Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе icon

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе



НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе
Дата конвертации13.01.2013
Размер136.33 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:

- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования второго поколения, 2011 г.

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.

-примерной программы начального общего образования, 2011 г.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

^ Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

Основные содержательные линии варианта I

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуни­кативно-нравственную сущность художественного образова­ния: «Виды художественной деятельности», «Азбука искус­ства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-твор­ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содер­жание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает ду­ховно-нравственную эмоционально-ценностную направ­ленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каж­дом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» перво­го блока подразумевает отнесение воспринимаемых произве­дений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на реше­ние задач начального художественного образования и воспи­тания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-раз­ному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изу­чение. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной шко­лы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч.

1 класс – 33 часа

2-4 классы – по 34 часа

Ценностные ориентиры содержания учебного плана

Уникальность и значимость курса определяются нацелен­ностью на духовно-нравственное воспитание и развитие спо­собностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуи­ции. У младших школьников развивается способность воспри­ятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оцени­вания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к ми­ру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут млад­шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль­нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подхо­ды в обучении искусству диктует необходимость эксперимен­тирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания вырази­тельного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес уча­щихся к

художественному творчеству.

^ Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-цен­ностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при­роде, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; ху­дожественный вкус и способность к эстетической оценке про­изведений искусства, нравственной оценке своих и чужих по­ступков, явлений окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять получен­ные знания в собственной художественно-творческой деятель­ности;

  • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное ис­кусство, художественное конструирование); стремление ис­пользовать художественные умения для создания красивых ве­щей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • умения видеть и воспринимать проявления художествен­ной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитек­тура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений ис­кусства;

  • активное использование языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружа­ющий мир, родной язык и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа­нием;

  • формирование мотивации и умений организовывать са­мостоятельную художественно-творческую и предметно-про­дуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты худо­жественно-творческой деятельности, собственной и одноклас­сников.

^ Предметные результаты:

  • в познавательной сфере — понимание значения искус­ства в жизни человека и общества; восприятие и характерис­тика художественных образов, представленных в произведе­ниях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и ху­дожественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности харак­тер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к ху­дожественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональ­ных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере — умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации извест­ных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

^ Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности худо­жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ­ность искусства: художественный образ, его условность, пере­дача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственнос­ти и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фо­тография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о бо­гатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ве­дущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эр­митаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представле­ние о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фло­мастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с раз­личными графическими материалами. Роль рисунка в искус­стве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средства­ми рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообра­зие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред­ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо­писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с плас­тическими скульптурными материалами для создания вырази­тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот­ных, выраженная средствами скульптуры.

^ Художественное конструирование и дизайн. Разнооб­разие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементар­ные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вы­резание). Представление о возможностях использования навы­ков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

^ Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоратив­но-прикладного искусства и его роль в жизни человека. По­нятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де­коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в при­роде как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо­розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе­ниями народных художественных промыслов в России (с учё­том местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плос­кости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и ди­агональ— в построении композиции. Пропорции и перспекти­ва. Понятия: линия горизонта, ближе—больше, дальше—мень­ше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепен­ное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмо­циональном звучании и выразительности образа. Эмоциональ­ные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персона­жа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летя­щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художе­ственный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и переда­ча их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представ­ление о его характере. Силуэт.

^ Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Спо­собы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элемен­тов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при­родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз­ных географических широт. Использование различных художе­ственных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность те­матики, передаваемых чувств, отношения к природе в произ­ведениях авторов — представителях разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шиш­кин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

^ Родина моя — Россия. Роль природных условий в харак­тере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразитель­ного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказа­ниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духов­ной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

^ Человек и человеческие взаимоотношения. Образ че­ловека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоцио­нальная и художественная выразительность образов персона­жей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыс­тие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздраже­ние, презрение.

^ Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материа­лов и средств для создания проектов красивых, удобных и вы­разительных предметов быта, видов транспорта. Представле­ние о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения. Отражение в пластических искусствах природ­ных, географических условий, традиций, религиозных верова­ний разных народов (на примере изобразительного и декора­тивно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одеж­ды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декора­тивно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па­мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: компози­цией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения челове­ка. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализа­ции собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цве­та, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятель­ности различных художественных техник и материалов: колла­жа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной плас­тики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, ка­рандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и при­родных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.




Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство» О....
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconОбразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-8 класс, базовый уровень на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconПояснительная записка Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Составитель Дешпет Е. И. 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconРассмотрено
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconРабочая программа курса изо 9 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» для 9 класса составлена...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconПрограмма по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка
«изобразительное искусство» (авторы: О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская), которая является составной частью Образовательной системы...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе iconИзобразительное искусство пояснительная записка программа «Изобразительного искусства»
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы