Хочу ли я учиться? icon

Хочу ли я учиться?



НазваниеХочу ли я учиться?
Дата конвертации27.09.2012
Размер113.32 Kb.
ТипДокументы
источник

ХОЧУ ЛИ Я УЧИТЬСЯ?
Будущий первоклассник может не уметь ни читать, ни писать (конечно, если родители не намерены отправить его в гимназию), но главное, что должно быть у него обязательно - желание учиться в школе или, по-научному, мотивация.
Это желание возникает по разным причинам: один ребенок может мечтать о красном ранце, другой - о познании тайн Вселенной. Но все это многообразие обычно сводится к двум основным мотивам - социальному и познавательному. Если мысль о школе у ребёнка ассоциируется только со взрослой жизнью - у него выражены социальные мотивы учения. Часто такие малыши рассуждают примерно так: "Я стану школьником и мне не надо будет спать днем; мне купят учебники, тетрадки, много всяких школьных принадлежностей".
Если же для ребенка важен не антураж, а суть процесса учения, познание нового, неизведанного, то смело можно говорить о познавательной мотивации. Самый благоприятный случай - гармоничное сочетание социальной и познавательной потребностей. Но, к сожалению, на практике он встречается не так часто.
Маленькие карьеристы с социальными мотивами недолго держатся на высоте. Их интересуют не знания, как таковые, а исполнение роли ученика, одобрение учителя. Поначалу такая мотивация неплохо срабатывает, но вскоре роль ученика теряет свою новизну и привлекательность. И если к тому времени у "карьериста" не возникла новая потребность, познавательная, то из отличников он быстро скатывается в "троечники".
Это слишком больно бьет по самолюбию, настолько, что он может не только потерять всякий интерес к учебе, но и серьезно заболеть, да еще, чего доброго, стать "неудачником по жизни".
Вундеркинды, жадно впитывающие информацию, тоже могут быстро утратить интерес, если их перегрузят однообразными, рутинными заданиями или не поведают на первых порах ничего нового, или будут уделять на уроках меньше времени, чем остальным ("зачем его спрашивать, он и так знает"), или посчитают выскочкой и постараются "поставить на место"...
Есть и другие варианты "или". Коли такому ребенку в классе стало скучно - ждите неприятностей. Во-первых, он легко может заняться на уроке своим делом (читать книжку, есть йогурт, вообще удалиться за дверь), во-вторых, перейти к "агрессивным" действиям.
Конечно, опытный учитель отнесется ко всему с пониманием, но полагаться на это не стоит. Результат? От просто "двойки" в четверти до тяжелой психологической травмы.
Итак, задача номер один - воспитание мотивации будущего первоклассника. Вот несколько полезных рекомендаций.

^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
1. Если ребёнок совсем не хочет быть школьником...
Расскажите малышу что-нибудь интересное о школе: там появится много новых друзей, а еще начнут учить на космонавта, или балерину, или банкира...
^ 2. Если вы увидели в своем ребёнке черты маленького карьериста...
Рассказывая о школе, делайте упор как минимум на Вселенную и познание мира (почему, например, у нас не растут бананы или почему Большая Медведица сидит на небе в одном и том же месте). Меньше уделяйте внимания школьному антуражу и почаще играйте с ребенком, развивая его любознательность.
^ Игра "Поезд". Для нее потребуется 10 разных картинок одинакового размера. Каждая картинка - вагончик. Взрослый и ребенок берут по пять картинок и, выкладывая их по очереди, начинают строить поезд.
Как известно, у каждого поезда вагоны скрепляются друг с другом. Вагончики-картинки тоже должны быть "скреплены" какой-то логической связью. Например, "ложку" можно скрепить с "тарелкой" объединяющим словом "посуда". После "тарелки" может идти "ваза для цветов", например, потому что они сделаны из одного материала, затем "поливальная машина", потому что и в вазу, и в машину набирают воду и т. д.
Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление. Когда поезд будет готов, проверьте вместе, как скреплены вагоны. Эту игру можно проводить неоднократно, меняя картинки и их порядок. Игра развивает не только "познавательную потребность", но и логическое мышление.
^ 3. Если ребенок нацелен исключительно на познание...
Рассказывая о школе, заостряйте внимание на внешних моментах. Пусть маленький "ученый" почувствует, что школа - это не всегда праздник. Конечно, он должен узнать и об устройстве школы, ее правилах: "Чтобы не пропустить что-либо новенькое и интересное на уроках, надо слушать учителя внимательно, спокойно сидеть за партой, выполнять задания".
Но не переусердствуйте с этими наставлениями и не запугайте ребенка. И обязательно оградите его от страшных и неприятных рассказов старших братьев и сестер о школе.
^ Игра "Школа". Для этой игры хорошо бы привлечь сверстников и друзей вашего малыша. Расставьте дома парты, повесьте доску, устройте настоящий школьный звонок. Пусть в вашей школе будут самые "настоящие" уроки.
Расскажите детям о правилах поведения на уроке: не вставать с места, не выкрикивать ответы, не отвлекаться. Введите оценки по поведению, но не по пятибалльной системе, а в виде изображений забавных зверушек: пятерка - белочка, двойка - мышка и так далее.
Пусть малыш побудет не только учеником, но и учителем. Не забудьте и о переменах (и, конечно, о правилах поведения во время перемен).
^ 4. Не давайте напрасных обещаний...
Родители ничего не должны обещать и предсказывать ребенку относительно его будущих школьных успехов.
Зачастую взрослые внушают малышу мысль о том, что если он не будет учиться на "отлично", то из него ничего в жизни не выйдет.
Другие же захваливают ребенка до школы и обещают ему обязательный, непременный успех во всех школьных начинаниях, а это не всегда подтверждается жизнью. В обоих случаях дети наживают себе сильные невротические расстройства, озлобляются, замыкаются в себе.

^ "ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ" - ЭТО НЕ ПРОИЗВОЛ!
Шестилетка, да зачастую и семилетка - существо еще очень непосредственное. Он делает и говорит то, что ему вздумается, и практически не осознает, как он это делает и почему.
В норме к началу школьного обучения эта детская непосредственность должна постепенно исчезать. Будущий первоклассник уже частенько задумывается над такими вопросами: "Правильно ли я что-то делаю?", "А как нужно?". Психологи говорят, что его поведение превращается в "произвольное и осознанное".
В специальных исследованиях выяснился очень важный и интересный факт. Изучали, насколько долго может удерживать малыш однообразную статичную позу, не двигаясь. Оказалась, что это довольно сложная задача даже для семилеток.
Но стоило только рассказать детям, что мы играем в "Театр" и не двигаться нужно для его роли, как юные актеры просто поразили всех своими результатами! Ребенок шести-семи лет способен прекрасно контролировать свое поведение, но только если ему это интересно, включено в какую-то игру. Этот факт умело используется хорошими учителями и знающими родителями.
Если присмотреться к обычной картине поведения родителей и учителей первоклассника, то становится грустно. Все они наперебой требуют от него контролируемого поведения, внимания, памяти. "Будь внимательнее!", "Постарайся запомнить как можно лучше!", "Сиди на уроке смирно!", "Веди себя пристойно!", "Не позорь фамилию!".
А кто учил ребенка всем этим навыкам? Никто. Развиваясь же стихийно, они редко достигают своего максимума к семи, а тем более к шести годам.
Учить всем этим умениям можно и нужно и, конечно, как вы уже догадались, делать это надо в игре.

^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
1. Для начала обязательно поиграйте в игры, развивающие общую осознанность ("произвольность") поведения. Они помогают выработать умение сдерживать импульсивные действия или слова, которые вырываются как бы сами собой.
^ Игра "Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите". Ведущий произносит: "Вам прислали сто рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!". После этого ведущий ведет с участниками игры беседу, в которой задает различные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в ответе произнес запрещенное слово.
Например: "Какой ты хлеб больше любишь: черный или белый?". Долго думать над ответами нельзя, если кто-то не отвечает быстро, то он считается проигравшим. Проигравшие исполняют интересные задания, сочиненные для них ведущим и другими участниками - поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Хорошо, если будет несколько участников - так намного веселее.
^ Игра "Вопросы без ответов". Ведущий задает ребенку очень простой или смешной вопрос, на который хочется сразу же ответить. Например: "Кошки летают?", "Ты мальчик или девочка?". Но отвечать на эти вопросы можно только жестами или мимикой, без слов.
^ Игра "Полярная сова и мышки". "Полярная сова" (вначале ею пусть будет взрослый, а потом кто-нибудь из ребят) находится в углу комнаты. Под тихие ритмичные удары бубна мышки бегают по площадке, на громкий удар бубна становятся столбиком и не шевелятся.
Полярная сова облетает мышек и того, кто пошевелится, уводит с собой. В конце игры (после четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
^ 2. Следующий этап - развитие произвольного внимания и памяти.
Игра "Пуговицы". Играют двое. У каждого игрока одинаковый набор различных пуговиц и свое игровое поле - квадратный лист картона, разделенный на клетки. Игра тем сложнее, чем больше используется пуговиц и клеток. Начинать лучше с тремя пуговицами и четырьмя-шестью клетками.
Первый участник выставляет на своем поле три пуговицы. Второй должен запомнить их расположение. Затем поле с пуговицами закрывается листом бумаги, и участник номер два пытается восстановить у себя диспозицию противника. Результат сверяют с оригиналом.
Не переживайте, если ваш малыш поначалу не справляется с этой игрой. Помогите ему. Для этого достаточно проговорить вместе с ним вслух расположение пуговиц на клетках: "Зеленая большая - в левом нижнем углу, красная маленькая - в центре, черная - вверху справа". Не забудьте объяснить ребенку, что такое "право", "лево", если он еще этого не знает.
^ Игра "Что изменилось?" На стол ставят несколько небольших игрушек в произвольном порядке. Играющим предлагается внимательно посмотреть и запомнить, что и как стоит. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами предметы, что-то убирает, что-то кладет новое. Когда все готово, игроки поворачиваются и рассказывают, какие изменения произошли на столе.
^ 3. Полезны игры, которые не только развивают "произвольность", но и расширяют кругозор малыша.
Игра "Хамелеон". Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон: "Хамелеон - это такая ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от того места, где находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон сидит в траве - становится зеленым, если на песке - желтым". Затем ведущий задает детям вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: на земле, на камне, на бревне, на холодильнике, на шахматной доске.
Игру можно провести в виде соревнования между ребятами, отвечать нужно быстро, ответы обсуждаются детьми вместе с ведущим. В этой игре развивается умение ориентироваться в различных цветах и логика мышления.
^ Игра "Птичка". Перед началом игры взрослый рассказывает малышам о различных породах деревьев, показывает их на картинках. Потом каждому игроку присваиваются названия какого-либо дерева.
Все усаживаются в круг, ведущий садится в середину и начинает игру словами: "Прилетела птичка и села на березу". Береза тут же должна ответить: "На березе не была, улетела на тополь".
Тополь называет другое дерево и так далее. Кто прозевал свое дерево, тот проигрывает, он выбывает из круга. Строго запрещается подсказывать, подсказывающие тоже выбывают из игры. В конце игры все проигравшие исполняют задания ведущего.
^ Игра "Летает - не летает". Перед началом игры взрослый разбирает с детьми вопрос о том, кто и что летает или не летает. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых (с показом картинок), о летающих аппаратах, сделанных руками человека (самолет, ракета), о летающих сказочных существах (при этом хорошо бы рассказать эти сказки).
Затем ребята садятся за стол и кладут на него руки. Ведущий называет самые различные летающие и нелетающие предметы, а игроки должны поднять руки вверх и помахать ими, если назван летающий предмет. Кто запутается - выбывает из игры.
^ 4. Для развития внимания и памяти малыша снабдите его детскими журналами с логическими задачками, картинками, ребусами.
Почаще играйте в "Найди различия в двух картинках" или в "зашумленные" картинки (картинка представляет собой хаотично переплетенные линии, за которыми скрыто изображение, которое надо найти).

^ УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ? ДО ШКОЛЫ
Многие родители спрашивают, стоит ли учить малыша чтению, письму, счету до школы. Ответить однозначно нельзя.
С одной стороны, конечно, чем больше будущий первоклассник умеет, тем поначалу легче бремя его школьной жизни. Кроме того, учиться читать и писать в четыре-пять лет намного проще, чем в семь-восемь. У малыша еще есть интуитивное чувство языка, он смелее экспериментирует со словами и звуками.
С другой стороны, подумайте, каково это сидеть за партой и выводить бесконечные закорючки, если уже давно прекрасно читаешь и пишешь. Сначала на человечка нахлынет скука, потом он перестанет прикладывать какие-либо усилия, что чревато осложнениями в учебе, когда период закорючек незаметно для него закончится.
Какой же вывод? Не расстраивайтесь, если ваш семилетка еще плохо читает, пишет, считает, или не умеет этого делать вовсе. В школе этому всему научат - на то она и школа. Но в любом случае обратите внимание: главное, что должно быть у ребенка, - это достаточный уровень "произвольности", "регуляции и контроля", умение подчинять свои действия требованиям и правилам, развитые мышление, память, внимание. Отбирая детей в школу, любой хороший психолог проверяет именно эти качества.
^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
1. Чем занять ребенка дома в последние месяцы, оставшиеся до школы?
Пробуйте писать, читайте, рисуйте, учите стихи. Не поощряйте совсем детские забавы. Если малыш просто возится с мягкими игрушками, даже не строя никакого сюжета игры - это надо мягко пресекать.
^ 2. Родители обязательно должны готовить руку ребенка к письму до школы, начиная с четырех, а то и с трех лет.
Необязательно писать скучные "закорючки" (кстати, сейчас много интересных прописей для дошколят, где те же закорючки объединены в сюжетные картинки). Подойдут любые мелкие и точные движения рукой: лепка из пластилина, вязание, шитье, выкладывание узоров из мелких деталей, игра с конструкторами, раскрашивание. Существуют и специальные игры на развитие моторики.
^ Игра "Бирюльки". На стол высыпают кучку разных мелких предметов (бирюлек) и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащую. Если крючок прикрепить к шнурку, то будет еще сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащит.
^ Игра "Стая уток" (на развитие моторики тела). Играющие становятся в шеренгу. Они - "утки". Слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприсяде быстро продвигаться вперед до обозначенной черты - "озера" (10-15 метров), не меняя положение рук и не выпрямляя ног. Побеждает "утка", которая первой достигнет "озера". Тот, кто нарушил положение рук или ног или начал движение до сигнала считается проигравшим.

^ ПОСЛЕ "ПЕРВОГО ЗВОНКА"
Лиха беда начало. Особенно сложен для первоклассника период адаптации к школе. Обычно он длится от одного до трех месяцев, но бывает, что и затягивается.
У очень многих детишек наблюдаются в это время различные психологические нарушения: некоторые дети шумны, крикливы, с учителями ведут себя довольно развязано; другие, напротив зажаты, скованны, излишне робки. Бывают и нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, ведь требования к нему резко увеличиваются.
Помните, что все это может иметь место и на фоне хорошей или даже отличной успеваемости ребенка, выражаться в частых заболеваниях, бывает, самых элементарных ОРВИ. Аспирина здесь недостаточно. Если указанные нарушения не проходят, следует обязательно обратиться к школьному психологу, но для начала прислушайтесь к нашим советам.

^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
1. Родители должны быть особенно внимательны к малышу в период адаптации к школе.
Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
^ 2. Не загружайте новоиспеченного ученика внешкольными занятиями - кружками, секциями. Запишите его во все эти замечательные объединения попозже, с третьей четверти, или даже со второго класса.
^ 3. Дома - без оценок.
Понятно, что ребенок может испытывать трудности в школе и делать пока еще много ошибок. Не страшно. Между прочим, общеизвестно, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
В любом случае недопустима негативная оценка деятельности ребенка. Если он что-либо сделал плохо - мягко поддержите его, помогите, объясните, как сделать правильно. Постоянные отрицательные оценки могут навсегда отбить интерес к школе.
Помните, отрицательную оценку ребенок может отнести ко всей своей личности и тогда обеспечена и низкая самооценка, и комплекс неполноценности.
Хвалить за достижения, понятно, надо, но увлекаться этим тоже не следует. В противном случае при столкновении с неудачами в жизни маленький человек переживает их особенно остро (так называемый "комплекс отличника").

^ КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ…
Сейчас такое разнообразие учебных заведений, что в них немудрено и запутаться. Канули в лету времена, когда ребенка можно было записать только в одну единственную, ближайшую к дому, школу. Но, к сожалению, многие родители единственным критерием качества школы считают ее расстояние от дома.
Не в километрах счастье! Задумайтесь над этим: ведь в школе ребенок проведет 11 лет своей жизни, причем 11 очень важных лет. Выберите Свою Школу с умом.

^ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
1. Для начала хорошо бы решить, что вы ждете от школы. Не полагайтесь на свою память и выпишите на листок бумаги все ваши ожидания, начиная от допустимой отдаленности школы от дома, заканчивая уровнем образования. Затем пронумеруйте их. Например, у одной мамы получилась такая картинка:
а) чтобы ребенок вырос образованным человеком, хорошо знал языки, поступил в приличный вуз;
б) чтобы учителя были достаточно требовательными, ответственными людьми;
в) чтобы ребенок общался с приличными детьми в школе;
г) чтобы ему было интересно учиться;
д) отдаленность школы не имеет значения.
По такому описанию найти нужную школу уже проще. Конечно, у каждой мамы свои требования к будущей школе. Важно их правильно осознать.
^ 2. В обязательном порядке нужно пообщаться с будущей первой учительницей. Ее личность - это очень важный момент в выборе школы. Представьте себе, каково будет вашему чаду общаться с ней, насколько они, по-вашему, подходят друг к другу.
3. Постарайтесь заранее увидеться и с директором, прислушайтесь к его требованиям к вам и вашему ребенку. Пообщайтесь и с учителями средних классов.
Если будет такая возможность - побывайте на уроках. Узнайте, есть ли в школе психолог, логопед, организатор внеклассной работы. Будьте внимательны, наблюдайте.

Анна ЛУКАСИК, психолог.




Похожие:

Хочу ли я учиться? icon"Я хочу!"
Да здравствует детское «хочу»! Это истошно-надрывное или заискивающе протяжное «хочу», которое поднимает бурю эмоций, грубо дергает...
Хочу ли я учиться? iconРассказывали о знаменитых людях Белой Калитвы. А я хочу рассказать о моей близкой родственнице, любимой тёте, Покашкиной Ольге
...
Хочу ли я учиться? icon3 октябрь 2010 год
Моих родителей, хочу, чтобы были со мной рядом, хочу заботиться о них каждый день
Хочу ли я учиться? icon1 этап – заочный тур конкурса «Я хочу учиться в Губернаторском лицее»
«Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» организует набор учащихся в 10-е классы на 2013-2014...
Хочу ли я учиться? icon«Хочу в школу»
Громкое чтение и обсуждение повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу»
Хочу ли я учиться? iconЗнакомьтесь, перед вами учитель мбоу октябрьская сош васютина Людмила Алексеевна
Я – учитель! А школа – мой дом, моя судьба. Я учу детей и учусь сама. Учительство – это вечное ученичество. Я хочу быть вечным учеником,...
Хочу ли я учиться? iconНекрасов Анатолий Учимся любить вступление
Человеку даётся ум не только для того, чтобы учиться грамоте и мастерству, но и для того, чтобы учиться жить, и главное значение...
Хочу ли я учиться? iconУлетай, облако дыма!
Ну, это уже чересчур, воскликнет искушенный читатель. Я сам знаю, курить мне или не курить. Хочу смолю, хочу брошу. И вообще есть...
Хочу ли я учиться? icon«Хочу всё знать»
В процессе обучения детей в кружке «Хочу всё знать» решаются проблемы дополнительного образования детей
Хочу ли я учиться? iconКнига 4 «Управление реальностью»
Собы­тия идут своим чередом, не обращая внимания на ваши «хочу» или «не хочу». Казалось бы, эту фатальную неизбежность преодолеть...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы