Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр icon

Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр



НазваниеМетодические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
страница1/3
Дата конвертации27.09.2012
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3
1. /metodicheskie_rekomendacii_po_provedeniju_uroka_se.doc
2. /metodicheskie_rekomendancii_po_provedeniju_dnja_zn.doc
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года

Министерство образования Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Чанилова Н.Г. Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. – Саратов, 2012. – 36 стр.


Данные методические рекомендации адресованы педагогам образовательных учреждений, учителям начальных классов, классным руководителям заместителям директоров по воспитательной работе.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер, педагог может, опираясь на данные разработки, провести занятие, исходя из собственного опыта, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, традиций района.


© Чанилова Н.Г.


В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Жестокость, пьянство, насилие, изоляция родителей от детей, равнодушие, агрессия все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри. В результате у многих юношей и девушек искажены представления о семейной жизни, зачастую молодые люди вообще не хотят вступать в брак, рожать и воспитывать детей. Так, согласно результатам исследований В. Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области, у 79% молодых матерей (до 35 лет) отсутствует чувство самоотреченной (абсолютной) любви к своему ребенку; физическое развитие юношей практически несовместимо со здоровым деторождением: почти у всех старшеклассников – узкогрудость, плоскостопие, отклонения в развитии таза, снижение функций выносливости сердечно-сосудистой системы. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей. В научной и методической литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции

Между тем, главную роль в формировании семейных ценностей у ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, создал благополучную семью и был в ней счастлив. Семейное благополучие требует душевных усилий, каждодневной работы над собой, желания и умения сохранить семейное тепло в повседневной рутине.

Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Если ребенок в семье своих родителей не научится любви, почтительному и принимающему отношению к ближним, то где он научится этому? Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы семейного общения, передают и прививают семейные ценности, сопровождают человека в жизни долгое время. Первые переживания, разочарования, взлеты и падения, удачи и обиды ребенок испытывает в семье. Именно семья закладывает ощущение неразрывности с родными и близкими людьми, с той средой, которая сформировала характер и подготовила выход во взрослую жизнь.

Каким бы замечательным ни было общественное воспитание, личность ребенка формируется в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций и ценностей. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. Если дети видят, как строятся хорошие отношения в семье, вместе с родителями учатся их поддерживать, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же отношениям, более того, они станут нормой жизни.

Значение семьи и семейных ценностей настолько велико, что 2008 год указом президента Российской Федерации был объявлен Годом семьи. А международный день семьи отмечается в РФ с 1995 года. По словам Дмитрия Медведева, «наша главная задача – вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века».

В 2012 году уполномоченный президента РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех российских школах в начале сентября провести уроки семьи и семейных ценностей. В связи с этим, министерство образования Саратовской области рекомендует всем учреждениям образования провести единый классный час по данной теме.

Заметим, что в рамках образовательного учреждения может быть выстроена концепция всего дня, посвященного семейным ценностям, системообразующим элементом которого является единый классный час. В этом случае план проведения всего дня может выглядеть следующим образом.

1 этап. Предварительная подготовка и оформление школы:

  • оформляется красочный плакат с информацией о Дне и порядке его проведения;

  • изготавливаются бумажные шаблоны цветных ромашек размером в половину ватмана по числу классов, в сердцевине ромашек написано «Секреты семейного счастья»;

  • проводится семинар для классных руководителей, на котором они знакомятся с ходом проведения Дня. Каждый классный руководитель разрабатывает классный час для своих обучающихся, исходя из возрастных воспитательных задач;

  • подготавливается музыкальное оформление: в течение всего дня, на переменах звучат песни о семье, о родных и близких людях («Родительский дом», «Как хорошо, что есть на свете дом», «Золотая свадьба», «Тропинка в родимый дом», «Близкие люди», «Мама, папа, я», «Взрослые и дети» и др.).

2 этап. Проведение Дня семьи и семейных ценностей.

Основные мероприятия Дня:

  1. Общешкольная линейка, посвященная началу учебного года, на которой вручаются грамоты, подарки, благодарственные письма семьям учащихся за особые успехи в воспитании детей, в сотрудничестве со школой.

  2. Классные часы с учащимися.

  3. Опрос «Секреты семейного счастья». Проводится среди учителей, родителей, приглашенных на классные часы гостей, учащихся. Респонденты отвечают на вопрос: в чем, на их взгляд, заключается секрет семейного счастья. Ответы записываются на лепестках ромашки. В назначенное время в рекреации или вестибюле школы на стене прикрепляются цветы.

  4. Задание на дом «Тайный друг – дорогой мой человек». Инструкция для учащихся: У каждого из вас на столах лежат маленькие листочки бумаги. На каждом отдельном листочке напишите имена тех членов своей семьи, кто проживает непосредственно с вами: мама, папа, бабушка, брат Саша, сестра Катя и т. д. Сверните эти листочки, перемешайте и выберите один из них. Тот, чье имя написано на листочке, целую неделю будет для вас самым важным, самым дорогим человеком, вашим тайным другом, которому вы будете дарить свою любовь, оказывая самые разные знаки внимания. Если с этим человеком у вас размолвка, что нужно сделать? Какие знаки внимания можно оказывать самому дорогому для вас человеку? (Говорить комплименты, добрые слова, приготовить его любимый салат, сделать по своей инициативе домашние дела, хорошо себя вести, быть доброжелательным, предложить отдохнуть, подарить подарок, выполнять добросовестно все поручения и т.д.) Дома никому об этом не рассказывайте. Ровно через неделю вы откроете своим близким этот секрет. Спросите их, заметили ли они ваши проявления любви.

Поскольку основным мероприятием Дня является классный час, то далее приводятся рекомендации по его организации.

Цель классного часа: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.

Задачи:

  • воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;

  • возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада;

  • развитие у ребенка нормативного восприятия позитивных семейных ценностей;

  • воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи;

  • установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьей.

Формы проведения: викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, день открытых дверей.

Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии, рисунки детей, журналы (для создания коллажа), картинная или фотогалерея, плакат, выставка творческих поделок детей и взрослых.

В разговоре о семейных ценностях педагогу, прежде всего, необходимо представление о них самих. Семейные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения человека, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства. Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных позиций. По мнению автора, в число ценностей семьи входят следующие:

в сфере добрачного поведения: дружба, влюбленность, любовь, целомудрие;

в сфере супружества: официальный (зарегистрированный) брак, семьянин, продолжение рода, верность, привязанность, любовь, преданность супружеству, терпимость, внимание, прощение;

в сфере родительства: отцовство и материнство, кровное родство, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, умение принимать взросление, ответственность друг за друга;

дети как семейная ценность: наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни;

семейные функции как ценность: хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.;

сфера отношений как семейная ценность: детско-родительские, сестринско-братские, добрые, конфликтные отношения, домашний очаг и т. д.;

социализация как семейная ценность: приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие.

При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

  • учащимся младшего школьного возраста следует рассказать о семейных традициях, о роли матери и отца, о взаимовыручке и доброжелательных отношениях в семье;

  • учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн);

  • учащимся старшего школьного возраста рекомендуется уделить внимание проектированию будущей семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Следует помнить, что особенно сензитивным в формировании семейных ценностей является возраст старшего школьника, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Примерная тематика классного часа:

1-4 класс

1. «Моя семья – моя самая большая ценность»

2. «Семейные традиции»

3. «Под крышей дома моего»

4. «Я и моя семья – вместе в будущее»


5-6 класс

1. «Ценности моей семьи»

2. «Моя семья – мое богатство»

3. «Родительская слава»

4. «Герб моей семьи»

5. «Наше семейное древо»


7-8 класс

1. «Как обрести семейные ценности»

2. «Внимание! Снимается семейство»

3. «Семейная кругосветка»

4. «Тепло семейного очага»

5. «Моя родословная»


9-11 класс

1. «Семья – величайшая ценность для каждого человека»

2. «История моей семьи»

3. «Воспитание семьянина начинается с …»

4. «Дети и взрослые»

5. «Моя будущая семья»

На классном часе желательно рассмотреть следующие вопросы:

  1. Зачем семья человеку?

  2. Что такое «отчий дом»?

  3. Когда дом становится отчим?

  4. В чем отличие российской семьи?

  5. Какие семейные ценности наиболее важны?

  6. Когда появляется готовность создать семью?

  7. В чем особенности молодой семьи?

  8. Почему в семье появляются конфликты?

  9. Разлад семейных отношений: причины и последствия, пути преодоления.

  10. Сколько детей должно быть в семье?

  11. Кто и за кого отвечает в семье?

  12. Как проявляется внутрисемейная субординация?

  13. Кого слушаются мама и папа?

  14. В чем проявляется связь поколений в семье?

  15. Почему родительский дом называют началом начал?

  16. Легко ли воспитывать детей?

  17. Когда нужен родительский контроль?

  18. Существует ли сегодня проблема отцов и детей?

  19. У кого в семье право решающего голоса?

  20. Здоровая семья: какая она?

  21. Можно ли быть независимым в семье?

  22. Легко ли быть родителями?

  23. Как сделать родителей счастливыми?

  24. Как выразить свою любовь к родителям?

  25. Как научиться не огорчать близких?

  26. Как научиться понимать настроение родителей?

  27. Почему каждая семья счастлива по-своему?

  28. Кто в семье главный?

  29. Почему говорят: «Мой дом – моя крепость»?

  30. В ответе ли дети за родителей?

Можно рассказать учащимся о знаменитых российских семьях Петра и Февронии Муромских, Ярослава Мудрого, Аксаковых, Третьяковых, Николая II и др.

С детьми начальной школы и с младшими подростками на классном часе можно изготовить книжку-самоделку «Моя семья – моя самая большая ценность». Ее страницы – рубрики, такие как «Наша самая дорогая реликвия», «Наша любимая семейная игра», «Наше фирменное блюдо», «Как меня называют мама и папа», «Наш самый увлекательный выходной», «Наш любимый семейный праздник» и т.п. – заполняются короткими ответами (не более одного предложения) и сопровождаются рисунками, стихами, фотографиями. В заключение классного часа проводится презентация книжек-самоделок, которые дети затем уносят с собой.

Отправной точкой для беседы может стать песня, мультфильм, стихотворение, например:


Воскресенье


Ходит мама вверх ногами

Потому, что Воскресенье!

В воскресенье нашей маме

Очень надо отдохнуть.


Папа наш висит на люстре

Потому, что отдыхает.

У него такой начальник,

Что он очень устает.


Даже наша няня Оля

В воскресенье тонет в супе.

Тонет в супе потому, что

Супа полная кастрюля.


Даже наша Кошка Мурка

В воскресенье громко лает.

В воскресенье громко лает

Потому, что отдыхает!


Мы с сестрой не отдыхаем

Потому, что не устали.

Мы своей семье поможем,

Взрослым надо отдохнуть.


Маме заплетем косички,

Напечем оладьев горку,

Покатаем папу с горки,

Няне вымоем посуду.


Все протрем, пропылесосим

Без конфет и без мультфильмов.

На ночь няне скажем сказку.

И потом мы честно будем

Всю неделю отдыхать!

Лилия Самигулина


Вопросы для обсуждения:

Как в вашей семье проходит воскресенье?

Как ты помогаешь маме и папе?

Что ты знаешь о работе папы и мамы?

Какое блюдо ты для них приготовишь? Как?

Какую сказку ты расскажешь маме и папе на ночь?


Взрослые.

Взрослые -

Стоит лишь

к ним приглядеться,

и сразу увидишь,

как много в них детства.

И в папе, и в маме,

и в строгом прохожем,

и в стареньких дедушке

с бабушкой – тоже.

Особенно это заметно бывает,

когда они что-нибудь,

вдруг, разбивают,

когда покупают

обновку с получки,

когда получают подарок

от внучки.

Они и смеяться умеют,

как дети.

Но все они взрослые –

взрослые эти.

И тем

отличаются от детворы,

что времени мало у них

для игры.

Анатолий Мовшович


Вопросы для обсуждения:

Есть ли у твоих родителей время для игры?

Почему у папы и мамы мало времени для игры?

Какие подарки получают от тебя твои родители?

Что может подарить ребенок своим родителям?


Со средними и старшими подростками можно обсудить вопрос «Если бы я был президентом РФ, что изменил бы в Семейном кодексе?» Полезным для них окажется обсуждение приведенной ниже информации.

В течение 10 лет психологи проводили изучение трех тысяч семей и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15, 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье. Здесь стоит поразмышлять над тем, почему люди, живущие вне семьи, чаще умирают.

Полезными для старшеклассников окажутся советы психотерапевта, специалиста по брачным отношениям Джона Готтмана, профессора университета штата Вашингтон в Сиэтле. Основные принципы, при соблюдении которых, по мнению доктора Готтмана, современная семья может существовать, избегая серьезных конфликтов, следующие.

Принцип дружбы.

Счастливые супруги сумели разработать в своей повседневной жизни определенный стиль отношений, когда отрицательные мысли и чувства – свойственные всем – не преобладают над положительными. Джон Готтман такие отношения называет эмоционально интеллигентными.

В центре его теории находится одна простая истина – счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых самых незначительных мелочах.

Знать о супруге все.

Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах другого. Но в семьях, где поддерживаются добрые отношения, каждому партнеру хорошо знаком внутренний мир другого. И это относится к любой мелочи. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает ее супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет записать для нее очередную серию ее любимого телесериала. Скажете мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.

Задушевный разговор как лекарство от стресса.

Вечерняя беседа на тему «Как прошел день?» позволяет расслабиться и одновременно дает заряд бодрости на следующее утро. При этом каждый из супругов должен демонстрировать свою готовность разделить чувства другого.

Мы с тобой вместе против всего света.

В конфликтах с окружающими всегда принимайте сторону своего спутника жизни – даже в тех случаях, когда он не прав. Если вы поступите наоборот, это вызовет чувство обиды, так как он рассчитывал на вашу поддержку. Позже в спокойной обстановке можно разобрать суть конфликта и в мягкой форме указать ему на его неправоту. Но первоначальной реакцией должен господствовать принцип «Мы с тобой вместе против всего света».

Разделение власти.

Многочисленные исследования Джона Готтмана показали, что семьи, в которых мужчина считается главой и не хочет делить власть со своей половиной, распадаются в четыре раза чаще, чем те, где муж ведет себя более толерантно.

О ссорах.

В 40% брак распадается из-за непрекращающихся ссор между супругами. Более чем в 80% случаев именно женщины являются инициаторами обсуждения острых тем, тогда как супруг обычно уклоняется от этого. Джон Готтман подразделяет конфликты на две категории – те, которые можно решить мирным путем, и те, которые стали привычными, превратившись в образ жизни. К сожалению, 69% всех споров в семье относится ко второй категории. Причина в том, что человеку свойственно больше обращать внимание на отрицательные черты своего партнера. А вот достоинства воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Поэтому лучше более критично относиться не к партнеру, а к своим претензиям по его адресу, больше обращать внимания на положительные стороны личности.

Полезные ритуалы.

Брак – это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак – это и определенная духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их и в вашей семье. И это послужит ее укреплению.

  • Устраивайте праздники, встречи с друзьями.

  • Отмечайте самые незначительные успехи членов своей семьи.

Обсудив советы психотерапевта, можно предложить ребятам выработать собственные рекомендации, своего рода «Секреты семейного счастья», подобные приведенным.

Интересно проходят беседы о семейных реликвиях. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом и т. д. Это могут быть особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; ордена и медали деда; почетные грамоты отца и матери; тетрадки с прописями ребенка и его похвальные листы; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые, неосознанные рисунки маленького человечка; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте, может быть, много лет тому назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Если все это хранится в доме, то истории о появлении в семье реликвий могут быть использованы в классном часе.

Материалами для обсуждения данной проблемы в рамках единого классного часа, посвященного семье и семейным ценностям, могут стать документальные фильмы проекта «Дорогами войны» (автор – Юрий Каргин). Героями фильмов стали фронтовики, которые пронесли высокое чувство любви через тяготы и лишения военных дорог, оставались верны идеалам семьи, сохранили теплоту супружеских взаимоотношений, растили и воспитывали детей.

Совместный просмотр отдельных серий проекта и их последующее обсуждение могут помочь классным руководителям в формировании позитивного отношения к институту семьи; воспитании уважения к истории, традициям и обычаям своей семьи; осмыслении семейных ценностей и ответственности за свой выбор.

Предлагаем для использования в работе классного руководителя документальные серии проекта «Дорогами войны», наиболее отвечающие тематике единого классного часа. Если классному руководителю не удастся найти серии проекта, то просмотр можно заменить кратким рассказом о героях фильма или привести подобные примеры о других людях со схожей судьбой.

Документальный фильм «Любовь и война» (хронометраж 16 мин. 40 с.)

Фильм рассказывает о взаимоотношениях мужчин и женщин на войне. Все главные герои – женщины с разными судьбами. Одна до последних дней своей жизни осталась верна своему погибшему мужу, другая долго не могла забыть своего возлюбленного, третья всю жизнь перечитывала письма в стихах с признаниями в любви от одного майора, с которым она так ни разу и не встретилась. При обсуждении темы «Любовь и война» можно использовать истории довоенной жизни и любви героинь фильма «А зори здесь тихие».

Вопросы для обсуждения:

  • Любовь и война: совместимы ли эти два понятия?

  • Как вы думаете, почему заключались браки в военное время?

  • Легко ли сберечь семью в военное время?

  • В чем заключается «незаметный подвиг» матери во время войны?

  • Многие считают, что в наше время уже устарело такое понятие, как «верность». А как считаете вы?

  • Откуда вы узнали историю возникновения семьи бабушки и дедушки?

  • Расскажите, как возникла семья бабушки и дедушки (ваша семья).

Документальный фильм «Атрякин Михаил Николаевич» (хронометраж 18 мин. 50 с.)

В фильме показана судьба семьи в годы войны. Когда началась война, Мише Атрякину было всего 12 лет. Два старших брата ушли на фронт, а он с младшей сестренкой и отцом с матерью остался в городе Горловка Донецкой области. Здесь они, не успев эвакуироваться, и дождались оккупации. Спасаясь от голода, семья Атрякиных перебралась на свою родину, в Курскую область, в село Каменка, где проживали их родственники. Вскоре умерла мама. Отец привел в семью мачеху, которая пасынка не приняла. И Миша пошел скитаться, решив, что домой он больше не вернется. В 1943-м году он стал «сыном полка», участвовал в переправе Днепра, попадал в окружение. Несколько раз ходил в разведку, за что, уже после войны, он получил медаль «За отвагу».

Вопросы для обсуждения:

  • Как семья помогает в тяжелых испытаниях?

  • Какую роль играют члены семьи в выборе жизненного пути человека?

  • Приведите примеры того, как поддерживает семья в трудных жизненных ситуациях.

  • Как вы думаете, почему дети остаются без родителей?

  • Что бы вы предприняли для того, чтобы на земле не было сирот?

  • Какой должна быть семья, готовая взять на воспитание чужого ребенка? Знаете ли вы такие семьи?

  • Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас, как в семье?

Документальный фильм «Леньшина Таисия Ивановна» (хронометраж 18 мин. 17 с.)

Фильм повествует о судьбе Таисии Ивановны Леньшиной. В 1942 году, не доучившись 9 классов, Таисия пошла на фельдшерские курсы. Воевала под Сталинградом, принимала участие в форсировании Днепра. В медсанбате познакомилась со своим будущем мужем, с которым прожила пять лет, со вторым - и того меньше. И только слесарь Иван Дербин задержался в сердце навсегда. С ним-то вместе и вырастили 13 детей. Таисия Ивановна награждена орденом «Мать-героиня».

Эту историю можно заменить повествованием о любой многодетной семье.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, какими качествами нужно обладать, чтобы воспитать 13 детей?

  • Почему в наше время многие семьи остаются бездетными?

  • Если у вас не будет средств, чтобы содержать семью, будете ли вы ее создавать?

  • Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?

  • Подтвердите примерами из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье.

  • Продолжите фразу: «Когда я буду родителем, я…».

Документальный фильм «Рязанцевы» (хронометраж 21 мин. 01 с.)

В фильме рассказывается история о супругах Рязанцевых: Викторе Петровиче и Александре Васильевне. Рождение их семьи пришлось на 9 мая 1945 года. Он – командир самоходной установки, она – блокадница, связист в авиационном соединении. После войны Рязанцев так и остался военным и отдал армии 26 лет.

Героями обсуждения также могут стать супруги, прожившие вместе много лет, например, отпраздновавшие золотую свадьбу.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему в народе часто говорят: «Муж и жена – одна сатана»? Как вы можете прокомментировать это высказывание?

  • Как вы считаете, в чем секрет успешного и долгого брака?

  • Перечислите все, что может помочь семье справиться с горем. Как ваши семьи справляются с различными проблемами?

  • Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие.

  • Знаете ли вы, как познакомились ваши родители и почему они решили создать свою семью.

Документальный фильм «Каширина Анна Емельяновна» (хронометраж 21 мин. 10 с.)

В фильме показана история супружеской любви и верности. Анна Емельяновна вышла замуж за Николая Каширина в 1936-м году в Александровом Гае Саратовской области. Она – пионервожатая, комсомолка, он – директор Заготзерна, коммунист. Сыну Вите исполнилось уже почти 4 года, когда началась война. Вскоре Николай ушел на фронт. Он воевал в воздушно-десантной бригаде заместителем командира роты.

7 июня 1943 года Николай скончался от тифа в госпитале в Махачкале. Анна Емельяновна осталась верна своему мужу и всю жизнь хранила письма от него.

Вопросы для обсуждения:

  • Многие считают, что в наше время уже устарело такое понятие, как «верность». А как считаете вы?

  • Преданность супружеской любви: жертва или подвиг?

  • Что в человеке воспитывает семья?

  • Пишите ли вы письма своим родным? Что вы чувствуете, когда получаете письмо от своих родных?

  • Сохранилось ли у вас какое-либо письмо от вашей мамы (папы, бабушки, дедушки), которое особенно дорого вам?

Документальный фильм «Копёнкины» (хронометраж 16 мин.)

Фильм рассказывает о непростой судьбе супругов Копёнкиных. Юрий Витальевич и Валентина Яковлевна – дети-блокадники. Он пережил блокаду в Кронштадте, она – в самом Ленинграде. Удивительная и, в то же время, страшная история о пережитом. И избавление от всего этого в 42-м - благодаря «Дороге жизни».

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

  • Могут ли дети поступать, как взрослые?

  • Как вы думаете, когда человек становится взрослым?

  • Каким должно быть детство человека, чтобы он на всю жизнь сохранил о нем светлые воспоминания?

  • Расскажите о самом интересном событии вашего детства.

  • Какое самое главное качество вы хотели бы воспитать в своих детях, когда станете родителями, и как вы будете воспитывать в них это качество?

Документальный фильм «Нерода (Глыжева) Ольга Сергеевна» (хронометраж 14 мин. 50 с.)

Фильм повествует о самоотверженности бабушки, воспитавшей внучку. Ольга Сергеевна Нерода пережила блокаду Ленинграда. Выжить в жутких условиях помогла бабушка. Она еще до начала блокады стала запасать сухарики и заказала выкопать во дворе землянку. Сухарики спасли от голода, землянка стала надежным убежищем после того, как разбомбило дом. Семья Глыжевых в 44-м была эвакуирована в город Балаково Саратовской области. Вскоре после войны бабушка умерла.

Вопросы для обсуждения:

  • Расскажите о роли ваших бабушек в вашей жизни.

  • Как вы считаете, когда пожилые люди больше всего счастливы?

  • Перечислите разные добрые качества. Расскажите о каком-либо поступке своих бабушки и дедушки, в котором проявились те или иные добрые качества.

  • Перечислите, чему вас научили бабушки и дедушки.

  • За что вы уважаете бабушку и дедушку?

  • Подумайте и ответьте, чем молодые люди могут помочь старым, а старые – молодым.

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
В документе обращается серьезное внимание на активное включение детей в реализацию задач укрепления социального статуса семьи, возрождения...
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в дошкольных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях Алтайского края
Психологические основания формирования ценности семьи у детей, подростков и молодёжи
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconИнформация об итогах проведения уроков семьи и семейных ценностей в мбоу сош №9
«Кошехабльский район» с целью укрепления социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы российского общества...
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconДокументи
1. /Урок семьи и семейных ценностей Методические рекомендации (пр).doc
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconОсновная цель данных уроков возрождение и укрепление семейных ценностей и традиций
По инициативе Павла Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 1-ого сентября, в День знаний,...
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в образовательных учреждениях края
Охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной...
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края Преамбула
Охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы