социологии (основные определения)
Она интегрирована рядом принципов, таких как: общность крови через размножение; совместное существование, связанное с кооперацией;...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconТемы эссе Группа 281
Какие объяснения феномена теневой экономики в современной России можно предложить с точки зрения структурно-функционального (институционального)...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии icon3. Особенности развития отечественной социологии Социологическая мысль в России на рубеже Х1х ХХ веков. Развитие социологии в ХХ столетии. Дореволюционный период. Социология в России после Октября 1917 г
Общество объект социологического знания. Специфика предмета социологии. Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания....
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconОрганизация учебной и игровой деятельности, связанной с использованием компьютера
Организация занятий с использованием компьютера с точки зрения влияния на функциональное состояние детского организма и здоровья...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconУрок внеклассного чтения с элементами интеграции по рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» в 7 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Л. Андреева, поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconА. И. Герцена технология организация проектной и исследовательской деятельности
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconВикторина по химии Выставка рисунков «Экология нашего микрорайона» Выпуск стенгазеты «Физика это интересно!»
Беседа «Строение глаза с точки зрения физики и оптики. Проблема сохранения зрения»
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconСоциология, как наука, предмет объект и методы социологии
Структура социологии, знания и уровни социологического знания, функция социологии
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconГруппа: Студент: Балык Илья
Написать кинематическое уравнение движения x=f(t) точки для четырех случаев, представленных на рисунке На каждой позиции рисунка...
Лекция Группа и организация с точки зрения социологии iconКарта наблюдения на уроке с точки зрения системно-деятельностного подхода

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы