Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования icon

Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования



НазваниеРабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования
Дата конвертации26.01.2013
Размер261.68 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Муниципальное образовательное учреждение

«»


Рассмотрена и согласована Утверждаю:

методическим объединением директор МОУ «»

Протокол № ____ от ______ _____________

___________________2011 г.

Принята на педагогическом

совете

Протокол № ____

От__________2010


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 8 класса основного общего образования


Составлена на основе авторской программы по химии О. С. Габриеляна

и обязательного минимума содержания основного общего образования из расчета:

2 часа в неделю, 68 часов в год, из них практических работ 8, контрольных работ 7


Учитель:

Квалификационная категория:


Балашов – 2011


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования составлена на основе авторской программы по химии О. С. Габриеляна и обязательного минимума содержания основного общего образования из расчета: 2 часа в неделю, 68 часов в год, из них практических работ 8, контрольных работ 7. Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, йонах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации. Учитывая особенности реализации этой программы в малокомплектной сельской школе, в качестве основной педагогической технологии используется технология смешанного обучения, позволяющая компенсировать недостаток практической базы применением компьютерной техники. Это дает возможность воспользоваться цифровыми образовательными ресурсами, и тем самым, гарантировать выполнение обязательного минимума основного общего образования.

При составлении данного документа в текст авторской программы были внесены следующие изменения:

  1. В теме «простые вещества» 2 урока «металлы» и «неметаллы» объединены в один урок, что позволяет дать обобщенную сравнительную характеристику простых веществ, т.к. данная программа предполагает детальное изучение веществ данного класса на последующих годах обучения;

  2. В той же теме уроки «молярная масса» и «молярный объем» объединены в 1 урок, на котором данные темы изучаются теоретически, в сравнении, а на последующих уроках «решение задач» и «самостоятельная работа» происходит практическая отработка материала и контроль знаний по данной теме.

Таким образом, общее число часов в теме сокращено на 2.

  1. В теме «соединения химических элементов» уроки «степень окисления» и «валентность» также объединены в 1 урок, что позволяет изучать данные понятия в сравнении.

  2. За счет вышеописанного объединения добавлен урок контроля знаний по классификации сложных веществ.

  3. В теме «изменения, происходящие с веществами» объединены 4 урока по классификации химических реакций, что дало возможность добавить раздел «скорость химической реакции и химическое равновесие», изучение которых предполагает обязательный минимум основного общего образования.

Итого в теме 8 часов, а не 10.

  1. В химический практикум «простейшие операции, происходящие с веществом» добавлена практическая работа «лабораторная посуда и оборудование», реализуемая посредством материалов ФЦИОР, с целью подготовить школьников к последующей работе в школьной лаборатории.

Данные изменения не противоречат обязательному минимуму содержания основного общего образования, и направлены на обобщение и систематизацию материала.

Реализация программы предполагает достижение следующих целей:

• освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; 
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; 
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; 
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; 
• применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

^ Учебно-тематический план



тема

Количество часов

В том числе

^ Практические работы

Контрольные работы

1

введение

4

-

-

2

Атомы химических элементов

10

-

1

3

Простые вещества

7

-

1

4

Соединения химических элементов

11

-

1

5

Изменения, происходящие с веществами

8

1

1

6

Простейшие операции с веществом

6

6

-

7

Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

4

-

1

8

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

1

2

итого

68

8

7


^ Требования к уровню подготовки учащихся: В результате изучения химии ученик должен знать/понимать

·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·         обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·         распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         безопасного обращения с веществами и материалами;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.


^ Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

ФК

РК

ШК

8

2

-

-

Автор: Габриелян О. С. (М.: Дрофа, 2002)

Учебник: «Химия 8» (М.: Дрофа, 2008

Учебное пособие.
О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы», 2005

Решение задач по химии И. Г. Хомченко, 2000

Репетитор по химии под редакцией А. С. Егорова (IV), 2007
^ Настольная книга учителя.
О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. «Химия».
Электронное мультимедийное издание к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс».
«Химия».


^ Календарно-тематический план

темы

Название темы

Количество часов

1

введение

4

урока

дата

тема

Содержание урока

Домашнее задание

1




Предмет химии. Вещества.

Химия как наука. Предмет химии. Понятие о химическом элементе и формах его существования: атомах, простых и сложных веществах. Вещество как объект изучения химии.

§ 1

2




Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии.

Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека.

§ 2, 3

3




Знаки и символы химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы. Символы химических элементов.

§4







Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Индекс. Коэффициент. Чтение формул.

§5

2




Атомы химических элементов

10

1




Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.

Атом. Строение атома: ядро, электронная оболочка..

§ 6

2




Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы.

Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы.

§ 7

3




Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20

Распределение электронов в атомах химических элементов.

§ 8

4




Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов.

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.

§ 9

5




Йоны положительные и отрицательные. Йонная химическая связь.

Йоны положительные и отрицательные. Йонная химическая связь. Коэффициенты и индексы.

§ 9

6




Ковалентная неполярная химическая связь.

Ковалентная неполярная химическая связь.

§ 10

7




Ковалентная полярная химическая связь. Молекула.

Ковалентная полярная химическая связь. Молекула.

§ 11

8




Металлическая химическая связь.

Металлическая химическая связь.

§ 12

9




Обобщение и систематизация

Подготовка к контрольной работе.

Задачи в тетради

10




Контрольная работа № 1 по теме: Атомы химических элементов.

тестирование

-

3




Простые вещества

7

1




Простые вещества. Общие физические свойства. Аллотропия.

Классификация химических элементов. Зависимость свойств веществ от состава и строения. Аллотропия и аллотропные видоизменения.

§ 13, 14

2




Количество вещества.

Единица количества вещества – моль.

§ 15

3




Молярная масса и молярный объем.

Молярный объём газа. Закон Авогадро. Молярная масса.

§15, 16

4




Решение задач

Решение задач на расчёт молярной массы и молярного объёма вещества. Вычисление количества вещества

Задачи в тетради

5




Решение задач

Решение задач на расчёт молярной массы и молярного объёма вещества. Вычисление количества вещества.

Задачи в тетради.

6




Тестирование

Самостоятельная работа.

-

7




Тестирование.

Контрольная работа № 2: простые вещества.

-

3




Соединения химических элементов

11

1




Валентность. Степень окисления. Бинарные соединения.

Валентность. Степень окисления химических элементов в бинарных соединениях.

§ 17

2




Летучие водородные соединения. Оксиды.

Оксиды: классификация и отношение к воде.

§ 18

3




Основания.

Основания: состав и классификация, взаимодействие с оксидами неметаллов.

§ 19

4




Кислоты.

Кислоты: состав и название, классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями. Отношение к индикаторам.

§ 20

5




Соли как производные кислот и оснований.

Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями.

§ 21

6




Соли как производные кислот и оснований.

Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями.

§ 21

7




Классификация сложных веществ. Генетические ряды.

Классификация сложных веществ. Генетические ряды. упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам.

Задачи в тетради.

8




Кристаллические решетки

Вещества йонного строения. Вещества атомного и молекулярного строения. Демонстрация моделей кристаллических решеток

§ 22, упр 1, 4, 5 5

9




Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

§ 23, упр 1, 2, 4

4

10




Массовая и объемная доли компонентов смеси.

Растворы. Массовая и объёмная доля вещества в растворе.

§ 24, упр 1-3

11




Расчеты, связанные с понятием доля (φ, W)

Решение задач на расчёт массовой и объёмной доли вещества в растворе.

задачи

12




Расчеты, связанные с понятием доля (φ, W)

Решение задач на расчёт массовой и объёмной доли вещества в растворе.

задачи

13




Тестирование.

Контрольная работа № 3: соединения химических элементов.

-

4




Изменения, происходящие с веществами.

8

1




Практическая работа №1: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Практическая работа №1: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Оформление работы.

2




Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ.

Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Тепловой эффект химической реакции.

§ 25, 26

3




Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ.

Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций.

§ 27

4




Химическое уравнение. Классификация химических реакций.

Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций.

Лабораторные опыты: взаимодействие металлов с растворами солей; взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, соляной кислоты с нитратом серебра.

§ 27

5




Расчёты по химическим уравнениям.

Расчёты по химическим уравнениям. Объёмные отношения газов в химических реакциях.

§ 28

6




Расчёты по химическим уравнениям.

Расчёты по химическим уравнениям. Объёмные отношения газов в химических реакциях.

§ 28

7




Расчёты по химическим уравнениям.

Расчёты по химическим уравнениям. Объёмные отношения газов в химических реакциях.

§ 28

8




Тестирование № 4

Контрольная работа №4: Физические и химические явления. Классификация химических реакций.

-

5




^ Простейшие операции с веществом

6

1




Практическая работа № 2

Практическая работа № 2: лабораторная посуда и оборудование [http://fcior.edu.ru/card/1258/laboratornaya-rabota-laboratornaya-posuda-i-oborudovanie.html]


Оформление работы

2




Практическая работа №3

Практическая работа №2: признаки химических реакций. наблюдение за горящей свечой.

Оформление работы

3




Практическая работа № 4.

Практическая работа №3: анализ почвы и воды.

Оформление работы

4




Практическая работа № 5

Практическая работа № 4: получение водорода и изучение его свойств.

Оформление работы

5




Практическая работа №6

Практическая работа № 5: получение кислорода и изучение его свойств.

Оформление работы

6




Практическая работа №7.

Практическая работа №4: приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли.

Оформление работы

6




Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

4

1




Понятие о скорости химических реакций.

Понятие о скорости химических реакций.

§ 29

2




Факторы, влияющие на скорость химических реакций

катализаторы

Факторы, влияющие на скорость химических реакций: концентрация реагирующих веществ, давление, температура.

Катализаторы.

§ 30

§ 31

3




Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

Химическое равновесие и способы его смещения.

§ 33

4




Тестирование №5.

Контрольная работа № 5: скорость химической реакции. Химическое равновесие.




7




Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

1




Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

§ 34

2




Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.

§ 35

3




Основные положения теории электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания, соли в свете представлений этой теории.

§ 36

4




Реакции йонного обмена.

Реакции йонного обмена. Полные и сокращённые йонные уравнения химических реакций.

§ 37

5




Кислоты в свете ТЭД.

Кислоты: их классификация, взаимодействие с солями.

§ 38

6




Основания в свете ТЭД.

Основания: их классификация, взаимодействие с кислотами и солями.

§ 39

7




оксиды

Оксиды: их классификация, отношение к кислотам и щелочам.

§ 40

8




Соли в свете ТЭД.

Соли: их классификация и свойства.

§ 41

9




Генетическая связь между классами веществ

Генетическая связь между классами веществ.

§ 42

10




Обобщение материала по теме: свойства растворов электролитов.

Обобщение материала по теме: свойства растворов электролитов.

повторение

11




Тестирование № 6

Контрольная работа № 6: свойства растворов электролитов.

-

12




Классификация химических реакций. ОВР.

Окислительно-восстановительные процессы. Окислитель, восстановитель.

§ 43

13




Составление ОВР.

Метод электронного и электронно-ионного баланса.

повторение

14




Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа № 8

Решение упражнений. решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.




15




Свойства кислот

Лабораторная работа: реакции характерные для растворов кислот

Оформление работы

16




Свойства щелочей

Лабораторная работа: реакции характерные для растворов щелочей.

Оформление работы

17




Свойства солей

Лабораторная работа: реакции характерные для растворов солей.

Оформление работы

18




тестирование

Итоговая контрольная работа

-




Похожие:

Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРешетник Марины Витальевны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Немецкий язык» 5 класс 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного курса немецкого языка для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по химии. 8 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по химии. 9 Класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по природоведению для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconУчебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2008, 2009. Сборник
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Программы основного общего образования по химии, программы курса...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...
Рабочая программа по химии для 8 класса основного общего образования iconРабочая программа по химии 10 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса химии 10класса, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы