Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка icon

Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка
Черных Т.А
Дата конвертации13.10.2012
Размер120.98 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение»


Авторы: Черных Т.А.,

учитель начальных классов,

Ефимова Е.Г.,

учитель начальных классов


Пояснительная записка


Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко - обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. Представления о малой Родине можно формировать на материале курса «Сибиреведение».

Данная подпрограмма может быть названа «Юный краевед», «Моя малая Родина», «Край, в котором ты живешь» и др. Внеурочная работа в следующих классах предполагает развитие этой тематики. Предложенная программа предназначена для учащихся 3 – 4 классов. Курс рассчитан на 34 часа (годичное обучение по 1 часу в неделю).


^ Актуальность изучения курса


Поскольку в настоящее время в Сибири, в силу различных причин, проживают представители самых различных национальностей, нередко переселённые сюда насильно, и поэтому оторванные от своей исторической родины, то, на наш взгляд, необходимо знакомить обучающихся с историей и традициями народов, проживающих с нами рядом, а также с его культурным наследием.

Программа предполагает постоянное обращение к фольклорным материалам коренных (татары, ханты, манси, эвенки, алтайцы и др.) и пришлых народов Сибири с целью дать представление об основных этнокультурных и природно-географических особенностях Западно - Сибирского региона.

Для учащихся Томской области актуальность ведения данного курса «Сибиреведение» достаточно очевидна. Мы живём в Сибири и должны знать её историю. Данный курс углубляет и расширяет знания детей о родной стране, еетерритории, природном богатстве, национальном разнообразии народов Сибири и особенностях их традиций, обычаев, праздниках.

^ Основные цели курса:

  • Способствовать формированию гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

  • Формировать представления учащихся начальных классов об основных этнокультурных и природно-географических особенностях Западно - Сибирского региона.

  • Воспитывать любовь к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Сибири.


Основные задачи курса:

  • дать характеристику окружающих природных и исторических реалий ;

  • научить ориентироваться учащихся в истории и географии своего края;

  • поддерживать интерес к культуре своего народа и соседних этносов;

  • воспитать понимание самоценности различных этнических традиций;

  • пробудить гордость за свою «малую родину»; содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране;

  • поддержать естественный интерес ребёнка к окружающему миру, используя присущее данному возрасту эмоциональное отношение к процессу познания;

  • развивать потребность и навык к самостоятельному получению знаний;

  • выработать творческий подход к процессу познания, познавательную активность и самостоятельность суждений.

Особенности курса:


  • Программа курса учитывает психологические и физиологические особенности учащихся начальных классов.

  • Содействует развитию познавательной деятельности учащихся.

  • Усиливает интерес к историческому прошлому и настоящему родного края.

  • Развивает устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей.

  • Расширяет кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

  • При изучении курса осуществляются межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, история, экология, ИЗО.

  • При подборе материала для курса учитывается доступность, соответствие возрастным особенностям обучающихся.


^ Формы проведения занятий курса


Реализация программы внеурочной деятельности предполагает разнообразие форм проведения занятий. Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий, исследовательских проектов. Уместно использование следующих форм организации учебного процесса:

  • учебное занятие;

  • занятие-наблюдение;

  • практическое занятие;

  • экскурсии;

  • конкурсы и развлекательные программы.

Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Методические приемы

  • словесные (рассказ, беседа);

  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, натуральные наглядные пособия);

  • практические (наблюдения, эксперименты);

  • использование занимательного материала.

Методические приёмы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Формирование знаний осуществляется исследовательским методом, который заключается в организации поисковой деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения выводов.


^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Учащиеся должны :

иметь представление об основных этнокультурных и природно-географических особенностях Западно - Сибирского региона;

а также уметь:

  • ориентироваться в истории и географии своего края;

  • определять на карте географическое положение Томской области, Кожевниковского района;

  • рассказывать о родном крае, области, селе;

  • различать символы государства: флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • уважительно относиться к этническим народам, проживающих на территории родного края, нашей страны;

  • подбирать и читать художественную и научно - популярную литературу в соответствии с тематикой курса;

  • анализировать ответы товарищей;

  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.


Условия реализации программы


Методическое обеспечение.

  1. Программа факультативного курса «Сибиреведение».

  2. Медиаприложение к курсу «Сибиреведение» в начальной школе.

  3. Методическая литература.

  4. Наглядные пособия.


Материально – техническое обеспечение.

  1. Классная комната (40 кв.м) для группового занятия.

  2. Компьютер, проектор, экран.

  3. Магнитофон.

  4. Карты Российской Федерации, Томской области, Кожевниковского района.



^ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ




темы

п/п



Тема/раздел курса

Кол-во часов


Возможные виды деятельности

(практические работы, экскурсии,

проекты и т.п.)


1.

Введение.

Мир, где мы живём. Что такое Сибирь.

1

Урок – беседа с использованием карты




^ Раздел «История Сибири» (22 часа)







2.

Во времена великих ледников.

1




3.

Природа и животный мир Сибири.

1




4.

По следу мамонта.

1




5.

Первые металлурги Сибири

1




6.

Скотоводы и земледельцы.

1




7.

Рисунки неизвестных художников. Пластическое искусство.

1




8.

На чём ездили наши предки.

1




9.

Как одевались сибиряки.

1




10.

На торговых путях.

1




11.

Как жили в древности твои ровесники.

1




12.

Великие кочевники.

1




13.

Во что верили в древности.

1




14.

Как шаман говорил с духами.

1




15.

Когда умирал родич.

1




16.

Как строили дома в Сибири

1




17.

Как возникли города. Город на Томи.

1




18.

Первые государства.

1




19.

Коренные народы Сибири.

1




20.

Как русские попали в Сибирь. Легенда о покорение Сибири Ермаком.







21.

Освоение Сибири русскими







22.

Есть ли у Сибири столица.







23.

Россия – многонациональное государство.

Народы России.

1







^ Раздел «Край, в котором я живу»(5 часов)







25.

Где родился, там и пригодился. Земля Кожевниковская.

1

Земля Кожевниковская.

26.

География Кожевниковского района.

1

Земля Кожевниковская.

27.

Кожевниковский родословец.

1

Земля Кожевниковская.

28.

Уртамский острог.

1

Земля Кожевниковская.

29.

История исчезнувших сёл и деревень Кожевниковского района.

1

Земля

Кожевниковская, газеты «Знамя труда» за 1998г.




^ Раздел «Литературное наследие Сибири». Сказки народов Сибири.(5 часов)







30

Изображение в сказках народов Сибири образов животных. Сказка «Снег и заяц (буряты)»

1




31.

«Почему зима длиннее, а лето короче «(якуты), « Мышь и верблюд» (буряты)

1




32.

«Старик и птичка» , «Как утка землю добывала «(нганасаны)

1




33.

«Богатыри Манги и Хоглен». «Как земля появилась» (эвенки)

1




34.

Белка и кедровка (русские), « Пояс Нуми-Торума «(манси)


1




Список используемой литературы:

  1. Земля кожевниковская: Сборник научно-популярных очерков. / Отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск:Изд-во Том. Ун-та, 2006.

  2. В. Кравцев, В. Соболев, А. Шаповалов «Тайны прошлого»,

^ НОВОСИБИРСК «ИНФОЛИО – ПРЕСС», 1999

  1. Томск исторический -http://www.dtdm.tomsk.ru/~meng/tomsk/legend.html

  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  3. Майданюк Э.К., Жога Г.В. Прогулка по старому Томску.

  4. Томское книжное издательство. Томск, 1992



Сетевые источники:

  1. Официальный сайт Администрации Томской области

  2. Официальный сайт Администрации г. Томска

  3. Сайт Фонда «400 лет Томску»

  4. http:// www.tomsk.net

  5. http://www.sibmuseum.ru/tomsk.html

  6. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/

  7. http://www.tomskergebiet.ru/ru/index.html

  8. http://muzeum.tomsk.ru/

  9. http://tomsk.gov.ru/ru/tomsk_region/history.html

  10. http://gorod.tomsk.ru/index-1170097092.php

  11. http://tomsklife.narod.ru/Istoriya_Tomska.htm




Похожие:

Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПараметры информации
Вилисова Галина Леонидовна, учитель начальных классов; Неб Надежда Николаевна, учитель начальных классов; Ныробцева Людмила Воадимировна,...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПервые шаги Авторы-составители: Кабышева В. И., учитель начальных классов Кузьминых Н. И учитель начальных классов Юрга, 2011 содержание
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по курсу «Математика» 1 класс Составитель: Кукуруза Е. Л. учитель начальных классов
...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (3-4 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (1-2 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по окружающему миру (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (3-4 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов по русскому языку (1-2 классы)
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Рабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка iconПротокол районной дистанционной недели начальных классов (3-4 классы) Автор проекта
Мобу сош №1 с. Бураево; Муртазина А. В., учитель начальных классов мобу сош №1 с. Бураево; Нурова Э. Г., учитель начальных классов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы