Программы учебных предметов, курсов icon

Программы учебных предметов, курсов



НазваниеПрограммы учебных предметов, курсов
Дата конвертации28.09.2012
Размер146.09 Kb.
ТипДокументы
источник

ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ.

Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам. Программы обеспечивают:

- определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными;

- выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности;

- способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; учебно- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

(См. локальный акт «Положение о рабочей программе»).

1 раздел. Пояснительная записка –определяет цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

2 раздел. Перечень изучаемого материала. Содержание образования.

3 раздел. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

4 раздел. Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

5 раздел. Материально-техническая база по оснащению учебного процесса.

6 раздел. Минимальный объём содержания по предмету, который включён в рабочие программы педагогов.


^ Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:

  1. Титульный лист (название программы).

  2. Пояснительная записка.

  3. Учебно-тематический план.

  4. Содержание тем учебного курса.

  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  6. Перечень учебно-методического обеспечения.

  7. Список литературы (основной и дополнительной).

  8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.


^ Пояснения к структурным элементам программы


Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.


Программа может быть написана от руки или напечатана на любом множительном аппарате и представлена в сброшюрованном виде. Оформление программы производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, список литературы, приложения (чертежи, схемы, иллюстрации). Каждая часть начинается с новой страницы.

Каждая страница нумеруется. Счёт нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева – 3 см (для подшивки и заметок), справа – 2 см, верхнее и нижнее поле – 2 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Шрифт 14, Times New Roman, интервал одинарный.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости – и указание на масштабные единицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы, при его наличии, следует помещать над таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.


« полное наименование образовательного учреждения»



«Согласовано»

Методист МОУ ДПОС «УМЦ»

_____________/____________/

ФИО

____________200___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО

«__»____________200___г.


«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ № »

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____200___г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА(ОВ)


______________________________________________

Ф.И.О., категория


по_______________________________________________

Предмет, класс и т.п.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______200_ г.


Г. Энгельс


2010 год


Пояснительная записка


- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- цели учебного предмета для каждой ступени обучения; При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

- место и роль курса в обучении;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

- предполагаемые результаты; В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

  • конечная система или комплекс знаний;

  • перечень умений и навыков (способов деятельности);

  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах:

Цели-ориентиры, определяют ведущие цели, установки и основные ожидаемые результаты изучения конкретно для данной учебной программы.

Цели, характеризуют систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. (Например, «Выпускник научится……»)

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, или расширяющих и углубляющих опорную систему, или являющуюся пропедевтикой для дальнейшего изучения конкретного предмета. (Например, «Выпускник получит возможность научиться…»).

- система оценки достижений учащихся;

критерии достижения – планируемых результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки

комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

накопительная система оценки индивидуальных достижений;

использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

интерпретация результатов на основе контекстной информации.(См. Образовательную программу)

- инструментарий для оценивания результатов; (См. Образовательную программу) Примеры заданий для оценки достижений (КИМы);

Спецификация;

Демоверсии КИМов.


- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


^ Учебно-тематический план



Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля













































































При заполнении тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана (находится у педагога) и записи в учебном журнале должны совпадать.


^ Содержание тем учебного курса


Перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

  • требования к знаниям и умениям обучающихся;

  • формы и вопросы контроля;

возможные виды самостоятельной работы учащихся.


Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;

  • отражения в содержании обучения задач развития личности;

  • научности и практической значимости содержания обучения;

  • доступности обучения.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.


^ Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане (см таблицу).


^ Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей.


^ Список литературы (основной и дополнительной).


- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники информации по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать следующим образом:

- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;

- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;

- если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

Например:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.

2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

4. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.


^ Приложения к программе

- основные понятия курса;

Глоссарий (понятийный аппарат)

Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

- списки тем рефератов;

Рекомендуемые темы рефератов


1. ____________________________.

2. ____________________________ и т.д.


- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации. - основные понятия курса.

- др.













Похожие:

Программы учебных предметов, курсов iconТребования к программам учебных предметов и курсов
В соответствии с требованиями фгос ноо (фгос ноо от 10. 2009 №373; III, п. 19 ) программы отдельных учебных предметов, курсов должны...
Программы учебных предметов, курсов icon1. Рабочие программы (учебных предметов, элективных учебных предметов, курсов по выбору)
Результаты государственной итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов в 2009-2010 учебном году
Программы учебных предметов, курсов iconПоложение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального общеобразовательного учреждения «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных...
Программы учебных предметов, курсов iconМетодические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
Настоящие рекомендации разработаны для организационно-методического сопровождения подготовки рабочих программ учебных курсов, предметов,...
Программы учебных предметов, курсов iconДокументи
2. /V. Програмы отдельных учебных предметов,курсов +/2. prog_litchten_2010.rtf
3....

Программы учебных предметов, курсов iconРазработка программы отдельных учебных предметов
Семинар «Составление программ отдельных предметов и курсов» (структура, содержание)
Программы учебных предметов, курсов iconРазработка рабочих программ учебных предметов в соответствии с требованиями фгос
В соответствии с требованиями фгос каждое образовательное учреждение должно составить свою образовательную программу, составной частью...
Программы учебных предметов, курсов iconДокументи
1. /программы одельных предметов и курсов/Программа по литературе (исправл.).doc
2....

Программы учебных предметов, курсов iconРегламент предоставления услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
«Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин...
Программы учебных предметов, курсов iconРегламент «О предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках»
Бочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках (далее Регламент) устанавливает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы