Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком icon

Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком



НазваниеВторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком
Дата конвертации29.09.2012
Размер143.24 Kb.
ТипДокументы
источник

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Советы тем, кто будет заниматься с ребенком

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

1. При обследовании состояния письма учеников 5—8-х и даже 9-х классов, мы столкнулись с тем, что очень многие школьники имеют огромные пробелы в знаниях из области фонетики. Что-то они уже забыли, что-то недостаточно усвоили в начальной школе. А этот раздел является фундаментом в изучении языка.

Того времени, что отводится учителем на знакомство со звуком и буквой, гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонки­ми и глухими звуками явно недостаточно для детей с нарушениями письма и чтения. Так как у них, как правило, слабо сформи­ровано фонематическое восприятие, нужно вернуться к теме ФОНЕТИКА, вернее — на­чать коррекционную работу с нее.

2. Важно именно на первом этапе кор­рекции выбрать правильный путь. Что де­лают специалисты, начиная занятия с детьми? Ищут «белые пятна», возвраща­ются назад и опять повторяют пройденное, но уже более детально прорабатывая все «опасные» темы, подолгу останавливаясь на трудных участках. Многолетний опыт работы показывает, что этот путь хотя и дает положительные результаты, но под­ходит он не всем и во много раз увеличива­ет срок коррекции.

Если ребенок при нормальном интеллек­те, имеющий достаточный уровень разви­тия познавательных процессов и произволь­ности (пусть эти уровни и ниже среднего, но

в пределах нормы, что уточняется при об­следовании), не смог усвоить то, что его сверстники усвоили и успешно пошли даль­ше, значит, путь усвоения этих знаний, предложенный школой, ему не подошел. Надо искать те дополнительные рычаги, ре­сурсы, называйте это как хотите, которые помогут ему преодолеть эти трудности.

3. Вспомним, какие анализаторы участ­вуют в процессе обучения чтению и пись­му: речедвигательный, речеслуховой, зри­тельный, двигательный. У наших детей есть сбой и в работе самих анализаторов, и в связях между ними.

Первое, на что мы обратим особое вни­мание, — вялая артикуляция и в устной речи, и при чтении. Это не способствует ус­тановлению прочных связей в системе ра­боты анализаторов, поэтому при работе с таблицами ребенок пользуется утрирован­ной артикуляцией. Для того чтобы ему бы­ло понятно, зачем надо очень четко выго­варивать все звуки, проговаривать при письме, можно объяснить важность этой работы так:

— Ты, конечно же, знаешь, что в голо­ве у человека находится мозг, который ру­ководит всей нашей жизнью. Представь, что в этом месте (показываю на его заты­лок) находится маленький кабинет, где сидит директор, который руководит тво­им письмом и чтением. К нему приходят сигналы от твоих глаз, ушей, губ, языка. А он дает команду твоей руке, что писать. И если сигналы будут слабые, непонятные, как в испорченном телефоне, то мо­жет получиться так: ты хочешь написать «старушка", но говоришь, еле двигая гу­бами и языком, и в тетради получается «горбушка» или «подушка». Твоему «ди­ректору» некогда разбирать, что ты там пробормотал, ему надо скорее давать ко­манду, что писать. И тогда ты пишешь не то, что хотел. Вначале это смешно, но ко­гда таких ошибок будет много, тогда уже не до смеха.






Такие аллегории обычно доступны де­тям и вызывают живой интерес. Часто в от­вет на какое-то неудачное действие от ре­бенка можно услышать реплики:

«Опять директор заснул», «Эх, надо бы­ло лучше губами двигать» и тому подобное. То есть появляются элементы осознанного, а не бездумного действия — только пото­му, что так учитель сказал.

4. Еще один важный момент — где и чем писать?

Среди детей, страдающих нарушения­ми письма, очень много тех, у кого плохой почерк. Дети не видят границ строки, бук­вы у них корявые, с разным наклоном, они по многу раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой. Как правило, эти дети в школе были очень рано переве­дены на письмо в тетради с широкой ли­нейкой. Надо сказать, что в последние го­ды наблюдается тенденция к быстрому от­казу от тетрадей в косую линейку. Возмож­но, основная масса детей и легко переносит этот переход. Хотя нам известны случаи, когда учителя признавали, что слишком рано перевели детей на широкую линейку, чем и объясняли плохой почерк поголовно у всего класса.

Поэтому, если у ребенка начальной школы есть проблемы с почерком, стоит какое-то время поработать в тетради в ко­сую линейку.

И, наконец, чем писать?

Начинаем с карандаша. Причем он должен быть не очень мягким (ТМ), стан­дартной длины (никаких коротких каран­дашей), граненым, без ластика. Если ре­бенок неправильно держит карандаш, це­лесообразно использовать наконечник-корректор.

Что говорит в пользу карандаша? Самое главное то, что написанное ка­рандашом можно стереть. Не надо зачеркивать, портить тетрадь. Пусть ребенок привыкает к чистым страницам, без рема­рок, без жуткого красного фона.

Карандашом легче отрабатывать калли­графическое написание букв. Конечно, ес­ли ребенок уже в третьем классе и пишет не только некрасиво, а просто неправиль­но, по многу раз обводит буквы, нерацио­нально использует соединения, исправ­лять такой почерк чрезвычайно трудно. Но улучшить его можно и нужно.



Работа по коррекции почерка представ­ляется одной из самых сложных в коррекционной работе и требует индивидуально­го подхода, учитывая психологические особенности ребенка. Если в одном случае можно дать какие-то упражнения и ребе­нок будет усердно, без вреда для себя их выполнять, то в другом — длительное си­дение за столом и «нудное выписывание» букв может вызвать только обратный эф­фект. И уже не столько на письме, но и в психологических реакциях ребенка.

5. Не секрет, что психологический кли­мат, созданный вокруг ребенка в школе, имеет огромное значение для его успешно­го обучения. И здесь важны не только взаимоотношения со сверстниками, но и с учителем. Наладить тесный позитивный контакт с учителем — прямая обязанность родителей. Если вы уверены, что такой контакт у вас есть, определившись с проб­лемами ребенка, обязательно поговорите с учителем. Объясните ему суть основной проблемы и выработайте план совместных действий.

Какая помощь со стороны учителя же­лательна?

• Создание для ребенка ситуации ус­пеха.

Обязательно есть то, с чем ребенок мо­жет справиться, и, быть может, лучше дру­гих. Попросите учителя дать ему такие за­дания, похвалить его лишний раз (но толь­ко — за дело, фальшь дети чувствуют сра­зу и не прощают).

• Желательно, чтобы учитель разрешил
ученику на уроках во время письма тихо
(шепотом) проговаривать, особенно пер­
вое время занятий по методике.

■ Очень хорошо, если какое-то время ребенок будет писать карандашом, осо­бенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях соответствующей строки, он сам находит это место, стирает и пишет пра­вильно. Да, он знает, что ошибка все равно будет засчитана и повлияет на оценку. Но он хотя бы начнет постепен­но привыкать к отсутствию красного фо­на в тетрадях.

• Специфические ошибки — это не вина ребенка, а его беда. Эти ошибки не должны влиять на оценку. Или, как де­лают некоторые учителя, считают все за одну. Но, к сожалению, чаще бывает так, что все эти ошибки учителя списы­вают на лень, и тетради пестрят «двой­ками» и «колами». Но ведь не придет же учителю физкультуры мысль поставить «двойку» ученику с переломом ноги. На время лечения его освободят от занятий. Здесь же нужно на время коррекционной работы освободить только от оценки этих ошибок.

6. Особым способом выполняется работа над ошибками в тетрадях.

Ребенку, страдающему нарушениями письменной речи, нежелательно видеть не­правильно написанные слова, в том числе и с исправлениями. Также ему нежелатель­на, особенно в первое время, работа с дефор­мированными текстами («Найди ошибку»). Как же делать работу над ошибками?

Получив тетрадь с массой исправлений, ребенок, как правило, не интересуется сво­ей работой, а поскорее убирает ее подаль­ше. Эта тетрадь должна быть у вас.

Вы не показываете, какие ошибки он сделал (даете ему другую тетрадь для рабо­ты над ошибками или, если учитель не раз­решает это делать, закрываете их). Затем читаете ему проблемное слово, анализиру­ете его, прорабатываете, как того требует учитель. Ребенок говорит вам, как пра­вильно пишется это слово, и с проговариванием пишет его в тетради.

7. Домашние задания — это мучитель­ная процедура для многих родителей (именно — для родителей), растянутая на 6—8 часов. Что необходимо помнить, что­бы облегчить жизнь и себе, и детям?

Ребенок, страдающий нарушениями письменной речи, не может выполнять большие по объему задания, как устные, так и письменные. Рекомендации «боль­ше читайте и больше пишите» ему не под­ходят.

Вы наверняка обратили внимание, что начинает писать или читать он хорошо, а через какое-то время появляются ошибки. Заметьте, сколько предложений он прочи­тает или напишет правильно до появления ошибок — это и будут «единицы чтения и письма» вашего ребенка.

Если на дом задали читать большой текст или много писать — не прибегайте к методу: «Пока не напишешь — не вста­нешь из-за стола». Для вашего ребенка он губителен. Наоборот, немного прочитал (ту самую «единицу чтения»), потом и вы мо­жете принять эстафету и продолжить чте­ние, ничего страшного в этом нет, затем опять читает ребенок. В перерыве пусть расскажет, о чем прочитал, займется чем-то другим.






• То же самое с письмом. Написал свою «единицу письма» и отдыхает. Следую­щую порцию он будет писать, как первую. Вот увидите, ошибок будет меньше.

Да, это не позволит быстро «избавить­ся» от уроков и заняться своими делами. Но на время коррекционной работы глав­ная цель — помочь ребенку справиться с проблемами.

■ Не заставляйте ребенка работы по русскому языку сначала выполнять в чер­новике, а затем переписывать в тетрадь. Абсолютно бесполезное занятие. Пусть в тетрадях не будет так чисто, как при мно­гократном переписывании. Но проблему таким образом вы не решите. На время коррекционной работы закройте глаза на помарки, договоритесь с учителем. Заме­чайте любой, самый маленький успех. Вместе с ребенком сравните неудачное его письмо с более удачным, покажите ему улучшения, поддержите его. Главное, что­бы он поверил в себя.

8. Большую помощь окажут специаль­ные упражнения, которые предлагаются психологами, психофизиологами.

Комплекс кинезиологической гимна­стики (см. Список литературы).

Пальчиковые гимнастики.

■ Упражнение «Корректурная проба» (см. Психологическое обследование). Не менее 5 раз в неделю в течение 3 минут для 1—2-го класса и 5 минут для осталь­ных в старой книге (желательно с неинте­ресным текстом и не мелким шрифтом) зачеркивать первое время одну заданную букву, а затем можно и две. Причем в подборе букв возможны многочисленные варианты, предлагаемые постепенно. Вначале берем согласные, не очень часто и не очень редко встречающиеся в тек­стах, — М, Л, Н... Затем даем другие сог­ласные (но непроблемные для ребенка). Потом включаем в работу гласные в та­ком порядке — Э, У, О, И, Ы, А. Если к этому времени ребенок уже мало пропус­кает букв или почти не делает ошибок — можно давать по две буквы: одну зачер­киваем, другую обводим в кружочек. Здесь по необходимости можно давать и буквы-паронимы.

9. Как лучше построить занятие с ре­бенком?

Считается, что лучше всего заниматься в утренние или послеобеденные часы. В это время у детей наиболее высокий уровень концентрации внимания, работоспособно­сти. Но, исходя из опыта, можно сказать, что есть дети, чьи индивидуальные особен­ности не укладываются в стандартные ха­рактеристики. Поэтому, если вы чувствуе­те, что в предложенное время ребенок рабо­тает плохо, попробуйте разные часы заня­тий и найдите самые оптимальные. Воз­можны и такие варианты, когда время за­нятия будет меняться в зависимости от сос­тояния ребенка.

• Все гимнастики (кинезиологические комплексы, пальчиковые гимнастики) лучше делать до занятия. Это может быть утреннее время, перед школой (несколько упражнений, помогающих «собраться», в течение 7—10 минут).

■ В первые минуты занятия можно про­делать два-три упражнения: потянуть вверх и вниз уши, потереть щеки.

Занятие лучше разделить на несколь­ко этапов, их продолжительность будет за­висеть от особенностей ребенка.

Предлагаем такой вариант:


«разогревающие» упражнения;

устные упражнения (на развитие фо­нематического восприятия, на звукобуквенный анализ);

письменные упражнения или дру­гие, наиболее трудные задания;

динамическая пауза: «покататься бревнышком», сделать несколько двига­тельных упражнений;

письменная работа;

словесные игры с мячом;

подведение итогов.

10. Какой наиболее благоприятный вре­менной режим занятий?

Конечно, он в основном зависит от ин­дивидуальных особенностей ребенка. Но, исходя из опыта работы, можно дать не­сколько советов и сделать несколько про­гнозов.

• Если вы занимаетесь со своим ребен­ком, то лучше всего это делать ежедневно и понемногу (в зависимости от ребенка заня­тие может длиться 25—40 минут).

■ Если вы специалист, то лучший ре­жим такой: первые месяц-полтора — три раза в неделю по 40—45 минут, затем — два раза в неделю.

Один день должен быть выходным, свободным от всяких занятий и упраж­нений!

Продолжительность общего курса за­висит от тяжести нарушения, особенно­стей ребенка, его работоспособности.

При средней тяжести смешанной фор­мы дисграфии без проблем другого поряд­ка (психологических, соматических) — коррекционная работа может занимать 4— 6 месяцев.

• Но это не значит, что после улучше­ния письма можно успокаиваться. Еще в течение года необходимо проводить под­держивающие упражнения, возвращаться к некоторым таблицам. А дальше держать письмо на контроле.

^ КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ НЕСКУЧНЫМ

Есть дети необычайно усидчивые, готовые заниматься столько, сколько скажут. Есть непоседы, которые через 7—10 минут на­чинают бегать «попить», «посмотреть» и т. д. И то и другое должно вас насторо­жить. Со вторыми все ясно, а вот со слиш­ком усидчивыми детьми надо быть осто­рожными. Иногда из-за желания больше успеть взрослые непомерно загружают ре­бенка, дают одно задание за другим, радуясь его работоспособности. У такого школьника, скорее всего, подавлены за­щитные силы, позволяющие вовремя вы­звать сопротивление и прекратить работу.

Для того чтобы ребенок не смотрел по­минутно на часы, томясь в ожидании окон­чания занятия, предлагаем использовать так называемые «ЗАМОРОЧКИ».

Что это такое?

Планируя занятие, вы уже примерно знаете, сколько заданий дадите и каков их уровень сложности. Предложите ребенку «путешествие». Сюжеты и маршруты этих путешествий могут быть разнообразны. Все зависит от вашей фантазии. Несколько ва­риантов вы найдете в Приложении. Двига­ясь от задания к заданию, преодолевая пре­пятствия, стараясь не попасть в ловушки и стремясь к финишу, ребенок незаметно для себя выполняет все упражнения и в конце занятия, добравшись до цели путешествия, получает приз. Призами могут быть на­клейки, стикерсы для альбомов о живот­ных, о Москве и т. д. Вы можете научить ре­бенка что-то коллекционировать, устраи­вать соревнование между учениками. Воз­можностей для решения различных педаго­гических задач здесь очень много.

Часто наступает момент, когда сюжеты начинают предлагать сами дети. Всячески поощряйте это, потому что воображение играет огромную роль в развитии речи и мышления.

^ НЕСКОЛЬКО ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ С ТАБЛИЦАМИ

В данном пособии таблицы являются мно­гофункциональными и состоят из двух ча­стей. Их можно использовать:

• при любой форме дисграфии, пользу­ясь дополнительными таблицами и упраж­нениями, соответствующими именно дан­ной форме;

• при работе с детьми, страдающими дислексией;

■ при обучении детей чтению;

10. Какой наиболее благоприятный вре­менной режим занятий?

Конечно, он в основном зависит от ин­дивидуальных особенностей ребенка. Но, исходя из опыта работы, можно дать не­сколько советов и сделать несколько про­гнозов.

• Если вы занимаетесь со своим ребен­ком, то лучше всего это делать ежедневно и понемногу (в зависимости от ребенка заня­тие может длиться 25—40 минут).

■ Если вы специалист, то лучший ре­жим такой: первые месяц-полтора — три раза в неделю по 40—45 минут, затем — два раза в неделю.

Один день должен быть выходным, свободным от всяких занятий и упраж­нений!

Продолжительность общего курса за­висит от тяжести нарушения, особенно­стей ребенка, его работоспособности.

При средней тяжести смешанной фор­мы дисграфии без проблем другого поряд­ка (психологических, соматических) — коррекционная работа может занимать 4— 6 месяцев.

• Но это не значит, что после улучше­ния письма можно успокаиваться. Еще в течение года необходимо проводить под­держивающие упражнения, возвращаться к некоторым таблицам. А дальше держать письмо на контроле.

^ КАК СДЕЛАТЬ ЗАНЯТИЕ НЕСКУЧНЫМ

Есть дети необычайно усидчивые, готовые заниматься столько, сколько скажут. Есть непоседы, которые через 7—10 минут на­чинают бегать «попить», «посмотреть» и т. д. И то и другое должно вас насторо­жить. Со вторыми все ясно, а вот со слиш­ком усидчивыми детьми надо быть осто­рожными. Иногда из-за желания больше успеть взрослые непомерно загружают ре­бенка, дают одно задание за другим, радуясь его работоспособности. У такого школьника, скорее всего, подавлены за­щитные силы, позволяющие вовремя вы­звать сопротивление и прекратить работу.

Для того чтобы ребенок не смотрел по­минутно на часы, томясь в ожидании окон­чания занятия, предлагаем использовать так называемые «ЗАМОРОЧКИ».

Что это такое?

Планируя занятие, вы уже примерно знаете, сколько заданий дадите и каков их уровень сложности. Предложите ребенку «путешествие». Сюжеты и маршруты этих путешествий могут быть разнообразны. Все зависит от вашей фантазии. Несколько ва­риантов вы найдете в Приложении. Двига­ясь от задания к заданию, преодолевая пре­пятствия, стараясь не попасть в ловушки и стремясь к финишу, ребенок незаметно для себя выполняет все упражнения и в конце занятия, добравшись до цели путешествия, получает приз. Призами могут быть на­клейки, стикерсы для альбомов о живот­ных, о Москве и т. д. Вы можете научить ре­бенка что-то коллекционировать, устраи­вать соревнование между учениками. Воз­можностей для решения различных педаго­гических задач здесь очень много.

Часто наступает момент, когда сюжеты начинают предлагать сами дети. Всячески поощряйте это, потому что воображение играет огромную роль в развитии речи и мышления.

^ НЕСКОЛЬКО ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ С ТАБЛИЦАМИ

В данном пособии таблицы являются мно­гофункциональными и состоят из двух ча­стей. Их можно использовать:

• при любой форме дисграфии, пользу­ясь дополнительными таблицами и упраж­нениями, соответствующими именно дан­ной форме;

• при работе с детьми, страдающими дислексией;

■ при обучении детей чтению;

■ для профилактики нарушений пись­ма и чтения у детей из группы риска.

1. Не начинайте работу без детального предварительного обследования ребенка, причем не только параметров письма и чте­ния, но и его психофизиологических и пси­хологических особенностей и в дальней­шем учитывайте эти особенности и в соста­влении программы, и на занятиях.

Если у ребенка имеются неправильно произносимые звуки, вначале исправьте их. Иначе использовать эти звуки в пись­ме с проговариванием нельзя!

Обязательно учитывайте особенности психосоматического состояния ребенка.

Определите форму нарушения.

Редко наблюдается чистая форма дис­графии. Как правило, это или акустиче­ская дисграфия, или смешанная форма (или их элементы). Поэтому таблицы нуж­ны в работе при любой форме, но в различ­ных вариантах.

5. Четко определите, кто из взрослых будет заниматься с ребенком, для того что­бы при составлении индивидуальной коррекционной программы учитывать особен­ности межличностных отношений.

Необходимо соблюдать системность и последовательность в работе с таблицами.

Не завершив работу по одной табли­це, нельзя переходить к другой.


По возможности старайтесь объяс­нить ребенку необходимость каких-то дей­ствий, заданий в доступной ему форме.

При чтении всех таблиц начиная с первого занятия одним из основных требо­ваний должно быть четкое, даже утриро­ванное артикулирование звуков при произ­ношении.

Кроме того, как только начинаем учить письму с проговариванием, все до­машнее письмо желательно выполнять
именно так.

Работу над темпом письма (у детей с замедленным темпом) начинаем не сразу, а на более поздних этапах обучения письму с проговариванием. Ведется такая работа постепенно, не форсируя темп.

Ни в коем случае не торопите собы­тия. Только после усвоенного материала можно двигаться дальше.

Помните, что ваша задача не про­верка знаний ребенка, а помощь ему. Ес­ли он не может ответить на какой-то воп­рос, образовать какое-то слово, помоги­те, но не подсказкой. Подведите его к верному ответу. Если он самостоятельно
найдет правильный ответ, это останется с ним.

Работа с таблицами должна сопровождаться кинезиологической гимнастикой и необходимыми упражнениями на разви­тие познавательных процессов.

Занятия желательно проводить 3—4 раза в неделю, ежедневно по 30—40 ми­нут, а в каникулярное время — два раза в день по 20—30 минут (если ребенок очень загружен, то время коррекционных заня­тий можно немного сократить, а еще луч­ше найти варианты совмещения).

Занятия должны иметь много игро­вых, двигательных моментов и не дублиро­вать школьные. Постарайтесь, чтобы ребе­нок не смотрел тоскливо на часы и не спра­шивал через каждые пять минут: «Когда мы закончим?»

Один день в неделю должен быть вы­ходной. Никаких уроков, упражнений, тренировок — свободное время для люби­мых занятий (но это не значит, что целый

день ребенок сидит перед телевизором или компьютером).

18. Желательно работать в тесном кон­такте со школьным учителем.

В последнее время появилась литерату­ра, где в достаточно популярной форме рас­крываются психофизиологические особен­ности человека и то, как учитывать их при обучении детей.

Одной из основных особенностей явля­ется функциональная асимметрия полуша­рий головного мозга. Речь идет о левополушарных, правополушарных и равнополушарных людях. Зная тип межполушарной асиммметрии, можно подобрать соответст­вующий способ обучения для ребенка.

Но это отдельный разговор. Список ре­комендуемой литературы на эту тему вы найдете в Приложении.

Здесь представлены два варианта таб­лиц: графический и художественный. Вы­яснив особенности вашего ребенка, в том числе и психофизиологические, вы сможе­те решить — какой вариант таблиц для него предпочтительней. Можно использовать и два варианта.

Слоговыми таблицами можно пользо­ваться также для обучения детей чтению.









Похожие:

Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconСоветы психолога
Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconОсновные рекомендации для владельцев блогов
Приведенные ниже советы могут помочь вам и всем тем кто, заинтересован в ведении блога, хотя эти советы никоим образом не являются...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconЯнтарь кусочек застывшего солнца. Янтарь дыхание самой вечности, уловленное в отвердевшей смоле древнейших доисторических деревьев
Подержите в руках какие-нибудь изделия из янтаря или сувениры из янтаря, рассмотрите картины из янтаря: солнце, заключенное в них,...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconМера божьей славы
И сказал им: какою мерою мерите, такою будет отмерено вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconЧто должен знать и уметь ребёнок при зачислении в 1-й класс
Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconR413482601820 Некоторые советы. Если вы забыли, как решать задачу, включайте логику Пусть точных расчетов у вас не будет, но у вас будет правильный ответ! Что-то придется запомнить! Не тратте время впустую, его на 0 всегда не хватает.
Создание этого документа потребовало определенных временных и ментальных усилий. Тем не менее, выкладываю его бесплатно
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconR413482601820 Некоторые советы. Если вы забыли, как решать задачу, включайте логику Пусть точных расчетов у вас не будет, но у вас будет правильный ответ! Что-то придется запомнить! Не тратте время впустую, его на 0 всегда не хватает.
Создание этого документа потребовало определенных временных и ментальных усилий. Тем не менее, выкладываю его бесплатно
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconБойко Т. А. учитель начальных класс Первый раз в первый класс (советы родителям первоклассников)
Впереди – новая, школьная жизнь, и у каждого – своя, особенная. Кто – то будет лицемером, а кому – то придётся плакать от того, что...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком iconНаучное общество старшеклассников «Зеленая лампа»
Потому что день ото дня они несут огромную ношу на своих плечах, словно в каждой из них живет Атлант, держащий на плечах небесный...
Вторая советы тем, кто будет заниматься с ребенком icon«Автономия образовательного учреждения как залог успешности» Трухачева Валентина Васильевна
Спешат к тем, кто создает для своих воспитанников атмосферу любви и радости, к тем, кто старается сделать их жизнь интересной и содержательной....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы