Темы эссе Группа 281 icon

Темы эссе Группа 281




Скачать 118.93 Kb.
НазваниеТемы эссе Группа 281
Дата конвертации31.12.2012
Размер118.93 Kb.
ТипДокументы
источник

Темы эссе


Группа 281.


  1. Какие объяснения феномена теневой экономики в современной России можно предложить с точки зрения структурно-функционального (институционального) подхода и понимающей социологии (теории социального действия)?

  2. Как формируется социальный статус профессиональных спортсменов в современной России с точки зрения теории каналов социальной мобильности и механизмов социального тестирования П.А. Сорокина.

  3. Репетиторство: просто «действующее предприятие» или незаконнорожденный институт? (с позиций теории Э. Хьюза)

  4. Осужденные: "восстановление справедливости" и "дисциплинарные механизмы". (Дюркгейм Э., Фуко М.)

  5. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок I. Социальная стратификация и мобильность. См. Приложение.

  6. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок II. Коммуникация и культура. См. Приложение.


Группа 282.


  1. Социальные функции молодежного сленга (в терминах явных, латентных функций и дисфункций Р. Мертона).

  2. Какие объяснения феномена коррупции в современной России можно предложить с точки зрения структурно-функционального (институционального) подхода и понимающей социологии (теории социального действия)?

  3. Высшие страты в современном российском обществе: основания для определения (формирования) социального статуса и социальное происхождение.

  4. Нищие в современной России: социальные функции стереотипа. (Гоффман Э.)

  5. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок I. Социальная стратификация и мобильность. См. Приложение.

  6. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок II. Коммуникация и культура. См. Приложение.


Группа 283.


  1. Горожане в современной России: социальный статус и социальное происхождение.

  2. Как объяснить популярность тех или иных религиозных конфессий в современном российском обществе (в частности, среди российской молодежи) с точки зрения теории каналов социальной мобильности и механизмов социального тестирования П.А. Сорокина.

  3. Социальные функции молодежной моды (в терминах явных, латентных функций и дисфункций Р. Мертона).

  4. Возникновение социальных движений: субъекты некоммерческих организаций (НКО). (с позиций Блумера Г., Штомпки П., Турена А.)

  5. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок I. Социальная стратификация и мобильность. См. Приложение.

  6. История семьи: социологический анализ (по прилагаемому плану): Блок II. Коммуникация и культура. См. Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Методические материалы к пп. 21 и 22 «Примерного списка тем эссе»

^ Социологический анализ истории семьи


Введение. Общие положения

Независимо от того, представляем ли мы поведение человека жестко детерминированным внешними принудительными нормами и внушенными ему ценностями и идеями, или же предполагает, что социальные отношения складываются из действий отдельных людей, руководствующихся разделяемыми ими нормами, ценностями, идеями, – в любом случае остается поле для индивидуального выбора, целостность человеческой жизни, имеющие самое важное значение для самого субъекта. Описание и анализ индивидуальных жизненных стратегий в социальных науках получил название биографического метода2. Предметом описания может быть биография любого человека, семьи (биография или история семьи – метод социальных генеалогий), собственная судьба (автобиография). Этот метод позволяет не только зафиксировать некоторые общие социальные закономерности, но и раскрывает субъективный опыт переживания исторических процессов и определенных фаз человеческой жизни.

В социальных и гуманитарных исследованиях сложились определенные способы писания биографий, отражающие задачи социального познания в каждый исторический период. Можно вслед за В. Рудневым указать3:

  • Систематические сравнительные биографии. Римский историк Светоний в своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» понимал, что в сравнительной биографии важна не последовательность событий, а их система, чтобы легче было сравнивать. Поэтому он строил биографию каждого из своих двенадцати героев по систематическому принципу. Сначала перечисляются достоинства, потом недостатки; что сделал для Рима – хорошего и плохого; какие войны вел; как умер и какие события это за собой повлекло.

  • Агиография, жизнеописание святого. Оно строится по хронологическому принципу, но следуя жестким правилам – агиографическим штампам.

  • Семиотическая. Принципы такого построения и анализа биографии сформулировал Ю.М. Лотман, исходя из того, что события биографии являются знаками, которые мы конструируем как текст («летопись»), предполагая как бы (а отчасти и явным образом), как и кто будет читать (оценивать, интерпретировать) события нашей жизни.

Используя известные классификации методов социологических исследований, назовем ту семейную историю и /или автобиографию, которую вам предлагается написать структурированной полуформализованной аналитической биографией.

Это означает:

  • следование заданной структуре изложения, необходимо стремиться заполнить все пункты и подпункты плана;

  • там, где это указано: задавать открытые вопросы и высказывать мысли в свободной форме, можно дополнять и комментировать те положения, которые излагаются в соответствии с заданной структурой;

  • обязательно проводить анализ и делать выводы, нельзя ограничиться описанием и перечислением фактов.

При оценке эссе учитывается:

  • полнота представленных сведений по минимум 7 членам семьи, следование структуре изложения, умение зафиксировать объективные данные и субъективные оценки (часть 1 в каждом блоке);

  • глубина проведенного анализа, правильно использование социологических понятий, попытки использовать для объяснения те или иные социологические концепции (часть 2 в каждом блоке);

  • выраженное авторское начало, заинтересованность, наличие собственных наблюдений и умозаключений (по частям 1 и 2 в каждом блоке).

Приводимая Вами информация имеет конфиденциальный характер и не будет использоваться в каких бы то ни было целях, не известных Вам как респондентам, и без Вашего согласия.

^

Блок I. Социальная стратификация и мобильность.

Часть I.1. Создание генеалогии и описания.


I.1.1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи из 3-4 поколений. Используйте обозначения, приведенные на схеме 1.

Схема 1.


Прабабушки и прадедушки





10


Бабушки и дедушки





Дяди, тети, их супруги

Братья и сестры бабушек и дедушек, их супруги

6

8

9


7








Родители

3

4

5


Дяди, тети, их супруги








1

2





Мои братья, сестры, в том числе сводные

Двоюродные братья и сестры, их семьи


Я - Лицо, составляющее биографию


Жена и ребенок брата





Проживают вместе

 лицо, пол которого не известен или не существенен;



 лицо мужского пола;


Связаны деловыми отношениями

 лицо женского пола;




 связь происхождения;


 супружеская связь;

 связь сиблингов (братьев и сестер).


I.1.2. Укажите для каждого указанного на генеалогическом древе лица следующие стратификационные признаки (можно пронумеровать описываемых лиц на схеме и дать полные фамилию, имя, отчество уже в описании):

  1. № п/п и/ или фамилия, имя, отчество;

  2. место рождения (город или село, далее: если крупный город – указать город, если не крупный населенный пункт – указать область);

  3. основное (наиболее продолжительное) место жительства (с такой же расшифровкой, как в п.2), какие переезды были совершены в течение жизни, в связи с чем (учеба, работа, брак и др.);

  4. возраст вступления в брак, сколько раз были в браке;

  5. количество детей в семье;

  6. национальность;

  7. религиозная принадлежность (при наличии);

  8. партийная принадлежность (при наличии);

  9. образование (уровень, если известный вуз – указать, какой, специальность);

  10. профессия (основная и дополнительные), принадлежность к определенному классу, слою, сословию;

  11. возраст начала и окончания трудовой деятельности;

  12. уровень доходов (субъективно, в диапазоне от «очень обеспечены» до «совсем не обеспечены, нуждается»);

I.1.3. Укажите на схеме:

а) Кто из членов семьи проживает совместно. Кто из членов семьи связан общим хозяйством (домашним хозяйством)? (подчеркните на схеме или выделите зоной);

б) Кто связан общим бизнесом или иными деловыми, публичными отношениями (совместное участие в общественной, политической деятельности и т.п.)? (выделите зоной на схеме);

в) Как часто общаются члены семьи, кто и с кем чаще встречается, созванивается? Кто и с кем чаще встречается на праздники (семейные и иные, какие именно)? Кто к кому чаще ходит в гости? (выделите зоной другого цвета / штриховкой на схеме или подчеркните).

^ I.1.4. Проведите интервью (беседы) с несколькими членами семьи, относящимися к разным поколениям и/или разным ветвям семьи. Попросите своих респондентов описать их социальный статус (положение в обществе), социальный статус других членов семьи, семьи в целом, возможные изменения статуса в прошлом и будущем, способы изменения социального статуса (каналы социальной мобильности). Насколько важны для них были принятые в обществе на тот момент нормы и ценности, соображения о правильности поведения и справедливости, престижности. Какого типа ресурсы (материально-финансовые, социальные связи, знания) и какого уровня (семейные, индивидуальные, общественные) используются для того, чтобы занять определенное место в жизни?

Попросите респондентов высказаться по темам разделов а), б), в).

Задавайте открытые вопросы, пусть респонденты, по крайней мере, на первом этапе интервью, сами назовут те признаки, которые считают важными для определения своего социального положения. Обратите внимание и зафиксируйте те эмоции, чувства, которые связаны у респондента с тем, что он рассказывает (события, люди, оценки, пожелания-прогнозы).


Часть I.2. Анализ полученных сведений

  1. Можно ли проследить устойчивые стратификационные признаки? Опишите их, отметьте их графически.

  2. Совпадают ли объективные данные с мнением информаторов об их социальном статусе? Какие признаки важны для информаторов для определения их социального статуса?

  3. Можно ли выделить основные тренды социальной мобильности на генеалогическом древе на основе указанной дополнительной информации? Выделите их.

  4. Как оценивают информаторы возможности и направления социальной мобильности себя лично, членов семьи, семьи в целом (присутствует ли, в какой степени, в каких направлениях групповая мобильность)? Насколько велики оказываются дистанции между разными социально-профессиональными группами?

  5. Какое влияние на жизненные выборы, изменения или их отсутствие у членов семьи оказали социально-экономические и политические процессы в стране? Какие влияния были судьбоносными, решающими? Какие были лишь «фоном»?

  6. Вспомните деление бюджета времени на основные группы деятельности. Какие виды деятельности реализуются в выделенных вами зонах: совместного проживания, совместной деловой или другой публичной деятельности, коммуникации в свободное время.



^

Блок II. Коммуникация и культура.


Вводная часть. На 0,5 – 1 стр. опишите состав семьи, коммуникацию между членами которой вы далее будете рассматривать: перечислите членов семьи, укажите их в возраст, откуда родом, образование, род занятий, особенности жизненного пути, возможно какие-то другие характеристики, значимые с точки зрения анализа коммуникации и культурных ценностей.
^

Часть II.1. Описание семьи как культурно-коммуникативной системы.


Проведите интервью (беседы) с несколькими членами семьи, относящимися к разным поколениям и/или разным ветвям семьи. Исходя из услышанного и собственного опыта ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие коммуникации наиболее важны и чаще всего реализуются в Вашей семье, между ее отдельными членами, «группировками» с точки зрения

    1. форм коммуникации (формальная (обязательная) или неформальная (необязательная, инициативная), разговоры, какая-либо совместная деятельность, трапезы, праздники и др.);

    2. средств коммуникации (устная, письменная, телефонная, электронная…);

    3. каковы основные темы коммуникации в семье, какие являются предметом только «внутренних» коммуникаций ее членов, какие – направлены «вовне» или на восприятие информации разного рода «извне»;

    4. кто является основными «отправителями» и «получателями» коммуникации, исполняет другие роли в культурно-коммуникативной системе (сторож, связной и др.).

  2. Какие средства массовой коммуникации и учреждения культуры регулярно используются членами семьи? Как это связано с основными функциями семьи?

  3. В каких социальных сферах, во взаимодействии с какими социальными институтами семья выступает как целостность (члены семьи представляют семью), а в каких члены семьи выступают автономно, индивидуально, «представляют сами себя».

  4. Какими 10 определениями (от самого важного к менее важным) можно описать в целом семью и ее культуру? Какие ценности важны для Вас? Какие ценности важны для других поколений в Вашей семье, менялись ли они в течение жизни одного поколения? Как часто это обсуждается и в какой форме? Как ценности проявляются в поступках, повседневном поведении, важных жизненных выборах, решениях?

  5. Какие праздники наиболее важны для семьи? Как они отмечаются? Что они символизируют?

  6. Какие межкультурные различия обсуждаются и обозначаются, в том числе поведенче­ски и словесно, как значимые, существенные членами семьи (социально-стратифика­ционные, этно-национальные, конфессиональные, политические, профессиональные, образовательные, по стилям жизни и др.)?

  7. Каков у членов семьи опыт межкультурного общения, в каком качестве (как туристов, при переездах из региона в регион, при работе/учебе за рубежом или в разных регионах бывшего СССР, на уровне внутрисемейных связей и др.)? Как он влияет на ценности и стиль жизни семьи?


Часть II.2. Анализ полученных сведений

  1. Как можно охарактеризовать культурную идентичность семьи и ее членов. Что на Ваш взгляд важнее в случае Вашей семьи – общая идентичность или индивидуальные?

  2. Как можно оценить тип отношения к межкультурным различиям в семье (отрицание, минимизация, культурное превосходство, принятие, адаптация, посредничество)?

  3. Какова модель семьи с точки зрения направленности основных коммуникаций (открытая / закрытая, «авторитетная» / «демократическая», вертикальные (восходящие и нисходящие), горизонтальные коммуникации)?

  4. Насколько активным потребителем и создателем культурных ценностей и информации (в т.ч. массовой) выступает семья и ее члены? Как СМИ и институты культуры, их доступность и качества влияют на семью как целое и ее членов?

  5. Насколько сильны традиции и преемственность знания о собственном прошлом, ценностях, идентичности в семье? Какое это имеет значение для семьи как целостности?

  6. От кого Вы получили основную информацию для составления генеалогического древа, описания культуры и коммуникаций в семье, проведения анализа? Была ли у Вас эта информация ранее (Вам ее сообщали ранее) или Вам пришлось собирать ее специально (для этого или другого аналогичного задания)? Принято ли в семье собирать, хранить, реконструировать, рассказывать, демонстрировать семейную историю? Чего в ней больше: преданий и «мифов», документов (фото- и письменные материалы, сувениры, ценные вещи и т.п.)? Менялось ли отношение к семейной истории у разных поколений в разные исторические периоды? Как на это влияли социальные процессы в стране, внутренние установки членов семьи?

  7. Какие важные вопросы не были Вам заданы? Какие вопросы представляются Вам несущественными? Какие – некорректными?




1 Выдержка из «Программы дисциплины "Социология" для направления 030600.62 “Психология” подготовки бакалавра; автор программы: к. соц. н. доцент Иконникова Н.К.»

2 См.: Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. С.5-6.

3 Биография // Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Темы эссе Группа 281 iconДокументи
1. /Эссе запись/~$МЫ ЭССЕ.doc
2. /Эссе...

Темы эссе Группа 281 iconКак писать эссе? Эссе
Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от автора...

Темы эссе Группа 281 iconДокументи
1. /Хосе Ортега-и-Гассет. Эссе на эстетические темы в форме предисловия.txt

Темы эссе Группа 281 iconРодовые поместья
В связи с этим мы предлагаем издать несколько эссе на различные темы, которые войдут в предполагаемую серию изданий “Пробуждающая...

Темы эссе Группа 281 iconПравила написания эссе Образец эссе с аргументацией «за» и«против». Написание эссе с выражением личного мнения. Ключ к успеху
Внимательно прочитайте тему. Проверьте требует ли эта тема аргументов общего характера или наряду с этим допускает возможность высказать...

Темы эссе Группа 281 iconАлгоритм написания эссе Внимательно прочитай все темы
Выбери ту, которая отвечает следующим требованиям: интересна тебе, в целом понятен смысл, можешь привести аргументы

Темы эссе Группа 281 iconПоложение о Российском конкурсе эссе
Российском конкурсе эссе «Дорога в профессию» (далее Конкурс) определяет цели, задачи, участников Конкурса, порядок организации и...

Темы эссе Группа 281 iconДокументи
1. /написание эссе/algor_esse.doc
2. /написание...

Темы эссе Группа 281 iconМобу «Каменносарминская основная общеобразовательная школа» Справка по проверке журналов от 17. 09. 2012 года
В 5 классе перепутаны физкультурная группа и группа здоровья, не заполнены графы физкультурная группа и группа здоровья, не заполнена...

Темы эссе Группа 281 iconПишем эссе … Для эссе характерно
«В каждом ребенке светит солнце задача воспитателя сделать всё возможное, чтобы оно светило ярче»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы