Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина icon

Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина



НазваниеУважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина
Дата конвертации29.09.2012
Размер247.45 Kb.
ТипДокументы
источник

Уважаемые мои девчонки!

Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А.С. Пушкина! Он в двух частях.


Поэзия А.С. Пушкина

Вариант 1

Прочитайте приведенное ниже стихотворение А.С. Пушкина и выполните задания В1-В8; С1-С2.

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил...»?

В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

В3. Какой художественный прием используется в первой, пятой и седьмой строках стихотворения А.С. Пушкина?

В4. Как в стихотворении характеризуется чувство лириче­ского героя по отношению к своей возлюбленной?

В5. В строке «Но пусть она вас больше не тревожит...» использовано художественно-выразительное средство, осно­ванное на очеловечивании и одушевлении явлений предмет­ного мира. Назовите это средство.

В6. Какой эпитет, использованный в пятой строке, гово­рит о том, что лирический герой понимает, что его любовь безответна?

В7. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «ревностью томим», «любовь... угасла не совсем».

В8. Определите размер, которым написано стихотворение.


С1. Какие чувства лирического героя переданы в стихо­творении А.С.Пушкина «Я вас любил...»? Поясните свою мысль.

С2. В каких произведениях русской классической поэзии и как раскрывается тема любви?


Вариант 2

^ Прочитайте приведенное ниже стихотворение А С. Пушкина и выполните задания В1-В8; С1-С2.

Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»?

В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

В3. Как называется художественно-выразительное средст­во, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зени­цы, / Как у испуганной орлицы...»?

В4. Какое слово, использованное в первой строфе, харак­теризует положение лирического героя?

В5. В строке «И гад морских подводный ход...» использо­вано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.

В6. Назовите контекстуальные синонимы, характеризую­щие лирического героя и использованные в финальной строфе стихотворения.

В7. Укажите название лексического средства, использо­ванного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

В8. Определите размер, которым написано стихотворение.


С1. Как лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» воспринимает голос Бога? Почему?

С2. Назовите произведения русской классической поэзии, в которых также важны библейские аллюзии. Свой ответ по­ясните.


В а р и а н т 3

^ Прочитайте приведенное ниже стихотворение А.С. Пушкина и выполните задания В1-В8; С1-С2.

* * *

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.


В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило...»?

В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

В3. Как называется художественно-выразительное средст­во, использованное поэтом в словосочетаниях: «угрюмый оке­ан», «к брегам печальным», «туманной родины»?

В4. Как называется лексическое средство, использованное в строке: «Подруги тайные моей весны златыя...»?

В5. В строке «Шуми, шуми, послушное ветрило...» ис­пользовано художественно-выразительное средство, основан­ное на очеловечивании и одушевлении явлений природы. На­зовите это средство.

В6. Определите жанр данного лирического произведения.

В7. Укажите, что используется в стихотворении А.С. Пушкина, чтобы передать умолчание.

В8. Определите размер, которым написано стихотворение.


С1. Какие проблемы затрагиваются А.С. Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило...»?

С2. Какие еще элегии А.С. Пушкина вы можете назвать? О чем они?


Вариант 4

Прочитайте приведенное ниже стихотворение А.С. Пушкина и выполните задания В1-В8;С1-С2.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

В1. Какое чувство лирического героя передано в первой строфе?

В2. К какой лирике относится стихотворение А.С. Пуш­кина «Зимнее утро»?

В3. Как называется использованное Пушкиным художест­венно-выразительное средство в следующих словосочетаниях: «на мутном небе», «бледное пятно», «тучи мрачные»?

В4. Что представляет собой отдельная строфа стихотворе­ния А.С. Пушкина «Зимнее утро»?

В5. В строке «Луна, как бледное пятно» использовано ху­дожественно-выразительное средство, предполагающее со­поставление одного предмета или явления с другим. Назовите это средство.

В6. Выпишите эпитет из 4-й строфы, который передает радостный настрой лирического героя.

В7. Укажите строфу, в которой поэт вспоминает богиню утренней зари древнеримской мифологии.

В8. Определите размер, которым написано стихотворение.


С1. Опишите «зимнее утро» А.С. Пушкина. Какие художественно-выразительные средства помогают и создать дан­ный образ?

С2. В каких еще произведениях А.С. Пушкина и как раскрывается образ природы?

(МАМОНОВА)

2 книга Багге

ВАРИАНТ 5

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 — В12; СЗ — С4.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,—

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,—

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подземный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

^ 1826 (А. С. Пушкин)

При выполнении заданий В8 — В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без про­белов, знаков препинания и кавычек.

В8. Какое название дал А. С. Пушкин приведенному стихо­творению?

В9. К какому пласту лексики относятся слова горний, доль­ний?

В10. Стихотворение А. С. Пушкина является вольным перево­дом одного из библейских пророков. Запишите имя этого пророка.

В11. Как называется повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворных строк (например, в десятой — во­семнадцатой строках)?

В12. Как называется форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета с другим (например, пя­тая и восьмая строки приведенного стихотворения)?

Для выполнения заданий СЗ — С4 используйте бланк от­ветов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

^ СЗ. Какой теме посвящено приведенное стихотворение А. С. Пушкина? Какова особенность решения этой темы в данном стихотворении?

С4. Существует ли какой-то особенный долг поэта перед об­ществом, перед людьми, перед Богом? Как этот вопрос ре­шался А. С. Пушкиным и другими русскими поэтами?

Вариант 6.

3.книгаЕгэ шаг за шагом

1. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В7В12

* * *

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

^ 1829

В7. Как называется приём противопоставления, ко­торый использован автором для характеристики эмо­ционального состояния: «мне грустно и легко»?

В8. Какой троп, основанный на переносе свойств од­ного явления на другое по их сходству, использует ав­тор в строчке: «И сердце вновь горит и любит»?

В9. Как называется вид рифмовки, который исполь­зован автором в стихотворении?

В10. Как называется стилистический приём, состоя­щий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)?

В11. Назовите средство художественной выразитель­ности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («.„печаль моя светла;/ Печаль моя полна тобою»).

В12. Определите стихотворный размер, которым на­писано произведение.

^ 2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) СЗ, С4

СЗ. Каковы функции лаконичной пейзажной за­рисовки, которой открывается стихотворение, рас­сказывающее о любви?

С4. В каких произведениях русских поэтов исполь­зование образов природы помогает передать внутрен­ние переживания человека?


Варианты заданий СЗ

А) Почему образ возлюбленной лишён в стихотворе­нии конкретных характеристик и представлен исклю­чительно грамматическими средствами — местоимени­ем «тобою»?

Б) Какие эмоции и переживания вбирает в себя лю­бовь для героя стихотворения?

В) Почему печаль, грусть и уныние окрашены в стихотворении в светлые тона?


Варианты заданий С4

А) В каких произведениях русских поэтов любовь изображается как мучительное и вызывающее страда­ния чувство и в чём сходство и различие этих про­изведений с пушкинским?

Б) В каких произведениях русских поэтов использу­ется антитеза для изображения мира чувств и пе­реживаний лирического героя?


3. Задания С5

Дайте полный развёрнутый ответ на проблем­ный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опира­ясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

1. Мотив воспоминаний связан в лирике А. С. Пуш­кина то с «упоением» («Погасло дневное светило...»), то с «грустью» («...Вновь я посетил...»). Почему так различается эмоциональная окраска воспоминаний и какова их роль в стихотворениях поэта?

2. Какие времена года и какими художественными средствами обрисованы в лирике А. С. Пушкина?

3. Один из сквозных образов творчества А. С. Пуш­кина — метель (повесть «Метель»; сцена бурана в «Ка­питанской дочке»). Какое значение этот образ получает в лирике поэта и с какими размышлениями и пережи­ваниями он связан?

4. Какие стихотворения А. С. Пушкина обращены к реальным адресатам и как в них воссоздаются образы тех, к кому обращен поэтический монолог?

5. В заключительных строках стихотворения «К***» (« Я ПОМНЮ чудное мгновенье...») А. С. Пушкин ставит в один ряд «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и

слёзы, и любовь». Почему именно «любовь» завершает перечисление «воскрешающих» душу ценностей?

6. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» пушкинские размышления полны скепсиса: «К чему стадам дары свободы?»; в итоговом произведении — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — поэт утверждает обратное: «В мой жестокий век восславил я свободу». Как в ходе творческой эволюции поэта ме­нялись его представления о свободе?

7. «Поэт! Не дорожи любовию народной», — обраща­ется А. С. Пушкин к художнику. Однако, подводя жиз­ненные и творческие итоги в стихотворении «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный...», трактует миссию поэта и собственный вклад в поэзию иначе: «И долго бу­ду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал». Чем можно объяснить это противоречие?

8. В чём пушкинские элегии соответствуют канонам жанра, а в чём — отступают от них?


^ ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

СЗ. Одна из традиционных функций пейзажа в литературе — создание эмоционально активного фона, на котором изображаются человеческие переживания и размышления. Не исключение и стихотворение «На холмах Грузии...»: рефлексия героя предваряется за­рисовкой ночной природы. Обращает на себя внимание рифма «мгла— светла»: она словно бы подчёркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) — и именно поэтому А.С.Пушкин выбирает слово «мгла», а не «тьма». Шум Арагвы нарушает ночную тишину — и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание тра­диционно противоположных явлений. Аналогичное соединение противоположностей характеризует и чувства героя: ему «грустно и легко», его «печаль... светла». А. С. Пушкин едва ли не впервые показал, что лирике доступно изображение «смешанных» эмоций, в которых соединяются разнородные краски. А аудиовизуальной «презентацией» новой психологической палитры как раз и стала коротенькая пейзажная зарисовка.


С4. Образы природы в лирике часто выступают «проекцией» разнообразных человеческих переживаний. Пожалуй, самое эффектное введение пейзаж­ных элементов в стихотворение о любви находим у А. А. Фета — например, в стихотворении «Шёпот, роб­кое дыханье...». Рассказ о ночном свидании, в котором есть всё: нежность, томление, трепет, предвкушение кульминации, восторг, слёзы любви, — создаётся исключительно через называние (в стихотворении нет ни одного глагола) явлений природы: колышущийся «сонный ручей», «трели соловья», «ночные тени» — и конечно же «заря». Образы природы могут служить и изображению патриотических чувств, как это про­исходит в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина». Пейзаж в произведении строится по принципу пе­рехода от общего плана к крупному: лирическая пер­спектива постепенно сужается, и от картины «разливов рек» и «степей безбрежных колыханья» остаётся только убранное поле с оставленными на нём скирдами, а затем в поэтическом фокусе появляется крупным пла­ном «чета белеющих берёз». Однако это и есть Родина, образ которой строится через частные и малозначимые на первый взгляд детали — и вызывает подлинные, искренние чувства поэта, не поддающиеся точному называнию: «Люблю отчизну я, но странною лю­бовью! / Не победит её рассудок мой...».


С5.1. Возвращение к прошлому в лирике Пушкина почти всегда связано с очень сложным комплек­сом внешне, казалось бы, взаимоисключающих пе­реживаний. Прошлое не бывает в стихах поэта «однотонным» — окрашенным только в светлые или только в тёмные тона. Характерное для Пушкина соче­тание «грусти» и «лёгкости», «света» и «печали» появ­ляется уже в ранней элегии «Погасло дневное свети­ло...»:

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

Аналогичное соединение «веселья» и «тяжести» по­явится вновь и в «Элегии», написанной значительно позже, в 1830 году:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

В настоящем путь поэта «уныл» и горек; лишь воспо­минания о прошлом дарят ему успокоение и возвраща­ют мир душе. Особенно отчётливо этот мотив у Пушки­на звучит в произведениях, связанных с темой Лицея. Так, в стихотворении «19 октября» воспоминания о Дельвиге, Пущине, Горчакове и других лицейских то­варищах пробуждают у Пушкина почти исчезнувший «сердечный жар», превращают «день печальный» — один из многих, проведённых в ссылке, — в праздник, в радостное переживание возвращённых памятью «ли­цейских забав».

Мотив возвращения к прошлому может реализовываться в лирике Пушкина и как «вторжение» самого прошлого (или его отдельных эпизодов) в настоящее. На этом композиционном приёме построено сти­хотворение «Я помню чудное мгновенье...»: промельк­нувший и, казалось бы, невозвратимый прекрасный эпизод повторяется вновь — и возвращает поэту «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Возвращение прошлого — это пробуждение души, это вновь обретённая способность плакать и радоваться, переживать «светлую печаль» (как скажет Пушкин в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»). Прошлое— это живой, нетленный мир под­линных чувств, и если он покидает человека безвозв­ратно, то душа его умирает.

Движение из настоящего в прошлое может составить и лирический сюжет целого произведения — так напи­сано стихотворение «Вновь я посетил...», где пере­мещение в пространстве — приезд из Петербурга в Михайловское — становится одновременно и возвраще­нием в собственную юность. Пушкин далёк от идеали­зации прошлого; картины сельской жизни нарисованы в подчёркнуто прозаических тонах: «три сосны», «до­рога, изрытая дождями», «скривившаяся мельница». Тем не менее все эти лишённые «изящества» пейза­жи — неотменимая часть биографии поэта. То, что мог­ло казаться незначительным или слишком привычным («тяжёлые шаги» няни, «кропотливый её дозор»), обре­тает в воспоминаниях новые краски — элегические, ностальгические, но неизменно совмещающие в себе грусть и свет, скорбь и «отраду».

Однако прошлое в лирических размышлениях Пуш­кина — это не только мир воспоминаний. Само настоя­щее осмысляется поэтом как мир, медленно становя­щийся прошлым, превращающийся в чьё-то «будущее воспоминание». Именно в стихотворении «Вновь я посетил...» звучит обращение к потомкам, для которых настоящее поэта станет уже далёким прошлым: «Но пусть мой внук... весёлых и приятных мыслей полон... обо мне вспомянет». Возвращение к прошлому, которое состоится в будущем, в жизни следующих поколений, не должно быть омрачено печалью или горечью; в этих «будущих воспоминаниях» должны вновь найти место «грусть» и «лёгкость».

Таким образом, возвращение к прошлому в лирике Пушкина всегда связано с философским осмыслением жизни в целом, с взаимной соотнесённостью в ней опы­та прожитых лет и мечтаний, со взглядом в будущее.

(500 слов.)


4 книга экзамен в новой форме Пискунова.

Вариант 7.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и вы­полните задания.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

^ А. С. Пушкин

Ответы на задания В6В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В6. Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?

В7. Почему поэт не рисует портрет любимой женщины?

В8. Приведите пример анафоры в 5 строфе.

В9. Укажите прием художественной выразительности: «Душе настало пробужденье».

В10. Укажите прием художественной выразительности: «чистой красоты», «порыв мятежный».


Ответы на задания С1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 1015 предложений.

С1. Как можно охарактеризовать чувства лирического ге­роя? Ответ обоснуйте.

С2. Как вы понимаете строки: «Бурь порыв мятежный/ Рассеял прежние мечты»?


5.книга Гиа 8 пискунова толстая

Вариант 8

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

и скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне и грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

Я пью один, вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлек холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришел? Кого меж вами нет?


Ответы на задания В1В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Из какого стихотворения Пушкина приведен фрагмент?

В2. Какова тема стихотворения?

В3. К кому обращается поэт?

В4. При каких обстоятельствах было создано это стихотворение?

В5. О каких друзьях-лицеистах идет речь? Назовите не менее трех имен.

В6. Каково общее настроение стихотворения?

В7. Какие нравственные идеалы утверждает поэт?

В8. Укажите прием художественной выразительности: «роняет лес багряный свой убор».

В9. Укажите прием художественной выразительности: «плени­тельной привычке», «холодный свет».

В10. Укажите синтаксический прием выразительности: «Но мно­гие ль и там из вас пируют?/ Еще кого не досчитались вы?/ Кто из­менил пленительной привычке?».

Ответы на задания С1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 510 предложений.

С1. Почему для Пушкина так важно сохранить память о годах ли­цея? Ответ обоснуйте

С2. Какую роль играет в стихотворении пейзаж? Ответ обос­нуйте.


Вариант 9

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгем, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбе!

Пора, пора! Душевных наших мук

Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья!

Я жду тебя, мой запоздалый друг —

Приди; огнем волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

Ответы на задания В1В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Как называется стихотворение, отрывок из которого приве­ден выше?

В2. Почему Пушкин именно так называет стихотворение?

В3. К кому конкретно обращается Пушкин в этом отрывке?

В4. Каким настроением проникнута первая строфа отрывка?

В5. Какие строки создают это настроение?

В6. Какая строка из приведенного отрывка стала крылатой?

В7. Какими объективными причинами были вызваны строки: «Промчится год, и с вами снова я, / Исполнится завет моих мечтаний; / Промчится год, и я явлюся к вам!»

В8. Вспомните, как называет в этом стихотворении лицейское братство Пушкин?

В9. Укажите прием художественной выразительности: «Сокроем жизнь под сень уединенья!».

В10. Укажите прием художественной выразительности: «отрад­ное свиданье», «волшебного рассказа».

Ответы на задания С1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 510 предложений.

С1. Как вы понимаете строки: «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво». Ответ обоснуйте.

С2. Как относится поэт к своим друзьям? Ответ обоснуйте.


Вариант 10

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала:

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Ответы на задания В1В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. На каком приеме художественной выразительности построе­но стихотворении?

В2. Как вы определите проблематику стихотворения?

В3. Что символизирует для поэта туча?

В4. Укажите синтаксический прием выразительности: «Одна ты несешься по ясной лазури, / Одна ты наводишь унылую тень, /Одна ты печалишь ликующий день».

В5. Укажите синтаксический прием выразительности: «И молния грозно тебя обвивала:/И ты издавала таинственный гром/ И алчную землю поила дождем».

В6. Укажите прием художественной выразительности: «ветер, лаская листочки древес, /Тебя с успокоенных гонит небес».

В7. Укажите прием художественной выразительности: «таин­ственный гром», «унылую тень».

В8. Как называется группа стихов (строк), составляющих един­ство и связанных определенным расположением рифм.

В9. Определите характер рифмовки.

В10. Определите размер стихотворения.

Ответы на задания С1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 510 предложений.

С1. Как вы понимаете выражение «одна ты печалишь ликующий день»? Ответ обоснуйте.

С2. Какие чувства и мысли автора выражены при помощи пей­зажной картины? Ответ обоснуйте.


Вариант 11

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ответы на задания В1В10 необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Какова тема стихотворения?

В2. Кому посвящено стихотворение?

В3. Дается ли конкретный портрет женщины, в которую влюблен поэт?

В4. Как называет поэт момент встречи с любимой?

В5. Какие детали портрета повторяются в изображении ге­роини?

В6. Какие строки подчеркивают тоску жизни без любви?

В7. Найдите строку, передающую состояние поэта, когда он вновь видит любимую?

В8. Укажите синтаксический прием художественной вырази­тельности: «И божество, и вдохновенье,/И жизнь, и слезы, и лю­бовь».

В9. Укажите прием художественной выразительности: «.Душе на­стало пробужденье».

В10. Укажите прием художественной выразительности: «мимо­летное виденье», «небесные черты».

Ответы на задания С1С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 510 предложений.

С1. Как вы понимаете выражение «гений чистой красоты»? От­вет обоснуйте.

С2. Почему поэту не важен портрет возлюбленной? Ответ обо­снуйте.




Похожие:

Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconУрок по предмету литературное чтение 3 класс (традиционная программа) Тема урока «Обобщение по творчеству А. С. Пушкина»
Цель. Обобщить знания детей по творчеству А. С. Пушкина, развивать интерес к чтению, к поэзии через приобщение к произведениям великого...
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconТворческая работа на областной конкурс исследовательских работ учащихся по творчеству А. С. Пушкина (к 210-летию со дня рождения поэта)
В «Заметках о сказках Пушкина» С. Я. Маршак рассказывал о том, как русский композитор А. К. Лядов, встретив его четырнадцатилетним...
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconКонкурс по творчеству А. С. Пушкина >«А. С. Пушкин поэт сказочник»
Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых...
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина Цели: Закрепить у учащихся знание сказок А. С. Пушкина
Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А. С. Пушкина. Начнем с разминки
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconКонкурс чтецов, посвященный дням памяти А. С. Пушкина «Я вдохновенно Пушкина читал…»

Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconКонкурс исследовательских работ учащихся по творчеству А. С. Пушкина ( к 210 летию со дня рождения поэта )
На областной конкурс исследовательских работ учащихся по творчеству А. С. Пушкина ( к 210 летию со дня рождения поэта )
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconЛитературный квн "Сказки Пушкина" Ход мероприятия
Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их...
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconТема. Образ няни в стихотворениях А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне» Цель
Сегодня на уроке мы продолжим изучение творческой биографии А. С. Пушкина. Обратимся к Михайловскому периоду жизни великого поэта,...
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconЛицейский период (1811 – 1817) История лицейских лет А. С. Пушкина
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина Клочкова Т. В., учитель русского языка и литературы, моу сош №2
Уважаемые мои девчонки! Прежде чем отвечать на вопросы С1-С5, прочитайте дополнительный материал по творчеству А. С. Пушкина! Он в двух частях. Поэзия А. С. Пушкина iconКонкурс музыкально-театрализованного исполнения произведений А. С. Пушкина
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения через приобщение к духовному творческому наследию Пушкина и ценностям отечественной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы