Развивающий урок это полноценная форма самой жизни icon

Развивающий урок это полноценная форма самой жизни



НазваниеРазвивающий урок это полноценная форма самой жизни
Дата конвертации02.01.2013
Размер52.53 Kb.
ТипУрок
источник

Тверская земля… Глубинка России… Укутанная лесами, напоенная реками и озерами прекрасная земля! Издревле здесь жили люди. Нам есть чем гордиться, есть о ком помнить, есть то, что обязательно надо передать потомкам.

Моя родина – Торжок - город с тысячелетней историей и в его судьбе отразилась история России. У нас с вами прекрасная возможность через музеи, краеведческий материал реализовать основную цель исторического образования: развитие личности на основе исторического анализа, личностного отношения, восприятия исторического процесса, воспитание патриотизма, гражданственности, формирование духовности.

«Нет ничего в разуме, что не прошло бы через сердце» - говорит Локк, вот и историю надо «пережить», сердцем почувствовать и через это понять общественные явления, насколько это возможно.

Быстро меняется жизнь, совсем в иных условиях - компьютеризации, информатизации - живут наши дети Огромный поток информации. Процессы глобализации размывают основы национальных культур. Демократические начала, которые формируются в нашем обществе не всегда соотносятся с такими понятиями как ответственность, уважение к культуре народов России, нравственность.

Школа активно перестраивается. Главным вопросом школы сегодня должен стать вопрос: формируется ли в ребенке потребность в самоизменении, в развитии? Новый человек нужен молодой России, но тесно связанный с духовным началом Отечества.

Именно такой человек формируется через развивающее обучение, а это сущностное, принципиальное изменение традиционной школы. Российские технологии, испытанные и проверенные показывают, что целесообразность обучения, непосредственно ориентированного на развитие заключается в самоизменении ученика самого себя как субъекта учения.

Развивающий урок – это полноценная форма самой жизни.

Меняется роль учителя. В концепции развивающего обучения он организатор обстоятельств, в которых ученик ведет самостоятельный поиск, находит способы действий, обосновывает их, применяет. Учитель – партнер, равноправный участник диалога «Он объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, сознательно ошибается, советует, предотвращает, когда это необходимо, специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, стимулирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения, воодушевляет, проявляет поощряющую требовательность, закрепляет авторитет ученика среди товарищей» ( Конаржевский Ю.А. Система. Урок, анализ. Псков,1996)

Меняется и ученик, его позиция – активная, энергичная, деятельностная. Взаимоотношения учителя и ученика – деловое партнерство, доверие, полное освобождение от страха, недоброжелательства, неискренности; взаимозависимость и ответственность, взаимное уважение, стремление к успеху.Методика развивающего обучения содержит огромные возможности, особенно в нравственном воспитании человека.

Музейный урок – обучение, в котором развивающий эффект не побочный, а прямой результат: все на таком уроке нацелено не только на развитие познавательных функций (восприятие, мышление, память, речь), но прежде всего на процесс нравственного становления ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. Музейный урок создает максимум благоприятных условий для развития личности: экспозиция, диалог с сотрудниками музея, «живое дыхание истории», самостоятельный поиск.

Вместе с учениками мы живем сегодня, сейчас, мы – часть человечества, но кто мы? Какие мы? Что оставим потомкам? На таком уровне рождается личность, готовая сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, личность, заинтересованная в самоизменении.

На музейном уроке ребенку интересно, а интерес заставляет его быть главным работником в процессе обучения. Действует он осознанно, свободно, самостоятельно решает учебные задачи, дает личностную оценку.

Музейные экспозиции – это целый мир, они очень насыщены, и одним из главных вопросов музейного урока является вопрос отбора и содержание учебного материала. Экспозиция музея способствует созданию образа события, который формируется у учащихся в процессе восприятия, памяти, мышления, воображения; служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя.

На каждом музейном уроке необходимо отмечать следующие моменты: какую роль в усвоении нового материала играют экспонаты музея, и в каком отношении находиться содержание к тому, что должно быть осознано и усвоено. Экспонат должен служить для учебной деятельности, иначе он будет просто отвлекать. Весь музей можно обойти на экскурсии, а для урока нужна малая часть экспозиции.

Функции музейной экспозиции очень значительны: дать учащимся живой, красочный образ исторического события, расширить их чувственный опыт, обогатить впечатлениями, сделать все возможное, чтобы историческое событие стало для них более конкретным, реальным, ощутимым.

Темы музейных уроков определяются учебной программой и наличием музеев в вашем городе. Историческое краеведение начинается с первобытности.

Что такое археология? Какие тайны она нам открывает? Как связывает свои открытия с сегодняшним днем? За ответом идем в краеведческий музей. Беседа с научными сотрудниками, самостоятельная работа с экспозицией по теме формирует научное понятие, которое теперь не только словесное определение. Это укрепляет наши связи с культурой и побуждает нас не быть равнодушными к той земле, на которой мы сейчас живем, она передает нам ту нить, которой и связываются воедино - в народ - поколения.

В основу усвоения развивающий музейный урок закладывает деятельностный подход. Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром. Она вызывается интеллектуальными потребностями.

Интерес к культуре вообще связан с общим интеллектуальным развитием. На уроке «работают» такие стороны духовного мира учащегося, как мировоззрение, идеологические убеждения, воля. Возникновение стремления к познанию, изменению, формированию нравственных черт может возникнуть как внутреннее побуждение ребенка.

Духовный мир учащегося динамичен, изменяются мотивы. Сегодня ему может быть неинтересен музей, но это не означает, что так будет завтра. И если внешняя мотивация не противоречит желанию ребенка (на урок в музей идем), то в процессе урока появляется интерес. И очень важно незаметно, исподволь создавать иллюзию самостоятельного действия. Учительско-ученическая деятельность протекает как единый процесс.

Цель: усвоение знаний учащимися, создание нравственных и мировоззренческих убеждений. А эта цель процесса определяет всю технологию – методы, приемы, организацию, содержание учебного материала.

Мы знаем, что духовный мир личности создается в результате её жизнедеятельности. И важно трансформировать деятельность учащегося в новое духовное качество, надо точно знать, когда и при каких условиях ученическая деятельность будет «работать». Механизм изменений кроется в межличностных отношениях интеллектуального, нравственного характера, которые возникают на музейном уроке.

Суть педагогической проблемы состоит в том, чтобы научиться создавать такие межличностные отношения, которые бы формировали высоконравственный интеллектуальный мир ребенка.

Наличие музейных уроков в системе учебной деятельности формирует у детей потребности вернуться в музей, зарождается внутренний мотив действия через формирование учебно-познавательного интереса, овладение способами работы с музейной экспозицией.

Глубина и содержание урока определяются составом учебных действий, которым владеют ученики данного класса в соответствии с их психофизическими возможностями. Контроль – важный компонент учебной деятельности. После музейного урока, в школе, в ходе коллективного диалога осуществляется и обмен знаниями, и обмен эмоциями, мыслями, оценками исторических событий. В результате ученики приходят к более полному и содержательному пониманию, рождается заинтересованность ученика в таком обмене мыслями, стимулируется потребность делового общения. Процесс мышления на музейном уроке направлен на поиск нового, а это мощный стимул для восприятия, наблюдательности, творческого воображения, памяти. Это создает предпосылки индивидуальной учебной деятельности. Мысли – начало наших поступков в жизни, реальных и действенных…

Тут прочитала в интернете – «Школа учит знать, а не думать!» - нет, вы не правы, именно думать и осознанно действовать учит меняющаяся с современной Россией школа и не только над вопросами археологии…




Похожие:

Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconВнеклеточная форма жизни: вирусы что такое вирус?
Являются внутриклеточными паразитами, не способные к жизнедеятельности живых клеток. Это неклеточная форма жизни
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconУрок. Этапы урока. Рекомендации для педагогов
Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconМой любимый поэт А. С. Пушкин
При упоминании Пушкина вместе с тем сразу же встает образ самого поэта, образ живой и меняющейся жизни. А быть синонимом самой жизни...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconСценарий праздника 8 Марта для 5-х классов
Все любят этот праздник. Ведь это праздник наших мам, бабушек, сестре­нок и одноклассниц. Всех, кого мы знаем. И кого не знаем. Всех,...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconБиблиотечно-информационный центр предлагает Вашему вниманию виртуальную книжную выставку
«Детская энциклопедия». Он посвящен жизни одного человека. Но зато какого! Михаил Васильевич Ломоносов это целая эпоха в жизни российской...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconЛ. Н. Толстой Много лет назад рабство исчерпало себя, сейчас эта форма зависимости и жизни давно ушла в прошлое, и, кажется, кроме осуждения другого чувства у современников не вызывает. Да, действительно, рабство
Деньги – это форма рабства, которая отличается от прежней своей обезличенностью, потому что между хозяином и рабом отсутствуют человеческие...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconПубличный отчет директора о проделанной работе за 2010-2011 год
Нам, педагогам, необходимо учитывать это обстоятельство, а с другой стороны, стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconНазвание программы
Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автомизации...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни iconПредложения с вводными словами
Он (не) курил (не) нюхал табак. Ездил всегда на самой простой таратайке или на первой попавш йся казац кой лошаденк од вался в д...
Развивающий урок это полноценная форма самой жизни icon«6 правил здорового образа жизни (советы педиатра)»
Сегодня в мире всё больше людей становятся приверженцами здорового образа жизни. Быть здоровым стало модно. Ведь здоровье – это красота,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы