Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена icon

Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена



НазваниеПоклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена
Алаева Елена
Дата конвертации19.01.2013
Размер99.03 Kb.
ТипРеферат
источник


«ОТЕЧЕСТВО.

Саратовский край в истории России – 2009»

Номинация «Летопись родного края»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МОУ «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Новоузенска»


ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЕЧНЫМ СВЯТЫНЯМ


Автор: Алаева Елена,

учащаяся 9 класса

основной общеобразовательной школы №2 г. Новоузенска.

Домашний адрес:

412360, г.Новоузенск,

пер.Курский, д.36

д.тел: 2-57-07

Научный руководитель:

Уталиева Аслима Набукеновна,

учитель истории основной

общеобразовательной школы №2 г.Новоузенска.

Адрес:412361 г.Новоузенск,

ул.Новоузенская, д.116,

ООШ №2, тел: 2-57-33.


Саратов -2009


Содержание


Вступление…………………………………………………………………………………3

Глава 1……………………………………………………………………………………....5

Глава 2………………………………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………………..10

Источники…………………………………………………………………………………11


20-летию возрождения Православного прихода в

г. Новоузенске

1989-2009 гг.


Введение.


В нашем Новоузенском парке появилось еще одно красивое место – это храм святой Екатерины. Ухоженные клумбы, ровные дорожки, уютная прилегающая территория заставляют обратить на себя внимание. Каждый день можно увидеть входящих в храм людей. Особенно многолюдно бывает в воскресные дни и в дни христианских праздников. Вот и я оказалась неравнодушна к этой красоте. Однажды вместе с подругой решилась войти туда, хотя и была ранее в храме вместе с родителями, когда я принимала таинство крещения. Приветливо нас встретил отец Александр, поинтересовался целью визита, рассказал об убранстве храма, пояснил, что это не просто место, где люди совместно молятся, а Дом Божий. Впоследствии еще много раз я бывала здесь вместе с бабушкой, все больше и больше проникаясь красотой божественной литургией и церковным песнопением. Из бесед со священником Александром стало известно, что в 2009 году исполняется 20 лет возрождению Православного прихода в нашем городе. Мне стало интересно, а как же общались люди с Богом, когда храма в городе не было, были ли в Новоузенске когда- либо другие храмы и церкви, почему возникла необходимость их возрождения.

Приступая к этой работе, я вместе со своими одноклассниками побывала на экскурсии в храме святой великомученицы Екатерины, рассказы отца Александра помогли узнать об истории восстановления. Использовала материалы краеведческого музея, также материалы Новоузенского архива. Беседовала с детьми, посещающими воскресную школу при храме, изучила очерки А. Новикова «Узенский край. Из истории Саратовского Заволжья» и Л. Губенковой «Оазис среди степи», статьи из газеты «Новая степь».

Я считаю, что моя тема одна из самых актуальных, так как сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и как никогда остро стоит проблема возрождения духовности. К сожалению, многие десятилетия в нашей стране религиозные взгляды подавались как «опиум народа». В результате целые поколения людей стали оторваны от духовно-нравственных традиций народов. Это привело к распространению насилия, снижению поведенческой культуры, наркомании, самоубийствам, сексуальной распущенности среди несовершеннолетних, межнациональным конфликтам.

Целью моей работы является изучение истории храмов и церквей Новоузенска. В первой главе я расскажу о заселении Узенского края, становлении русских православных традиций и образовании города Новоузенска, строительстве Покровского собора и его уничтожении. Вторую главу посвящаю сегодняшним дням нашего храма.

Таким образом, на примере возрождения храма я попытаюсь показать возрождение былых устоев русского общества.

^ Глава 1

Страницы истории

Впервые в русской картографии река Узень и заволжские степи упоминаются в конце ХVІ - начале ХVІI веков. Сюда бежали от крепостных пут крестьяне, скрывавшиеся от военной службы солдаты, преследуемые властями старообрядцы и все, кто искал лучшей доли. Жизнь переселенцев была совсем не безмятежной, ведь власти считали их опасными элементами. Так продолжалось до 1780-х годов, когда на Узень стали прибывать первые партии официальных переселенцев: началась правительственная колонизация узенских земель. Из всех селений Чертанла становится наиболее привлекательной для прибывающих, так как она стала «деревней многодворной».*

Вторая переселенческая волна существенно увеличила темпы прироста жителей. В этот период в стране предпринимались Екатериной II и Павлом I административно-территориальные преобразования. Так по указу от 11 января 1780 года было учреждено Саратовское наместничество (губерния) с 10 округами (уездами), вводились приказы и волости. В них избирали должностных лиц на мирских сходах – всем «миром». « «Мир», уходивший корнями в глубокое прошлое, выступая хранителем народных обычаев и традиций, в представлении крестьян он был оплотом справедливости и гарантом их социальной защищенности. За неисполнение правил веры, за буйство, пьянство, мотовство, леность, неповиновение должностным лицам «мир» мог приговорить крестьянина к наказанию розгами, отправить в смирительный дом, отдать провинившегося в рекруты, либо сослать в Сибирь».** Вначале основным занятием крестьян было скотоводство и лишь в середине ХІХ века началось увеличение посевных площадей. Пшеницу вывозили на продажу.

* Журнал «Волга», №5 1995 г. А.Новиков «Узенский край. Из истории Саратовского Заволжья»

** Журнал «Волга», №5 1995 г. А.Новиков «Узенский край. Из истории Саратовского Заволжья»

Власти считали своей обязанностью содействовать развитию земледелия, укреплять их хозяйства и, конечно же, заботиться о поддержании православной веры. Однако наряду с государственной православной религией здесь широко были распространены различные секты. Кроме того, все Заволжье было одним из центров старообрядческого мира. В архивных документах встречаются жалобы священнослужителей в Синод: «Сектанты дозволяют себе делать все по расколу. Молокане, поморцы собираются в дома, где молятся двуперстно и склонны к расколу». А где же совершали православные свои религиозные обряды? Точных сведений на этот вопрос пока не найдено. Есть сведения, что в начале XIX века в Чертанле функционировала церковь святой великомученицы Екатерины, вывезенная из упраздненной крепости Узень и построена эта церковь была в 1790 году.

С началом правления Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. «Развернулись массовые репрессии против всех, кто не признавал официальной церкви. Их заключали в тюрьмы, отправляли в ссылку, подвергали телесным наказаниям».*

Летом 1833 года статский советник Совета министров К.И. Арсеньев совершал правительственную инспекцию края. Увиденное произвело на него сильное впечатление, так как появилось много крупных и зажиточных сел, деревень, хуторов. Арсеньев предлагает Николаю I с целью ослабления раскола учредить новые города, открыть школы, раскольников выдворить. 18 декабря 1835 года был подписан указ царя об учреждении в Саратовском Заволжье трех уездов: Николаевского, Новоузенского, Царевского. Торжественное открытие новых уездных городов состоялось в мае 1836 года. Приток населения возрастает за счет крестьян среднерусских и украинских губерний. Немало перебралось казахов. Рядом жили русские, украинцы, немцы, литовцы, татары, чуваши, поляки. Таким образом, состав населения становится многонациональным.

* Журнал «Волга», № 6 1997 г. Л.Губенкова «Оазис среди степи»


В 40-е годы на городской площади был построен деревянный Покровский собор. И уже в те годы ставился вопрос о постройке более обширного храма, так как существовавший не мог вместить всех молящихся. После отмены крепостного права было создано уездное земство. Располагая средствами, оно построило школы, больницу, библиотеку, Народный дом. В Новоузенске в 1859 году была основана женская община. И по указу Святейшего Синода 22 декабря 1868 года открыт Свято-Троицкий монастырь. Он располагался в одном из самых живописных мест города, на его северной окраине. Монастырь имел свои пашни, дома, водоемы, хозяйственные постройки и сад. На другом конце возвышалась мечеть людей мусульманского вероисповедания. Действовало в городе еще семь церквей и молелен (приложение 1).

На заседании Новоузенской думы 7 июля 1879 года городской голова И.А.Лохмотов внес предложение увековечить 25-летие правления Александра I постройкой каменного собора, и в тот же день на имя государя было составлено прошение, которое царь удовлетворил. Исполнительная комиссия в составе городского головы А.К.Рождественского, купцов Ф.И. и П.И. Помельцовых, мещан А.Т.Лобачева, К.С.Фомина, Л.А.Каткова, К.Ф.Крючкова, коллежского советника Н.А.Путилова приступила к заготовке строительных материалов, составлению сметы. Проект собора был разработан саратовским инженером А.М. Салько. 15 мая 1893г при личном участии его Преосвященства Гурия состоялась закладка храма, а к осени 1901 года все строительные, отделочные работы, роспись храма были завершены, и в октябре состоялось освящение Покровского собора. По размерам этот храм превосходил предшествующий. Точная его площадь 1024 кв. саженей. Пространство перед собором занимала Соборная площадь, где и в былые годы были ухоженные клумбы с цветами ( приложение 2).

События 1917 года привели к образованию Новоузенского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Советская власть во главе с большевиками провозгласила себя атеистами, и декрет от 23 января 1918 года отделил церковь от государства и школу от церкви. Это стало основой для повсеместного закрытия церквей, конфискации для нужд революции церковного имущества, ареста священнослужителей. Усилилась антирелигиозная пропаганда и гонения верующих. Подтверждением служат архивные записи событий 1920- 1930-х годов в г. Новоузенске: 1марта 1932г- закрыта единоверческая церковь, 22 декабря 1934г – Калитов М.Ф. лишен избирательных прав как служитель религиозного культа, 9 ноября 1935г – изъятые из Собора ковры и др. имущество передать городскому совету и т. д. ( приложение 3 ).

В апреле 1935г Новоузенский райисполком расторгнул договор с коллективом верующих и передал Покровский собор в распоряжение горсовета. В 1937-1938 гг. Собор был разрушен, а кирпич использован для строительства родильного дома ( приложение 4).

В течение следующих 50 лет действующей церкви в Новоузенске не было.

Теперь, по прошествии времени, мы осознаем, что Покровский собор был самым значительным архитектурным сооружением нашего города. И очень жаль, что в 30-е годы в нем видели лишь религиозный храм, а не памятник культуры и его не сохранили.

^ Глава 2

Православная церковь сегодня

В апреле 1988 года инициативная группа православных христиан, сумевшие во время хаоса и погромов спасти церковные иконы, обратилась в Новоузенский городской Совет с просьбой ходатайствовать перед Советом по делам религии о регистрации религиозного объединения православных христиан ( приложение ).

Первым настоятелем церкви святой великомученицы Екатерины стал священник Валерий Генсицкий, трудами и стараниями которого при посильной помощи прихожан было отремонтировано здание частного дома. Первое богослужение было совершено 21 сентября 1989 года. В 1994 году общине было передано здание, бывшее некогда церковно-приходской школой разрушенного Покровского собора. С момента передачи здание церкви постепенно приводится в надлежащий вид. В настоящий момент настоятелем церкви является священник Александр Милованов, который также многое делает для того, чтобы к юбилею выполнить ремонтно-реставрационные работы и установить новые купола ( приложение 5).

Во время посещений церкви я была приятно удивлена увиденным внутренним убранством, узнала, что тысячи людей в течение 20 лет приняли святое крещение, связав свою духовную жизнь с Православием, растет число молодежи среди прихожан. При церкви действуют две воскресные школы- для взрослых и детей. Мне представилась возможность побеседовать с ребятами во время их занятий. Отрадно, что мои сверстники учатся размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, предательство, любовь, добро, зло, справедливость, совесть и пр. Не так ли складывается духовное богатство личности? А дух всегда в традициях русского народа рассматривался с нравственным началом. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, жалость. Считаю, что это особенно важно для нас, молодых, т.к. именно сейчас мы находимся на пути поиска самих себя, познания своей сущности.

Заключение


Когда создавалась эта работа, произошли значительные события в жизни нашей страны – скончался патриарх Алексия II, который неоценимо много сделал для возрождения религии и поднятия ее на новый уровень. А 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась церемония интронизации шестнадцатого патриарха Кирилла. В эти дни стало очевидным, что большинство наших граждан - верующие, чувствовалось единение всего православного народа. В нашей стране был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997), подтверждающий право каждого на свободу совести и вероисповедание, а также на равенство перед законом независимо от религии и убеждений. В этом документе подчеркивается важность содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах совести и вероисповедания. Все эти факты доказывают, что страна находится на верном пути.

Таким образом, на примере истории возрождения храма святой великомученицы Екатерины, я попыталась показать реабилитацию религиозного мировоззрения в нашей стране и возможность формирования у молодого поколения твердых убеждений, историческую связь жизни новоузенцев с предшествующей жизнью Отечества.

Важно, что написание работы отразилось и на моих взглядах на жизненные ценности. Я поняла, что совесть всегда с человеком и он действует в согласии со своими внутренними убеждениями. Положительными, добрыми примерами , на которые я могла бы ориентироваться, стали отец Александр и работники церкви. Изучение замечательных храмовых сооружений заставило задумываться о прекрасном и ценить его.


Источники:

Материалы Новоузенского краеведческого музея;

Статьи из газеты «Новая степь» №

Очерки А. Новикова «Узенский край» журнал «Волга» № 5 1995г. и Л. Губенковой «Оазис среди степи» журнал «Волга» 1997г.

http:// www.sedmitza.ru/text/429793.html

http: //festival.1september.ru.articdes/504529/

Использованная литература:

Учебники «Введение в обществознание.8-9» под ред . Л.Н. Боголюбова.2005г и «История России XX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 1999г.






Похожие:

Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconСистема работы с одаренными и высоко мотивированными детьми. Сотрудничество учителя и ученика автор: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №19»
Автор: Клементьевская Елена Александровна, учитель биологии моу «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша Мурманской...
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconАвтор презентации: Никифорова Елена Юрьевна

Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconАвтор: Благинина Елена Романовна 8 класс Моё село

Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена icon«Хопёрский государственный природный заповедник»
Нижнекарачанского сельского поселения –автор Верещагин Юрий, 10класс (руководитель проекта Жиляева Лилия Николаевна), причины экстремизма...
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconКак появились натуральные ткани Учебное пособие
Автор: учитель ручного труда и изо шушенской начальной общеобразовательной школы Демидович Елена Геннадьевна
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconУрок литературного чтения по теме: «А. Прокофьев «Берёзка»
Автор: Акимова Елена Валентиновна, учитель начальных классов мбоу «Лицей им. С. Н. Булгакова» г. Ливны Орловской обл
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconЗанятие в первой младшей группе
Автор: Волкова Елена Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории доу №21, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconЗанятие в подготовительной группе «Математический блиц турнир» Программное содержание
Автор: Волкова Елена Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории доу №21, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconПротокол заседания Управляющего совета гоу сош №652 Дата 30. 11. 2010г
Присутствовали: Фоменко Е. Н., Жук Л. Н., Кравцова И. Л., Маргарян О. А., Черников А., Уткин И., Артамонова Л. Н., Фирганг И. С.,...
Поклоняемся вечным святыням автор: Алаева Елена iconОбластного этапа VIII международного конкурса детского творчества
Автор работы: Елена Гладышева (9 лет), ученица мбоу «Добринская сош», ученица Детской школы искусств с. Александровка Александровского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы