Коррекционной школы VIII вида icon

Коррекционной школы VIII вида



НазваниеКоррекционной школы VIII вида
Дата конвертации18.09.2012
Размер102.91 Kb.
ТипУрок
источник

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА


Определение целей и задач урока, общешкольных и /или классных мероприятий, коррекционного занятия в коррекционном образовательном учреждении является неотъемлемой составляющей каждого педагога при планировании учебно-воспитательного процесса. Под целью обычно понимается представление будущего результата деятельности, определяющего характер и способы действий человека по его достижению Поэтому цели должны быть предельно конкретно сформулированы, должны давать чёткие представления о тех результатах, которые ожидаются педагогом, а также определять основные способы достижений предполагаемых результатов. Любая поставленная цель должна быть развернута в систему частных задач, учитывающих условия их конкретного решения в данный отрезок времени. Коррекционная направленность урока требует постановки коррекционных задач. Это один из важных пунктов в процессе календарно-тематического планирования наряду с дидактическими и воспитательными задачами. Коррекционные задачи можно ставить как к конкретному уроку, занятию, мероприятию, так и к серии уроков, занятий, мероприятий. Предлагается рассмотреть коррекционные задачи по блокам. При создании данного пособия использовались материалы исследований зарубежного учёного Гилфорда (1949 г.), разработавшего модель интеллекта, который включает в себя 120 факторов. Вот как это будет звучать при постановке коррекционно-развивающих задач, т. к. особое внимание отводится именно постановке задач коррекционно-развивающей направленности, учитывается специфика своего образовательного учреждения . Выделен комплекс коррекционно-развивающих задач, в котором выделены три основные блока:


БЛОК № 1: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль):


  • Формирование способности к дедуктивному мышлению (движение от частного к общему), (продолжи числовой ряд 2,4,8... матрицы Равенна);

  • Формирование способностей к индуктивному мышлению (умение выстраивать и

пользоваться внутренней речью);

  • Развитие способности ученика устанавливать отношение между предметами

(пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и

всеобщего );

  • Формирование способностей к классификации и обобщению, способности к

классификации образной информации (найди общее у 2,3,4-х предметов; найди

различие);

  • Формирование восприятия, узнавания, распознавания единицы образной информации, (узнавание предметов по их частям (чей хвост, чьи лапы, какая буква поломалась, от какой геометрической фигуры этот элемент));

- Формирование способности ученика выполнять в уме простые операции: устный

счет;

  • Развитие способности использования хронологической последовательности;

  • Работа над развитием интуиции;

- Развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

  • Формирование навыков соотнесения учебной и познавательной деятельности с

ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения;

  • Формирование навыка - устанавливать существенные связи между предметами,

процессами и явлениями;

  • Учить выделять основные признаки и свойства предметов окружающей

действительности;

- Формирование, совершенствование наглядно-практического мышления;

- Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания;

  • Работа над развитием, совершенствованием анализирующего восприятия сюжетных изображений;

  • Формирование, совершенствование зрительного поиска элементов для создания

символического изображения (рисование, трудовая деятельность, работа с

трафаретами, линейками, лекалами и т.д.);

- Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности;

- Стимулирование зрительно-познавательной активности;

  • Развитие, совершенствование логического мышления на основе решения вербально-логических задач, на основе зрительно-воспринимаемой информации;

  • Формирование навыка различения, называния, сравнения предмета с изображением на картине, последовательно выделять основные признаки;

  • Формирование, совершенствование взаимосвязанных, систематизированных

математических представлений о счете (количество, пространственное

положение, время, движение, скорость, расстояние и т.д.).


БЛОК № 2: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей):


- Совершенствовать ориентацию в микро- и макро – пространстве;

  • Совершенствовать основные сенсорные эталоны (яркости, контраста, контура,

цвета, формы, величины);

  • Развивать связь восприятия с прошлым опытом. Совершенствовать влияние

накопленного зрительного опыта на процессы восприятия;

  • Формировать смысловую память (способность запоминать связную по смыслу информацию);

  • Формировать кратковременную память на образцы букв, фигур, предметов;

  • Формировать кратковременную память на символы (т.е. способность ученика

запоминать бессмысленную информацию для него);

  • Формировать гибкость восприятия речевой информации (изменения темпа,

тембра, ритма речи);

- Развивать гибкость восприятия, способность ученика находить определенные

предметы в группе других (лабиринт, наложенные предметы, буквы,

геометрические фигуры);

  • Развивать константность восприятия, Т.е. способность узнавать объект в

незнакомом ракурсе, независимо от изменяющихся условий (конструктор,

разный шрифт);

- Формировать (совершенствовать, развивать) избирательность восприятия, Т.е. выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание (корректурная таблица, подчеркнуть заданный элемент, фигуру, букву);

  • Формировать способность пространственной визуализации на символах

(буквах): топор - ропот, чтение с перевернутого листа;

  • Формировать ассоциативную память. Способность ученика запоминать символьную информации;

  • Совершенствовать избирательность восприятия;

  • Продолжать работу по формированию долговременной памяти;

  • Работать над развитием оперативной памяти;

- Обеспечить психологическую, информационную подготовку к восприятию

учебного материала (чтению художественного произведения), нового учебного предмета;

- Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием

коммуникации;

- Учить осмыслению и сопереживанию происходящему;

- Формировать творческое восприятие и воображение;

- Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями

разной степени сложности;

- Пополнять опыт чувственной ориентации;

- Расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности;

  • Развивать, совершенствовать смысловую сторону деятельности через –

ритмическую стройность формы, цвета, гармонии, ритма, симметрии,

цветосочетания;

  • Развивать, формировать, совершенствовать восприятие формы формообразующих элементов, имеющих образовательную и эстетическую ценность;

- Формировать умение приводить в единство мировоззрение, чувствознание,

эстетический вкус, личный и общественный идеал;

- Обогащать сенсорный опыт, конкретизировать представления;

- Формирование, совершенствование изобретательских умений;

- Формирование, развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям,

ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, быть организованным, обладать навыками планирования трудовых действий и действовать в соответствии с планом;

- Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного

сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков;

- Создавать благоприятные условия для развития и обучения ребенка, для

усвоения учебной программы с учетом его психофизического развития, «зоны

ближайшего развития»;

- Формировать у школьников компенсаторные способы познавательной и

трудовой деятельности;

- Формировать, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти,

наблюдательности;

- Формировать у детей зрительные способности обследования предметов

окружающей действительности (зрительное восприятие);

- Учить соотносить изображение с реальными объектами по силуэтному и

контурному изображению;

- Закреплять умения ориентироваться в пространстве (улице, площадке,

проспекте. . .) с помощью зрительных, обонятельных, осязательных органов

чувств;

- Формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида:

зрительными, осязательными, двигательными и т.д.;

  • Формировать, совершенствовать зрительно-моторные координации;

  • Формировать навыки цветоощущения.


БЛОК № 3: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь):


  • Формировать способность ученика подбирать слова по заданному формальному

признаку (словесная флюэнтность);

  • Формировать идеационну флюэнтность, способность понимать смысл

незнакомых слов;

  • Формировать способность называть предметы своими именами (шплинт, шуруп,

шайба. .. - «черчение», 7 класс);

- Формировать экспрессивную флюэнтность, способность человека выражать разными словами одну и ту же мысль (описание картинки, изложение, сочинение, пересказ текста с запретом использования из него речевых оборотов, перескажи текст на молодежном слэнге, «по фене», составление полного описания предмета «кратко, но полно», например: спичка, расческа;

- Систематически работать над расширением терминологического словаря по

предмету;

- Проводить совместные с учащимися наблюдения над семантикой слова;

- Формировать языковую интуицию;

- Работать над совершенствованием используемых грамматических конструкций;

- Работать над совершенствованием навыков скорописи и скорочтения;

- Формировать навык сопоставления и сравнения языковых явлений;

- Формировать слуховое восприятие текста;

- Формировать, совершенствовать у учащихся навык с помощью графических

знаков описывать многие предметы и явления окружающей действительности;

- Формировать, совершенствовать, систематически расширять словарь

(понятийный, пассивный, активный, специальный по изучаемой теме);

- Учить детей конструировать предложения различной степени сложности и

употреблять их в связной речи;

- Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют

воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое

собственное;

- Формировать навык получения информации для высказывания, раскрывать

тему и главную мысль в изложении и сочинении;

- Формировать, совершенствовать навык правильного построения текста,

выделение частей в тексте, связно и последовательно излагать материал,

формулировать вводную и заключительную части текста;

- Формирование адекватного использования языковых средств, соответствующих

целям высказывания, его типу и стилю;

- Формировать навык редактирования текста с целью совершенствования его

содержания, структуры и речевого оформления;

- Формировать у уч-ся умения словесно обозначать пространственные

положения на микро - и макро - плоскости.


БЛОК № 4: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика):


- Учить преодолевать недостатки функций зрения;

- Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц,

снятие статического напряжения;

- Совершенствовать навык обретения знаний слепыми и слабовидящими

учащимися с помощью графических изображений, схем, рисунков;

- Работать над развитием осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного

зрения при выполнении учебных заданий;

- Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение

двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и

остаточного зрения;

- Совершенствовать повышение функциональной активности зрительного

анализатора;

  • Развивать, совершенствовать ориентировочно-поисковые движения взора;

  • Развивать, формировать, совершенствовать зрительные реакции на предметы

окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с

предметами, воспитывать интерес к окружающему миру;

  • Систематически работать над коррекцией зрительной недостаточности

средствами лепки, конструирования, аппликации, рисования;

  • Формировать умения, применять упражнения на укрепление мышц век, расслабление мышц

глаз и улучшение кровообращения в глазах (моргание, зажмуривание);

  • Формировать умения, применять упражнения на снижение утомления, облегчение зрительной работы на близком расстоянии (вдаль, на кончик пальца, на вытянутую руку к носу);

- Формировать умения, применять упражнения на укрепление мышцы глаза горизонтального действия, совершенствование их координации (неподвижная голова, следить за пальцем полусогнутой руки слева­на право, справа- на лево, упражнение йога);

  • Формировать умения, применять упражнения, способствующие улучшению кровообращения глазного яблока (быстрое моргание 1 мин., массирование век пальцами);

  • Формировать умения, применять упражнения на расслабление глаз (похлопывающий массаж, потягивание и растяжка, «пальминг» );

  • Формировать умения, применять упражнения на активизацию и укрепление зрения (солнечные ванны, цветовые ванны -, погружение в красное, серое, синее);

- Формировать умения, применять упражнения на подвижность глаз - развитие

глазодвигательных функций (йога для глаз, кисточка);

  • Формировать умения, применять упражнения на развитие объемного зрения и зрительной памяти, бинокулярного зрения (лежащая восьмерка, ворота из пальцев, взгляд через плечо);

- Формировать умения, применять упражнения на предупреждение расстройства

кровообращения, профилактику глаукомы и катаракты (точечный массаж);

  • Формировать умения, применять упражнения на тренировку контрастного восприятия зрения, улучшение остроты зрения («точки»);

  • Формировать умения, применять упражнения на тренировку подвижности взrляда и снятие перенапряжения при чтении (таблица «лабиринт»);

- Формировать умения, применять упражнения на тренировку наружных мышц глаза, улучшение способности ориентироваться взглядом в поле зрения ( «прыгающий взгляд» - упражнение, способствующее приводу в равновесие зрительного восприятия).




Похожие:

Коррекционной школы VIII вида iconАнализ работы Шаховской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида за 2011 2012 учебный год
Шаховской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Коррекционной школы VIII вида iconПрограмма для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени
ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы...
Коррекционной школы VIII вида iconКольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида работает
Администрация кольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида работает
Коррекционной школы VIII вида iconЛитература по кро. Диагностический материал. Учебные планы мбоу «сош №3» по коррекционной программе VII вида и по специальной (коррекционной) программе VIII вида
«Дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Коррекционной школы VIII вида iconСоциально-педагогический паспорт мс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида»
Муниципальное казённое специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Коррекционной школы VIII вида iconУрок истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Тема : «Начало гражданской войны и интервенции»
Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Тема
Коррекционной школы VIII вида iconПротокол заседания первичной профсоюзной организации огсоу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида о. Муром» от № Председатель С. А. Сизова
Огсоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида о. Муром»
Коррекционной школы VIII вида iconI общие вопросы методики обучения математике в коррекционной школе VIII
Развитие методических основ преподавания математики в коррекционной школе VIII вида
Коррекционной школы VIII вида icon«Утверждено» на заседании Управляющего Совета моу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 VIII вида г. Кандалакши
Управляющего Совета моу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 VIII вида г. Кандалакши
Коррекционной школы VIII вида iconРабочая учебная программа по математике разработана на основе программы для специальной (коррекционной) образовательной школы
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида яв­ляется одним из основных учебных предметов
Коррекционной школы VIII вида iconПрограмма «развитие муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 VIII вида города кандалакши»
«Развитие муниципального образовательного учреждения – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 VIII вида...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы