Тайна старинного узора icon

Тайна старинного узора



НазваниеТайна старинного узора
Дадуева Элита Усмановна
Дата конвертации13.01.2013
Размер180.4 Kb.
ТипЗадача
источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснопартизанская средняя общеобразовательная школа


Тайна старинного узора.


Выполнила ученица 9 класса

Дадуева Элита Усмановна.

Руководитель:

Касач Анна Алексеевна,

учитель ИЗО.


п. Краснопартизанский.

2012г.

2

Оглавление: 1. История происхождения и развития искусства вышивания . 2. Тайна традиционных узоров русской вышивки. 3. Обрядовая роль русской вышивки . 4. Традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные с ними легенды. 5. Основные виды орнамента. 6. Исследования традиционных узоров русской вышивки . 7. Есть ли будущее у этого вида рукоделия .


3

Вышивка - украшение изделий из различных материалов орнаментным узором или сюжетным изображением выполняемым нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом .

Цель: познакомиться с мировоззрением древних славян, погружаясь в их мир народного искусства( на примере традиционных узоров русской вышивки) Задача: исследовать историю возникновения русской вышивки .

Возникновение вышивания относится к эпохе первобытных культур. Вышивка -очень искусный вид рукоделия ,но она, к сожалению, недолговечна. Для ее хранения в музеях даже создают специальные условия. Не верьте никому , кто вам скажет " Я знаю, когда появилась первая вышивка". У подобного кусочка ткани не было бы ни единого шанса сохраниться до наших дней.

Возникновение вышивки тесно связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных ( приблизительно 2000 лет до н. э. ) Первыми "нитками " для вышивки служили жилы животных , шерсть, волосы . Однако это утверждение остается на уровне догадок, так как не осталось никаких доказательств в его пользу. Более поздние теории отсчета в мире рукоделия основывались на письменах и наскальных рисунках. На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к 11-12 в. , подтверждают , что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальницы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Во второй половине 19 в. на смену домотканному холсту пришли фабричные ткани. Вместе с ним практически исчезли вышивки , выполненные счетными швами. Появились вышивки крестом образцами для

4

которых , служили красочные обертки от мыла. Многие семьи бережно , как реликвии, хранят полотна , расшитые бабушками и прабабушками.

Наиболее известный период развития вышивки начинается с 18в. В это время вышивка стала одним из занятий и для девушек в крестьянских семьях купцов и помещиков , и для благородных горожанок. Возникнув в глубокой древности искусства декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища , одежды и различных предметов обихода(скатерти , салфетки, наволочки , покрывала , рушники и т.д) .

Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер к вышитым вещам, относились, как к очень сильным оберегом. Почти у всех индо- европейцев , есть нитевое полотно- символ жизни, где сплетенные нити- это судьбы людей , вышитый на полотенце- призванная , божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Работа над вышивкой требует много времени и большого внимания , а значит будет выполнена только для действительного, любимого человека, что так же является сильнейшим оберегом . Вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи. Чаще всего они жарко- красные со строгим рельефным рисунком привольно раскинувшим по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда. Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

В течение нескольких столетий у славянских народов вырабатываются определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился, свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить , где она была выполнена.Узоры

5

вышивки часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежали ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле , достаток, изобилие. Особенно разнообразны были очертания ромба с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый , с попарно отходящими от его углов спиралями и т.д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой. Кроме геометрических мотивов , в славянской вышивке встречается изображение цветов , кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это целый мир поэтических образов. Сказочные птицы павы с роскошными хвостами , скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди , горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображенных среди цветных кустов и деревьев. Мотивы цветов , деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены символикой. Так уточки воспринимались , как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а так же символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам именно уточки несли колесницу- Бога- Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну.

Особое место в славянской символике занимали фигуры водоплавающих птиц с конскими головами. Это -символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Образ уточки с конской головой согласно языческим верованиям , днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью уточки.

На многих вышивках присутствует символ фигуры величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми

6

вниз к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшейся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка- отмолвка. " Это все Макоша - ткала, пока я на полатях спала! " Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини. Мировое дерево- символ связи нижнего и исподнего мира, земли и всех девяти небес ( пышное , высокое, с различными фантастическими цветами и птицами на ветвях ). Разбирая символику славянской вышивки, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность -признак высокой культуры общества, особенно если учесть , что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.

Глубокое исследование вышитых мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводились известными учеными. Изучение русских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь - В.В. Стасов. Он писал: " Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения ( в особенности поклонения деревьями ) и праздников русальных." Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В.А. Городцовым в 1921г. на основе выставки русского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. Он увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения "прибогов"- всадников , Великой Богине. Не со всеми выводами исследователя можно согласиться, но его стремление раскрыть миросозерцание древних язычников на основе вышивок Х/Х - ХХ вв., оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей. Заслуга Городцова

7

состоит не только в том , что он среди обилия декоративных деталей разглядел древнюю сущность главных сюжетов вышивки, но и в том , что как археолог он дал довольно абсолютную датировку этих сюжетов .Привлеченные им дакийские свинцовые таблички , содержащие в качестве основного центрального сюжета ту самую трехчастную композицию ( женщина между двумя всадниками ), которая является главной и в русской вышивке, убедительно доказывают , что за две тысячи лет до русских вышивальщиц эта композиция была уже известна соседям прославян.

По городецкому пути пошел в своих исследованиях Л.А. Динцес, сделавший целый ряд дополнительных ценных наблюдений. Так , например, заслуживает внимания его мысль о том, что антропоморфные фигуры с руками в виде ткацких гребней могут быть изображениями Макоши , покровительницы прядения и ткачества. Интересны соображения Динцеса и о крылатой богине весны, стоящей на конях. В 1966 г. А. К. Амброз в своей очень интересной работе о символах плодородия коснулся и трехчастной композиции, считая, что ей предшествовало изображение богини с одним конем, а всадник появился лишь в средневековье .Материалы Городцова и Тудора опровергают это построение.Этнографы считают выводы Амброза " умозрительными " с чем нельзя согласиться .Минус схемы Амброза - он совершенно не затронул тему оленей в вышивке, хотя важность этого звена для решения вопроса о древних роженицах не подлежит сомнению. Искусствовед М. А. Ильин выступил против городцовой интерпретации вышивок , пытаясь представить их как отображение бытовых сцен. Крупнейший знаток русской вышивки Г.С. Маслова сначала в статье , а затем в книге дала подробную развернутую картину всего богатства русского вышивального искусства. К настоящему времени в музеях нашей страны собраны значительные

8

коллекции старых вышивок с языческими сюжетами, и немалая доля их опубликована в различных альбомах и статьях . Однако изучение сенатики сюжетов вышивок продвинулось недостаточно . Некоторые сюжеты остались неразработанными вовсе, другие получили неудовлетворительное истолкование. Но самым основным недочетом современного состояния разработки искусства вышивальщиц является отсутствие общего взгляда , не познанность той сложной системы представлений , которая отразилась в вышивке. Собиратели и исследователи русских вышивок нередко становились в тупик перед древним мифологическими образами , не находившими прямого соответствия в русском фольклоре. Отметив трансформацию композиций и отдельных изображений ,И. Я. Богуславская пишет : " прочесть такие орнаменты почти невозможно. Они впечатляют ритмической красотой узора и какой- то таинственной почти магической , исходящей от них силой. Обе исследовательницы Г. С. Маслова и И. Я. Богуславская , все же наполовину прочли эти изображения , которые являются передачей женской фигуры , но очень необычной мифологической интерпретации рожаницы , рождающей живые существа . Композиции с рожаницами и оленями часто вышивались на свадебных девичьих кокошниках , здесь птицы присутствуют не всегда , но " небесность " ситуации подчеркнула тем , что изображения помещены в самой верхней части девичьего убора, где песни и сказки размещают " месяц ясный" и " частые звезды".

Художественной вышивкой старины интересовались такие мастера живописи, как В. М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.К. Рерих , И.Я.Билибин , М.Ю.Чурлу. Мамут Юсуфович входит в союз народных мастеров Украины. Его работы отличаются особым колоритом, энергетической наполненностью, утонченным вкусом. Он впервые использовал традиционный орнамент

9

старинной крымско - татарской вышивки в живописи. Сейчас в современных школах на занятиях изобразительного искусства и декоративно- прикладного творчества широко используется наследие великих художников. Чтение узоров.

В начале ХIХ в. создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс , жив был и обряд чтения узоров .Девушки собирались на него в своих лучших нарядах , парни выбирали в провожатые старых женщин , и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах поясняли смысл узоров . Но во второй половине прошлого- начале столетья содержание народного узорочья стало забываться. Вышивкой украшали предметы , которые участвовали в семейных и коллективных обрядах , религиозных ритуалах. Как правило , вышивкой украшали женские сарафаны, передники, подзоры и столешницы. Особое место в этом ряду занимали мужские и женские вышитые рубахи, а так же полотенца. По совершенству вышитого узора оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармоничной красотой . Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие нибудь другие? Что значили " украсы " полотенец для наших далеких предков ? Все это современному человеку невдомек. поэтому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Давайте попробуем проникнуть в нее .Хоть немного на один только шаг...

^ Загадка простоты.

Приглядитесь : на самом почетном месте - полотенца. Ведь полотенце в

10

славянских традициях не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины , почетным гостям , друзьям ,крестному , священнику. Выходя замуж новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженного. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Орнаментальные строки воспринимались как заклинание благополучия скоту мелкому и крупному (кони уже есть на главной вышивке ), птице и посевам. Строка стилизованных рожанец означает " Пусть здравствует и плодородится все живое, пусть растут растения ! "

Рушник - изделие глубоко символизирующее многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединение каждого человека с Богом , его родом , предками .Можно смело говорить , что узоры вышитых рушников - его зашифрованная повесть о жизни народа , природе, людях . В 70- е ХХ вв. Тверской деревне можно было видеть рушники на дверных проемах, развешивали к какому - то празднику. А вот что свидетельствует академик Рыбаков :" Во время общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев . Этнографа известны священные рощи с часовенками , куда приносили вышитые полотенца " .Схожие приёмы оформления торжеств в древней Греции и современной России скорее всего не заимствование той или иной стороны , а свидетельство былой общности языческого мировоззрения . Важность свадебной обрядности сватовство - взятие рушников . Принимая дар они говорили : " Спасибо отцу и матери , что дитя свое рано будили и доброму делу учили . Спасибо и дивчине , что рано вставала . тонко пряла и хорошие рушники вышивала " .

11

^ Свадебное полотенце. Длинное свадебное полотенце из домашнего отбеленного холста украшено традиционной сюжетной вышивкой , выполненной швом "Крестик" . Эта композиция с изображением в центре в виде растительного орнамента женской фигуры (роженицы с цветком вместо головы ), в нижнюю часть этой фигуры вписано женское изображение меньшего размера ( мать и дочь ) .В центре композиции находится символ богатства и благополучия - чаша изобилия . Ветки (корни) опущенные вниз из чащи , обозначают связь с предками, закономерное продолжение рода, идею вечного продолжения жизни , неразрывную связь небесных , земных и водных стихий .Знаком богатства являются кисти , расположенные в нижней части полотенца , но в сочетании с изображением человеческой фигуры небольшого размера , находящихся между кистями , и с учетом ромбового узора со всех сторон окруженного крестами ( солнечные знаки ) - это пожелания счастья и богатства , которое не в деньгах, которое - в детях. Растительный орнамент по краям полотенца - символ красоты и молодости. А венец в верхней части полотенца с двумя голубками- отражение факта заключения союза между молодыми , совершенного на небесах , пожеланием счастья , богатства и благополучия.

^ Полотенца с ромбово - меандровым узором. Узор исполненный на данном полотенце , относится к эпохе палеолита. Появился еще во время существования охоты на мамонтов . В настоящее время в своем многообразии он встречается у всех народов мира. Это длинное полотенце из домотканного холста , в котором за основу взят ромбовый узор с наклонными отрезками , напоминающими букву " Г " . Вышивка на концах полотенца выполнена по поверхности ткани. Исполненный счетный шов " набор " , он похож на ткачество , им выполняют геометрические узоры заполняя фигуры ровными одинаковыми горизонтальными стежками. Прямые стежки шва полностью

12

заполняют контур узора , создавая дополнительную плоскость с выпуклой , зернистой фактурой. Вышивка выполнена односторонним шитьем. Орнамент ковровый (сочетание ромбов , ромбического меандра и серии параллельно идущих зигзаговых линий). Секрет этого узора не в том , что ромб легко изобразить . Ромб появился в искусстве как сознательное повторение рисунка , образующего на срезе мамонтовой кости. Так как мамонт, мощное сильное животное , считался главным источником пищи , а значит и источником благоденствия , то ромбический узор , принадлежавший мамонту , сам становился магическим символом удачи и блага, успешной охоты и сытости, обилия и плодовитости. Позже , с переходом к земледелию , ромбово- меандровый орнамент применялся как магический общий фон на ритуальных предметах знак земного растительного плодородия . Ромб оброс по углам отростками ( ромб с крючками ) в чем сказывалось его новое земледельческое значение. Отталкиваясь от вышесказанного и опираясь на исследование , мы можем предположить , что функции данного полотенца универсальны. Оно могло быть вышито к любому событию из жизни как отдельно взятой семьи , так и целой деревни( обыденное полотенце - оберег ). Можно предположить, что как символ растительности плод, оно вышивалось к праздникам, связанным с посевом и сбором урожая. Могло выступать в роли куткового полотенца для украшения угла.

Существует несколько названий простого предмета обихода полотенец: рушник , бранница , полотенце , ширинка. Рушник - корень явно указывает на слово корень " рушить " , но что можно разрушить полотенцем? При помощи полотенец лечили вывихи и переломы, им выметали и выгоняли всякую болезнь " выпрыгнуть из тела" (разрушение болезни).Корень - руш- тогда слово " рушник " приобретает значение " то, что

13

предназначено для рук". Бранница- место битвы добра и зла ( в русских сказаниях образ " Бранного поля" ) Место поиска и отстаивания правды и истины ( изображение божества плодородия) Полотенец - поло- тен(ь)- це-корен-тен(ь)- и все ясно: поле , где есть тень. А что такое тень в славянской мифологии? Это образ души. Полотенцем владел тот , чья душа была видна , кто жил душою. Согласитесь , что это достаточно высокий этап в самопознании и развитии . Душа может и в том числе и превращаться во все, что угодно. Из народных сказаний : Машенька бросает полотенце за спину и из него появляется лес или горы, или дорога, или река. А скромная красная окантовка по периметру полотенца - это дверь в другие миры, которая может стать чем угодно, по велению его хозяина. Ширинка- отрез, по ширине тканного полотна ( Украина, Рязань, Казань, Нижнее Поволжье) " Домострое(15в) и монастырских оброковых списках ( 13 в) название связано с особенностями кроя- по ширине ткани связанно с просторами " шириною" местностей. Вышивка в виде злаков и полевой растительности, коней и всадника, (конь- главное достояние кочевого и степного жителя ) ростков , зародышей семян и людей, знаков земли. Еще 100 лет назад , исследуя вышивку , В. Стасов отмечал : У народов другого мира орнамент никогда не содержал , в себе ни одной лишней линии , каждая черточка имела тут свое определенное значение... Это сложный язык, последовательная мелодия, которая имеет свою основную причину и предназначена не только для глаз, но также для разума и чувств"...


^ Основные виды орнамента."

14

Орнамент - это музыка...Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой- то одной вечной песни перед мирозданием...Люди должны научится читать забытые ими знаки". С. Есенин "Ключи Марии".

Основы узоров. Строки полотенца.

1. Птицы . 1.Огородное растение.

2.Бараньи рога. 2.Схематические безрогие головы.

3. Бычьи или коровьи головы. 3. Бычьи морды, обращённые влево.

4. Схемы фигуры рожаницы. 4. Проросшее и цвет растения.

5. Вьющиеся растения.



15

Орнаментные строки, на глубокую семантику , которых исследователи не обращали внимания , оказались важным историческим источником , раскрывающие магическую ,заклинательную сущность вышивов. Особую силу вышивок на убрусах изобразительного искусства крупным планом давался мифологический сюжет ,с ткани богинями ,как Лада,Макош, Леля .В орнаметике очень видное место занимает колос. Знак плодородия изображается в виде ростка о нем поется семицкой песне:

Где девки шли , Сарафанами трясли Там рожь густа , Умолотиста. Характерный признак летней природы подчеркивается в сериях вышивок - изобилием солнечных знаков .Солнечный знак - это круг с крестом внутри .Идея солнечного диска сочетается с земледельческой идеограммой засеянного

поля ,идущей еще из заклинательной символики трипольской культуры .



Все это связывает вышивку с циклом летних языческих празднеств. Этнографический материал подтверждает и разъясняет обилие солнечных знаков в вышивке .Симеон Половецкий в 17в. писал овере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет .Записано много поверий о том ,что в день

16

Ивана Купала и Петров день солнце при восходе играет , переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется . В песнях выражены эти же представления : " На день Ивана рано солнце играло ... " солнце сходить грае " Существовал обычай " Караулить солнце " . С вечера, захватил еду , молодежь , а в первой половине ХiХ в. и пожилые крестьяне шли на горку ,где всю ночь гуляли ,жгли костры и ждали солнечного восхода , чтобы увидеть игру солнца ".

Овсень- новогодняя , зимняя песня, она заглядывает предстоящее сельскохозяйственное лето: -Ой , овсень , ой, коляда! - -Дома ли хозяин? - -Его дома нету, - -Он уехал в поле пашаницу. - -Сейся Пашаница, колос колоси - Колос колосится, зерно зернисто.

Все это хорошо увязывается с солнечным Даждь богом и не противоречит такой атрибуции уникальной вышивки.

Песня "Утка".

Где - ка утка шла тута рожь густа Околосистая Да обмолотистая, Кузовенька овса опрокинулася Запрокинулася, Замекинулася.

Сочетание в вышивке знака яйца с крестом , совпадает с этнографическими

17

записями ; размещение лицевых знаков в вышивке находится тоже в этнографически зафиксированными обычаями, или же у ног коней , или же у конского лба ( обычай ритуал вышивки ) .

Рассмотрев все основные типы русских вышивок , мы теперь можем подвести итоги . Что же дают сюжеты старых вышивок для уточнения вопросов древнеславянской мифологии?

1.Полная соотносимость сюжетов с обрядами. 2.Вышивки как дивичье и женское рукоделие , почти не отразили образы мужских божеств славянского пантеона. 3.Четкая различная календарность вышивок. 4.Проблема рожаниц.

Информация полученная от вышивки , во много раз богаче тех фрагментальных записей 17- 18 вв., которые говорят о давнем угасании архаичного культа. ( придается динамика выразить ее, в повелительном наклонении: Да будет так !

Идеограммы выражали эту заклинательную повелительность:" Пусть все рождается!"

^ Есть ли будущее у этого вида рукоделия.

Для того чтобы понять есть ли будущее у этого вида рукоделия надо сперва заглянуть в его прошлое и попробовать погрузится в этот таинственный и магический мир вышивки , каким он был еще каких - нибудь 300-400 лет назад . Вышивка- вчера и сегодня- что это? Вчера- вид женской магии, ограждения и сотворения мира. Сегодня - вид занимательного досуга, которым владеют далеко не все. Любая вещь (" предмет интерьера" так говорят сейчас) имеет душу, а поэтому

18

создавались не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась , а творилась как творился мир . Создать что- либо , даже самую не затейливую вещь , было делом очень ответственным - не менее ответ , чем творение мира Богами . Относились к процессу не менее серьезно( очищение тела , ума и души ) .Мир и Любовь зачинать - " с грязным руцьом - только воровать ".Творить не с дурными помыслами , без злости и раздражения - иначе это заложишь в изделие. Мастер творил в себе целый мир, готовясь к началу творения . И делал он не по привычке, а потому, что понимал, что без этого не возможно призвание души создание "живой" вещи, выполняет не только свое прямое назначение, но и является оберегом , хранителем лада в семье, помощником. Важную роль в оживлении предметов является украшение их орнаментом - вышивки. Любой узор является шифром, знаковым письмом с каким - либо пожеланием или обережным значением . Крестьянский дом - ( скромная обстановка - ничего лишнего , но поражает пестрота цветов - всюду. вышивка; кружев, занавески, завесы на постелях" наволочки , дорожки и полотенца кажется нет такой вещи в

избе, где не было бы вышивки. А одежда от платка или полушубка - до рубахи и сапожек - все украшено замысловатыми и простыми узорами. Все сияет красотой. все не просто красиво - красно! Красота на Руси воспринималась в человеке . не просто как внешняя пригожесть , а еще и умение работать, волховать. Поэтому и называлась жена- и красота ненаглядная.

Сейчас вышивание переживает свой расцвет. Живя в переменчивом и пестром мире , мы боясь утратить свою самобытность , инстинктивно ищем опору в искусствах прошлого. Почти в любом киоске можно приобрести журнал или альбом по вышиванию, а в любом галантерейном магазине есть отдел, где торгуют нитками, пяльцами, канвой или наборами для вышивания.

19

Творите! Вышивка - это как раз та сфера деятельности ,где художественная грань вашей личности сможет вполне проявить себя. В нашем веке можно вышивать не только элементы одежды, подушки и салфетки. Предметов , которые украсит этот незамысловатый, но милый способ, великое множество.

О вышивке стихами.

Один стежок, другой стежок ,

Не спи моя иголка,

Раскрылся лист, расцвел цветок

Лазоревого шелка

К себе я птиц веселых жду,

Они вернутся к маю,

И это дерево в саду

Для них я вышиваю.(Г.Габбе)


20

Литература.

Издательство Москва 1986г «Юный Художник»

Москва 1990г «Традиционные узоры русской вышивки» Г.С.Маслова.




Похожие:

Тайна старинного узора iconДокументи
1. /Кэролайн Кин - книги о Нэнси Дрю/Встретимся на вышке.doc
2. /Кэролайн...

Тайна старинного узора iconЗанятие по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Морозные узоры» Составитель : педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности Саляхутдинова Наталия Юрьевн
Цель: знакомство детей с особенностями творчества вологодских мастериц. Учить видеть красоту, контрастность плотных частей узора...
Тайна старинного узора iconВеликая тайна воды
Победитель тэфи-2006 в категории «Профессия»: лучший документальный фильм, лучшая режиссура и операторская работа в телевизионном...
Тайна старинного узора iconТема: «Роспись доски городецким узором» Цель
Цель: продолжить знакомство с городецкой росписью, её колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора
Тайна старинного узора iconИван Александрович Гончаров 1812-1892 Симбирск
После смерти отца воспитанием детей занялся их крестный отец. Отставной морской офицер. Из старинного дворянского рода. Благодаря...
Тайна старинного узора iconУрок технологии в 1-м классе по теме: "Изготовление поздравительной открытки"
Познакомить детей с народным творчеством, с созданием народных орнаментов; научить различать элементы цветов и узора, их форму, расположение,...
Тайна старинного узора iconУкажите в поле для ответа номер правильного на ваш взгляд ответа, после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»
Техника напаивания на металлическую поверхность узора из золотой или серебряной проволоки называлась
Тайна старинного узора iconКлассный час по теме: «На страже Родины» Составитель: Классный 6 класса
Оборудование, картины старинного боя, картины наших дней, портреты военачальников; шум битвы древнего боя, песни старины и ВОВ
Тайна старинного узора iconМилорад Павич Ящик для письменных принадлежностей
«Инвентаризация» случайно купленного старинного ящика для письменных принадлежностей, обследование его отделений и потаенных закоулков...
Тайна старинного узора iconКонспект урока изобразительного искусства 2 класс. Тема: Декоративное рисование. Рисование в квадрате узора из еловых веточек(на осевых линиях)
Совершенствовать технические навыки в декоративном рисовании (строить прямые линии, равномерно распределять рисунок)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы