Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 icon

Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1



НазваниеПрактические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1
Дата конвертации28.09.2012
Размер60.8 Kb.
ТипДокументы
источник

Вопросы к зачёту по теме «Синтаксис».

5 класс.


1. Синтаксис – это …

2. Пунктуация изучает …

3. Словосочетание – это…

4. Виды словосочетаний.

5. Словосочетаниями не являются …

6. Предложение - это …

7. По цели высказывания предложения бывают …

8. Повествовательные предложения.

9. Вопросительные предложения.

10. Побудительные предложения.

11. По интонации предложения бывают …

12. Грамматическая основа предложения.

13. Подлежащее.

14. Сказуемое.

15. Тире между подлежащим и сказуемым.

16. Односоставные и двусоставные предложения.

17. Предложения распространённые и нераспространённые.

18. Второстепенные члены предложения.

19. Дополнение.

20. Определение.

21. Обстоятельство.

22. Однородные члены предложения.

23. Обобщающее слово при однородных членах предложения.

24. Обращение.

25. Вводные слова.

26. Сравнительный оборот.

27. Сложное предложение.

28. Сложносочинённое предложение.

29. Сложноподчинённое предложение.

30. Бессоюзное предложение.

31. Прямая речь.

32. Диалог.


Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация».


Упражнение 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 2. В приведенном ниже отрывке из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном» могут встретиться слова, значение которых вам еще не известно. Попытайтесь истолковать их исходя из контекста. В случае затруднений обратитесь к словарю.

Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик или тракторист должен обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

1. Какие виды предложений по цели высказывания использованы в данном тексте? Чем вызвано употребление побудительных предложений?
2. Как вы понимаете смысл последнего абзаца?
3. Какую часть текста вы запишете: ту, где ученый делится своими суждениями, или ту, в которой он обращается к нам с советами?


Упражнение 3. Внимание: тест!

1. Выберите наиболее точный ответ на вопрос «По каким основаниям различаются повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения?».

1) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания и по интонации.
2) Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения различаются по цели высказывания. По эмоциональной окраске они могут быть восклицательными или невосклицательными.
3) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания.

^ 2. Расставьте недостающие знаки препинания.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
– Все гибнет все гибнет Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел

(А.Майков)

  • Какое слово помогло вам выбрать нужные знаки препинания в конце предложений? Как вы подчеркнете это слово, учитывая, каким членом предложения оно является?

Упражнение 4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. В длинных рядах клеток находятся ценные звери соболь песец норка. 2. Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца. (Л.Успенский) 3. Неожиданно ветер распахнул форточку ворвался в дом зашелестел бумагами на столе. (Г.Корольков) 4. В октябре сбор даров лета калины рябины клюквы. (Д.Зуев) 5. Ветки слегка шумели от легкого ветерка и будто ощупывали друг друга. 6. Ранней весной горячий луч солнца все осветил и тронул даже шишку на верху старой ели. (М.Пришвин)

Упражнение 5. Образуя словосочетания, мы должны учитывать сочетаемость слов по значению. Покажите это, подбирая к данным прилагательным подходящие по значению существительные. Не забудьте, что слова в словосочетании должны быть связаны не только по значению, но и по грамматической форме.

Каштановый, коричневый, карий, каурый.
Глаза, локон, жеребенок, мех, челка, прядь, лошадь, ткань, очи, волосы, цвет.

Упражнение 6. Отгадайте загадки. Какие словосочетания помогают это сделать? Благодаря каким особенностям словосочетаний можно узнать предмет, имя которого не названо в загадке?

1) Чудесами славится, детям очень нравится.
2) Комочек пуха, белое ухо, прыгает ловко, любит морковку.
3) Полевой цветок народный, для гадания пригодный.
4) Этот маленький дружок мне стереть помарку смог.
5) Зимой спит – летом ульи ворошит.

^ Выберите из текста загадок и запишите словосочетания, которые соответствуют следующим схемам:



1) прилаг. + сущ.;
2) глаг. + сущ. в вин. п.;
3) глаг. + сущ. в тв. п.
4) глаг. + сущ. в дат. п.;
5) глаг. + нареч.;
6) глаг. + нареч.

^ Если выписанные словосочетания ввести в предложения, какими членами предложения станут зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения.

Упражнение 7. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений, подчеркните однородные члены.

1. Без конца протянулась равнина и краями ушла в небеса. (К.Бальмонт) 2. В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. (А.Апухтин) 3. Тропа поднималась по лесистому холму и торопливо убегала вниз. (Г.Корольков) 4. Во всех лесах садах парках поют весной птицы. (Г.Корольков) 5. По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. (Г.Демыкина) 6. На припеке горячо и сладко пахли травы цветы крапива. (И.Бунин) 7. Зимой солнце светит но не греет.

Упражнение 8. Сделайте письменный синтаксический разбор предложений.

1. Я костер развожу на крутом берегу. (Т.Кузовлева) 2. Свежий запах душистого сена мне напомнил далекие дни. (К.Бальмонт) 3. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. (И.Соколов-Микитов) 4. Лето мы проводили на берегу небольшой речонки.

Упражнение 9. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1. Весенний воздух точно млеет и мягкой дымкою синеет в далеких просеках в бору. 2. Но вот закат разлил свой пышный пламень и тает в нем вечерняя звезда. 3. Деревья недовольно зароптали задвигали мохнатой хвоей ели и звезды замелькали из-за них. 4. Дрожит в разливе рябь да сонные лягушки звенят чуть слышно в тростнике. 5. Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

(И.Бунин)

Упражнение 10. Допишите предложения дважды так, чтобы в одном из них союз и связывал однородные сказуемые, в другом – части сложного предложения. Грамматические основы предложений подчеркните.

1. Прошел дождь и _________. – Прошел дождь, и ___________. 2. Набежали легкие облака и ___________. – Набежали легкие облака, и __________. 3. Костер неожиданно разгорелся и _________. – Костер неожиданно разгорелся, и ____________.

Упражнение 11. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

^ КОЕ-ЧТО О ПЕРЧАТКАХ

Перчатки предмет одежды. Об их происхождении рассказывают такую легенду.

Однажды богиня Венера играла на берегу моря блестящей раковиной и порезала палец. Прибежали другие богини и перевязали лентами из льна не только палец но и всю кисть. Сделали они это так хорошо что бинт даже никто не заметил. Так возникла перчатка.

(По Л.Лихачевой)

Упражнение 12. Допишите предложения, добавив прямую речь.

1. Врач предупредил ____________. 2. По радио объявили _________. 3. ______________ удивились мы. 4. Дед проворчал __________. 5. __________ воскликнула девочка. 6. Мы поинтересовались _____________.

Составьте схемы 1-го и 3-го предложений.




Похожие:

Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconПрактикум по подготовке к егэ по теме «Синтаксис и пунктуация». Цели нашего урока: Повторить и обобщить знания по следующим темам
Егэ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. В частности, из 38...
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconПрактические задания по теме «причастие» (к зачёту) 1
Б. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconУрока: Обобщение по теме: «Синтаксис. Пунктуация»
Цели урока: повторить, закрепить, обобщить материал по теме; развивать навыки устной речи по данной теме; поддерживать и развивать...
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconКонтрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви однородными членами являются
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconПрактические задания. Односоставные предложения Упражнение 1
Упражнение Найдите односоставные предложения, определите их типы. Проанализируйте каждое простое предложение, в том числе и в составе...
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconТест «Синтаксис и пунктуация»
Науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение – это
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconПредметы Задание на дом
Повторение. Синтаксис и пунктуация. §§75-81. Учебник «Русский язык 10-11 классы», авт. В. Ф. Грехов, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Малынская основная общеобразовательная школа №36» Мероприятие для 1-4 классов
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconКонтрольный диктант по теме «синтаксис и пунктуация» Шторм
Казалось что оно сп шит скорее в порт как конь тянет ся к дому когда чу ствует опас ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался....
Практические задания к зачёту по теме «Синтаксис и пунктуация». Упражнение 1 iconДомашнее задание на время карантина (с 05. 02. 2013 по 11. 02. 2013)
«Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации» Стр. 108-109, 114-115 (теория)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы