Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста icon

Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста



НазваниеФигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста
Дата конвертации28.09.2012
Размер27.65 Kb.
ТипДокументы
источник

ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигуры речи – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.

1. АНАФОРА (= единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем...)


2. ЭПИФОРА (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)

3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?)


4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.)


5. ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение (...вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума).

6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного (прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный бой).

7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена предложения (Мужики – за топоры).

8. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном (Но я хотел... быть может, вы...).

9. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи.
(Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.)


10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.
(Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!)

11. МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.)

12. БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет.)

13. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – намеренное нарушение границ предложения (Это была «Волга». Пепельная. С московским номером).

^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОПЫ – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).




Похожие:

Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconЭто особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста
Анафора (= единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений...
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconИзобразительно – выразительные приёмы
Стилистические фигуры – это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определённой художественной...
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconПравила работы над изложением Помните, что существуют разные способы сжатия текста : смысловое сжатие (исключение, обобщение, упрощение)
Для каждого типа речи текста существую определённые способы запоминания содержания текста
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconБереги здоровье!
Физическая активность благотворно влияет на сердечную деятельность, кровообращение, систему дыхания, укрепляет мышцы, оказывает положительное...
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconРекомендации по подготовке речи и презентации к защите дипломной работы
Речь должна быть рассчитана на – 5-7 мин. Это 2-3 страницы текста (14 шрифт, через 1,5 интервала)
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconУчебник для 9 класса М. М. Разумовская и др. М.: Дрофа,2004. распечатка текста №18 из
Образовательная: Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях языка (стили речи и типы речи)
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconУчитель русского языка и литературы гбоу сош №272 Г. И. Хусяинова От проблемы к проекту (формы и методы работы с детьми): Развитие выразительности речи школьников на основе сопоставления переводов художественного текста
Развитие выразительности речи школьников на основе сопоставления переводов художественного текста
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconУрок развития речи в 7 классе Комплексный анализ текста "Памятник подлецу"
Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста icon«воздействие» из предложения №3
...
Фигуры речи это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста iconПрогрессивные матрицы Равена
Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого установить закономерность, связывающую между...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы