Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» icon

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада»



НазваниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада»
Дата конвертации24.10.2012
Размер141.56 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»

г. Мариинский Посад

Чувашской Республики


«Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности детского сада»

И
з опыта работы руководителя Луцик Л. В.

Современное состояние образования характеризу­ется обычно, и в первую очередь, с позиций не­достаточности бюджетных средств, выделяемых государством для функционирования образовательных учреждений. В свете этого, все остальные вопросы, свя­занные с содержанием и качеством образования, его доступностью для всех слоев общества, с более полным удовлетворением запросов воспитанников и их родите­лей, решением задач привлечения и обновления кад­ров, отодвигаются на второй, а то и на третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Бо­лее того, можно полагать, что большинство названных проблем как раз и рождено недостаточным финансиро­ванием

Однако недостаток финансирования дошкольных образовательных учреждений, при ближайшем рас­смотрении, оборачивается не одной, а двумя проблема­ми, А именно:

1. Собственно недостаток финансовых ресурсов, вы­деляемых из государственного (или муниципально­го) бюджета;

2. Неумение руководителей ДОУ рачительно и даль­новидно распоряжаться выделенными ресурсами.

При дефиците бюджетного финансирования есте­ственным образом возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Дошкольные образова­тельные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельно­сти. Законодательство в сфере образования предоста­вило им возможность осуществлять практически все виды такой деятельности, за исключением запрещен­ных. За последние годы в образовательных учреждени­ях получили развитие не только платные формы обуче­ния, но и иные направления, не связанные непосред­ственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, создание дошкольными об­разовательными учреждениями коммерческих органи­заций и участие в их работе, сдача в аренду закреплен­ных за ДОУ объектов собственности и др. Для расши­рения своих коммерческих возможностей система образования располагает значительным материальным и, что особенно важно, интеллектуальным потенциа­лом. Кроме того, образовательным учреждениям пре­доставлены существенные налоговые льготы, что так­же является стимулом для получения дополнительных доходов.

Для руководителей дошкольных образовательных учреждений предпринимательский подход к управле­нию детским садом во многом является новым и не­привычным делом и на практике порождает много во­просов и трудностей.

^ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОУ

Федеральная программа развития образования (ФЗ РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования») как главную цель определяет «развитие систе­мы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творче­ской личности в качестве одного из факторов экономи­ческого и социального прогресса общества на основе провозглашенного в Российской Федерации приорите­та образования».

В проекте концепции реформирования образования перед образовательными учреждениями были поставле­ны следующие задачи:

1. Обновить содержание и повысить качество образо­вания.

2. Улучшить социальное положение и оплату труда педагогического персонала и руководителей обра­зовательных учреждений,

3. Перейти к новым экономическим отношениям в сфере образования, в полной мере использовать возможности рыночных механизмов.

4. Улучшить управление системой образования на всех уровнях. Завершить переход от распределительного и директивного к регулирующему руководству этой системой, обеспечивающему развитие образования на базе инновационных процессов.

Концепция предпринимательского управления об­разовательным учреждением предполагает снижение стоимости всех бизнес-процессов, сокращение избыточ­ных расходов и работ, повышение продуктивности дея­тельности каждого работника. Руководителям дошколь­ных образовательных учреждений необходимо уходить от привычной стратегии затратности в отношении ис­пользования выделенных ресурсов и переходить на ин­вестиционную стратегию вложения средств с заплани­рованным эффектом в перспективе.

Всякое управление должно решать следующие задачи:

1. Оценка состояния управляемого объекта относи­тельно стоящих перед ним целей.

2. Планирование — определение путей достижения нового состояния управляемого объекта, более при­ближенное к стоящим перед ним целям.

3. Организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов для выполнения запланированных мероприятий.

4. Мотивация — создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные ме­роприятия.

5. Контроль результатов — проверка результатов вы­полненных работ с точки зрения достижения по­ставленных целей.

Для учреждений дошкольного образования характер­на четырехзвенная система управления: Министерство образования РФ — орган управления образованием субъекта РФ — орган власти муниципального образова­ния — дошкольное образовательное учреждение.

Основным звеном сферы образования является от­дельное образовательное учреждение.

Именно оно осуществляет образовательный процесс, и ему для этого Законом РФ «Об образовании» предостав­лены большие права. Детальное описание компетенции образовательного учреждения, данное в статье 32 Закона «Об образовании», содержит 23 пункта. Обобщая их, можно сказать, что образовательное учреждение фор­мально самостоятельно практически во всех сферах сво­ей деятельности, включая управление и финансирование. Образовательное учреждение самостоятельно осуществ­ляет следующие функции:

• определяет внутреннюю структуру своей деятельно­сти, в том числе образовательной;

• организует, обеспечивает и контролирует образова­тельный процесс и другие виды своей деятельности, включая финансово-хозяйственную;

• формирует кадровый потенциал и контингент вос­питанников;

• устанавливает условия оплаты труда и материально­го стимулирования;

• осуществляет контроль и обеспечивает выполнение социальных нормативов и условий.

При этом образовательное учреждение в установ­ленном законодательством порядке несет ответствен­ность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компе­тенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и гра­фиком учебного процесса;

• качество образования своих выпускников;

• жизнь и здоровье воспитанников и работников сво­его образовательного учреждения;

• нарушение прав и свобод воспитанников и работ­ников образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодатель­ством Российской Федерации,

Самостоятельность образовательного учреждения ог­раничивается его Уставом, а также бюджетной дисципли­ной (если детский сад финансируется из государственно­го или муниципального бюджета).

Непосредственное управление дошкольным образо­вательным учреждением осуществляет прошедший ат­тестацию заведующий или иной руководитель (адми­нистратор). Именно на него возлагается персональная ответственность за деятельность ДОУ. От уровня ком­петентности руководителя во многом зависит, будут ли успешно решаться вопросы финансово-хозяйственно­го управления ДОУ или ситуация недостаточности фи­нансирования образовательных учреждений станет для детского сада непреодолимой проблемой.

Основой любого управления является точное знание состояния управляемого объекта, полный контроль как входящих финансовых потоков, так и производимых рас­ходов. Руководителю дошкольного образовательного уч­реждения необходимо контролировать:

  1. поступление финансовых средств из государствен­ного (муниципального) бюджета;

2. поступление финансовых средств из внебюджетных источников и возможности их увеличения;

3. состояние и структуру материально-технической базы ДОУ;

4. размеры расходования финансовых средств на об­служивание здания и территории ДОУ и возможно­сти их снижения;

5. размеры расходования финансовых средств на оп­лату труда работников ДОУ и возможности оптими­зации этих расходов;

6. размеры расходования финансовых средств на раз­витие материально-технической базы ДОУ.

Руководители дошкольных образовательных учрежде­ний, особенно пользующиеся услугами централизован­ной бухгалтерии, нередко упускают из виду необходи­мость контроля за финансовым состоянием и развитием ДОУ. Это происходит по следующим причинам:

• недостаточный уровень финансово-экономической грамотности руководителей ДОУ;

• нежелание заниматься «лишней бумажной работой»;

• недооценка значимости современных методов уп­равления ДОУ;

• неверие в возможность оптимизации финансовых потоков, уверенность в изначальной бесперспек­тивности этой работы.

Однако, как показал опыт работы нашего детского сада, именно самостоятельность и постоянный контроль доходов и расходов помогает, как нам кажется успешно вести свою финансово – хозяйственную деятельность, при которой большая часть проблем оказались вполне решаемы.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанав­ливает некоторые временные рамки бюджетному учету и отчетности:

• финансовый год завершается 31 декабря;

• лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;

• принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается;

• подтверждение денежных обязательств должно быть завершено 28 декабря;

• до 31 декабря казначейство обязано оплатить при­нятые и подтвержденные денежные обязательства;

• средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, не использованные по состоя­нию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета;

• после завершения операций по принятым денеж­ным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного фи­нансового года.

Эти временные рамки приводят к ряду проблем в управлении финансово-хозяйственной деятельностью ДОУ

1. Не всегда удается использовать средства бюджета до окончания финансового года по причине невыпол­нения договоров подрядчиками и исполнителями и, соответственно, незавершенности договорных отно­шений. Суммы, предназначенные для выплат по та­ким незавершенным договорам, изымаются в доход бюджета, в результате чего оплату по законченным работам приходится производить из средств, выде­ленных на следующий год, что существенно подры­вает финансовое состояние ДОУ. В такой ситуации возможно рекомендовать анализ календарных сро­ков исполнения договоров и, в случае, если оплата за выполненные работы предполагается на последний месяц года, оплату работ авансовым платежом.

2. Поставщики коммунальных услуг (тепло- и элек­троэнергия, вода, газоснабжение и т. д.) выставля­ют счета-фактуры за отпущенные потребителям объемы по итогу за прошедший период. Таким об­разом, оплата коммунальных платежей за декабрь текущего года будет определена только в январе следующего, что также приводит ДОУ к потере де­нег, выделенных на оплату декабрьских комму­нальных услуг.

3. Система выплат по заработной плате и трансфертов не предусматривает получения их работниками в данный конкретный момент времени. Неполучен­ная заработная плата депонируется и в конце фи­нансового года изымается в доход государства. Что­бы избежать этого, рекомендуется следить за регу­лярностью получения начисленных выплат.

Каким образом знание схемы бюджетного финан­сирования может помочь руководителю дошкольного образовательного учреждения увеличить суммы, полу­чаемые из бюджета в рамках исполнения бюджетных обязательств?

Приведем простой пример. Вновь назначенной заве­дующей детским садом удалось вдвое повысить бюджет­ное финансирование вверенного ей ДОУ по статье опла­ты тепло- и энергоресурсов. Как оказалось после прове­дения анализа размеров бюджетных обязательств по различным статьям финансирования, ее образовательное учреждение получало на оплату энергоресурсов ровно столько же, сколько и все территориально соседние ДОУ. Но существенное различие состояло в том, что данный конкретный детсад получал теплоснабжение от произво­дителя, который работал не на газе (как для всех прочих), а на мазуте, в связи с чем по договору оплата за получаемое тепло была в два раза выше, чем у прочих детских садов. До этого на высокие тарифы, указанные в договоре просто никто не обращал внимания. Заведующая на­писала мотивированное письмо вышестоящему распоря­дителю бюджетных средств, к которому приложила ко­пии договоров на теплоснабжение, и попросила привести выделяемые по этой статье средства в соответствие с объективно необходимыми. Вопрос был решен. Детский сад стал получать финансирование по этой статье вдвое больше, чем другие.

Это только одна из статей финансирования, которая вполне поддается корректировке даже в условиях общей недостаточности финансирования образовательных уч­реждений. Тщательный финансовый анализ позволит руководителю ДОУ выявить и другие возможности опти­мизации бюджетных обязательств.

К нарушителям бюджетной дисциплины могут быть приняты следующие меры административной ответ­ственности:

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2. Изъятие бюджетных средств;

3. Приостановление операций по лицевому счету;

4. Изъятие доверенности на право ведения банковской деятельности;

5. Наложение штрафа.


^ КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КТО И КАК КОНТРОЛИРУЕТ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ

За последнее десятилетие произошло беспрецеден­тное усложнение финансово-экономической дея­тельности дошкольных образовательных учреж­дений»

Оно обусловлено целым рядом факторов:

• значительное изменение и увеличение объема нор­мативной базы финансовой деятельности;

• формирование системы многоканального финан­сирования образования;

• обвальный рост количества структур, наделенных контрольными полномочиями в отношении фи­нансовой деятельности образовательных учреж­дений,

Интенсивность проверок стала настолько велика, что редкий месяц образовательное учреждение может рабо­тать без проверяющих. Контрольными функциями и, со ответственно, правом штрафовать, наказывать наделены налоговые инспекции, фонды социального страхования, казначейство, контрольно-ревизионные управления и ряд других государственных органов.

При проведении проверок и ревизий наибольшее внимание уделяется вопросам правильности использова­ния средств, выделенных из федерального бюджета, и организации платных дополнительных образовательных услуг. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

В настоящее время контроль над соблюдением суще­ствующих государственных правил и норм по сбору и ис­пользованию внебюджетных средств в дошкольных обра­зовательных учреждениях осуществляют следующие ин­станции:

1. Министерство образования Российской Федерации;

2. Налоговая инспекция;

3. Налоговая полиция;

4. Фонд социального страхования;

5. Пенсионный фонд Российской Федерации. Каждый из этих контролирующих органов имеет свои полномочия, нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность, детальное знание которых поможет ру­ководителю ДОУ проходить эту малоприятную процеду­ру легко и без лишних потерь времени. Чаще всего контролирует процесс привлечения внебюджетных средств органы налоговой инспекции.


^ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

Нецелевое использование бюджетных средств

По результатам ревизий правильности использова­ния бюджетных средств отмечаются следующие наруше­ния целевого характера использования бюджетных средств:

• перечисление в коммерческие структуры, ассоциа­ции и другие общества всевозможных взносов, вкладов, паев, приобретение акций и т. д.;

• предоставление ссуд предприятиям и физическим лицам;

• выплаты заработной платы сотрудникам по пред­принимательской деятельности;

• финансирование совместных коммерческих сделок с различными структурами под залог имущества;

• оплата капитальных затрат по строительству раз­личных объектов, учитываемых на отдельном балансе капитальных вложений и финансируемых от­дельно от основной деятельности;

• выдача авансов под незавершенное производство;

отвлечение бюджетных средств на депозитные сче­та банков;

• оплата сотрудникам и сторонним лицам телефон­ных междугородных и международных переговоров в личных целях;

• предоставление аудио-, видео- и компьютерной техники другим организациям без оплаты;

• оплата сотрудникам расходов по защите диссерта­ции, не предусмотренных сметой;

• оплата командировочных расходов сторонним со­трудникам, являющимся членами специальных со­ветов;

• оплата командировочных расходов штатным со­трудникам, выезжающим для проведения аккреди­тации других вузов;

• выплата заработной платы штатным сотрудникам, содержание которых должно производиться за счет внебюджетных средств;

• выплата заработной платы штатным сотрудникам, работающим одновременно по совместительству, за совмещаемую работу в период нахождения в коман­дировке по основному месту работы;

• выплата заработной платы штатным сотрудникам по основному месту работы при нахождении их в командировке, связанной с выполнением обязан­ности по совместительству;

• непредставление сотрудниками в установленный срок авансовых отчетов об израсходовании подот­четных сумм по возвращении из командировок и по выданным авансам на хозяйственные расходы. В этом случае данные суммы задолженности класси­фицируются как временное отвлечение бюджетных средств и их нецелевое использование;

• оплата командировочных расходов сверх действую­щих норм;

• оплата расходов по перечислению алиментов по почте;

• расходование средств при отсутствии оправдатель­ных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов;

• перечисление бюджетных средств на цели, не пре­дусмотренные сметой расходов и подлежащие фи­нансированию за счет доходов от внебюджетной де­ятельности;

• расходы за размещение объявлений не по основной деятельности в газетах;

• расходы по содержанию службы безопасности. Органы федерального казначейства имеют право вы­давать обязательные для исполнения предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действую­щей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

При нецелевом использовании бюджетными учреж­дениями средств как в истекшем, так и в текущем году, орган федерального казначейства зачитывает эти сред­ства в счет последующего финансирования с уведомлени­ем об этом соответствующего министерства.

Приведенные нарушения являются достаточно ти­пичными и в том или ином «комплекте» встречаются в деятельности любого дошкольного образовательного уч­реждения. Очень важным является повышение квалификации в финансово-экономической сфере руководителей ДОУ, принимающих решения по данным вопросам.

Возможные позитивные последствия (перспек­тивы) изменения системы финансирования


^ Среди позитивных последствий изменения системы финансирования эксперты называют:

• увеличение объема финансирования для ДОУ (которые сохранятся после сокращения);

• улучшение питания детей;

• улучшение обеспечения инвентарем.

Некоторые эксперты считают, что реформа позволит привлечь к работе в ДОУ более квалифицированных спе­циалистов. Однако эти позитивные последствия будут иметь отношение к ограниченному контингенту воспи­танников, родители которых будут в состоянии оплачи­вать услуги ДОУ


^ Возможные негативные последствия измене­ния системы финансирования

Эксперты прогнозируют следующие отрицательные последствия для ДОУ:

• увеличение оплаты родителей за содержание детей в детских садах приведет к сокращению количества ДОУ;

• увеличится число родителей, которые воспитывают де­тей в домашней обстановке, что негативно отразится на уровне воспитания, образования детей, состоянии их здоровья;

• ухудшится подготовка детей к школе;

• увеличится социальное расслоение семей, которое будет выражаться в резком различии уровней подготовленно­сти детей из обеспеченных и малообеспеченных семей;

• произойдет разрушение системы ДОУ

«Представляют ли себе люди всю скорбь во­сторженного и бескорыстного творца большо­го дела, когда осуществление его мечты все время тормозится недостатком средств? Можно ли, не испытывая чувства глубокой го­рести, думать о самой непоправимой трате величайшего народного блага: таланта, сил и мужества лучших сынов нации?


Мария Кюри-Склодовская




Похожие:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики
«Рябинка» (до 2009 года мдоу детский сад «Рябинка») был открыт в 1990 году и располагается по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики
Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Мариинко-Посадского района Чувашской республики
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconСогласовано: Председатель профкома мдоу «црр д/с «Рябинка» (И. В. Шустко)
Положения о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников мдоу «црр д/с «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconДоговор между детским садом «Рябинка» и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка», именуемое в дальнейшем «Детский сад», в лице...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» icon1. Общие положения Настоящее положение разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Рябинка»
«Центр развития ребенка детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики, (далее Учреждение) в соответствии с Законом...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Положение «Об организации самостоятельной деятельности воспитанников детского сада» определяет основные понятия, принципы организации...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconПубличный отчет за 2010 2011 учебный год м муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Рябинка» (до 2009 года мдоу детский сад «Рябинка») был открыт в 1990 году и располагается по адресу: Чувашская Республика, г. Мариинский...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconI. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка»
«О некоммерческих организациях» от 12. 01. 1996 г №7 фз и Постановлением главы администрации Мариинско Посадского района Чувашской...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» icon«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики
Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад Чувашской Республики «Предпринимательский подход к управлению самостоятельной финансово хозяйственной деятельности детского сада» iconПлан финансово хозяйственной деятельности на 2012год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы