Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова icon

Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова



НазваниеТема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова
Дата конвертации12.10.2012
Размер97.53 Kb.
ТипУрок
источник

МОУ «СОШ №26» г.Энгельса Саратовской области

Учитель начальных классов и математики Федосеева Л.Н.


Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова.

Цель урока: обобщить и провести контроль знаний о составе

слова.

Задачи урока:

Образовательные.

• обобщить знания о составе слова, словообразовании;

• провести контроль знаний с помощью разноуровневых

заданий. Развивающие.

• развивать воображение, фантазию, образное мышление;

• формировать интерес к русской грамматике;

• расширять представление о богатстве русского языка.

• решать проблемы личностного развития, создания коллектива

в классе. Воспитательные.

• воспитывать умение работать в группе;

• воспитывать целеустремлённость;

• воспитывать терпимость к мнению своих одноклассников.

^ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-игра.

Методы урока: репродуктивный метод, коммуникативные технологии (работа в группах, парах).

^ Оборудование для урока: таблички с надписями: корень, окончание, приставка, суффикс, которые прикрепляются на груди у детей, исполняющих роль соответствующих персонажей; схемы слов, карточки с индивидуальными заданиями.

^ Подготовка к уроку. Урок готовится с группой учащихся, которым поручаются роли Ведущих, Корня, Приставки, Суффикса и Окончания. На подготовку достаточно 3-5 дней, для остальных учеников класса задания заранее не сообщаются. Класс разбивается на 5 групп. Одна из них творческая – занимается подготовкой урока под руководством учителя, во второй половине урока работает со всеми остальными группами.

^ Ход урока.

1. Организационно-психологический момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать группами.

- Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

^ 2. Постановка цели урока.

Первый ведущий.

Как-то утром на опушке

Собрались друзья, подружки

И задумались о том,

Как бы им построить дом.

^ Второй ведущий.

Вдруг один из них изрёк:

« Будем строить городок.

И пусть тот, кто хочет строить,

Смастерит свой личный домик»

^ Первый ведущий.

Знайте только, что дома-

Это разные слова.

Второй ведущий.

Из чего же будем строить?

Кто загадку нам откроет?

Суффикс.

Вот для этого, друзья,

Нам представиться пора.

Корень.

Корень я, фундамент слова,

Иногда его основа.

Поручиться не боюсь:

Корни есть на всякий вкус.

Для банкира и старушки,

Для дворца и для избушки.

(Достаёт и демонстрирует всем карточки с корнями: изб-, двор-, дом-.)

Окончание.

Обратите вы вниманье

На меня. Я - окончание.

Не люблю собой гордиться,

Вмиг готово измениться.

В слове море буду

Что понятно вам вполне.

Если много - то моря,

Здесь уже не -е, а —я.

Суффикс.

Ну а я совсем особый,

И скажу без хвастовства,

Что в секунду дом огромный

В домик превращаю я.

(Показывает карточку с суффиксом - ик )

Учитель.

- Итак, сегодня на уроке мы с вами должны

вспомнить всё, что знаем о составе слова, обобщить эти знания и проверить их первичное усвоение.

^ 3. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция

опорных знаний учащихся.

Корень.

Мы дадим вам всем задание,

Как своё построить здание.

Будем мы писать слова,

Что составят нам друзья. Кто начнёт? Окончание.

Давайте я! В слове-

Корень пусть любой,

Вместо окончанья — ноль.

(Показывает схему)

Ученики называют слова, состоящие из корня с нулевым окончанием. Ведущие записывают их под соответствующей схемой. Например, слова: лес, кот, сад и другие. Дети пишут в тетради, выделяя корень и окончание.

Приставка.

Окончание очень скромно,

Хотя роль его огромна.

Вас прошу придумать я

Интересные слова,

Чтоб Приставка в них была:

за-, при-, по-, а может, до-.

Мне, ребята, всё равно.

Показывает схему, на которой указаны приставка, корень, окончание. Ученики называют слова, ведущие записывают их под предложенной схемой. Например: засуха, природа, подруга и другие. Дети пишут слова в тетради и выделяют приставку, корень, окончание.

Суффикс.

А теперь - моё задание:

Суффикс вашему вниманию

Тоже что-то предлагает.

Из портфеля вынимает

Он готовые слова.

Где здесь суффиксы, друзья?

^ Суффикс поочерёдно показывает таблички со словами: зайчик, старушка, стрелок. Дети записывают слова в тетради и на доске.

Корень. (Показывает на доску, где написаны придуманные учениками слова).

Вот построен городок,

Но не кончился урок.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

4. Физминутка.

Дети выполняют упражнения под музыку.

^ 5. Контроль за результатами учебной деятельности,

осуществляемый учителем и учащимися.

Каждая группа учащихся получает карточки с заданиями. Карточка с текстом разрезается на четыре части. Каждый ученик выбирает себе любое задание. Сначала дети выполняют задание на карточке самостоятельно и делают выбор. После этого они рассказывают друг другу, как выполнили задание, почему сделали такой выбор. Остальные ученики слушают, при необходимости поправляют своего товарища. По критериям оценивают его ответ, заполняют колонку «Выбор в паре». После того как все четыре ученика рассказали о выполнении задания, учитель кладет им на стол карточку «Экспертная оценка» или открывает на доске «Экспертную оценку».

Дети ещё раз проверяют правильность выбора, окончательно ставят оценки друг другу или сами себе.

Потом подводится большой итог по поставленным целям, по эпиграфу к уроку. Далее дети отвечают на следующие вопросы.

• Что в группе получилось хорошо?

• Что не получилось и почему?

• Что надо сделать, чтобы в другой раз получилась эта работа?

• Какую отметку поставили тебе ребята?

• Согласен ли ты с ней?

• Какую отметку ты поставил себе сам?

• Что у тебя хорошо получилось?

• Что тебе надо повторить?

• Над чем ещё работать?

6. Рефлексия.

- Итак, ребята, давайте вернёмся к началу урока. Мы планировали на уроке вспомнить и систематизировать знания о составе слова. Добились ли мы этой цели?

- Что такое корень слова?

- Что такое окончание слова?

- Что такое суффикс?

- Отгадайте слова, которые зашифрованы в стихах, запишите их в тетрадь, выделите морфемы:

- Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка таится,

суффикс как в слове «дневник»,

целым же в космос проник. ( спутник)

- Мой корень — родственник сражению,

приставка в слове «заявление»,

в наборщике есть суффикс мой,

а весь - тружусь я под землёй. ( забойщик)

- Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найдите приставку мне,

суффикс мой в тетрадке все встречали,

вся же в дневнике я и в журнале. ( оценка)

- На следующем уроке мы проведём индивидуальную проверочную работу по этой теме, поэтому я прошу вас дома поискать интересный материал по теме или придумать самим головоломки, загадки, кроссворды, тесты для своих одноклассников.

^ 7. Подведение итогов урока.

• выставление оценок

• сообщение домашнего задания.



Задания

Самостоятельный выбор


Выбор в паре

Задание 1


К слову глядеть подбери однокоренные слова в порядке схем:

  1. ∩ٱ

  2. ¬∩^

  3. ∩^ٱ

а) выглянул

б) вглядеться

в) глядящий

г) глядит







Задание 2

Найди слова с приставками:

а) (по)бег

б) (за)морем

в) (при)ехал

г) (в)лесу

д) (в)ход







Задание 3

Найди слова, у которых корень совпадает с основой:

а) грибник

б) подарить

в) дворы

г) полетел

д) лето







Задание 4

К слову лететь подбери однокоренные слова в порядке схем:

1)¬∩^ٱ

2) ∩^

3)¬∩^

а) залетели

б) летун

в) лётчик

г) лето

д)вылетел









Задание

Самостоятельный выбор


Выбор в паре

Задание 1

Укажи слова, в которых за является частью корня:

а) забежать

б) замок

в) задвижка

г) запах

д) заяц








Задание 2

Найди «лишнее» слово в каждой группе и укажи его:

а) белила д) радар

б) белка е) подарок

в) белый ж) дар

г) побелка з) дарит







Задание 3


К слову сад подбери однокоренные слова в порядке схем:

  1. ∩^^

  2. ¬∩^ٱ

  3. ∩^ٱ

а) садовый

б) посадили

в) садовник

г) садовод







Задание 4


Укажи слова, где корень выделен неверно:

а) подарочный

б) выходец

в) выглянул

г) тяжесть

д) растянулась










Задания

Самостоятельный выбор

Выбор в паре

Задание 1

К слову школьница подбери однокоренные слова в порядке схем:

  1. ∩ٱ

  2. ∩^

  3. ∩^ٱ

а) школьный

б) школа

в) пришкольная

г) школьник







Задание 2

Найди слова с приставками:

а) (до)ехать

б) (за)грибами

в) (за)брать

г) (до)дороги

д) (у)летать








Задание 3

Найди слова, у которых корень совпадает с основой:

а) улов

б) орёл

в) страна

г) подарок

д) ромашка







Задание 4

К слову говорить подбери однокоренные слова в порядке схем:

1)¬∩^ٱ

2)¬∩

3)∩^ٱ

а) скороговорка

б) поговорка

в) говорливый

г разговор










Похожие:

Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconТема: Корень слова. Однокоренные слова. Цель: уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные слова»
Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие?
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconУрок вежливости. Тема урока: «Общение. День рождения»
Эпиграфом нашего урока сегодня являются слова «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова icon7,май 2010 Вестник кадетского класса Учредители: командно-руководящий состав и родительский комитет класса
Победы к нам на утренний развод по приглашению руководителей прибыл капитан запаса, ветеран труда Чегосов Юрий Павлович. Стало уже...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconАгрессивность в структуре личности подростка
Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconРусский язык 2 класс Корень слова
Мы начинаем изучать состав слова. Да, да!Слова состоят не только из звуков и букв, но и из частей- «кирпичиков», с помощью которых...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconТема: «байкал бесценный дар природы»
Темой нашего урока стали слова А. Твардовского: «Байкал – бесценный дар природы». Байкал – слово тюрское и происходит оно от слова...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconЧто измеряется килограммами? Что измеряется килограммами?
...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconТема: «Дом»
Что такое дом? Конечно же, почти все люди на свете ответят, что это наша планета Земля самая красивая планета во Вселенной. Я тоже...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconКонспект урока русского языка во 2 классе. Тема : Главные члены предложения. Закрепление. Тип урока : урок закрепления вид урока : творчески-поисковый
Оборудование урока : на доске деформированные предложения; ребус; волшебное дерево; таблички –слова –ребята; подлежащее;сказуемое;...
Тема урока: Что нам стоит дом построить. Состав слова iconТематическое планирование по икб в 6 классе. № урока Тема урока Страницы учебника
Песни и предания о добровольном вхождении Башкортостана в состав Русского государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы