Орфоэпия. Фонетика
Орфоэпия. Фонетика icon

Орфоэпия. Фонетика



НазваниеОрфоэпия. Фонетика
Дата конвертации28.09.2012
Размер55.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Орфоэпия. Фонетика.

1. Расставьте ударения в словах: Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, ща­вель, цемент, одобрить, положить.

2. Расставьте ударения в словах:

Алфавит, партер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева.

3. Расставьте ударения в словах:

Августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языко­вое, торты, красивее, творог.

4. Выберите слова, в которых ударение падает не на пер­вый слог:

Цемент, портфель, хвоя, дневник, фарфор.

5. Расставьте ударения в словах:

Мармелад, пропасть, лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь, околесица, современный, ме­жа, чистильщик, импорт, медикаменты.

6. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:

Удить, тефтели, ворота, процент, дневник.

7. Расставьте ударения в словах:

Дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобре­тение, балую, пуловер.

8. Расставьте ударения в словах:

Баловать, квартал, украинский, начать, прожил, новоро­жденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы правы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас, фольга.

9. Выберите из двух ответов правильный.

^ 1) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова.

2) [м, ы, ш, к, а]:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?

10. Запишите три слова, в которых букв больше, чем звуков, и три слова, в которых звуков больше, чем букв.

11. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

[т] Кто любит труд, того люди чтут.

12. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глу­хим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе - пещеру, преимущественно искусственную.

13. Определите, сколько звуков в словах:

я, он, мал, пою, яблоко, а, возьму, юг, подъем.

14. Определите, сколько раз в тексте загадки встречается звук [с]. Отгадайте ее.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

15. Ученик 2-го класса, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:

[н] - согласный, глухой, твердый;

[а] - гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый;

[ы] - гласный;

[п] - согласный, глухой, мягкий;

[а] - гласный;

[ч'] - согласный, мягкий, глухой;

[к] - согласный, глухой, твердый;

[и] - гласный.

Правильно ли ученик разобрал слово? Докажите.

16. Какими фонетическими признаками объединены слова: Прорубь, сладкоежка, морковь, творог?

17. В каком слове есть только твердые согласные звуки? Водит, пашешь, верит, велит, смех.

18. Произношение какого слова не совпадает с написанием: мак, стол, грустно, вить, лить?

19. Чем различаются слова ёж и ешь?

20. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, ряд.

21. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

22. Какие слова получаются, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке?

23. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

24. Какими фонетическими признаками объединены слова: вкривь, коврижка, врозь, книг?

25. В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют?

26. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с - никогда не изменяется на письме?

27. Слова произносятся так: [м о с' т' и к], [б а н' т' и к]. За­пишите их по правилам русской орфографии.

28. Выпишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево:

Тот, дед, шалаш.

29. Ученик написал: «Был фчера на фудболе». Ошибки это или описки? Докажите.

30. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

Деревенский старожил. Сад колхозный сторожил.

31. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик соста­вил слова:

пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слов палитра.

32. Найдите загаданный звук.

Я - в озерах и реках, но в море меня нет.

Я - в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

33. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении: Звонят все колокола.

34. Укажите, сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

35. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?

36. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:

из Испании - [ ]спании; мягкий - мя[ ]кий; визг - ви[ ]; съезд - [ ]езд.

37. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч?

38. Составьте слово из звуков:

1-й - глухая пара звука [з]; 2-й - глухая пара звука [д]; 3-й - гласный [о] под ударением;

4-й - глухая пара звука [г].

39. Поставьте ударения в словах. Для чего служит уда­рение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по ка­ким признакам слова похожи, а по каким - различны. Запишите.

Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.

Похожи

Различны







40. В каких словах неправильно названа буква согласно­го? Исправьте ошибку.

1. Юноша – нэ, ша;

2. Задача - зэ, дэ, чэ;

3. Солнце – сэ, эл, эн, цэ.

41. Из каждого слова уберите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово: всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.

42. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, что­бы получилось новое слово:

рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус.

43. Угадайте слова.

I. С ч - над морем я летаю,

С г - в машинах я бываю,

С м - меня ты надеваешь,

С л - собаку называешь.

II. С к - я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.

С п - от вас я не таю . В каждом классе в ряд стою.

III. С б - смертельной я бываю,

С м - меха я пожираю,

С р - актеру я нужна,

С с - для повара важна.

44. Назовите слово, в котором 5 раз содержится звук [у].

45. Знаете ли вы, на какой звук в русском языке нет ни одного слова?

46. Сколько согласных не может быть в одном слоге?

47. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? Продолжите этот ряд.

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый...




Похожие:

Орфоэпия. Фонетика iconУрок в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия" Ефимова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”
Орфоэпия. Фонетика iconГотовимся к олимпиаде по русскому языку фонетика. Графика. Орфоэпия
Скучно, фонетика, термин, молоко, бежать, переделать, мороз, берег, после, язык, Бог
Орфоэпия. Фонетика iconТема урока Подготовка к егэ
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии
Орфоэпия. Фонетика icon1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия)
В каких фонетических вариантах представлен корень в словах рыба, рыб, рыбка, рыбешка? Объясните, почему?
Орфоэпия. Фонетика icon10 класс зачёт №1 «лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Гольцова нг, Шамшин ив, Мищерина ма русский язык. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2008-2012 гг
Орфоэпия. Фонетика iconФонетика и орфоэпия. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
В каком ряду во всех словах на месте пропуска в квадратных скобках произносится [о]?
Орфоэпия. Фонетика icon1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) Докажите, что [з`] не сонорный
«( Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. ( Встретишься с медведем, скажи ему: (Иди, иди, Мишка!...
Орфоэпия. Фонетика iconБлок «Как устроен наш язык». «Фонетика»
Общий принцип изложения материала в блоке «Как устроен наш язык» можно сформировать так: от звуковой и графической формы слова («Фонетика...
Орфоэпия. Фонетика iconПояснительная записка. Представляем методическую разработку раздела «Фонетика» по умк «Гармония»
Представляем методическую разработку раздела «Фонетика» по умк «Гармония», под редакцией М. С. Соловейчик
Орфоэпия. Фонетика iconТест по теме «Фонетика»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы