Готовность к школе icon

Готовность к школе



НазваниеГотовность к школе
Дата конвертации31.12.2012
Размер70.01 Kb.
ТипДокументы
источник

Готовность к школе


Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретизировать ее до такой степени, чтобы родители будущих первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком.

Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.

Итак, приступим к наблюдению.

При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развития речи. Это, во-первых, словарный запас. Поговорите с ребенком. Какие части речи он использует? Часто ли присутствуют глаголы, прилагательные, деепричастия. Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Для этого вам нужно просто найти изображение любого сюжета и задать вопросы ребенку. Желательно, чтобы сюжет был незнаком. Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации. Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Замечательно, если ответы не будут односложными, речь выразительна, грамотна.

Интересно понаблюдать, как дошкольник справится с таким заданием. Перед ним рисунок. На нем изображены два мальчика, идущих по улице. Один из них держит мяч. Оба выглядят расстроенными. Предложите малышу составить рассказ по этой картинке. Помогите ему, если он затрудняется. Ведь сложнее всего начать! Задайте ему вопросы, на которые он должен ответить:
- что произошло с мальчиками?
- почему у одного из них мяч?
- почему они такие расстроенные?
- что происходит сейчас?
- о чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?
- что будет дальше?
Это несложное задание. Более того, интересное. Ребенок начнет фантазировать, сочинять, а вы послушаете его.

Во-вторых, чтение. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы. Если Ваш малыш проявляет желание научиться этому, вы можете сами научить его буквам или же доверить обучение профессионалу. Помните, что проверяют не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность. Понимает ли ребенок, что он только что прочитал, в состоянии ли ответить на вопросы. Следовательно, если чтение доступно дошкольнику, попросите его почитать вам, а потом задайте несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение.

С чтением разобрались. Дальше у нас по плану проверка математических способностей ребенка. Начнем, конечно же, со счета. Попросите ребенка:
- посчитать от 1 до 10;
- от 3 до 8;
- назвать число, которое стоит перед 5;
- назвать число, которое стоит после 4;
- назвать число, которое стоит между 5 и 7.
Могут быть полезны такие вопросы: из каких чисел состоит число 5; какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3? Схема понятна, мы просто играем с числами. Предложите решить простейшую задачку: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?
Это элементарные задачи, Вы можете их усложнять. Интересны будут и такие задания:
- сколько медведей встретила в лесу Маша?
- сколько гномов встретила Белоснежка?
- сколько животных жило в рукавице?
Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом "сколько". А так же не забудьте, что малыша можно и подловить задачками шутками:

 На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?

 У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?
Предложите дошкольнику самому составить задачу. Сначала ему будет трудно. Может быть, вы сделаете это вместе. А потом можно просто задать число. Задачей ребенка будет придумать к нему сюжет с вопросом. Если ему не понятно слово "задачка", то используйте термин "математический рассказ".

Проверьте логическое мышление ребенка. Примерные задания могут быть такого плана, как назвать одним словом:
- белку, ежа, медведя;
- январь, июль, июнь.

А теперь попробуйте ответить на такие вопросы:
- Внимательно ли ребенок слушает инструкцию?
- Понимает ли условия задачи?
- Сосредоточен ли он в своей работе?
- Может ли работать по образцу?
- Волнуется ли?
- Встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое?
Ответы на эти вопросы и будут говорить о психологической готовности к школе.

Ваш малыш собирается в школу. Если вы видите, что ему многое дается с трудом, и тем более у него нет желания, не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов. Мы с вами это и хотели выяснить. А вот о том, что нужно сделать для того, чтобы он был готов, поговорим чуть позже.

И, пожалуйста, не забывайте о том, что ваш ребенок может быть не готов к школе по чисто физиологическим критериям. Многие стараются отдать малыша в школу по достижении им шести лет. Но подумайте, сможет ли он выдержать учебную нагрузку? А ведь для него она будет велика. Здоровые детки не всегда справляются с ней. Ответьте себе на такой вопрос: есть ли у ребенка хронические заболевания, переносил ли он тяжелые болезни в этом году. Часто ли он болеет вообще? Если Вы отвечаете положительно, то не стоит спешить. Проконсультируйтесь с педиатром. Подождите еще год, он у вас есть.


^ Первый раз в первый класс
Часть 1



Если это скоро коснётся вашего малыша, то не будет лишним позаниматься с ним. Как? Например, протестируйте, может ли 5-6-летний ребёнок ответить на следующие вопросы?

  • В какое время года снегопад?

  • В какое время года листопад?

  • В какое время года ледоход?

  • В какое время года половолье?

  • В какое время года идет дождь?

  • В какое время года гроза?

  • В какое время года появляются листья на деревьях?

  • В какое время года птицы вьют гнёзда?

  • В какое время года появляются птенцы?

  • В какое время года день равен ночи?

  • В какое время года можно увидеть росу?

  • В какое время года бывает град?

  • В какое время года бывает иней?

  • В какое время года растут подснежники?

  • В какое время года готовят сани?

  • В какое время года готовят телегу?

  • В какое время года река покрывается льдом?

  • В какое время года у животных линька?

  • В какое время года сеют озимые?

  • В какое время года собирают урожай?

Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие расширяет кругозор и тренирует память.


^ Первый раз в первый класс
Часть 2



Продолжаем готовить ребенка к школе. Проверьте, как ребенок справится со следующими заданиями.

Что из чего делают?
(В скобках даны возможные правильные ответы. )

  • Что делают из муки? (хлеб,...)

  • Что делают из молока? (творог,...)

  • Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)

  • Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)

  • Что делают из песка? (стекло,...)

  • Что делают из глины? (кирпич,...)

  • Что делают из металла? (инструменты,...)

  • Что делают из нефти? (бензин,...)

  • Что делают из хлопка? (ткань,...)

  • Что делают из древесины? (мебель,...)

  • Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)


Что с чем делают?

  • Песок сыплют, а воду ...

  • Стол накрывают, а постель ...

  • Котлеты жарят, а суп ...

  • Цветы водой поливают, а огонь ...

  • Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...

  • Воду можно разлить, а горох ...

  • Стол можно сломать, а стакан ...

  • Сено косят, а волосы ...

  • Нитки прядут, а холст ...

  • Платье шьют, а шарф ...


Если ребёнок затрудняется, то попробуйте вместе поискать ответы. А через несколько дней опять задайте некоторые из этих вопросов.
Это занятие также расширяет кругозор и тренирует память.


^ Первый раз в первый класс
Часть 3



Продолжаем готовиться к школе. Поиграйте с ребенком в игру "Говори правильно": какое слово в предложении лишнее, ненужное? Как исправить предложение, чтобы оно было грамотным?

    1. В деревне жили старые старики.
      (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)

    2. Ковер запылился пылью.
      (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)

    3. Петя сконструировал конструкцию планера.

    4. Мама посолила суп солью.

    5. В саду гуляют маленькие малыши.

    6. К весне зелень зазеленела.

    7. У Юры жил молодой котенок.

    8. Бабушка натопила жирный жир.

    9. Липа пахнет запахом меда.

    10. Солдаты переночевали ночь в землянке.

    11. Толя спросил вопрос у учителя.

    12. Незнайка был ленивым лентяем.

    13. У меня есть деревянная деревяшка.

    14. Антон попробовал кислую лимонную кислоту.

    15. В комнате засветился свет.

    16. У Саши в июле месяце день рождения.

    17. На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.

    18. Я видел эту квартиру своими глазами.

    19. Валера рассказал интересный рассказ.

    20. Малышка дрожала и шептала шепотом.




Похожие:

Готовность к школе icon1. Личностная готовность ребенка к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...
Готовность к школе iconГотовность к школе и комплексный подход Определение готовности к школе
Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе,...
Готовность к школе iconГотовность к школе
На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами
Готовность к школе iconДокументи
1. /Готовность к школе/Аналитический отчет(начало 1 класса)_2010.pdf
2. /Готовность...

Готовность к школе icon«Завтра в школу мы пойдем»
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе...
Готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким,...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные успехи. В чем причина?...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Готовность к школе iconКакие знания и умения должны быть сформированы у ребенка, готового к школьному обучению
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга....
Готовность к школе iconКак определить готовность ребенка к школе?
Личностная готовность ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы