Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений icon

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений



НазваниеОлимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений
Дата конвертации28.09.2012
Размер183.48 Kb.
ТипДокументы
источник

ОЛИМПИАДА №1

1. Найдите метафоры среди этих выражений.

  1. Время бежит. 4) Дуб грызёт пила.

  2. Ручей бежит. 5) Тоска грызёт.

  3. Собака бежит. 6) Мышь грызёт.

2. Выпишите из данного текста эпитеты, сравнения и метафоры.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особен­но хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя ...

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить звук и швырнуть его через скалы ...

Рояль мог петь обо всём - о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тос­ковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкли ...

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, льющийся ручьями из дома ...

А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хру­стальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.

(К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».)

3. Какое из перечисленных произведений лишнее?

  1. «Лягушка-путешественница»;

  2. «Серая Шейка»;

  3. «Каша из топора»;

  4. «Волшебное слово».

4. Сочините четверостишия, используя слова первой и второй групп.

  1. Коток - хвосток; ночевать - качать.

  2. Горе - в коридоре; киске - в миске.



^ ОЛИМПИАДА №2

1. Прочитайте ингушскую сказку.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя догоню».

Но пока он потешался, черепаха хоть и тихо, но оказалась у цели. Бро­сился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

  1. Подчеркните слова, которые передают основную мысль текста.

  2. Выберите пословицу, которая по своему содержанию соответствует содер­жанию сказки.

Один в поле не воин.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Играть играй, да дело знай.

2. Соедините произведение из первого столбика с соответствующим ему жанром из второго столбика.

1) Андрей-воробей,

Не гоняй голубей. а) Колыбельная.

2) Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять. б) Считалка.

3) Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды, Чисто умываемся,

Маше улыбаемся. в) Дразнилка.

4) Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон. г) Потешка.

  1. Подчеркните названия народных сказок: «Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов».

  2. Выберите подходящее определение выражению красна девица:

  1. метафора;

  2. гипербола;

  3. эпитет.

5. Вспомните, героям какой сказки понадобились указанные предметы. Соедините линией название предмета и название сказки. Назовите автора этих сказок.

  1. Зонтик; а) «Дикие лебеди»;

  2. Санки; б) «Стойкий оловянный солдатик»;

  3. Скорлупа грецкого ореха; в) «Оле-Лукойе»;

  4. Крапива; г) «Снежная королева»;

  5. Бумажный кораблик. д) «Дюймовочка».

6. Какая рифма использована в данной строфе:

  1. парная (аабб);

  2. перекрёстная (абаб)?

С лица сметён последний снег,

И грач в таком весёлом настроенье,

Как будто он не грач, а человек,

И сочинил сейчас стихотворенье.

7. Среди указанных признаков отметьте только те, которые характерны для басни:

  1. небольшой объём;

  2. цель - упорядочить игру;

  3. сказание о богатырях;

  4. высмеивание недостатков;

  5. мораль.

8. Определите жанр следующих произведений:

  1. «Ворона и лисица»;

  2. «Цветик-семицветик»;

  3. «Двенадцать месяцев»;

  4. «Лев и собачка».

9. Соедините имя автора с произведением, которое он написал.

  1. Братья Гримм; а) «Кот в сапогах»;

  2. В. Гауф; б) «Волшебник Изумрудного города»;

  3. Ш. Перро; в) «Храбрый портняжка»;

  4. П. Ершов; г) «Карлик Нос»;

  5. А. Волков. д) «Конёк-горбунок».

10. Какой литературный приём использовал С.А.Есенин в словосочетаниях, взятых из стихотворения «Задремали звёзды золотые...»?

Задремали звёзды, задрожало зеркало, улыбнулись берёзки, растрепали ко­сы, крапива шепчет.

11. Жители Голубой страны («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова) всё время задают вопросы - пристают друг к другу и ко взрослым. Например:

Отчего у птичек нет рукавичек?

Придумайте свои вопросы-приставалки.


^ ОЛИМПИАДА №3

1. Постройте правильную цепочку: автор - произведение - жанр.

С. Михалков стихотворение

«Доктор Айболит»
К. И. Чуковский сказка

2. Прочитайте текст.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему –

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

(С. ^ И. Никитин.)

Какие художественные средства использовал автор? Докажите свою мысль.

3. Назовите жанр произведения по его определению.

1) Цель - подразнить. Обидное указание на недостатки внешности, характера, поведения. Короткие рифмованные фразы.

а) загадка;

б) дразнилка;

в) басня.

2) Говорится очень быстро, трудное сочетание звуков; цель - выработать ясную, чёткую речь.

а) считалка;

б) поговорка;

в) скороговорка.

3) Рассказ; известие, не соответствующее действительности; вымысел доведён до абсурда.

а) сказка;

б) небылица;

в) басня.

4. Соотнесите персонажей сказок Г. К. Андерсена с присущими им качествами характера.

1) Крот («Дюймовочка»); а) Глупость, спесь, высокомерие, чванливость.

  1. Король («Новое платье короля»); б) Жадность, ограниченность интересов.

  2. Соловей («Соловей»). в) Красота, доброта, талант, бескорыстие.

5. Пословица - это:

  1. образное выражение;

  2. законченное высказывание, содержащее вывод;

  3. упражнение в скорости и чистом произношении звуков.




  1. Как называется народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях?

  2. Назовите две сказки, в одной из которых лебеди - положительные персонажи, а в другой - отрицательные.

  3. Кто из литературных героев помчался вдогонку за Белым кроликом, прова­лился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране?

9. Объясните значение следующих фразеологизмов:

попадать в точку, хоть шаром покати, чистой воды, шутки в сторону, смот­реть правде в глаза.

^ 10. Для рифмовки поэты иногда используют созвучные, но с разным ударением слова, например:

Я - под синим пологом

На холме пологом.

(В. Я. Брюсов.)

Найдите такие слова для стихотворения Я. Козловского.

На двери замка

Ни

Живёт щегол здесь -

Первый ,

И утром белка
Из

Ему готовит гоголь-моголь.

11. Сочините загадку о кошке, используя приём отрицательного сравнения.


^ ОЛИМПИАДА №4

1. Выберите правильный ответ.
Диалог - это:

  1. речь одного человека;

  2. разговор нескольких людей;

  3. размышления вслух троих человек на определённую тему;

  4. разговор двух и более собеседников.

2. В отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» подчеркните образные выражения, назовите их.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит...

  1. Какие фразеологизмы можно употребить вместо данных словосочетаний? Глядеть в упор друг на друга, осмелиться посмотреть, часто плачет, гово­рить о ком-то в его отсутствии, говорить наедине.

  2. Рассыпались названия сказок. Соедините потерявшиеся слова в названиях.

1) Аленький ; а) Машенька;

2) -семицветик; б) Цветочек;

3) -искусница; в) Цветок;

4) и медведь; г) Марья;

5) Каменный д) Цветик.

  1. Как называется произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях?

  2. Как называется данная часть сказки?

Жил маленький мальчик,

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик:

Как искры, глазёнки,

Как пух, волосёнки.

Подчеркните сравнения.

7. В стихотворении Я. Козловского подчеркните слова, которые произносятся одинаково, а написаны по-разному (омофоны). Придумайте сами последнюю строчку стихотворения.

Говорили тиграм львы:

- Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

…………………………………...?

8. Попробуйте прочитать зашифрованные фамилии писателей и поэтов. Выпишите фамилии поэтов. Назовите фамилии писателей, представленных в этом ряду, в творчестве которых есть сказки. Фамилия какого писателя лишняя и почему?

ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

^ 9. Произведения какого из этих жанров относятся к фольклору?
Рассказ, авторская сказка, былина, народная сказка, загадка.

10. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина? Выберите из трёх ответов правильный.

1) Что поднесли семь богатырей царевне?

а) конфеты; б) пирожок; в) пряник.

2) Что богатыри принесли царевне на подносе?

а) вино; б) джин; в) квас.

3) На каком месте спала мёртвая царевна?

а) гора; б) поле; в) утёс.

4) На каком месте стоял терем богатырей?

а) дубрава; б) равнина; в) усадьба.

5) Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна

а) ветер; б) месяц; а) речка.

6) На какую дичь охотились богатыри?

а) орлы; б) совы; в) утки.


^ ОЛИМПИАДА №5

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И. А. Бунина.

Стеклянный, редкий и ядрёный,

С весёлым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зелёный

Затих, прохладою дыша.

  1. Какое настроение владеет автором стихотворения? Почему вы так дума­ете? Найдите слова, передающие жизнь природы в этом стихотворении. Ка­кие слова передают шум дождя? Что в стихотворении говорит о ещё далёком приближении осени?

  2. Подчеркните художественно-изобразительные средства, назовите их.

2. Мальвина в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» диктует Буратино фразу: «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза замеча-
тельна тем, что она одинаково читается справа налево и слева направо. Такие фразы называются палиндромами, или перевертышами. Сможете ли вы восстановить перевертыши?

Шорох от дубка как

клопа нашёл.

Уж я в сафари

3. Соотнесите крылатые выражения со словосочетаниями, противоположными по значению.

  1. Хоть иголки собирай. а) Воспрянуть духом.

  2. Заварить кашу. б) Жить как кошка с собакой.

  3. В час по чайной ложке. в) Ни зги не видно.

  4. Повесить нос. г) Работать не покладая рук.

  5. Душа в душу. д) Расхлёбывать кашу.

  6. Сидеть сложа руки. е) Одним духом.

4. Найдите в отрывках из стихотворений Ф. И. Тютчева метафоры.

1) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

2) Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

5. Какой из трёх литературных жанров является самым древним?

  1. басня;

  2. народная сказка;

  3. стихотворение.

6. Какие это сказки - литературные или народные?

1) «Снегурочка»; 2) «Царевна-лягушка»; 3) «Золотой ключик, или Приклю­чения Буратино»; 4) «Кощей Бессмертный»; 5) «Малыш и Карлсон».

7. Определите жанр произведений.

  1. Золотое решето чёрных домиков полно.

  2. Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапти плела –

Мужу двое, себе трое и детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдёт, Тот водить пойдёт!

  1. Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди, Катя, горенкой, Топни, Катя, ноженькой.

  2. - Никита, страшно тебе ночью сторожить? - Страшно. Очень страшно, пока не усну.

  3. Перепёлка перепелёнка перепелёнывала-перепелёнывала, еле перепеленала.

8. Вспомните сказки А. С. Пушкина.

  1. Где Гвидон провёл своё детство и отрочество?

  2. Были ли у царевны Лебедь родственники?

  3. Сколько лет никто не беспокоил царство Дадона?

  4. Какой лоб был у попа?

  5. Какими словами бранила старика старуха?

9. Придумайте стихотворение по следующим опорным словам:

Брак карта мрак парта


^ ОЛИМПИАДА №6

1. Правильно ли выделены в этом тексте сравнения? Есть ли ошибки? Исправьте их.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

(А. С. Пушкин.)

2. Прочитайте первые четыре строки стихотворения А. С. Пушкина «Туча». Найдите эпитеты.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

3. Прочитайте текст.

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

- Приди, котик, ночевать, Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту За работу заплачу, Дам я мяса кусок,

Молока туесок! Дай да побай, Ты, Ваня, засыпай.

  1. Это прозаический или поэтический текст?

  2. Выпишите рифмующиеся слова.

  3. Определите жанр текста: небылица, колыбельная, потешка.

  4. Есть ли у этого текста автор?

  5. Найдите в тексте устаревшее слово.

4. Определите жанр данных произведений.

  1. С берега хорошо на гребцов смотреть.

  2. Днём спит, Ночью летает и мышек хватает.

  1. Раз, два, три, четыре, пять. Будем в прятки мы играть. Звёзды, месяц, луг, цветы... Поводи пойди-ка ты!

  2. На дворе - трава, на траве - дрова.

5. Как называется эта часть сказки? Кто автор сказки?

За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший - вовсе был дурак.

6. Соотнесите фамилию автора и названия его произведений. Какое произведение лишнее? Знаете ли вы, кто его автор?

1) В. В. Маяковский; а) «Кем быть?»;

б) «Майская песенка»;

2) К. И. Чуковский. в) «Радость»;

г) «Айболит»;

д) «Телефон»;

е) «Никто».

7. Определите по персонажам, о каких сказках А. С. Пушкина идёт речь.

  1. старик со старухой;

  2. царь Дадон;

  3. царица-мачеха;

  4. три девицы;

  5. чёрт.

8. Прочитайте высказывания.

Бабушка надвое сказала.

Чует кошка, чьё мясо съела.

А Васька слушает да ест.

Остаться у разбитого корыта.

Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.

Большому кораблю - большое плавание.

От радости в зобу дыханье спёрло.

А ларчик просто открывался.

  1. Распределите высказывания на две группы в зависимости от их происхо­ждения: пословицы и крылатые выражения.

  2. Для крылатых выражений укажите автора и название произведений, в которых они употребляются. Раскройте переносный смысл каждого высказывания


^ ОЛИМПИАДА №7

1. К какому жанру литературы относятся данные произведения?

  1. «Ворона и лисица» И. А. Крылова;

  2. «Есть в осени первоначальной...» Ф. И. Тютчева;

  3. «Илья Муромец и Святогор»;

  4. «Дикие лебеди» Г. К. Андерсена.

2. Найдите среди предложенных текстов пословицу:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  2. Учись добру - худое на ум не придёт.

  3. Мойте руки перед едой.

3. Выберите правильный ответ.

1) Кто из великих русских писателей основал в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей?

а) Ф. И. Тютчев;

б) А. С. Пушкин;

в) Л. Н. Толстой.

2) Кто является автором знаменитой сказки «Конёк-горбунок»?

а) Н. А. Некрасов;

б) П. П. Ершов;

в) В. А. Жуковский.

3) Кто из зарубежных писателей является автором сказки «Снежная королева»?

а) А. Линдгрен;

б) А. Милн;

в) Г. К. Андерсен.

4. От кого эти телеграммы?

  1. «...Я не могу приехать на ваш праздник, потому что улетаю с милой лас­точкой к синему морю, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Шлю вам привет».

  2. «...Уж вы меня извините, что я не приехал. У меня столько было забот и хлопот, пока устроил дела своего хозяина. Пришлось даже Людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Желаю вам удачи и успе­хов».

  3. «Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило прилететь к вам, потому что я лучший в мире летун! Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет именинный пирог. А я - лучший в мире потребитель пирогов. Ну, а к вам прилечу как-нибудь в другой раз. Запаситесь вареньем и ждите».

5. Прочитайте и найдите каждому фразеологизму его объяснение, соедините верные пары.

  1. Знать, как свои пять пальцев. а) Очень похожи.

  2. За один присест. б) Уравнивать всех.

  3. Как две капли воды. в) Очень хорошо знать.

  4. Стричь под одну гребёнку. г) Очень быстро.

  5. Сидеть в четырёх стенах. д) не выходить из дому

6. Найдите и подчеркните художественно-изобразительные средства, напишите, как они называются.

  1. Вечер, как сажа,

Льётся в окно,

Белая пряжа Ткёт полотно.

  1. Замёрзший бор шумит среди небес,

Метёт ветвями синеву лазури.

И, кажется, не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

3) А ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист

И, как ковёр, устлал дорогу.

7. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, изменяя их.
Ранним утром втихомолку

Разбудила пчёлка :…………….

«Не ленись, встрепенись,

В дальний путь со мной ………………!

На пригорке, за …………….

Мне знаком цветок медвяный, -

Весь в росе, в серебре,

Он сияет на ……………….».

Отвечает пчёлка пчёлке:

«По дороге к старой……………….

Залетим, пожужжим,

В тихой роще ……………

Там над светлыми…………………,

Между древними ……………..

Возле пня, чуть звеня,

Ландыш белый ждёт………………..!

Скажем ландышу лесному,

Что летим к цветку ……………………, -

И сквозь сон молвит он:

«Отнесите мой …………………».

Слова для справок: пчёлка, нестись, поляна, заря, ёлка, погостить, струи, корни, я, другой, поклон.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Пчёлки разговаривают. Как называется такое изобразительное средство языка?

  2. Как называется разговор (пчёлок)?

  3. Это научный или художественный текст?

8. Сочините стихотворение по следующим опорным словам:

Кошка окошко лукошко гармошка




Похожие:

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconСреди предложений 12–16 найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных. Укажите номера этих предложений

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconНайдите значение выражений

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconНайдите значения выражений: Тригонометрия на егэ в7

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconУрок Путешествие «В мир формул сокращенного умножения выражений». Цели
«Разность квадратов двух выражений. Умножение разности двух выражений на их сумму»
Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconВ11. Среди предложений №7 – 10 найдите предложение с
В11. Среди предложений №7 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер
Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год
Даны квадратные трехчлены f и g с одинаковыми старшими коэффициентами. Известно, что сумма четырех корней этих трехчленов равна p....
Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconНайдите значения выражений. Поставьте на место примера в пирамиде, кубик такого цвета какой ответ вы получили

Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconМосковская городская олимпиада по географии – открытая олимпиада мгу 2007-08 учебный год
...
Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconA найдите значения выражений: б с помощью ссылок на ячейки
Задание №1. Для отработки правил введения математических операций и порядка действий выполните следующие задания
Олимпиада №1 Найдите метафоры среди этих выражений iconВ13. Среди предложений №15 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение
В13. Среди предложений №15 – 17 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы