Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная icon

Урок по физике на тему " Построение изображения в линзах" Цели урока: Образовательная



НазваниеУрок по физике на тему " Построение изображения в линзах" Цели урока: Образовательная
Дата конвертации18.01.2013
Размер95.74 Kb.
ТипУрок
источник

Открытый урок по физике на тему " Построение изображения в линзах"


Цели урока:

Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.


^ Тип урока: комбинированный с элементами медиа - урока, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

^ Технические средства обучения: мультимедийный проектор, проектор для показа слайдов,

оптические приборы, лазерный луч, оптический модуль.

Ход урока


Организационный момент (2 мин):

1)приветствие учащихся;

2)проверка готовности учащихся к уроку;

3)ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);

4)создание психологического настроя:

^ Повторение ранее изученного материала происходит в несколько этапов (26 мин):

1)Что можно понимать под словом « ОПТИКА»(ассоциации).

2) Корпускулярная модель света ( брошюра)

3) Волновая модель света ( брошюра)

4) По одной карточке ( повторение)

5)Какие оптические явления мы изучили?

6) Линза – основной элемент оптических приборов. “Линза - слово латинское и означает чечевица.

7)В чём заключается физическая природа преломления.?

На доске :

1. Рыбак и аквалангист. (схема-рисунок)

^ 2.Вместо собирающей и рассеивающей линзы призмы. (показ видеоролика про линзы)

4) По одной карточке ( повторение)


1) В однородной среде свет распространяется ………


2) Луч – это геометрическая линия вдоль которой распространяется ………..


3) Угол падения равен ………..


4) Свет испытывает преломление на границе раздела двух сред различной

……………….

5) В результате преломления скорость света …………..


6) Скорость света в вакууме равна ……..

7) Окружающие предметы мы видим благодаря………….


8) Преломление света можно объяснить …………………..


9) Расстояние от оптического центра линзы до её главного фокуса называется……..


1
1

2

3
. В какую точку попадет луч света?


Учащиеся с помощью лазерной указки и оптического модуля демонстрируют оптические явления

Самодельный прибор по оптике

« Оптический модуль»

Ход лучей в собирающей линзе


Преломление света

( для демонстрации используется лазерный луч ,

ванночка с подкрашенной водой)


Новый материал

^ 1)Показ слайдов. Учащиеся дают пояснения с помощью учителя.

2) Выполнение исследовательских и практических работ , являющимся

связующим звеном между новым и предыдущим материалами


Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах. Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.


Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.


^ Исследовательская работа №1


Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между линзой и фокусом.


Исследовательская работа №2


Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между фокусом и двойным фокусом


^ Исследовательская работа №3


Нарисуйте в собирающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси за двойным фокусом.


Исследовательская работа №4


Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между линзой и фокусом.


^ Исследовательская работа №5


Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси между фокусом и двойным фокусом.


Исследовательская работа №6


Нарисуйте в рассеивающей линзе изображение стрелки, стоящей на оптической оси за двойным фокусом.


Построить изображение в собирающей линзе, опишите изображение, заполнив таблицу.


d – расстояние

от предмета

до линзы

изображение

изображение

изображение

Действительное

Прямое

Увеличенное

Мнимое

Перевёрнутое

Уменьшенное.

F










d=F










d=2F










d>2F










d












^ Задание на дом : Построить изображения для рассеивающей линзы

и заполнить таблицу по такому же формату.


Самоанализ урока

Геометрическая оптика оставляет в стороне вопрос о природе света, исходит из эмпирических законов его распространения и использует представление о световых лучах, преломляющихся и отражающихся на границах сред с разными оптическими свойствами и прямолинейных в оптически однородной среде. Ее задача - математически исследовать ход световых лучей в среде в зависимости от оптических свойств среды либо, напротив, найти оптические свойства и форму прозрачных и отражающих сред, при которых лучи проходят по заданному пути.


Методы геометрической оптики позволяют изучить условия формирования оптического изображения объекта как совокупности изображений отд. его точек и объяснить многие явления, связанные с прохождением оптические излучения в различных средах (например, искривление лучей в земной атмосфере вследствие непостоянства ее показателя преломления, образование миражей, радуг и т. п.).


^ Мы не можем физически выделять сколь угодно узкий пучок . Мы должны

ограничится выделением по возможности узких световых пучков конечной

ширины и заменить их затем линиями, представляющими как бы оси этих

пучков. Таким образом, световые лучи являются геометрическими понятиями.

С помощью этого понятия мы устанавливаем направление распространение

световой энергии. При решении ряда задач (изменение направления распространения световой энергии) уместно изменить физическое понятие –

- узкий пучок- геометрическим понятием –луч .


2. Физический диктант в двух вариантах (4 минуты):


I вариант:


1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

часть проходит в другую среду, а часть отражается

свет поглощается

свет рассеивается

свет проходит в другую среду


2. Какое зеркало называют плоским?

с гладкой поверхностью

с зеркальной поверхностью

с прозрачной поверхностью

с плоской поверхностью


4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.




луч 1

луч 2

луч 3

луч 4


5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?




SAE – угол падения, CAB - угол преломления

SAD - угол преломления, FАВ - угол падения

SAE - угол падения, FАВ - угол преломления

ЕАS - угол падения, FАD – угол преломления


6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 700. Чему равен угол падения?

700

1400

350

200


II вариант:


2. На границе двух сред световой луч меняет свое направление. Часть света (а в ряде случаев и весь свет) возвращается в первую среду. Как называется данное явление?

отражением света

поглощением света

рассеиванием света

преломлением света


3. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из воздуха в стекло.




луч 1

луч 2

луч 3

луч 4


4. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?




SAE – угол падения, CAB - угол преломления

SAD - угол преломления, ВAC - угол падения

SAD - угол падения, ВAF - угол преломления

SAE - угол падения, BАF – угол преломления


5. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 700. Каков угол между падающим лучом и отраженным лучом?


700

1400

350

200


6. Какое зеркало называют плоским?

с гладкой поверхностью

с зеркальной поверхностью

с прозрачной поверхностью

с плоской поверхностью


После выполнения диктанта учащиеся выполняют взаимопроверку (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:


«5» - 6 баллов, «4» - 5 баллов, «3» - 4 балла.


3. Проведение экспериментов (объяснить опыты необходимо с применением законов геометрической оптики):


Опыт №1


Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.


Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.


Опыт № 2


Стеклянную палочку опускают в пробирку с глицерином. Часть ее погруженная в глицерин, становится невидимой. Почему?


Ответ: Так как показатели стекла и глицерина почти одинаковы, то свет не преломляется на ней и не отражается от нее.


Опыт № 3


«Цыпленок в яйце». Описание опыта в книге Я. И. Перельман «Занимательная физика».


4. Сообщения учащихся:

“Природное явление – Мираж”

“Развитие волоконной оптики”


5. Оптика в художественной литературе:


Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».


Вопрос: Чем отличаются данные источники света?


Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.


Загадки:


Придет в дом - не выгонишь колом,

Пора придет – сам уйдет.

(Солнечный луч)


Попутчица за мною ходит вслед,

Мне от нее ни зла, ни пользы нет.

(Тень)


И языка нет, а правду скажет.

(Зеркало)


Когда небо ниже земли бывает?

(Когда отражается в воде)


Перед нами - вверх ногами,

Пред тобой – вверх головой.

(Отражение в воде)


Подготовка к изучению нового материала (2 мин):


Учащиеся сами должны определить тему урока. При подготовке к изучению нового материала зачитывается или рассказывается отрывок из романа Жюль Верна “Таинственный остров”, в котором инженер Сайрес Смит объясняет получение огня. А затем ставится вопрос: “что использовал инженер Сайрес Смит для получения огня”? Обратить внимание на употребление в тексте «зажигательная чечевица». После правильного ответа учащихся им предлагается история возникновения слова “Линза”.


“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”


Теперь озвучивается тема урока и ставится образовательная цель урока.


Изучениет нового материала (34 мин):

Работа с использованием компьютера: используя проектор преподаватель объясняет новый материал.

Работа учащихся с опорным конспектом

Рассмотреть : “Построение изображения в собирающей линзе” (приложение 1), используя опорный конспект рассмотреть используемые лучи.

Выполнить построение изображения в собирающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).

Рассмотреть слайд 10: “Построение изображения в рассеивающей линзе” (приложение 1).

Выполнить построение изображения в рассеивающей линзе на доске, дать его характеристику (выполняет преподаватель или учащийся).


Проверка понимания нового материла, его закрепление (19 мин):


Работа учащихся у доски:


Построить изображение предмета в собирающей линзе:

Если предмет находится за фокусом линзы.

Если предмет находится между фокусом и линзой.


Опережающее задание:


Сообщение учащегося по теме: “Глаз. Очки”


Подведение итогов урока (5 мин):

С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?

Оценки за работу на уроке.


Домашнее задание (2 мин):


Построить изображение предмета в рассеивающей линзе:

Если предмет находится за фокусом линзы.

Если предмет находится между фокусом и линзой.




Похожие:

Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconПрограмма «Блокнот» Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: урок смешанный Задачи урока: Образовательная
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconУрок по физике в 7-м классе на тему "Изучение Архимедовой силы" Тип урока
Волков В. А., Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconКонспект открытого урока по физике в 11 классе
Образовательная: продолжим изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей...
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconПрезентация на экологическую тему; 4) рисунки учащихся (изображения весенних цветов)
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Типы речи. Оценка действительности (Интегративная технология)»
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconУрок в форме деловой игры "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру" Цели и задачи урока
Из копилки учителя технологии и экономики моу сош №15 Якушевской Юлии Николаевны
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconПрактическая работа на пк план : Оргмомент. Мотивационное начало урока Активизация знаний Повторение Построение модели
Тема : Построение модели социологического исследования на тему «Выявление уровня знаний по вопросам «вич /спид»
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconУрок 22. Практическая работа №10. Сохранение изображения в различных графических форматах. Цель урока: знать различные графические форматы, чем они отличаются друг от друга
Урок 22. Практическая работа №10. Сохранение изображения в различных графических форматах
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconУрок по физике и информатике в 11 «г» классе по теме
Цели и задачи урока: разъяснить действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы, ввести понятие силы Лоренца
Урок по физике на тему \" Построение изображения в линзах\" Цели урока: Образовательная iconУрок: рыбы (7 класс) Урок-состязание по теме «Рыбы» Цели урока
Цели урока: Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы