Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание icon

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание



НазваниеМетодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание
страница1/15
Дата конвертации25.09.2012
Размер1.15 Mb.
ТипМетодическое пособие
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15






Блыскина И. В.

Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж:

Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008


Содержание

Вместо введения 5

Из истории массажа 7

Комплексный подход
к решению проблем коррекции речи
с использованием традиционных
и нетрадиционных методов 13

Основы логопедического массажа 21

Гигиенические основы проведения массажа 21

Анатомо-физиологическое обоснование массажа,
механизм его действия на организм человека 27

Черепно-мозговые нервы, участвующие в акте говорения 31

Мышцы, участвующие в акте говорения 35

Основные положения 35

Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом 37

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом
(мимические мышцы) 38

Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом 41

Основы методики
сегментарно-рефлекторного массажа 44

Основные положения 44

Основные приемы массажа 47

Поглаживание 47

Растирание 51

Разминание 53

Линии, по которым выполняется
сегментарно-рефлекторный логопедический массаж 54

Область лица 54

Область шеи 55

Язык 55

Верхний плечевой пояс 56

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики 56

Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе 56

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе 57

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения
для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка 59

Упражнение для мышц шеи 59

Упражнения для мышц губ 60

Упражнения для мышц языка 60

Основы методики точечного массажа 61

Основы методики массажа рефлексогенных зон 79

Основные положения 79

Массаж кистей и стоп 80

Расположение рефлексогенных зон 80

Массаж кистей рук 85

Плантарный массаж 87

Аурикулярный массаж 88

Массаж волосистой части головы 92

Массаж профессора Ауглина 94

Краниопунктура, или скальптерапия 97

Дифференцированная артикуляционная гимнастика 101

Основные положения 101

Упражнения для мышц плечевого пояса 103

Упражнения для мышц шеи 104

Работа по преодолению слюнотечения 104

Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных
мышц и подвижности нижней челюсти 105

Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек 106

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц 108

Упражнения для тренировки подвижности мышц языка 108

Упражнения для тренировки подвижности
мышц мягкого неба 109

Словарь терминов 111



^

Вместо введения


По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».

Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.

Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.

В странах Востока с древних времен сохранились методы лечения человека посредством поддержания в нем баланса энергии. В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадиционным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам врачевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.

Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее.

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности1 артикуляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имеющуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою комплексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconКнига для педагогов и родителей. Спб. Детство-Пресс, 2001. Ю. А. Захаров, врач-нарколог, рассказывает о том, по каким признакам можно определить, что подросток употребляет психостимуляторы
Материал подготовлен на основе книги: «Школа без наркотиков». Книга для педагогов и родителей. Спб. Детство–Пресс, 2001
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconНепрерывная непосредственная образовательная деятельность мдоу «Детский сад №5» г. Горнозаводска
«Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – Спб.: Ооо «Издательство «Детство – Пресс», 2011г
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconКонкурс для педагогов доу на лучший ролево-игровой проект «Игра дело серьезное» в срок с 03. 12. 2012 г по 04. 02. 2013 г
Согласно плана работы районного виртуального профессионального объединения педагогов доу омутнинского района и с целью создания условий...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconПлан работы информационно-ресурсного центра для дошкольных образовательных учреждений на 2011 2012 учебный год
Цель: осуществление информационно – ресурсной поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений района
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconНаглядное пособие «Родителям о речи детей». Издательство «Детство Пресс»
Используемая литература: наглядное пособие «Родителям о речи детей». Издательство «Детство Пресс»
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconСеминар для педагогов образовательных учреждений на тему «Интеллектуально-личностное развитие ребенка в поисково-познавательной деятельности»
В семинаре приняли участие 39 педагогов из дошкольных учреждений города и района
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconМетодическое пособие для учащихся 5-11 классов по русскому языку и литературе. Составитель Яковлева Ю. Г. Спб., Нп «Стратегия будущего», 2007. 62 с
Книжка-подсказка. Методическое пособие для учащихся 5-11 классов по русскому языку и литературе. Составитель Яковлева Ю. Г. Спб.,...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconСаратов, 2008 г
Данное методическое пособие составлено с целью помочь каждой стороне разобраться в ее обязанностях в организации безопасных условий...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconМетодическое оснащение образовательного процесса по базисной программе «Истоки» Физическое развитие: Осокина Т. И тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений»
...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 Содержание iconИтоги муниципального конкурса
«Образование». В этом конкурсе приняли участие 32 учителя из 14 общеобразовательных учреждений района, 8 воспитателей из 6 дошкольных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы