Консультирование – как одна из форм работы рмо icon

Консультирование – как одна из форм работы рмо



НазваниеКонсультирование – как одна из форм работы рмо
Дата конвертации25.01.2013
Размер166.91 Kb.
ТипРеферат
источник

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ –

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ РМО


Жаркова Валентина Петровна, учитель биологии и экологии МОУ СОШ №1

р.п. Лысые Горы


Руководитель работы

Жирова Ирина Николаевна,

старший преподаватель


Саратов 2010

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………... 3 стр.


  1. Консультации – форма методической помощи руководителя РМО

    1. Классификация консультаций и виды консультирования……………...6 стр.

    2. Инновационные технологии в образовательном процессе……………..9 стр.


II.Роль руководителя РМО в консультировании авторских методических разработок

2.1 Роль руководителя РМО в консультировании авторских методических разработок.……………………………………………………………………13 стр.

2.2. Методическая работа с молодыми специалистами …………………..13стр.

2.3. Поиск новых форм организации методической работы……………15 стр.

III .Заключение……………………………………………………………….16 стр.


IV.Список литературы……………………………………………………….17 стр.


V.Приложение………………………………………………………………...18 стр


Введение

Повышение педагогического мастерства учителя – процесс перманентный. Конечно, перед начинающим учителем или учителем со стажем стоят разные методические проблемы. Тем не менее, проблемы всегда имеются. Особенно это актуально в периоды глобальных перемен в системе образования. Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно – методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями – вот задача руководителя РМО.

По отношению к учителю научно – методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчимым к внешним изменениям, в конечном счёте повышает его конкурентноспособность. Способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Главная тема преобразования школы в ходе её развития может быть реализована через десятки частных новшеств, тем, идей, методик, технологий выполняемых учителями на их уровне. Чтобы эти новшества создать, нужна творческая деятельность учителей, реализуемая, прежде всего, в различных формах методической работы.

Когда идеи (задачи) развития учителями на своём уровне определены, они нуждаются в технологической и методической инструментовке. Тут оказываются продуктивными такие формы методической деятельности как семинары, наставничество, школы передового опыта, открытые уроки, рецензирование, сетевые сообщества, консалдинговые центры, лаборатории, консилиумы, обучающие занятия, разъяснительные выступления, включение в совместную организацию деятельности, оснащении методической продукцией и др.

Совершенно очевидно, что методически неподготовленный учитель беспомощен во всех вопросах, аспектах развития школы и участвовать в развитии учреждения просто не сможет, а, значит, и весь процесс развития останется только на уровне деклараций или на бумаге. Реальных изменений в жизни школы, в результатах образования детей не произойдёт.

Сложившаяся схема повышения квалификации учителей предполагает, что каждый педагог раз в пять лет проходит соответствующую курсовую подготовку «с отрывом от производства». В условиях быстрого обновления содержания образования требований к подготовке выпускников школы этого явно недостаточно. Кроме того, для школ из отдаленных районов, особенно для сельских, такая командировка подчас бывает затруднительной. В результате сельские педагоги оказываются в наименьшей степени охвачены мероприятиями по повышению квалификации, хотя они зачастую нуждаются в этом больше других. Именно методическая помощь может оперативно и перспективно реагировать на запросы педагогов-практиков, других методистов.

Формы методической помощи могут быть разными: обучающие занятия, разъяснительные выступления, включение в совместную организацию деятельности, оснащение методической продукцией и др.

Особое значение в условиях модернизации отдается системе консультирования педагогических и руководящих работников и экспертной деятельности. Это одна из наиболее эффективных форм методической помощи .Образовательные учреждения должны четко знать, где, когда, у кого, в каком виде, по какому вопросу они могут получить квалифицированную методическую консультацию. Поэтому эта тема очень актуальна во все времена, особенно в наше насыщенное событиями время.

Само слово «методист» предполагает, что этот человек должен обладать способностью видеть проблему во всех плоскостях и учитывать её не только видимые, но и невидимые грани.

Цель моей работы: раскрыть значение одной из форм методической помощи – консультирования - в рамках методического объединения.

При этом я поставила следующие задачи:

  • рассмотреть классификацию консультаций и виды консультирования;

  • показать значение различных видов консультаций для педагогов;

  • познакомить с опытом работы по различным видам консультирования.



I. Консультации – форма методической помощи руководителя РМО.

1.1 Классификация консультаций и виды консультирования

Что это за форма работы – консультирование?

Вот трактовка этого понятия в «Словаре по педагогике» Коджаспировой Г. М. и Коджаспирова А.Ю.

«Консультация – одна из фор функционирования, заключающаяся в специальной организации профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи лицам, испытывающим в оптимизации своей активности»

В «Толковом словаре русского языка» консультация трактуется как: 1.Совещание специалистов по какому – нибудь делу, вопросу. 2.Совет, даваемый специалистом.

3. Дополнительные занятия преподавателя с учащимися

Консультации – форма методической помощи, предполагающая устное (или печатное) разъяснение методиста конкретному лицу или группе лиц по интересующему их вопросу, теме.

Консультации могут быть:

1. Тематические, которые позволяют глубоко, всесторонне рассмотреть определённый вопрос, обстоятельно раскрыть существо поднятой темы.

Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее. Возможно проведение цикла тематических консультаций в начале учебного года для различных категорий педагогических кадров; включение тематических консультаций в программу выездных семинаров; проведение тематических консультаций в соответствие с перспективным планом работы, например, 1 раз в месяц.

Подготовка и проведение тематических консультаций требует тщательного подбора методического материала, наглядных пособий.

2. Текущая консультация даёт возможность получить нужную информацию по очередным, повседневным вопросам, возникающим в практике воспитательной работы; проводится систематически, согласуется с планом работы методиста.

Текущие консультации помогают целенаправленно вести воспитательный процесс в коллективах, предупреждать методические ошибки.

3. Оперативная консультация решает вопросы своевременных рекомендаций, советов по организации и проведению конкретных дел, решению возникших в практике работы проблем.

Оперативные консультации, как правило, не планируются, они могут проводиться по инициативе методиста (например, как реакция методиста на замеченную во время посещения школы ошибку в организации воспитательного процесса, конкретных дел).

Консультации всех типов могут проводиться как на базе внешкольного учреждения, так и в школах. У методиста может быть определённый день консультаций.

Консультации могут быть индивидуальными и групповыми

Наиболее востребованными у педагогов являются консультации:

  • по элективным курсам

  • по вопросам аттестации

  • по педпрофильной подготовке

  • по проектной деятельности учащихся

  • по исследовательской работе

  • по проведению анализа уроков

  • по созданию индивидуального образовательного маршрута

  • по нетрадиционным формам урока

  • по работе с талантливыми и одарёнными детьми

Руководитель РМО проводит различные виды консультирования:

  • по оформлению портфолио

  • по требованиям к современному уроку

  • по различным формам урока

  • по проведению игровых технологий

  • по проведению бинарных уроков

  • по инновациям

  • по созданию авторских разработок

  • по исследовательской работе

  • по элективным курсам

  • в проведении олимпиад и др.



Каждый год учителя, входящие в РМО, проходят аттестацию на первую категорию. С каждым учителем я, как руководитель РМО, работаю индивидуально. Это рекомендации по оформлению портфолио, отдельно по критериям. Стараюсь поддержать учителя, посоветовать использовать ту или иную форму работы.

Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда? Всё чаще и чаще задумываются над этим вопросом учителя. На уроке в большей степени осуществляется познание ребёнка: создаётся фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.

Часто урок называют лабораторией учителя- самой сложной, так как работа идёт с «человеческим материалом».

Многие педагоги хотят разнообразить формы урока. Наряду с традиционными формами всё чаще проводятся нетрадиционные уроки.

Советую педагогам обращаться к методическим рекомендациям сборника СарИПКРо «Урок. Диагностика- проектирование-диагностика(анализ)» Это методические рекомендации по подготовке к уроку, анализу и самоанализу урока.

Современные учреждения образования нацелены на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребёнку. Неоценимым помощником в этом служит игра. Через игры идёт нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более содержательной, интересной.

Но важно в равной степени наличие игр индивидуального, парного, группового, командного, массового характера. При проведении урока-игры, игровых приёмов на уроках необходимо учитывать возрастные особенности

детей. И когда учителя обращаются с просьбой рассказать о том, какие можно проводить на уроках, обращаюсь к опытным коллегам провести мастер-класс и показать возможные варианты игр на уроках биологии и экологии.

Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Такие уроки необычные, интересные как для детей, так и для педагогов. Когда учителя планируют такие уроки, они получают советы от опытных учителей в рамках МО.

В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих

коллег. В обобщении и передаче передового опыта большую роль играет позиция руководителя РМО. Именно он знает способности своих коллег, их возможности. Если раньше обобщение и распространение опыта выглядело так: учитель рассказывает о своей работе перед коллегами, представляет свои наработки на суд сидящих перед ним, то в настоящее время существует процедура обобщения и распространения, о чём многие и не подозревают.

Поэтому потребуется огромная помощь руководителя РМО.

^ 1.2 Инновационные технологии в образовательном процессе

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к

педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Для учителей, желающих включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чём состоит сущность предполагаемого нового. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться.

Изменились требования, предъявляемые учителю. Выстраивание всей педагогической деятельности должно опираться на индивидуальные особенности каждого обучающихся, с опорой на его положительные стороны, с поддержкой позитивных сил развития ученика. Это означает, что учитель должен разрабатывать индивидуально ориентированные образовательные проекты.

Появилась необходимость в консультативной помощи по разработке, оформлению и экспертизе авторских элективных курсов, апробированию и внедрению в практику работы современных педагогических технологий (проектные, «портфолио», информационные и др.)

Педагоги должны повышать уровень информационной культуры. Современный учитель не может стоять на месте, он должен идти в ногу со временем. Он должен использовать Интернет – ресурсы Министерства образования и науки, участвовать в создании методической копилки, осуществлять сетевое взаимодействие, уметь составлять авторские электронные пособия в среде Power Point и др. Одной из совершенно новых форм саморазвития и методической работы педагога в современной школе является сайт учителя. На сайте учителя в открытом доступе можно порекомендовать поместить:

  • тематическое планирование преподаваемых курсов;

  • планы ближайших уроков;

  • варианты самостоятельных и контрольных работ;

  • экзаменационные материалы;

  • домашние задания учащимся с рекомендациями учителя по их выполнению;

  • благодарности, поздравления;

  • объявления, информация для детей и родителей

  • материалы для подготовки учащихся к олимпиадам;

  • методические разработки

Одной из наиболее перспективной форм взаимодействия педагогов является сетевое взаимодействие педагогов. Сетевая модель взаимодействия педагогов позволяет полнее удовлетворить профессиональные запросы педагогов в повышении своей квалификации.

Сотрудничество в сетевых сообществах обеспечивает взаимное методическое обогащение учителей с различным опытом, различной научной и методической подготовкой.

Для этих целей используются практически все технологии. Предоставляемые пользователями всемирной сети: электронная почта. Интернет- конференции, электронные библиотеки, дистанционные консультации и др.

Муниципальные и региональные ресурсные центры являются узлами сети, задачи которых является обеспечение информационной и научно – методической поддержки педагогов, реализующих и разрабатывающих инновационные образовательные программы.


^ II. Роль руководителя РМО в консультировании

2.1. Роль руководителя РМО в консультировании авторских методических разработок.

Учителя нашего методического объединения создают авторские методические разработки, поэтому появилась необходимость в консультировании педагога о процедуре оформления своих методических разработок. Те, кто этим когда – нибудь занимался, знают, что качественный текст сразу подготовить не удаётся. Автор сам обращается с просьбой к нескольким коллегам с просьбой подготовить рецензию на его авторскую работу. Рецензия предполагает обязательные предложения, подсказки, рекомендации, позволяющие ликвидировать недостатки. Кстати, рецензируя рукописи, любой педагог развивает свои аналитические способности, а значит, методически развивается, чем обеспечивает свой профессиональный рост. Авторская разработка – вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности учителя. Требования к оформлению разработки возрастает, если педагог намерен представить её на экспертизу в методический совет, в экспертный совет или аттестационную комиссию. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично ему интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому он должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов. Не каждый может справиться с такой работой самостоятельно, поэтому очень важна помощь консультанта - руководителя РМО. Такая деятельность направлена на обеспечение адресной поддержки учителя.

^ 2.2 Методическая работа с молодыми специалистами

Развивается система методической работы с молодыми специалистами. В начале года при анализе анкетирования выяснились слабые места в подготовке молодых специалистов. Молодых специалистов в нашем РМО всего два человека. Поэтому проводились индивидуальные консультации по следующей тематике:

  • знакомство с нормативно-методической базой

  • составление тематического и поурочного планирования

  • разнообразие методических приёмов, использованных на уроке

  • дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся

  • формы и методы контроля знаний на уроке

  • выбор темы для самообразования

  • техника и методика постановки целей урока

Начинающим учителям необходимо знание образовательных стандартов и реализующих их программ, знание возрастных особенностей обучающихся.

Важно осознание нетождественности темы урока и цели урока.

Молодому учителю приходится сталкиваться со многими проблемами, поэтому помощь в виде «Памятки для молодого учителя» окажет ему очень большую помощь.

Сегодня широкое распространение получила педагогическая диагностика как система методов и средств изучения профессионального опыта молодого учителя.

Руководителю школы и руководителю методического объединения полезно ознакомить молодых учителей со способами, разработанными В.П.Беспалько. Он выделил 4 основных компонента профессионального самосознания:

  • «актуальное Я» - каким сейчас себя видит учитель

  • «ретроспективное Я» - каким он себя видит на начальных этапах работы

  • «идеальное Я» - каким бы хотел стать учитель

  • «рефлексивное Я» - как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, учителя, родители.

Руководитель РМО проводит работу по знакомству с методической и педагогической литературой. Педагоги методического объединения обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников. На заседаниях методических объединений обсуждаются программы элективных курсов, их плюсы и минусы. Выступая, педагоги делятся своим опытом работы. Это помогает начинающим педагогам выбрать какой – либо элективный курс. Знакомятся с содержанием профильных учебников.Такого рода консультирование помогает педагогам в работе.

^ 2.3. Поиск новых форм организации методической работы

Руководители РМО в работе с коллегами должны использовать новые формы организации методической работы, уметь проконсультировать, как правильно провести то или иное мероприятие.

Одной из форм методической работы являются методические выставки. Выставка – это место, где обычно демонстрируются достижения учителей, школы. Чтобы эта выставка как форма работы была эффективной, она должна иметь интересное и полезное для учителей содержание .Чтобы выставка «работала», выполняла свои функции по распространению прогрессивного опыта и оправдывала ожидания учителей, под портретами учителей должно чётко сформулировано то, с помощью чего педагог достиг высоких результатов, что он создал. Разработки должны быть в достаточном количестве представлены на бумаге или дисках, чтобы записанное на них можно было взять с собой, изучить. И в этом должна быть помощь руководителя РМО.

В последние годы распространёнными стали мастер – классы. Мастер – класс – это почти синоним «ноу-хау», что в точном переводе с английского означает «знаю как». Но не все педагоги знают, как проводятся мастер – классы, хотя у них за плечами большой педагогический опыт. Поэтому необходима помощь

руководителя РМО, который хорошо знает способности своих коллег. Можно посоветовать дать открытый урок, прочитать лекцию, провести семинар, провести игру, показать и прокомментировать фрагменты своей работы и т.д. Чаще всего такие занятия проводятся на выезде и мастер может дать консультацию, как лучше провести подобные мероприятия всем, кому понравилось то, что он делает.

Очень интересная форма работы МО – методические посиделки, которая уже проводилась в нашем методическом объединении. Они носили неформальный характер. Потребность в неформальном общении свидетельствует о сплочении коллег нашего методического объединения. Была выбрана тема, и чтобы её осветить, придумывались задания, давались советы, как лучше что-то сделать. В итоге были приглашены интересные люди, выполнены презентации, придуманы интересные рецепты блюд. И конечно же речь пошла об учениках. Вспоминали случаи на уроках, кто и как выходил из трудной ситуации. В ходе общения рождались интересные идеи, планы.

Итак, мы видим, что консультирование во всех видах играет огромную роль в профессиональном росте учителя.

Заключение

Итак, мы видим, как необходимо учителю, особенно в условиях модернизации консультирование как одна из форм работы РМО.

Именно консультации позволяют глубоко рассматривать определённые вопросы, получить нужную информацию по повседневным волнующим их вопросам. Консультирование помогает учителю быть методически более компетентным, владеющим методикой объективного контроля и оценивания. Учитель приобретает навыки обосновывать выбранные методы и средства обучения. Нарабатываются умения пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями. Приобретаются знания о современных достижениях в области методики обучения. Учитель осознаёт цели и ценность педагогической деятельности, когда появляется позитивный настрой и желание работать.


Список литературы:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.

«Словарь по педагогике». Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»

М., ООО «ИТИ Технология», 2008.

3. «Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе. Автор- составитель Н.В.Ширшина,

Волгоград: Учитель, 2008

4 « Методический конструктор».Автор- составитель О.Н.Юдинцева

Минск: Красико- Принт, 2008

5. «Урок. Диагностика-проектирование-диагностика(анализ)»,Саратов, СарИПКРо, 1999

6.М.М.Поташник «Управление профессиональным ростом учителя в совре менной школе» методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009

7. Научно –методический журнал «Методическая работа в школе»

№1, 2009, №1, 2, 2010.





Похожие:

Консультирование – как одна из форм работы рмо iconПрограмма «Учимся с Intel» как одна из эффективных форм работы классного руководителя» "Дать детям радость в учении это первая заповедь воспитания" В. А. Сухомлинский
«Программа «Учимся с Intel» как одна из эффективных форм работы классного руководителя»
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconТестирование как одна из форм контроля
Из опыта работы Пегусовой Риты Вячеславовны, учителя математики высшей квалификационной категории
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconАнализ работы рмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Тема работы рмо: «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования как условие повышения...
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconПлан работы рмо учителей математики
...
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconЕ. П. Корастилева «Мастер-класс» как одна из форм работы с одаренными детьми
Целью занятия с Мастером является достижение более совершенного исполнения и глубокого раскрытия смысла музыкального сочинения
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconТочная дата аттестации
Не запрещается принимать участие в работе двух и более рмо. На основании данных в этом столбце руководители рмо будут формировать...
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconУченический проект как одна из форм организации групповой работы
Реализация на практике программы развивающего обучения Л. В. Занкова помогает мне и моим ученикам постоянно находиться в творческом...
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconАналитическая справка по итогам проведения муниципальной Школы молодого руководителя Занятие №1 «Планирование как одна из основных функций управления» Дата проведения мероприятия
Участники мероприятия: заместители директоров по увр, руководители рмо, методисты оу (со стажем работы до 5 лет)
Консультирование – как одна из форм работы рмо iconЕпанчин П. М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма

Консультирование – как одна из форм работы рмо iconСетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы