Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний icon

Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Дата конвертации25.01.2013
Размер153.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Министерство образования Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗНАНИЙ





Саратов 2010


Методические рекомендации по проведению Дня Знаний / Под ред. Н.Г. Чаниловой. – Саратов, 2010. –13 с.


Авторы-составители:

С.В. Домникова, Н.А. Полякова


Данные методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе образовательных учреждений.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Педагог может провести занятие с опорой на представленные разработки, учитывая собственный опыт, а также возрастные особенности учащихся.


© Министерство образования Cаратовской области, 2010

© ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2010


ВВЕДЕНИЕ


Запомни: знанье – это ширь морская,

Которой нету ни конца, ни края.

Не думай, как бы ни был ты велик,

Что ты всего достиг и все постиг.

Ю. Баласагунский


Первого сентября в нашей стране начинается учебный год. Этот день уже давно стал праздником – Днем знаний. От того, какой настрой задаст этот праздник, зависит очень многое. Разумеется, этот день должен быть ярким, запоминающимся. И здесь возможно несколько сценариев его проведения: можно ограничиться линейкой перед школой с традиционными призывами хорошо учиться, любить свою школу, учителей, а затем организовать экскурсию в парк или музей, но в этом случае вряд ли истинная цель праздника будет достигнута. А можно помочь детям настроиться на учебный год: включить их в совместное со взрослыми решение новых проблем, поставить серьезные задачи с помощью проведения не только общешкольной линейки, праздничных мероприятий, но и запоминающегося классного часа, заставляющего думать, рассуждать, учиться принимать решение.

Стало доброй традицией посвящать наступающий год наиболее важным проблемам государства: 2008 год проходил под знаком Семьи, 2009 стал Годом Молодежи, 2010 – Годом Учителя, а 2011 объявлен Годом Образования и науки. С этим предложением выступил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель в Екатеринбурге в июле 2010 года.

Потенциал государств в настоящее время во многом определяется уровнем развития образования и науки. Российская наука и образование всегда были нашим достоянием и гордостью, а российская молодежь – это мощная сила, обладающая современными знаниями, навыками и огромными интеллектуальными способностями, которые должны быть использованы с максимальным эффектом во благо ее самой, а также развития и укрепления России. Поэтому приоритетным в образовательной политике государства в настоящее время является направление, связанное со становлением «новой школы», с ориентацией на современное образование и науку как важнейший стратегический инновационный ресурс России.

Становится очевидным, что эффективная работа учителей и педагогической общественности с обучающимися – неоценимый вклад в социально-экономическое развитие региона и России в целом.

Детские и юношеские годы являются благоприятным периодом для развития ума, интеллекта, мотивации к образованию, для формирования стремления быть полезным людям, своей малой родине, стране не только в школе, вузе, но и на протяжении всей жизни. Поэтому федеральная и муниципальная политика в области образования направлена на решение главной задачи – помочь вступающим в жизнь школьникам интеллектуально и духовно состояться, устоять перед соблазнами легкой жизни, обрести истинные ценности, сохранить основы каждой личности – честь, совесть, достоинство.

В этой связи министерство образования Саратовской области, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования рекомендуют провести 1 сентября День знаний с учётом возраста учащихся по трем темам:

  • для учащихся начальной школы – «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»;

  • для учащихся средней школы – «Школа завтрашнего дня »;

  • для учащихся старшей школы – «Образование и наука – выбор поколения XXI века».

Большое значение в настрое детей на новый учебный год имеет не только содержание, но и форма урока Знаний. Поэтому целесообразно использовать для

^ 1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу и под.;

5-8 классов – урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, создание и презентацию стратегических ученических проектов, фотовыставку, урок-экскурсию, урок-встречу с ветеранами педагогического труда, выпускниками учреждений образования, выдающимися жителями района и т.д.;

^ 9-11 классов – деловую игру, создание и презентацию стратегических ученических проектов, мозговой штурм, дискуссию, дебаты, экскурсии в средние специальные и высшие учебные заведения г. Саратова и области, встречу с представителями науки.

Педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений рекомендуем для проведения Дня знаний этого учебного года (в зависимости от выбранной темы) пригласить учителей-ветеранов, талантливых студентов, молодых ученых, добившихся высоких результатов в науке.

В процессе организации и проведения классных часов возможно использование примеров из литературы, кинематографии, публицистики, а также материалов и творческих работ учащихся.

При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников:

- учащимся младшего школьного возраста следует рассказывать о важности древней и нужной профессии учителя;

- учащимся среднего школьного возраста целесообразно рассказать о президентской инициативе «Наша новая школа», возможно осуществление деятельности по разработке проекта, например «Школа будущего», «Школа, в которой я бы хотел учиться» или «Школа моей мечты» и т.д.

- учащимся старшего школьного возраста рекомендуется обсуждение вопросов, связанных с проблемой «Образование и наука», формированием позитивного отношения к образованию, науке. Возможно создание творческих и проектных работ по данной тематике.

Предлагаемые ниже материалы для классных часов носят рекомендательный характер. Они помогут учителям в решении различных воспитательных задач: раскрыть потенциал души ребенка; пробудить интерес, желание познавать мир и приобретать знания; повысить престиж образования и науки среди школьников; осознать важность и нужность профессии учителя.

Педагог может провести занятие, опираясь на данные разработки, учитывая собственный опыт, накопленный материал, возрастные особенности и уровень подготовки учащихся, традиции образовательного учреждения и района.


^ Классный час для учащихся 1-4 классов


«Учитель – профессия нужная, важная,

самая главная на земле»


Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя.


Оформление: тема классного часа (на доске или слайде), высказывания великих людей об учителе.


^ Место проведения: библиотека, актовый зал, школьная рекреация и т.д.


Ход классного часа


Учитель:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
И каждый выбирал дорогу,
И каждый выбирал свой путь.
О тех же, кто был рядом с нами,
Кто нас учил и наставлял,
Поговорим сегодня с вами.

Честь отдадим учителям!


Ребята, 2010 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Учителя. Как вы думаете, почему именно этой профессии посвящен целый год?


(Дети отвечают на вопрос)


Учитель: А что обозначает слово «профессия»? Я предлагаю вам разделиться на группы и попробовать всем вместе дать объяснение этому понятию.

(Класс делится на микрогруппы – по 2-3 человека – и работает над заданием в течение 5 минут, а затем предлагает свои варианты определения понятия «профессия»)

Учитель: Спасибо вам всем. А теперь давайте послушаем, какое дано определение этому понятию в Большой Российской Энциклопедии. «Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
лат. Professio – объявляю своим делом». Объявляю своим делом! Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу. Ребята, как вы думаете, что обозначает выражение «вложить свою душу в какое-либо дело»?

(Дети отвечают на вопрос)

1 ученик:

Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.

Учитель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель? Вы уже распределились на небольшие группы, и я предлагаю вам продолжить работу в этих группах и ответить на заданный вопрос.

(Дети работают в течение 5 минут, затем предлагают свои варианты ответов)

Учитель: Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д. Ребята, представьте себе, что было бы, если бы этой профессии не было совсем? Подумайте немного и расскажите, как бы изменился мир.

(Дети выполняют задание и вместе с учителем делают вывод)

2 ученик:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Учитель: Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

Учитель: В завершение нашего классного часа я предлагаю вам еще раз поработать в группах. В начальной школе у вас по всем предметам один учитель. Он преподает и русский язык, и чтение, и математику, и природоведение, и др. Но когда вы уйдете из начальной школы, у вас появится много других учебных предметов. Вспомните и перечислите в группах предметы, которые преподают в средней и начальной школе. Ваш ответ должен звучать так: «Химию преподает учитель химии».

(Дети работают в течение 5 минут и отвечают)

3 ученик:

Прекрасна школьная пора,
И нам дано в ней опериться.
Чтоб стать мудрее, чем вчера,
Нам надо многому учиться.

Мы робко входим в первый класс,
Неся букварь – источник знаний,
По неизвестным тропкам нас
Ведёт учитель со стараньем.

Мы постигаем мир вокруг,
Ответы ищем на вопросы,
Учитель наш – наш добрый друг,
Нам с ним всегда легко и просто.

И пусть пройдёт немало лет,
Как вдруг невидимые нити
Зажгут в нас тоже добрый свет,
Что подарил нам наш учитель!


^ Классный час для учащихся 5-8 классов


«Школа завтрашнего дня »


(по материалам учителя МОУ СОШ № 16 «Школа успеха» Ростовской области Семилетовой Е.В.)

Цели: развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия;

формировать толерантное отношение к окружающим;

создать проект школы будущего.

Оформление: тема классного часа на доске, мультимедийный проектор, экран.

^ Место проведения: актовый зал, библиотека, кабинет информатики (любой кабинет, где есть оргтехника).

Ход классного часа

(Учащиеся сидят полукругом)

Слайд № 1 Тема классного часа

Демонстрация фильма о школе (в каждом образовательном учреждении есть «визитная карточка школы», снятая на видеокамеру, поэтому можно использовать уже готовый вариант, а можно дать задание группе детей снять фильм специально к первому сентября).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас за сорок секунд пролетела школьная жизнь. Вы – ученики средней школы. Пройдет совсем немного времени, и для вас прозвенит последний школьный звонок. Вы войдёте во взрослую жизнь, но школа на всю жизнь останется в вашем сердце. А какой будет школа после вас, в какую школу придут ваши дети? Давайте попробуем сегодня подумать и создать школу завтрашнего дня (в которой, возможно, успеете поучиться и вы), школу для ваших детей. Будет ли она школой из нашумевшего сериала или будет школой, которая воспитает гармоничную, яркую личность, граждан великой страны.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а кто, на ваш взгляд, является участником образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)? Давайте мы сейчас попробуем оценить сегодняшнюю школу с позиции ученика, учителя и родителя. У вас в руках карточки с изображением ученика, родителя, учителя. Соответственно карточкам составьте группу УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ.

(Учащиеся собираются в группы в соответствии с теми карточками, которые им достались. У каждой группы должен быть доступ к компьютеру. Работа в группах)

Учитель: Чтобы войти в школу будущего, в школу завтрашнего дня, надо осознать «плюсы» и «минусы» сегодняшней школы. Группа УЧЕНИКОВ оценивает их с позиции учеников, группа УЧИТЕЛЕЙ оценивает их с позиции учителей, группа РОДИТЕЛЕЙ оценивает их с позиции родителей.

Свои выводы вы можете записать на собственной странице в соответствующую колонку. После того как вы выясните положительные и отрицательные черты современной школы, проанализируйте их и приготовьтесь защитить свою позицию.


(Учащиеся записывают и отстаивают свою позицию с помощью слайдов. Учитель организует обсуждение, комментирует и дополняет)

Учитель: Все «плюсы» мы, безусловно, возьмем в школу будущего, а «минусы» попробуем превратить в «плюсы». Будет ли такая школа идеальной?

Мы с вами все являемся участниками образовательного процесса и давайте теперь объединимся и вернёмся обратно в круг.

Скажите, пожалуйста, а что для вас, как для будущих родителей, самое главное в школе?


(Учащиеся отвечают)


Учитель: Для меня, как для матери (отца), самое главное – спокойствие за физическое и психическое здоровье детей, ведь мы отдаём в школу самое дорогое, что у нас есть – собственного ребёнка, и нам хочется, чтобы его никто не обидел.

Давайте сейчас посмотрим фрагмент анимационного фильма «Адажио» (музыка: «Адажио» Альбиони, исполняет оркестр Герберта фон Карояна)


(Анимационный фильм «Адажио» можно скачать с сайта Гарри Бардина. Его продолжительность 8 минут)


Слайд № 2 фильм «АДАЖИО»

(Учащиеся вместе с классным руководителем анализируют просмотренный мультфильм)

Учитель: Давайте теперь сядем в круг и всем нашим образовательным сообществом подумаем над пятью основными направлениями преобразования современной школы в школу будущего, школу для ваших детей.

(Эту работу можно выполнять по группам, а можно всем вместе. В первом варианте каждая группа сначала определяет пять направлений, а затем они записываются на доске. Совпадения принимаются без обсуждения. Если класс не делится на группы, то учащиеся просто называют направления, а учитель записывает их на доске)


Учитель: Обратите внимание на то, что вы думаете в унисон с нашим Президентом и большинство позиций школы будущего, которые вы записали, соответствует позициям Президентской инициативы «Наша новая школа».

На сегодняшнем классном часе мы с вами положили начало большому проекту «Школа завтрашнего дня». В течение года мы можем продолжать работу над этим проектом, и тогда, кроме основных направлений обновления современной школы, мы сможем выработать и пути реализации этих направлений.

Пусть школа будущего будет так же любима вашими детьми, как вы любите и цените свою сегодняшнюю школу!

Спасибо вам за творчество. Успехов. До свидания!


^ Классный час для учащихся 9-11 классов


«Образование и наука – выбор поколения XXI века»

Цели:

- помочь учащимся осознать свое отношение к проблеме развития образования и науки;

- повысить престиж образования и науки среди будущих выпускников;

- развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия.

Оформление: тема классного часа на доске, мультимедийный проектор, экран.

^ Место проведения: актовый зал, библиотека.

Подготовительный этап: на предварительной встрече с учащимися рекомендуется провести опрос их отношения к развитию современного образования и науки. Вопросы можно составить самостоятельно, их не должно быть больше трех.

^ Ход классного часа

Учащиеся сидят полукругом.

Слайд № 1 Тема классного часа

Учитель: Здравствуйте ребята! Выбор темы первого классного часа в этом учебном году был не случайным. Дело в том, что на встрече Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель в Екатеринбурге в июле 2010 года отчетливо прозвучало предложение объявить следующий год Годом Образования и науки. Почему же эта тема является настолько актуальной, что ей было решено посвятить целый календарный год? Что такое образование и наука в современном мире? Каково ваше отношение к российскому образованию и российской науке? На эти и другие вопросы мы сегодня вместе будем искать ответы.

Для начала давайте попробуем дать определение этим двум понятиям – «образование» и «наука». Я предлагаю вам разделиться на группы по 2-3 человека и в течение 5 минут выполнить это задание.

(Учащиеся собираются в группы и работают в течение 5 минут, а затем озвучивают свои варианты ответов)

Учитель: Спасибо! А сейчас давайте посмотрим, что предлагает нам Большая Российская Энциклопедия: «^ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование» (Д.Н. Ушаков).

«НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов» (Д.Н. Ушаков).

Здесь же читаем: «Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований».

Учитель: В последние десятилетия подрастающее поколение несколько утратило интерес к образованию и науке. На предварительной встрече вы отвечали на предложенные вопросы. Давайте вместе проанализируем ваши ответы.


(Анализ ответов старшеклассников на вопросы. Опросник составляется индивидуально для каждого класса, с учетом специфики классного коллектива)

Учитель: Помня выводы, которые мы с вами сделали, проанализировав ваши ответы, давайте попробуем обсудить в группах следующие дилеммы:

1 группа - «Интересоваться наукой или нет?»;

2 группа - «Так ли важно хорошо учиться или можно кое-как?»;

3 группа - «Диплом за деньги, лишь бы был, или диплом как показатель твоих реальных знаний?».

^ Каждая из групп должна определить:

1 группа - причины отсутствия интереса к науке у современной молодежи;

2 группа - причины нежелания учиться у современных школьников;

3 группа - причины желания «купить» документ о высшем образовании.


(Учащиеся работают в течение 10 минут, а затем делятся своими мнениями)

Учитель: На заключительном этапе нашей встречи давайте все же попробуем ответить на вопросы: «Какова роль образования и науки в жизни современного человека?» и «Сколько времени нужно посвятить получению образования?»

(Учащиеся работают в группах по 5-6 человек. Обсуждение. Подведение итогов).


Список рекомендуемой литературы

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Изд. «Первое сентября, 2003. – 208 с.

  2. В первый погожий сентябрьский денек/ ред.-.сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003.- 128 с. – (Праздник в школе).

  3. День знаний/ ред.-сост. Л.И. Жук – МН.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.- 128 с. – (Праздник в школе).

  4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.-128 с.

  5. Никулина В. Примерное положение о проведении праздничных мероприятий в образовательных учреждениях области // Воспитательная работа в школе. - 2008.- №4.

  6. 50 сценариев классных часов / М. : Центр «педагогический поиск», 2002 – 160 с.





Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
Гаоу дпо «саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний. Глушко О. В., методист моу «Учебно-методический центр» Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога
Основные направления проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года
...
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке...
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации к проведению дня открытых дверей
Проведение Дня открытых дверей предполагает 100% охват всех педагогов образовательного учреждения
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconДокументи
1. /Методические рекомендации для преподавателей/Методические рекомендации по созданию фонда...
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний iconМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы