4. Ниже представлены некоторые icon

4. Ниже представлены некоторые



Название4. Ниже представлены некоторые
Дата конвертации29.09.2012
Размер79.75 Kb.
ТипДокументы
источник

4. Ниже представлены некоторые прие­мы, которые без применения грамматиче­ских правил могут помочь избежать оши­бок. Это достигается только путем автома­тизации этих приемов на письме.

• Если ребенок часто делает ошибки в написании ЖИ-ШИ, при обучении проговариванию задержитесь на всех слогах, где есть гласные Ы и И. Попросите его при про­говаривании И рот растягивать в улыбке («рот до ушей»), при проговаривании Ы — нижнюю челюсть выдвигать вперед.




Почти сразу же переходим к слогам ЖИ-ШИ. Просим ребенка всегда при про­говаривании этих слогов рот «растягивать до ушей». При этом не делаем акцента на грамматическом правиле.

Когда пишем заглавную букву, произ­носим ее тише, чтобы хватило дыхания, так как писать ее дольше.

Если у ребенка неправильное речевое дыхание, поработайте над этим. При про­говаривании длинных слов не надо все про­износить на одном дыхании, научите ре­бенка правильно пользоваться своим дыха­нием. Иногда можно и прерваться для вдо­ха на одной букве (например заглавные Ж или Ш), затем продолжать писать.

У письма с проговаривании есть об­щие принципы и правила, но в целом под­ход должен быть индивидуален. Каждый ребенок вносит что-то свое, требовать от не­го «идеального» проговаривания можно только во время обучения, затем все будет сглаживаться, границы переходов при проговаривании будут несколько смазы­ваться. Это нормальное явление, но допус­тимо только тогда, когда навык усвоен и начинает приносить результаты.

5. Далее вам представлены различные упражнения и задания, которые можно ис­пользовать в работе (некоторые из них предлагаются в Комментариях к опреде­ленным таблицам).

Даем ребенку карточку с одной бук­вой (печатная и письменная, заглавная и строчная) и много картинок. Надо отобрать картинки с этой буквой. Можно заранее оговорить позицию буквы в слове.

Перед ребенком разложены карточки с буквами. Показываем картинку и просим показать ту букву, с которой начинается
название картинки.

По двум картинкам, в названиях ко­торых есть звуки-паронимы, дети должны найти эти буквы и назвать их или напи­сать: СУП—ЗУБ, П—Б, С—3.







Картинный диктант. Показываем картинки, в названиях которых есть зву­ки-паронимы. Ребенок находит их и запи­сывает.

Диктуем слова. Ребенок находит звук, у которого есть звук-пароним, и пи­шет соответствующую букву. Например: ДОМ, Д-Т.

Графические диктанты. Эта форма диктантов предлагается И.Н. Садовниковой. Из слов и предложений во время дик­танта ребенок выделяет и записывает только заданные звуки (какой-то один или зву­ки-паронимы). Можно использовать при любой форме дисграфии.



Например.

Задание: записываешь не все слово, а только буквы Д и Т.

Дятел долбит ствол дерева. Дт дm m д.

6. У многих опытных учителей в запасе секреты, не имеющие ничего общего с грамматическими правилами, но во мно­гом облегчающие усвоение некоторых тем. На первый взгляд, они немного смешны, немного нелепы, но эффект дают очень хоро­ший. Помните еще из нашего школьного детства: уж замуж невтерпеж, Иван Ру­бит Дрова, Варвара Топит Печь (очеред­ность падежей)...

Приводим здесь несколько таких прие­мов.

- Падежные окончания. Чтобы написать правильно окончание существительного в предложении, ребе­нок, если не делает этого автоматически, должен определить склонение, поставить вопрос к слову, вспомнить, какое оконча­ние у этого падежа. Для одних это не составит никакого труда, для других становится препятствием. Отсюда у детей с нарушени­ем письменной речи много ошибок на па­дежные окончания.




Вот один из способов облегчить эту зада­чу ребенку. Но помогает он не сразу, а пос­ле тренировки.

Вы говорите ребенку:

— Есть три слова, которые всегда при тебе: РУКА, ПЛЕЧО, ГРУДЬ (показываете на ребенке). Допустим, ты пишешь предло­жение МЫ ЕДЕМ НА МАШИНЕ и не зна­ешь, какую букву написать в конце слова МАШИНА. Как ты думаешь, к какому сло­ву из трех «твоих» слов подходит слово МАШИНА? Она, моя— к слову РУКА.
Смело подставляй в своем предложении вместо слова МАШИНА слово РУКА. По­лучается Я ЕДУ НА «РУКЕ», ясно слы­шится в конце слова «Е», значит, и в слове «МАШИНЕ» пишешь «Е».

То же самое и с другими словами... ДОМ СТОИТ НА БОЛОТЕ. «БОЛОТО» — «ПЛЕЧО». ДОМ СТОИТ НА «ПЛЕЧЕ».

^ Я СКАЧУ НА ЛОШАДИ. «ЛОШАДЬ* — «ГРУДЬ». ДОМ СТОИТ НА «ГРУДИ».

— Конечно, вначале будет непросто ис­пользовать эту «подмогу», но, потрениро­вавшись какое-то время, она станет «па­
лочкой-выручалочкой» в диктантах, в классных письменных работах.

Как помочь ребенку усвоить правильное написание «Ь» с привлечением движения, вы узнаете из Комментария к Таблице 7.

• Твердый знак.

После того как вы поработали с при­влечением движений над мягким зна­ком, переходите к словам с твердым зна­ком. Приведите тот же пример, что и в Таблице 7:

Как будто бы ты опять едешь на велоси­педе (или на роликах), но не в ямку въез­жаешь, а на тротуар через бордюр.

И так же с помощью движений веду­щей руки пусть ребенок все слова прогово­рит, на месте делая рукой не ныряющее движение, а «горочку». Покажите ему, как это делается, и, таким образом, прого­ворите несколько слов вместе с ним.

Предлагаем проработать такие слова: СЪЕЛ, ОБЪЕДКИ, РАЗЪЕДАЕТ, ВЪЕЗ­ЖАЕТ, ВЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ, ПОДЪЕЗД, СЪЕЗД, ОБЪЕМ, РАЗЪЕХАЛИСЬ, СЪЕ­ЖИЛСЯ, ВЗЪЕРОШЕН, РАЗЪЯРЕН­НЫЙ, ОБЪЯСНЯЕТ, ПРЕДЪЯВИЛ, СЪЕ­ДОБНЫЙ, ОБЪЕДИНЯЕТ, СЪЕСТНОЕ, ОТЪЕЗД, ОБЪЯТИЯ, СЪЕЖИЛСЯ, ОБЪ­ЯВЛЕНИЯ.




• Предлоги и приставки.

Очень часто дети 1—2-го класса затруд­няются в постановке вопросов к словам, таким образом, не различая слова-предме­ты и слова-действия. Кроме того, дети не могут усвоить обычный способ проверки наличия предлога — «вставь слово между коротким словечком-предлогом и сло­вом». Мы же предлагаем подойти с другой стороны.

Как правило, к моменту начала коррек-ционной работы дети в школе уже знако­мились с понятиями ПРЕДЛОГ и ПРИ­СТАВКА. Теоретически они знают, что ПРЕДЛОГ пишется раздельно со словом, а ПРИСТАВКА — слитно.

Объясняете ребенку, что есть слова, ко­торые можно нарисовать — ДОМ, СТОЛ, КОШКА, ДЕРЕВО и т. д., — это слова-предметы. Есть слова, которые нарисовать нельзя — ЕХАЛ, ЕСТ, ИДЕТ и т. д. — это слова-действия. Поставьте вопросы к этим словам.

Дайте ребенку несколько слов, чтобы проверить, понял ли он, что вы от него хотите. Часто, когда предлагаешь глаго­лы, дети говорят, что нарисовать это можно.

Например: ЕХАТЬ — ребенок говорит, что он нарисует мальчика на велосипеде. Необходимо объяснить ему, что в данном случае он рисует МАЛЬЧИКА, ВЕЛОСИ­ПЕД, но не рисует слово ЕХАТЬ. Только после того, как ребенок поймет смысл зада­ния, можно переходить к тренировкам с предлогами и приставками.

На первый взгляд кажется, что эти за­дания носят несколько абстрактный ха­рактер и будут трудны для понимания младшего школьника, но, исходя из опы­та, можно сказать, что особого затрудне­ния понимание таких заданий у детей не вызывает. Просто для усвоения одним де­тям нужно времени больше, другим — меньше.

— Представляем следующее задание с возможными неправильными ответами ре­бенка (все произносится с утрированной

артикуляцией, голосовой акцент на пред­лог необходим):

Сколько слов в предложении Я ИДУ
В ШКОЛУ?

Три.

Назови их по порядку.

^ Я ИДУ ВШКОЛУ.


Последнее слово ВШКОЛУ?
-Да.

Есть такое слово ВШКОЛА?

Нет.

А какое слово есть?

ШКОЛА.

А можно нарисовать слово ШКОЛА?


Да, можно (дайте пофантазировать, какую школу он нарисует).

В ШКОЛУ (голосовой акцент на предлог), слышишь маленькое словечко В?

-Да.

Давай теперь сосчитаем — сколько слов в предложении Я ИДУ В ШКОЛУ?

Четыре.

Если слово можно нарисовать, то ма­ленькое словечко ты напишешь отдельно от него, а если нельзя нарисовать, то малень­кое словечко ты напишешь вместе с ним.

Затем нужно время для тренировок. Причем мы не пользуемся школьным спо­собом нахождения предлога, так как ре­бенку он до сих пор не помогал.

Тренироваться полезно с применением мяча. Вы кидаете мяч и называете слово, ребенок, кидая мяч вам обратно, говорит ответ.

— Вот в каком порядке, постепенно уве­личивая сложность задания, можно прово­дить тренировки:

даете слова без предлогов, отвеча­ет — можно нарисовать или нельзя;

предлагаете слова с предлогами, но только слова-предметы, не давайте такие слова, как МОРОЗ, РАДОСТЬ и т. д., с ни­ми вы будете работать на более поздних этапах; ответ — раздельно питием или слитно;

приставочные глаголы — начните с простых и понятных; ответ тот же;

4) даете существительные и глаголы по очереди; ответ тот же.

— Если положение с правильным напи­санием предлогов и приставок носит сов­сем уж тяжелый характер, можно попробо­вать еще один способ. Он несколько тяже­ловесен, но более нагляден. К нему прихо­дилось прибегать нечасто, но были дети, которые только после такой работы начи­нали понимать разницу предлогов и при­ставок. В чем же он заключается?

Вам нужен раздаточный материал: елочка, грибок и матрешка из двух частей (предметы-символы). Размером поболь­ше — для вас и маленький набор каждому ребенку, если вы работаете с группой.

— Объясняем детям символику наших предметов.

Елка — это слово-предмет, это слово всегда можно нарисовать.

— Грибок — это маленькое словечко, предлог; как грибок рядом с елкой, но от­дельно, так и предлог пишется со словом-предметом — рядом, но отдельно.

— Матрешка будет обозначать такие слова, как ПОЕДУ, НАШЕЛ. Кажется, что они состоят из двух частей, но как матреш­ка состоит из двух частей, но должна быть всегда целой, так и две части в этих словах пишутся слитно.

— Прочитаем предложение, «отбива­ем» его пальцем на столе с проговариванием, выделяя голосом предлог. Затем ста­вим предметы слева направо.

Пример:

^ НАШЕЛ НА ДОРОГЕ — "НАШЕЛ»

Можно это слово нарисовать? Нельзя. Две части, но пишутся вместе, зна­чит берем матрешку.

«НА ДОРОГЕ».

Есть такое слово «НАДОРОГА»?
Нет.

Можно слово «ДОРОГА» нарисо­вать? Можно,

Значит, НА напишем отдельно. Ставим грибок, а на место слова ДОРОГА — елку.

В дальнейшем, начиная с простых при­меров, прорабатываем такие предложения с отстукиванием, разбором и предметами-символами.






— Не старайтесь детям все разжевать и разложить по полочкам. Поверьте, многие из них схватывают на лету те объяснения, которые нам кажутся нелепыми и громозд­кими.

Приведу рассказ логопеда, который ра­ботал с третьеклассником, делавшим очень много ошибок на предлоги и приставки.

«Когда на лекции у М.Л. Лукашенко я узнала об этом приеме — с предметами, мне он показался несколько надуманным. Записи у меня остались, но я этот способ не использовала в своей практике года два, как-то обходились без него. Но вот попался очень сложный ребенок. Мы перепробова­ли уже все. Я посмотрела свои записи, но мальчику в третьем классе было даже не­удобно предлагать манипуляции с грибоч­ками, елочками. Он мне казался для этого слишком взрослым. Однако он никак не понимал разницу между предлогом и при­ставкой, он их не видел и не слышал. И то­гда я попробовала применить этот прием. Мои объяснения казались мне неуклюжими и малопонятными, но когда в ход по­шла матрешка, мальчик вдруг закричал: «Понял! Понял! Это слово как матрешка. Если его написать раздельно, оно переста­нет быть целым!» После этого дела пошли очень хорошо».

— Все эти способы не надо применять, если у ребенка нет серьезных проблем в написании предлогов и приставок, а ошибки носят единичный характер.

7. Для уточнения правильного понима­ния предлогов можно использовать табли­цы из Приложения (А, Б, В) — «Колобок».

Порядок работы такой:

Рассмотрим Таблицу А. Вместе с ре­бенком составьте словосочетания по каж­дому кубику: Колобок на кубике, Колобок над кубиком и т. д.

Таблица В. Ребенок в ответ на ваш во­прос рисует в нужном положении Колобок:

«Нарисуй Колобок ПОД кубиком» и т. д.

Таблица В. Ребенок самостоятельно составляет словосочетание к каждому ку­бику и называет или вписывает предлог.

Таблицы Б и В вы можете использо­вать и в дальнейшем. Читаете ребенку предложение, а он, пользуясь таблицей, показывает нужный кубик или рисует Ко­лобок.

В дальнейшей работе вы можете ис­пользовать упражнения из методических пособий различных авторов (список реко­мендуемой литературы в Приложении).






Похожие:

4. Ниже представлены некоторые iconРабочий лист Вторая мировая война Ученика (цы) 9 класса Задание 2
Задание Ниже представлены две точки зрения на заключенный в августе 1939 г пакт о ненападении между СССР и Германией
4. Ниже представлены некоторые iconМатериалы для подготовки учащихся к егэ
Ниже в графическом виде представлены данные об объемах перевозки авиапассажиров авиакомпаниями, действующими на территории РФ. Сформулируйте...
4. Ниже представлены некоторые iconДокументи
1. /Представлены в министерство/Воспитатели ДОУ 53 балла.doc
2. /Представлены...

4. Ниже представлены некоторые iconНеуловимый хабба хэн макс фрай
Личные. Приватные. В повести о неуловимом Магистре по имени Хабба Хэн предостаточно и тех и других тайн. Некоторые будут раскрыты,...
4. Ниже представлены некоторые iconПожалуйста, выполните действия, перечисленные ниже: Выделите текст всего документа (ниже этой инструкции)

4. Ниже представлены некоторые iconФирмы и гуманность …Вот как наша промышленность обращается с беззащитными животными…
Смешно, но даже самые вроде бы безобидные продукты по мнению их разработчиков требуют боли и убийства животных. Вот примерный список...
4. Ниже представлены некоторые iconПравила поведения на занятиях кататься на лыжах можно в безветренную погоду, при температуре не ниже -10 °С, при слабом ветре не ниже -10°С
Кататься на лыжах можно в безветренную погоду, при температуре не ниже —10 — 15°С, при слабом ветре — не ниже —10°С
4. Ниже представлены некоторые iconЗакон о недрах
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов...
4. Ниже представлены некоторые iconПриказ № от 2010 г. Согласовано председатель су
Не ниже среднего по области (при ус­ловии, если выше среднего по городу) Не ниже среднего по городу
4. Ниже представлены некоторые iconФ. И. О. предмет классное руководство
Не ниже среднего по области (при ус­ловии, если выше среднего по городу) Не ниже среднего по городу
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы