Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема icon

Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема



НазваниеНаучно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема
МОБУ СОШ №11
Дата конвертации16.01.2013
Размер200.19 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
источник


Министерство образования Республики Башкортостан

Городской отдел народного образования

г. Сибай


Научно-исследовательская работа по устному

народному творчеству


Тема:

Сопоставление образов русских и башкирских народных бытовых сказок.


Выполнила:

ученица 10 класса МОБУ СОШ №11

Маркина Екатерина Ю.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Горстова Минзаля М.


Сибай – 2009 г.


Содержание

Введение

Глава I

  1. История сказок.

  2. Определение и классификация бытовых сказок.

Глава I

  1. Общие отличительные черты героев русских и башкирских бытовых сказок.

  2. Значение сказок.

  3. Сохраняемость сказок в памяти народа.

Заключение

Библиография

Приложение


Введение

Сказка – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение, поражая внимание слушателей поэтичностью фантастического мира, живущего по своим сказочным законам. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты, приобретала другие, включая в себя новые мотивы и образы.

Всегда неизменными оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, воплощенные в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказываются коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением всех народов, а затем объектом исследования ученых.

Объект нашего исследования – русские и башкирские бытовые сказки.

Предмет - персонажи этих сказок.

Метод исследования – анкетирование, сопоставительный анализ.

Цель: выявить общие и отличительные черты героев русских и башкирских бытовых сказок, выявить уровень интереса у учащихся к сказкам. Задача – определить специфику жанра бытовой сказки, изучить башкирские и русские сказки, научную литературу по типологии сказок.

Тема нашего исследования новая, неисследованная. Бытовые сказки двух народов, разных по языковому составу и религии представляют огромный интерес для исследователей.

Сказки русского народа, входящих в славянскую языковую группу, исповедующих христианскую религию, и башкирского народа, которые относятся к урало – алтайской (тюркской языковой группе и исповедуют мусульманскую религию имеют, конечно, отличия, но много в них сюжетов общих, и некоторые герои иногда поступают одинаково, но всегда и везде в них высмеиваются пороки, недостатки, попирается социальная несправедливость, добро одерживает победу над злом. Этим и ценны бытовые сказки.

Социальная, художественная и педагогическая ценность бытовых сказок несомненна и общепризнанна. Издательства страны ежегодно выпускают большое количество сборников сказок разных эпох и народов. Немало существует и исследовательских книг, статей о сказках. Однако учебных книг о сказке мало. Небольшие и весьма общие разделы, отведенные сказке в справочной литературе, в учебниках по фольклору, работы, написанные учеными на специальные темы (происхождение сказок, их композиция) не могут удовлетворить потребности школы, да их и найти трудно.

При написании этой работы мне существенно помогли исследования русского фольклориста В.П.Аникина, ученых-филологов С.А.Николаевой, Л.Е. Стрельцовой, башкирских ученых-филологов А.М.Сулейманова, С.А.Галина, Л.Г. Бараго. Были использованы сборники сказок А.Н.Афанасьева и I- V том «Башкирского народного творчества-сборники сказок».

Тема моей научно – исследовательской работы заинтересовала меня возможностью сопоставить бытовые сказки двух народов, язык которых не принадлежит одной языковой группе. И менталитет у них разный. Степень изученности данной темы низкая. Имеется несколько работ сопоставительного характера у башкирских филологов. Статьи М.Х. Мингажетдинова посвящены сопоставительному анализу сказок о животных. А.М.Сулейманов издал монографию «Башкирские народные бытовые сказки, сюжетный состав и поэтика» (1994).

Подбор и изучение материалов для данной работы был начат с изучения сборников бытовых сказок обоих народов методом сопоставления. Затем были просмотрены и изучены все труды фольклористов, посвященные этой тематике. Также нами был проведен сопоставительный анализ образов русских и башкирских бытовых сказок и составлена диаграмма сохранения сказок в памяти народов.

Глава I.

1. История сказок

Из века в век, из года в год передаются из уст народные сказки. Они звучат по радио, экранизируются в кино, ставятся в театрах.

Однако судьба народной сказки не всегда была безоблачной, она не раз подвергалась гонениям со стороны церкви и власти. Но нашлись смелые люди, которые собирали сказки.

А.Н.Афанасьев собрал и систематизировал сборник народных сказок «Русские заветные сказки» - «…героем подобных рассказов, - писал Афанасьев, - чаще всего бывает попов батрак. Здесь много юмору и фантазии да, полный простор». Часть сказок была получена Афанасьевым от В.И.Даля. « А жаль, - продолжал Даль, - они очень забавны».

Рукопись «Заветных сказок» датируется 1857-1862 годами. Афанасьев спас от забвения ценнейшие произведения устного народного творчества. Знакомясь с книгами Афанасьева, мы замечаем, что они тесно связаны с творчеством великих писателей А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого и др.

^ 2. Определение и классификация бытовых сказок


В бытовых сказках конфликт разрешается не с помощью волшебства, как в других сказках, а на основе обыденных, бытовых явлений, событий. Согласно этому, герои сказок обыкновенные люди из самых разных слоев народа. Бытовые сказки по своему содержанию подразделяются на виды и подвиды. Русский фольклорист В.П.Аникин бытовые сказки называет бытовые новеллистические. Он также выделяет бытовые – докучные сказки, сказки шутки. А ученый С.А. Николаева к терминам бытовые сказки добавляет сатирические.

На наш взгляд более полную характеристику дает башкирские фольклористы. У них виды бытовых сказок делятся на подвиды по сюжетно тематическим циклам:

Приложение №1


Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика неповторима.

Общение народов всегда влекло за собой обмен духовными ценностями. Это общение не стирало национального своеобразия народных культур. Сказки одних народов воспринимались другими, подвергались существенной племенной и национальной правке. Примеров этому явлению много и в данном исследовании. Герои русских и башкирских сказок живут на одной земле, в одном крае. Этим можно объяснить общие черты в сказках обоих народов. В данной нами характеристике героев русских и башкирских бытовых сказок много общего, но между тем они глубоко самобытны, а характерные черты схожие.


Глава II

^ 1. Общие отличительные черты героев русских и башкирских сказок

Национальная самобытность устного народного творчества может отразиться с в системе образов, в традиционных образах (они объясняются средой обитания, условиями жизни и быта того или иного народа). В фольклоре индийского народа такой традиционный образ – слон, казахского народа – верблюд, у башкирского народа – конь, Самригуш, у русского – конь, жар – птица. Но невозможно сравнивать коня из башкирской сказки ( Акбузат, Алтынкойрок, Кумушъял ) с другим таким, же образам из сказок других народов. Самригуш в башкирской сказке или Жар – птица в русской сказке – это своеобразные национальные образы. Общие, похожие друг на друга образы в бытовых сказках обоих народов встречается часто.

Однако каждый образ свою национальную окраску. Делать вывод, что они присвоены тем или иным народом неправомерно. В каждом случае сказка – явление глубоко национальное. Сопоставление образов бытовых сказок начнем с самых распространенных героев, действующих в сказках. Это дед и баба, мужик и баба, старик и старуха. Дед обычно покладистый, работящий, а баба сварливая, капризная женщина с дурным характером. Муж обычно наивный доверчивый человек, которого выручает жена, а в некоторых сказках муж упрямый своенравный человек. Старик и старуха живут всегда дружно и имеют трех сыновей. Из общих образов, присущих сказкам обоих народов, можно привести в пример мудрую девушку, царя и царицу. Девушка своим умом, находчивостью спасает отца от различных бед, в некоторых сказках становится царицей. Царь – в сказках обоих народов фигура сложная и противоречивая. С одной стороны, он – добрый семьянин, хороший муж и отец, храбрый воин. С другой стороны – может повести себя легкомысленно или слишком доверчиво. Царица иногда добрая, милосердная покорная и терпеливая, а иногда жестокая, злая и самовлюбленная женщина. Это зависит, какой у нее муж. Главным персонажем сказок являются дочь (царица), сын (царевич), муж (царь) или советник (везир).

Общие персонажи сказок: купец, который поддается обману. Крестьянин, пахарь, пастух, кузнец, работник – работящие, хитрые, находчивые, умные люди, которые почти во всех сказках берут вверх над баем или над барином. Образы барина и бая в русских и башкирских сказках имеют сходные черты. Барин и бай жестокие, спесивые, жадные, глупые бездельники. Народ высмеивает их повадки и в сказках обеих народов они остаются одураченными. Между муллой и попом также можно провести некую параллель. Мулла – глупый, жадный, корыстолюбивый человек. Поп большой невежда, ханжа, выступает угнетателем.

Вор – бывалый и ловкий, выведен народом героем сказок потому, что он грабит только богатых и тем как бы мстит сильным мира сего за народные обиды.

Еще один общий образ – это солдат. Солдат в бытовых сказках и русского и башкирского народа храбрый, веселый и находчивый герой. Солдат всегда побеждает нечистую силу. В башкирском фольклоре известны герои бытовых сказок под именами Закир, Шакир, Гафи, Сафи, Галяу, Фатима, Салим, Айгуль и тд. И в русских сказках выведены образы простых людей под именами Петр, Миша, Кузьма, Никита, Марья, Лиза, прозвище Шабарша, имена литературных сказочных героев Балда, Салтан, Гвидон.

Это образы самых обычных людей, живущих самой обыкновенной жизнью, имеющих самые разные промыслы, попадающих в разные ситуации. Общие у них одно: конфликт разрешается в повседневной жизни, и герои поступают соответственно. Однако самый часто встречающийся герой - Иван. Сколько Иванов существует в русских народных сказках? Можете проверить по нашей таблице. Всех их объединяет богатырская сила, героическая сказочная судьба и нелегкая биография.

Но самый любимый в народе герой конечно же Иван –дурак или Иванушка – Дурачок

Обычно младший сын в семье – третий как Иван Царевич. Добрый ленивы и удачливый. Любит животных рыб, жар птиц и верховую езду то на Сером Волке то на Коньке Горбунке то на Сивке бурке, а то просто на печке.

В конце сказки иногда становится царем и женится на Елене прекрасной или Василисе Премудрой. Но прежде чем обрести суженую, проходит через многие испытания. Прежде всего бедностью обычно он появляется на свет в бедной семье. Может быть, поэтому и лежит и ловит мух.

Однако самый любимый в народе Иванушка – дурачок. Обычно младший сын в семье – третий. Он добрый, ленивый и удачливый. Ездит то на Сером Волке, то на коньке – Горбунке, то на Сивке – бурке, а то и просто на печке.

Иван –дурак, действительно, звезд с неба не хватает: то одних поганок вместо хороших грибов в лесу наберет, то накормит отцовским обедом свою тень, чтобы от него отстала, то реку солит, то горшки как шапки на столбы надевает , чтобы не замерзали…Но все глупости которые совершает Иван дурак, немного погодя, начинают служить ему хорошую службу. Недаром же говорят: «Дуракам - счастье».

Иван в бытовых сказках действительно дурак: он не похож на окружающих.

Не превращая Ивана дурака в идеального героя сказочники излагали свои идеалы добра и справедливости. Незлобивость душевная доброта и сердечность черты внутреннего и душевного благородства героя возвышают Ивана над другими персонажами сказки.

В башкирском фольклоре также имеются сказки о дураках. Можно провести некую параллель между Иваном – дурачком и Тазом (Таз в переводе с башкирского Плешивый). Таз герой бытовых башкирских сказок долеко не дурак себе на уме. Его с Иваном дураком делает похожим, то, что так же младший сын в семье душевной доброты, бескорыстие ему не занимать. Также попадает в комические ситуации, из которых выбирается благодаря своей удачливости и находчивости и сообразительности. Дурачком Плешивого можно назвать лишь в том отношении, что он, также как Иван дурак, не похож на окружающих. Иногда совершает нелогичные поступки дает несуразные ответы на вопросы, которые, в конечном счете, оказываются верными.

Алдар хитрец – обманщик. В основном обманывает богачей, царей, мулл, купцов. В некоторых сказках может обокрасть их. Хитрый, ловкий прайдоха всегда добивается своей цели. В некоторых сказках его зовут Шомбай (Тихоня). В них немного меняется тон сказки. Плут Шомбай все делает исподтишка, подстраивает козни и добивается цели. В башкирском народе это имя стало нарицательным. Тех, кто любит делать плохое исподтишка, обзывают Шомбай.

Таким образом, и в русском, и в башкирском фольклоре образы сказочных героев бытовых сказок фигуры национально колоритные, самобытные. Во время сопоставляя сказок, иногда заметно повторение сюжетов, но повторения образов – нет. В сказках невозможно спутать русского солдата и башкирского солдата, хоть и носит он русское имя Петр. Манерой рассказывания, деталями подробностей сказочники передают национальный колорит. Каждое слово, каждое действие героев наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Этой общей чертой глубоко национальные образы в бытовых сказках русского и башкирского народа, можно сказать похожи друг на друга.

Поэтический мир, неповторимо своеобразный в сказках каждого народа, складывается из живых подробностей и деталей, которые передают смысл образа, живущего в сознании людей.

Приложение №4


^ 2. Значение сказок

Изучение сказок позволяет раскрыть тайну их непреходящей идейно – художественной ценности. Они еще долго будут занимать ум, чувство и воображение. Сказки нам дороги как родина, как их творец - народ.

Сегодня можно найти немало сказочников. Они свои знания передают будущему поколению, с воодушевлением рассказывая народные сказки. В то же время сказки распространены и в подписных изданиях, имеются сценические и экранизированные варианты. Чтобы выявить, насколько нынешние дети заинтересованы сказками, мы провели у себя в школе анкетирование среди учащихся 4,6,8 классов, Учащиеся младших классов сказки любят все.

Приложение №2

Изучение сказок позволяет раскрыть тайну их непреходящей идейно – художественной ценности. Поэтому исследование сказки остается актуальным для любого человека, интересующегося историей, бытом, нравами, обычаями, творчеством народа. Поиски истоков народного героизма, мужества, патриотизма заставили многих историков, философов, писателей, выдающихся педагогов обратиться к изучению мировоззрения, нравственных и эстетических ценностей народа. Ученый – филолог и писатель В.И. Даль посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений народного творчества. Основную задачу он видел в пропаганде русского народного языка.

Обращение Пушкина, Жуковского, Ершова, Даля, Аксакова к народным сказкам открывало перед ними широкие возможности для изображения народных характеров.

Педагог К.Д.Ушинский включал сказки в свои книги «Детский мир», «Родное слово», полагая, что никто не сможет состязаться с педагогическим гением народа. Очень высоко оценивал роль фольклора, в том числе сказок, в деле воспитания подрастающего поколения Лев Толстой. Корней Чуковский, Горький, Маршак страстно выступали в защиту детского фольклора.

Среди многочисленных сборников и исследований I половины ХХ века выделяются труды Г.С.Виноградова, О.Е.Капицы, К.И.Чуковского. Они пришли к выводам о возможностях использования фольклора в воспитании ребенка. Есть исследования филологов и во II половине ХХ века. Работы В. П. Аникина, М. Н. Мамниковой, Э.В.Померанцевой посвящены устному народному творчеству, в частности детскому фольклору. ( Николаева С.А. учебник Детская литература Ст.УНТ с 20 М-2000)

Таким образом, философов в народных сказках привлекали изучение мировоззрения, эстетических ценностей, духовных идеалов, писателей – становления народных характеров, филологов – богатейший народный язык, стиль, поэтика языка, а для педагогов народные сказки открывали огромные возможности педагогического воздействия на подрастающее поколение.


^ 3. Сохраняемость сказок в памяти народа


Изучая материалы о сказках нас заинтересовал вопрос: а как нынче обстоит проблема хранения сказок в памяти народа?

Насторожили нас ответы некоторых детей, которые заявили, что не любят сказки. Мы нашли результаты исследования, которые помогли нам выяснить некоторые вопросы. Эти результаты излагаем в нашей работе. Исследование распространения сказок среди тех или иных (этнических, территориальных, возрастных групп), проведенных несколько лет тому назад Башкирским институтом истории, языка и литературы.

Этносоциологическое исследование проводилось по вопроснику, в который были включены вопросы по фольклору. В целях сравнительного исследования вопросы были заданы представителям трех основных национальностей республики.

Опрос был проведен в 13 городах и поселках городского типа, 80 деревнях участвовали мужчины и женщины от 16 до 80 лет разных специальностей. Как показали результаты исследования, людей, хорошо знающих сказки (умеющих рассказать около десятка сказок) не очень много среди этих трех этногрупп. Среди башкир много знают сказок сельские жители, среди татар, одинаково знающих и в селе и в городе, а среди русских больше знают городские жители. Среди русских меньше тех, кто вообще не знает сказки. Среди татарских информаторов половина не знает татарские сказки.

Приложение №3


Русские сказки очень часто передают по радио, показывают по телевидению, много их в книгах, журналах печатется. Поэтому можно сделать вывод, что русские дети больше знают сказок из-за распространения их в рекультурированной форме (Баимов Б. Ст. Сегодняшнее состояние башкирского фольклора “Ватандаш” №5 -98. с 112)

Таким образом, проделана определенная работа по выявлению определения понятия «сказок», специфических черт бытовых сказок, по сопоставительному анализу тематики, идеи, сюжетных типов и образов башкирских и русских народных бытовых сказок.


Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать такой краткий вывод: процессы в народном творчестве тесно связаны с изменениями, в развитии общества. События общественной жизни, новости оставляют отпечаток в судьбе фольклора. Фольклор и сегодня остается одним из важных компонентов нравственной культуры народа и играет важнейшую роль в обогащении языка, мышления и в пробуждении национального самосознания.

Народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представляла в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творца. Мир действительности всегда покорен воле и фантазии сказочника, и именно это волевое, активное начало привлекательнее в сказке. И теперь, в век переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка и не потеряла своей власти над людьми.

Душа, человека, независимо от национальности, как и прежде, в прошлом открыта для поэтических очарований волшебных, бытовых сказок, сказок о животных и про богатырей. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности их вечной красоты.

В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущее столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о сказочных героях, которые стали вечными спутниками народа.

Изучение сказок позволяет раскрыть тайну их непреходящей идейно-художественной ценности. Они еще долго будут занимать ум, чувства и воображение. Сказки нам дороги, как Родина, как их творец – народ.

И сегодня можно найти немало сказочников. Они свои знания передают будущему поколению, с воодушевлением рассказывая народные сказки. В то же время сказки распространены и в подписных изданиях, имеются сценические и экранизированные варианты.

Тут мы хотели бы привести результаты исследования распространения сказок среди тех или иных (этнических, территориальных, возрастных) групп, проведенный несколько лет тому назад Башкирским институтом истории языка и литературы. Этносоциологическое исследование проводилось по вопроснику, в который были включены вопросы по фольклору.

В целях сравнительного исследования вопросы были заданы представителям трех основных национальностей республики. Опрос был проведен в 13 городах и поселках городского типа, в 80 деревнях (Ватандаш. У-98 № 5. с. 111). Участвовали мужчины и женщины от 16 до 80 лет разных специальностей. Как показали результаты исследования, людей, хорошо знающих сказки (умеющих рассказать около десятка сказок) не очень много среди этих трех этногрупп. Среди башкир много знают сказок сельские жители, среди татар, одинаковое количество знающих и в селе, и в городе, а среди русских – больше знают городские жители. Среди русских меньше тех, кто вообще не знает сказки. Среди татарских информаторов половина не знает татарские сказки.

На наш взгляд данная работа имеет практическую значимость для учителей, преподающих русскую словесность и башкирскую литературу в углубленном изучении устного народного творчества. Она может быть полезна историографическими статьями, типологией, образной системой, исследованием сюжетных типов башкирских народных сказок. В конечном счете, мы были бы рады, если бы эта работа привлекла внимание не только фольклористов, учителей, студентов, но и внесла бы свою лепту в дело изучения устного народного творчества, сокровища души и сердца наших народов.


Библиография

  1. Афанасьев А.Н Народные русские сказки 1855 – 1864, Издание 7, Москва -1977.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва – 1977.

  3. Башкирское народное творчество 1987 – 1999, Уфа – 1990.

  4. Детский фольклор. 2 том. Уфа – 1996.

  5. За горами за лесами. Сборник русских литературных сказок. Грихин. Б, Москва – 1989.

  6. Литература и фантазия. Сборник детских небылиц и потешек. Москва – 1992.

  7. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. Москва - 1963

  8. Сборник «Эпоха и фольклор» Уфа – 1972

  9. Сулейманов А.М. Они считались асаба (особенные). «Ватандаш» № 2

  10. Гафури М. Произведения, Уфа -1954.

  11. Горький А.М. Собрание сочинений. Том 17.



Приложение №1


Определение и классификация бытовых сказок.








_s1028


Приложение №2


Значение сказок.



Вопросы

4 класс

8 учеников

6 класс

18 учеников

8 класс

15 учеников

Любите ли вы сказки?

Да – 8

Да – 15

Нет – 3

Да – 12

Нет – 3

Можете ли пересказать сказки?

Да – 5

Нет – 3


Да – 8

Нет – 3

Не уверен – 2

Не смог назвать персонажей сказок - 1 ученик

1 - ученик считает, что сказки надо не читать, а смотреть по DVD

Да – 3

Не любят, но знают и могут пересказать 3 ученика

Не уверены, что смогут пересказать – 4

Считает, что сказки читает очень редко, когда заняться нечем.

Лучше читать рассказы и повести – 2 ученика

Сказки читают в детстве, а с возрастом перестают – 1 ученик



Приложение №3


Сохраняемость сказок в памяти народа




Приложение №4


Сопоставительная характеристика.

^ Характеристика главных героев русских и башкирских бытовых сказок.

Русские сказки:

  1. Иван – крестьянский сын, Иван солдатский сын, Иван гостиный сын, Иван Голый, Иван Горох, Иван Бессчастный, Иванушка, Ивашка – запечник, Ивашка – белая рубашка, Ивашка Медведко.

  2. Иван –дурак. Самый любимый в народе герой. Добрый, ленивый и удачливый. Любит животных. Проходит через многие испытания, прежде всего бедностью. Обычно он появляется на свет в бедной и многодетной семье, и почти всегда младшим. Может быть, поэтому лежит на печи и ловит мух. Иван – дурак, действительно звезд с неба не хватает. Но все глупости, которые совершает Иван – дурак, немного погодя, начинают служить ему хорошую службу. Недаром же говорят «Дуракам счастье». А все потому ,что не жадный он и удачливый. И еще мастер на дудочке играть, песни петь, загадки загадывать ( и разгадывать).

  3. Царь – фигура сложная и противоречивая. С одной стороны – добрый семьянин, хороший муж и отец, храбрый воин. С другой, может повести себя легкомысленно или слишком доверчиво.

  4. Царица – характер ее зависит от того, какой у нее Царь. Если он мужчина самостоятельный, настоящий самодержец, то Царица обычно добра, покорна и терпелива. Если слабохарактерный и ленивый, она жестокая, злая и самовлюбленная, ее никто не любит, зато она очень любит саму себя.

  5. Крестьянин, пахарь, пастух, кузнец, работник – работящие, находчивые, хитрые, умные люди, которые во всех сказках берут вверх над барином.

  6. Муж – в некоторых сказках наивный доверчивый человек, которого выручает жена, а в некоторых сказках, упрямый своенравный человек, который может наказать жену за злоязычье, упрямство, лень.

  7. Солдат – храбрый, веселый и находчивый герой. Человек бывалый, который сумел сварить суп из топора. Солдат всегда побеждает нечистую силу. Во-первых, он ее не боится, во – вторых умеет с ней правильно обращаться.

  8. Мудрая девушка – умная героиня. Любит загадывать и отгадывать загадки. В некоторых сказках, благодаря своей находчивости становится царицей.

  9. Купец, который поддается обману

  10. Барин – жестокий, спесивый, жадный, глупый бездельник. Барыня ему под стать.

  11. Поп – большой невежда, ханжа, бездельник, корыстолюбивый бездельник, всегда одурачен противником.

  12. Вор – бывалый и ловкий герой сказок, который обычно грабит богатых.

  13. Дед – покладистый, работящий, к бабе относится снисходительно, спорить с нею не любит, иногда ее побаивается.

  14. Баба – сварливая капризная женщина с дурным характером. Она скупа, глуповата, любопытна, хозяйка из нее никудышная.


Башкирские сказки:

  1. Ерәнсә сәсән – народный мудрец, который своими хитроумными советами, мудрыми поступками противостоит баям и ханам. А небылицы , которые он рассказывает и глупые, на первый взгляд, поступки доказывают, что он человек себе на уме, своего никогда не упустит.

  2. Таз (Плешивый), Алдар, Шомбай, Тыз - быз. Его же за мудрые поступки прозвали Ерәнсә сәсән, а за хитрость Алдаром. Так же, как и Иван – дурак , родился младшим в семье. Такой же добрый, удачливый, мастер отболтаться.

  3. Царь – иногда добрый, мудрый человек, но может быть коварным и жестоким. Иногда поражает своей бестолковостью, но бывают и цари, любящие трудиться, особенно после перенесенных лишений.

  4. Хорошая и справедливая Царица не редкость, но она редко выступает главным сказочным героем. Главными, обычно, становится ее дочь (царевна), сын (царевич), муж (царь) или везир (советник). Если же Царица злая, она иногда становится главным героем. В конце сказки хорошая царица торжествует вместе со справедливостью и другими героями, а плохая примерно наказывается.

  5. Пастух, кузнец, охотник, пахарь, художник – такие же умные, находчивые герои, которые своими поступками, остроумием всегда побеждают власть имущих.

  6. Жена – в некоторых сказках неверна, своему мужу, ленивая, лживая героиня, но в некоторых сказках они работающие терпеливые, мудрые, сумевшие выручать своих мужей. Иногда встречаются жены оклеветанные, но отстоявшие свою и мужнину честь.

  7. Солдат – в башкирских сказках такой же храбрый, находчивый, бывалый человек. В сказке появляется часто, возвращаясь домой после 25 лет службы. Нередко помогает мужьям наказывать неверных жен.

  8. Мудрая девушка (она же Карасэс, Бэндэбикэ, Фаукинур) своим остроумием, находчивостью спасает отца от смерти, в некоторых сказках выручает мужа.

  9. Купеческий сын, который всегда обманут, в некоторых сказках его выручает жена, а иногда его выручают ремесла.

  10. Бай, байская дочь, байская жена – глупые, ленивые, жадные герои сказок. Они всегда остаются одураченными.

  11. Мулла, Кадий – глупый, охочий до чужих жен, жадный до чужого богатства, всегда попадает впросак.

  12. Вор, хитрец – обманщик, иногда это один и тот же герой, в связи с одурачиванием богатых, народ наделяет его благородством, храбростью

  13. Старик – доверчивый, наивный герой, иногда жадный, боится жены.

  14. Старуха – скупая, злоязычная, но иногда добрая, страдает за свое любопытство.










Похожие:

Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconА. Пушкин. Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству, к творчеству поэта. Ход занятия
Ребята, сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Вся жизнь крестьянина сопровождалась устной народной поэзией. Пелись песни...
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconУрок «Что за прелесть эти сказки»
Цели : привитие интереса к устному народному творчеству, распознавать добро и зло, заинтересовать учащихся к изучению русской художественной...
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема icon«У самовара не скучаем…» Программное содержание
Развивать стремление детей выразить свою радость. Закрепить знание этикета во время чаепития за столом и нормы поведения. Прививать...
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconНаучно-исследовательская работа по физике тема: Влажность воздуха и её влияние на жизнедеятельность человека
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconНаучно-исследовательская работа по физике тема: Шумовое загрязнение среды и его воздействие на организм человека
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconУрок изобразительного искусства Тема: Башкирская народная одежда
Изготовление и украшение народной одежды. Развивать творческие способности, чувство цвета, ритма, компоновки. Воспитывать интерес...
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconНаучно-исследовательская работа на тему: История государства в именах Авторы: учащиеся 10а мотовилова Алена, Чубис Александр, Новожилова Елена
Тема исследования: Влияние событий, происходящих в ссср, на процесс выбора имени и образование новых имен
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconИсследовательская работа по тем: Истоки православной культуры жителей села Першино Работу ученица 9 класса маоу «Першинская сош»
Научно- исследовательская работа: Истоки православной культуры жителей села Першино
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconНаучно-исследовательская работа «Кубанские товары и услуги только высшего качества!» Тема работы: Изучение характеристик молока, производимого на территории Краснодарского края
Исследование некоторых органолептических и физико-химических характеристик молока разной тепловой обработки
Научно-исследовательская работа по устному народному творчеству Тема iconРодионовская средняя общеобразовательная школа «Боль Природы» (экологическое занятие)
Привлечение внимания к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы