Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области icon

Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области



НазваниеПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области
Дата конвертации02.01.2013
Размер168.85 Kb.
ТипПрограмма
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 " города Гая Оренбургской области








ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ



Нормативно-правовые документы, положенные в основу программы:

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Концепции ДНВиР и Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа разработана с учетом концепции ДНВиР и программы четырехлетней начальной школы «Гармония», под руководством Истоминой Н.Б., 2009г.


^ Концептуальные положения

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, средствами массовой информации, искусства, культуры и спорта. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни и в сфере дополнительного образования.

Полноценное духовно нравственное воспитание и развитие, не ограничивается информированием учащегося о тех или иных ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Духовно нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся осуществляется на основе программы духовно-нравственного развития, воспитания учащихся, которая является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения.

В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • формирование у учащегося активной деятельностной позиции.

Программа содержит задачи, принципы, направления, ценностные установки, виды и формы занятий (воспитательные мероприятия), планируемые результаты, контроль степени реализации программы.


^ Пояснительная записка

Цель: Духовно-нравственное развитие личности в контексте становления гражданской идентичности личности.

Задачи

  1. Воспитывать у учащихся основы гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Развивать нравственные чувства и формировать этическое сознание.

  3. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

  4. Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде.

  6. Формировать ценностного отношения к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.


^ Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты



Направление

Ценностные установки

^ Планируемые результаты

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

2

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор; жизнь и ее смысл; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; духовной культуре и светской этике.

- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

- сформировано ценностное отношение к труду (в том числе учебному) и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют потребности и начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности;

4

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

родная земля; заповедная природа; планета

Земля; экологическое сознание.

- учащиеся имеют ценностное отношение к природе;

- учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- у учащихся есть опыт участия в проектах.

6

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

красота; гармония; духовный мир человека;

эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.



- у учащихся есть первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

- у учащихся есть элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- у учащихся есть первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


^ Содержание программы (направления, задачи, виды и формы занятий с учащимися)



Направление

Задачи

^ Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ)

Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) ПНШ

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- сформировать представления о символах государства;

- сформировать о возможности участия граждан в общественном управлении;

- сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- сформировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- развивать интерес к важнейшим событиям в жизни России,

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- туристическая деятельность (внеурочная, внешкольная);

- краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- изучения вариативных учебных дисциплин

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)

Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поход в музейный дом (урочная, внеурочная, внешкольная)

2

Формирование нравственных чувств и этического сознания.

- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о правилах поведения;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;


- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная),

- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная),

- заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная),

- театральные постановки (внеурочная, внешкольная),

- литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная),

- художественные выставки (внеурочная, внешкольная);

- уроки этики (внеурочная, внешкольная),

- классный час (внеурочная),

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

- коллективные игры (внеурочная, внешкольная),

- акции благотворительности, милосердия (внешкольная),,

- праздники (внеурочная, внешкольная),,

- презентации (урочная, внеурочная, внешкольная),

- творческие проекты (урочная, внеурочная, внешкольная).

Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поход в музейный дом (урочная, внеурочная, внешкольная)

Урок: правила вежливости (урочная)

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

- экскурсии на производственные предприятия (урочная, внеурочная, внешкольная),

- встречи с представителями разных профессий (внеурочная, внешкольная);

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- презентации «Труд наших родных» (урочная, внеурочная, внешкольная);

- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная),

- город мастеров (внеурочная, внешкольная),

- трудовые акции (внеурочная, внешкольная),

Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)

Предметные уроки (урочная)

4

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

- сформировать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная),

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная);

- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная),

- урок физической культуры (урочная),

- спортивные секции (внеурочная, внешкольная);

- подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная),

- туристические походы (внеурочная, внешкольная),

- спортивные соревнования (внешкольная);

- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная);

Предметные уроки (урочная)


Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)



5

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

- предметные уроки (урочная);

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная),

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

-экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю (внеурочная, внешкольная);

- экологические акции, десанты (внеурочная, внешкольная);


Предметные уроки (урочная)


Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)


6

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

- сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

- развивать стремление к опрятному внешнему виду;

- предметные уроки (урочная);

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная),

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

- посещение музеев, выставок (внеурочная, внешкольная);

- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная)

-участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная).

Предметные уроки (урочная)


Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)


Кружок изобразительного искусства Предметные уроки (урочная)


Клубная работа (проектная деятельность) (урочная, внеурочная, внешкольная)

Поход в музей (урочная, внеурочная, внешкольная)

Контроль степени реализации программы

Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.

^ Первый уровень результатовприобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

^ На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о ценностях.

Второй уровень результатовполучение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне семьи, класса, образовательного учреждения, в которых ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатовполучение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

^ На втором-третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно- ориентированной социально значимой деятельности.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

В процессе оценки достижения трех уровней воспитательных результатов используются разнообразные методы и формы контроля, взаимно дополняющие друг друга:

- наблюдение;

- опрос (беседа, анкетирование, интервьюирование) всех участников образовательного процесса;

- самооценка и оценка уровня реализации социально-значимых проектов учащихся;

- мониторинг результатов деятельности учащихся;

- самооценка и оценка степени активности учащихся;

Результаты деятельности учащихся накапливаются в портфолио.




Похожие:

Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития маоу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области
Ммы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепции умк «Инновационная начальная школа», опыта реализации...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания моу «новопавловская сош №2» Ставропольского края
Программа духовно-нравственного развития и воспитания моу «Новопавловская сош №2» создана на основе требований Федерального государственного...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу "Средняя общеобразовательная школа №71"
Закон Российской Федерации "Об образовании", Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования маоу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Гая Оренбургской области
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconМуниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 " города Гая Оренбургской области
Учебный план моу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Гая Оренбургской области разработан на основе федерального базисного учебного...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа а. Кубина»
...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconСамообследование муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Гая Оренбургской области, реализующего общеобразовательные программы
Наименование учреждения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Гая...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу критовская сош программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом методических...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития моу «средняя общеобразовательная школа №3» города гая оренбургской области iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы