Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» icon

Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»



НазваниеУрока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»
Дата конвертации17.10.2012
Размер65.67 Kb.
ТипУрок
источник
1. /Уроки по комедии/Анализ 1 действия.doc
2. /Уроки по комедии/Анализ 2 действия.doc
3. /Уроки по комедии/Анализ 3 и 4 действий.doc
Урока: «Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия»
Урока: «Анализ второго действия комедии»
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»


Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.


I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.


II. Анализ третьего действия.

1. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

— Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи — нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

— Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого — низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

— Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

— Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.


2. Анализ сцены бала.

— Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе — в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.


3. Кульминация пьесы.

— Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

— Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» — просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.», но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»


Попробуем проследить распространение этой «новости»/составление таблицы/


принятие «новости»

«обоснование» сумасшествия Чацкого

«выяснение» причин

сумасшествия Чацкого

А, знаю, помню, слышал.


Представьте, я заметила сама.


Я, первый, я открыл!

Переменил закон! окаянный вольтерманец!

Сказала что-то я – он начал хохотать.


Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.


Меня модисткою изволил величать!


А мужу моему совет дал жить в деревне.

Я видела из глаз.

Безумный по всему.

В горах изранен в лоб.


По матери пошел..

Покойница с ума сходила восемь раз.


Чай, пил не по леть.

Шампанское стал

нами тянул.


Нет-с, бочками соковыми.


Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

— Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

— Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

— Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

— В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

— Почему?

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях — и нивесть что скажет! (Фамусов)

Сказала что-то я — он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчапин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня-внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт — «безумен по всему».

— Чем Чацкий их оскорбил?

Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон.


Приехав на бал, графиня-внучка, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: Ну кто так рано приезжает! Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или'душев­ной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собрав­шиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чац­кого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.


III. Заключение.

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чац­кого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои пере­довые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забы­ли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражаньи», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его действий. Никто не разделяет взглядов героя, все его речи — стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.


IV. Анализ четвертого действия.

— Зачем нужно 4 действие?

Здесь развязка двух конфликтов :

общественного (Чацкий – фамусовское общества)

и любовного (Чацкий – Софья)

— На какие две части делится 4 действие?

С центром – Репетиловым и с центром – Чацким

— Какое впечатление на вас произвёл Репетилов?

— Чем похожи Репетилов и Чацкий? По каким параметрам мы можем это определить?

Репетилов – это шарж, пародия на Чацкого, в нем преувеличенно изображаются отрицательные черты его характера, например, излишняя искренность, доверчивость, многословие, некоторая «глухота» к мнению окружающих, неадекватная оценка ситуации, непроницательность.

— Чем же эти герои отличаются?

Чацкий выстрадал свои убеждения. Он им верен до конца. Такие, как Репетилов, - это «пена», это «опошление» передовых идей. Чацкий- декабрист. Репетилов дан в пьесе для того, чтобы это стало всем очевидным.

Репетилов выдает себя за человека передовых убежде­ний, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов — своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубля­ет одиночество и драматизм положения Чацкого.


V. Обобщение.

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства — пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объя­вить героя безумным похоже на месть, расправу с инако­мыслящим. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П. Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического фина­ла на балу в доме Фамусова. Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.


VI. Домашнее задание.

Подготовить характеристики представителей фамусовского общества

(Фамусов, Скалозуб, внесценические персонажи, гости на балу Фамусова)







Похожие:

Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconИдеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Горе от ума социально-политическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени, которые легко перечислить:...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconТест по литературе 9 класс Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»?
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconКак воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых,...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconУрок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс) Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов
Портрет А. С. Грибоедова, портреты Фамусова, Скалозуба, Чацкого, иллюстрации к произведению
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconСвоеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Репетилова, который якобы участвует в серьезном революционном кружке. Чацкий, казалось бы, ни в каких подобных затеях участия не...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconМолчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
«сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общие черты те самые, которые позволяют им выживать в современном обществе....
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconТочность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги «Оказание разовых материальных выплат семьям, зарегистрированным по месту жительства на территории Веретейского сельского поселения, при рождении третьего, четвертого ребенка и более»
Четвертого ребенка и более (далее- муниципальная услуга) разработан в целях повышения качества предоставления муниципальной услуги....
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» iconТема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье,...
Урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума» icon«Горе от ума» к вам Александр Андреевич Чацкий…

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы