Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой icon

Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой



НазваниеСоздание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой
Дата конвертации24.10.2012
Размер128.72 Kb.
ТипДокументы
источник

Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой




Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а по утверждению В.К. Кузнецовой, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения /по М.М. Безруких/.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой знаниевый багаж, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.

Поэтому представляется чрезвычайно важным преодоление неготовности детей к школьному обучению, соблюдение преемственных связей между дошкольным и начальным образованием.

Решение проблемы было передоверено психологам. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.


^ ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Физиологическая

  • Деятельностная

  • Физическая и умственная

  • Личностная готовность

  • Интеллектуально - познавательная

- Эмоционально - волевая готовность


О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Определение дошкольного детства как подготовительного этапа к школьному обучению привело к широкому распространению в практике детских садов регламентированной и формализованной системы обучения детей, по многим признакам схожей с обучением школьного типа /по Т.И. Чирковой/.

Критикуя данное положение с позиций признания самоценности дошкольного детства, педагоги пришли к другой, не менее опасной ситуации – к отрицанию систематического, специально организованного обучения, к стремлению подменить его игрой, экспериментированием, свободной деятельностью с детьми, что заключает в себе опасность упустить сенситивные периоды развития обучаемости ребенка. При поиске решений данной проблемы преемственность рассматривается как двусторонняя связь между детским садом и начальной школой, как осуществление связи при переходе с одной ступени обучения на другую, обеспечение опоры на предыдущие знания, создание перспектив для дальнейшего развития детей. Поэтому выявился важный вопрос – необходимость поиска путей эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.

Актуальность проблемы ставит перед педагогическим коллективом нашего детского сада более широкие задачи по осуществлению преемственности:

^ Задачи работы дошкольного образовательного учреждения с начальной школой:

  • Выработка Концепции (программы) сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обуче­ния) с учетом реальных возможностей педагогических коллективов.

  • Повышение педагогической и психологической грамотности роди­телей как реальных заказчиков образовательных услуг: понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения в вопросах под­готовки ребенка к школе.

  • Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятель­ности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное об­щее образование).

Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.

В понятие “готовность к школьному обучению” или “школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер. В структуре готовности, педагоги детского сада выделили следующие наиболее значимые компоненты:

1. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.

Среди параметров готовности к школьному обучению большое значение имеют когнитивная готовность - сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности; речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи; а также мотивационная и социальная готовность детей к школьному обучению, ориентация на которые позволило нам определить модель выпускника нашего детского сада, включающая в себя: образовательные, нравственные, гражданские, интеллектуальные, здровьесберегающиие и общекультурные направления.

Основой деятельности детского сада и начальной школы является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне психофизического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. В организации работы в контексте качественной реализации принципов преемственности первостепенным для нас являлось проведение мониторинга состояния работы по подготовке и адаптации детей к школе: это диагностика школьной зрелости и проявлений дезадаптации, анализ профессиональной компетенции воспитателей и учителей, тематическая проверка “Готовность детей к школе”, исследование среди родителей. Проанализированы условия, созданные в детском саду и начальной школе для подготовки и адаптации детей к школьному обучению, изучены современные нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по осуществлению преемственности в воспитании и обучении детей, современные инновации в области развития детей. Выработан алгоритм взаимодействия, спроектирована модель системы совместной работы образовательных учреждений.

С целью нахождения существующих проблем единства условий для подготовки детей к школе, выработана модель взаимодействия педагогов ДОУ с родителями: Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки способствовали совместные мероприятия в детском саду, на которых родители выступали в роли ведущих. Используемые в детском саду программы дошкольного образования предусматривают создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду.

Ситуация перехода ребенка в школу из детского сада осложнена большим разрывом между высокими достижениями выпускника детского сада и требованиями, которые предъявляет школа. Поэтому педагоги старших и подготовительных к школе групп основные усилия направили на подготовительную работу: в совместной деятельности – сюжетно – ролевые игры “Школа”, “Библиотека”, игры с количественными отношениями и геометрическое конструирование, игры на развитие речи и звуковой анализ слов, игры на развитие произвольности, упражнения с целью развития познавательных функций (памяти, мыслительных операций, внимания, воображения). На занятиях – акцент на совершенствование мотивационной готовности, развитие познавательной активности. Удачно оборудованные Уголки будущего школьника для игр детей ( с настоящими тетрадями, пеналом, головоломками, штриховками, настольными играми для развития мелкой моторики рук, логического мышления) позволили детям в самостоятельной игровой деятельности найти возможности для саморазвития.

Особое внимание уделено было и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствовали организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители тоже могли прийти в школу. Дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.

Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания.

В связи с тем, что особое беспокойство вызывают трудности, возникающие у ребенка при переходе в школу, на базе начальной школы был хотелось бы что бы в начале учебного года в школах были бы организованы совместные педагогические советы с приглашением педагогов выпускных групп всех детских садов.

Особое внимание уделено трудностям во время адаптационного периода, вопросам, связанным с возрастными возможностями выпускников детского сада, проблемами индивидуальных различий детей. На протяжении трех лет сотрудничества объединенными усилиями педагогов детского сада и начальной школы налажены стыковка программ, оптимальные условия для коррекционной работы, развития познавательных способностей, охраны психофизического здоровья дошкольников и младших школьников. Перспектива работы связана с сохранением здоровья каждого ребенка, использованием здоровьесберегающих технологий; с подготовкой детей к школе с позиции развития способностей ребенка, становления основ личностной культуры, обеспечения общей готовности к обучению, развития коммуникативных способностей и познавательной активности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы, сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

^ 4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте преемственности непрерывного образования.


Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:


  1. заключение договора между детским садом и МОУ «Гимзией№1» по обеспечению преемственности;

  2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

  3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

  1. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

  2. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

  3. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.


Наш детский сад сотрудничает с МОУ «Гимназия №1». Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем план совместной деятельности.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

  1. Организационная работа (работа с детьми)

  2. Методическая работа.

  3. Работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.

  3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей выпускных групп «Первый раз в первый класс». Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Весной проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

Конечно, не все наши дети идут учиться в МОУ «Гимназия №1», не большой % наших выпускников обучаются в разных школах города, но проделанная работа по предшкольной подготовке помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.




Похожие:

Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconПреемственность между начальной и основной школой
...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой icon«Умелые руки не знают скуки» (раскрашивание деревянных ложек)
Конкурс проводится для осуществления преемственных связей между детским садом и семьёй, преемственности поколений в семье
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconДоговор № между дошкольным образовательным учреждением №38 «детский сад комбинированного вида» и родителями (лицами, их заменяющими) ребёнка
...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconДоговор № о взаимоотношениях между Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом №65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом №65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconДоговор между муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.
Между муниципальным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой icon1. Детский сад обязуется
...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconЗаведующей мбдоу «Детский сад «Ромашка» Нехорошевой Е. Л от
...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconДоговор между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №100 «Сосенка» и родителями (законными представителями) ребёнка
Между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconМежду муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №11 комбинированного вида, именуемое в дальнейшем «Исполнитель»,...
Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой iconМуниципальное общеобразовательное учреждение -основная общеобразовательная школа с. Любимово анализ работы социального педагога за 2010 2011 уч год
Го года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы