Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся icon

Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся



НазваниеЭлективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся
Дата конвертации21.01.2013
Размер203.13 Kb.
ТипЭлективный курс
источник


Управление образования администрации

объединённого муниципального образования

Петровского района Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

города Петровска

имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова

(МОУ СОШ № 3 г. Петровска)


СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ


Элективный курс по русскому языку

для предпрофильной подготовки учащихся.

Автор – Фролова Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 г. Петровска

Саратовской области.

Контактный телефон 2-63-15


Петровск, 2007


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 12 учебных часов, адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы, является предметным курсом, представляет собой дополнение к общеобразовательным программам по русскому языку.

^ Концепция программы. Формирование успешной личности, способной интегрироваться в общество, соответствовать его потребностям сегодня как никогда зависит от коммуникативных возможностей подрастающих граждан. Владение навыками эффективного общения позволяет чувствовать себя уверенно, помогает предотвращать конфликты, достигать взаимопонимания с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, впоследствии – с подчинёнными и с начальством. Получение этих навыков уже в 9 классе позволит осознанно подойти к вопросу о выборе направления дальнейшего обучения, будет особенно полезно тем, кто предполагает получить образование гуманитарного профиля, приобрести впоследствии специальность, нацеленную на работу с людьми.

^ Актуальность и значимость. В существующих школьных программах по русскому языку предусмотрена работа по развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. Чтобы на практике реализовать возможность приобщения учащихся к знаниям в области эффективного общения, необходимо систематизировать сведения о рациональном речевом поведении, содержащиеся в учебниках, дополнить их, отработать основные навыки, необходимые для того, чтобы общение в различных сферах жизни было эффективным.

^ Цель данной программы - подготовить старшеклассников к успешной интеграции в общество, какое направление дальнейшей учёбы, работы они бы ни выбрали, особое внимание уделив при этом формированию осознанной мотивации выбора профессий, прежде всего связанных с общением.

^ Задачи курса:

- систематизировать, актуализировать и дополнить знания учащихся об эффективном общении,

- способствовать формированию навыков рационального речевого поведения,

-помочь учащимся объективно оценить свои коммуникативные возможности для определения дальнейших шагов по их расширению, а также с профориентационной целью.

Новизна: программа данного элективного курса позволяет, опираясь на жизненный опыт учащихся и имеющиеся в учебных пособиях по русскому языку материалы по культуре речи и развитию речи, расширить круг знаний, подключив к образовательному процессу новые информационные ресурсы, в том числе из области психологии, усилить практическую направленность этих знаний.

^ Структура курса. Предполагается работа в следующих направлениях:

- технологии эффективного общения;

- культура и этика общения, речевой этикет;

- выразительность и яркость речи;

- подготовка к публичным выступлениям;

- основы полемического мастерства.

^ Межпредметные связи, реализуемые в процессе работы по программе:

- русский язык и литература,

- русский язык и психология,

- русский язык и основы ораторского искусства.

^ Основные методические принципы и приёмы.

1.На активные формы обучения (дискуссии, деловые игры, практикумы, тренинги) будет отведена значительная часть времени.

2.Важное место в ходе реализации программы занимает самостоятельная работа учащихся с предложенной литературой, электронными образовательными ресурсами (по возможности, во время занятий).При этом исключается дублирование разделов общеобразовательных программ по русскому языку.

3.Все желающие получают возможность углубить знания, приобретаемые в процессе совместной деятельности, в процессе подготовки рефератов , творческих и исследовательских работ, темы которых подбираются индивидуально с учётом способностей и склонностей обучающихся. 4.Подбором индивидуальных заданий обеспечивается дифференцированный подход к работе обучающихся.

5. Высокая степень мотивации к работе по программе, отсутствие перегрузок, включение в систему работы игровых технологий, разнообразие видов деятельности способствуют созданию положительного эмоционального настроя.

Планируемые результаты.

  1. .Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения.

  2. Формирование привычки соблюдения правил эффективного и приятного общения.

  3. Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.

  4. Обогащение эмоционального мира старшеклассников, развитие нравственной личности ( что связано, главным образом, с освоением раздела «Выразительность и яркость речи» предполагающим углубленное изучение некоторых произведений русской классической литературы, с которыми на уроках литературы приходится ограничиваться лишь знакомством).

Контроль усвоения материала осуществляется как в процессе учёбы, так и по итогам работы. Наиболее правильной представляется здесь система выставления зачётов по разделам программы и по курсу в целом. Кроме того, ведётся журнал достижений обучающихся, составляется портфолио каждого из них.

^ Возможность перегрузки в ходе прохождения курса исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно) и выявить эффективность определённого риторического приёма или степень владения им.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ

ТЕМА

^ ВРЕМЯ НА ИЗУЧЕНИЕ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Технологии эффективного общения


Культура и этика общения


Выразитель-

ность и яркость речи: учимся у классиков


Подготовка к публичным выступлениям


Основы полемического мастерства


Общение и его слагаемые


Бытовое общение. Условия эффективности разговора


Деловое общение, его особенности


Литературный язык – основа культуры речи


Речевой этикет

Формулы вежливости в русском языке


Выбор слова: уроки мастерства


Секреты хорошего выступления.

Звучащая речь и её особенности


Спор, дискуссия, полемика.

Культура спора


Искусство отвечать на вопросы


Эффективное общение. Путь к мастерству


































Лекция, беседа


Тренинг «Найти общий язык»


Эвристическая беседа, анализ эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»


Словарная работа, орфоэпический практикум


Лингвистическая игра «Помоги Пете Двойкину»


Работа по вопросам


Лекция

Аудирование

(прослушивание записи «А.А.Ахматова читает стихи».)

Обсуждение


Тренинг «Диалог»


Практикум «Ответы на вопросы».


Дискуссия, подведение итогов работы

Составление схем


Составление памяток


Работа по карточкам


Оформление

«Уголка для любо-знательных»


Тест «Культура телефонного общения»

Составление

«Словарика вежливого человека»

Анализ текста

( статья А.Н.Толстого «Ни шагу назад!»)


Обсуждение.

Чтение статьи Д.С.Лихачёва «Как выступать?»

Блиц-тест, определение самого внимательного слушателя.


Доклады. Презентация исследователь

ских и творческих работ.


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 . Технологии эффективного общения.

Цикл занятий можно начать с сообщения учителя о целях и значении данного элективного курса.

Во вступительной беседе учитель вместе с учащимися повторяет и систематизирует уже полученные в ходе изучения русского языка сведения об общении и его слагаемых, вводит дополнительную информацию по теме.

Составление схем поможет закрепить представление о слагаемых общения, проконтролировать степень усвоения материала.

В процессе дальнейшего разговора об эффективности бытового и делового общения целесообразно проведение тренинга «Найти общий язык».

Работа с текстом поэмы Н.В.Гоголя расширит представление об особенностях делового общения разных исторических эпох.

^ Раздел 2. Культура и этика общения.

Опираясь на имеющиеся знания по культуре речи, важно познакомить учащихся с нормами грамотного употребления частотных, но не вошедших в учебники слов, словосочетаний и предложений, при употреблении которых говорящие и пишущие нередко ошибаются.

Орфоэпический практикум проводится по карточкам. Работа с юмористическим стихотворением помогает разрядить обстановку, с лёгкостью запомнить некоторые орфоэпические правила.

Тест «Культура телефонного общения» выявит пробелы в знаниях, позволит организовать изучение этикетных формул в определённых направлениях.

Оформление «Уголка для любознательных», «Словарика вежливого человека» и других наглядных пособий, проводимое по группам, помогает закрепить полученные навыки, осуществить контроль степени усвоения материала, распространить положительный опыт.

Перечисленные задачи решаются и в ходе лингвистической игры «Помоги Пете Двойкину», в процессе которой, кроме того, отрабатывается навык распознавания на слух и исправления речевых ошибок и недочётов, нерациональных моментов в той или иной речевой ситуации.

^ Раздел 3. Выразительность и яркость речи. Учимся у классиков.

Образец грамотной, красивой, выразительной речи мы находим в классической литературе. Анализ статьи А.Н.Толстого «Ни шагу назад!» приводит к мысли о значимости правильного выбора слова, образа, звукового ряда для создания эффективного речевого высказывания.

^ Раздел 4. Подготовка к публичным выступлениям.

Данное занятие нацелено на знакомство учащихся с секретами успешного выступления перед публикой. Рассказывая о подготовке к публичному выступлению, целесообразно привлечь опыт лучших ораторов (А.Ф.Кони, Д.С.Лихачёв и др.). На этом же занятии ученикам предлагается самостоятельно составить конспект статьи Д.С.Лихачёва «Как выступать?».

Прослушивание записи «А.А.Ахматова читает свои стихи» доставляет истинное эстетическое наслаждение, волнует. В процессе обсуждения затрагивается вопрос «Звучащая речь и её особенности». Блиц-тест позволяет выявить степень внимания каждого ученика, поощрить наиболее внимательных, заинтересованных.

Используя знания, полученные в ходе работы по данной программе, школьники уже в состоянии подготовить собственное выступление. План и тезисы составляются самостоятельно. Учитель проводит индивидуальные консультации, осуществляет контроль, разрабатывает программу выступлений учащихся. Время выступления доводится до сведения учеников.

^ Раздел 5. Основы полемического мастерства

Изучение данного раздела предполагает использование исследовательских образовательных технологий. В процессе тренинга «Диалог» школьники учатся вести конструктивный диалог. Им помогает справочный аппарат («Словарик полемиста», «Памятка полемиста»,дополнительная литература по теме). Составление плана и проведение дискуссии «Эффективное общение. Путь к мастерству» доверяется учащимся, что вполне закономерно, учитывая, что обучение подходит к концу. Участие в дискуссии, а также успешное выполнение заданий практикума «Ответы на вопросы» позволяют определить степень обученности каждого ученика.

На последних занятиях предлагается выступить с докладами, провести презентацию творческих и исследовательских работ. Их характер нагляднее всего покажет, насколько усвоен материал курса (основные понятия, речевые умения, культура ведения дискуссии и т.д.).

^ Основные умения и навыки

1. Умело пользоваться богатствами русского литературного языка как основы культурной речи.

2.При общении учитывать условия его эффективности, в том числе

- соблюдать принципы эффективного слушания,

- правильно пользоваться невербальными средствами общения.

3.Грамотно вести телефонный разговор.

4.Соблюдать требования речевого этикета.

5.Владеть основными полемическими приёмами.

6.Организовать выступление с учётом особенностей аудитории и знания психологии слушателей.

7.Осуществлять самостоятельно поиск информации, опираясь на рекомендации учителя

^ Ключевые понятия

Слагаемые общения ; бытовое общение, деловое общение; устное общение, письменное общение; невербальные средства общения; эффективное слушание; речевой этикет; нормативность литературного языка; чистота речи, выразительность речи, композиция речи; звучащая речь;спор, дискуссия, диспут, полемика; культура спора; полемическое мастерство.

^ Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.-М.,1978.

Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.- Ростов-на-Дону, 1996.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1988

Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.,1983.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.,1989.

Кони А.Ф. Избранное.- М.,1989.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления.- М., 1988

Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М., 1977

Львова С.И. Речевой этикет.- М., 1995.

Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.,2003.

Симашко Т.В Искусство слова.-М.,2000.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.-М.,1989.

Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.- Л.,1957

Яковлева Е.А. Этика и этикет.- М., 1996.

Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986.

Литература, рекомендованная учащимся

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- М., 1999
Агеенко Ф.Л. Русское словесное ударение. Словарь имён собственных.- М.,2001

Ашукин Н.С, Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.,1988.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Спб.,2000

Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – Санкт-Петербург, 2002

Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. –М., 2001

Кушнер А. Аполлон в снегу. – Л., 1991.

Лихачёв д.С. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989.

Львов В.В. Сборник упражнений по орфоэпии.- М.,1996.

Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1995.

Петровский Н.А. Словарь русских личных имен.- М.,2000.

Розенталь Д.Э. Русский язык. – М.,2003.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М.,1990.

Энциклопедический словарь юного филолога.- М.,1984.

Образовательные диски

Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век»: «Клио-софт».- 2000.- Ч.3.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 2005.

Мультимедийная книжка «Страна Лингвиния»: «Новый диск».- 2005.

Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8 – 11»: «Новый диск».- 2004.

Приложения.

Список тем исследовательских работ.

«Штампы в речи современных школьников»

«Ассоциативный словарик современного школьника: Попытка составления и осмысления»

«Читая Солженицына: К вопросу о выборе слова в художественном тексте»

«Ораторское мастерство А.Н.Толстого»

«Народная мудрость об эффективном общении»

^ Список тем творческих работ.

«Роль мимики, жестов и телодвижений в речевом общении»

«Давайте говорить друг другу комплименты…» (Правила эффективных комплиментов)

«Душа компании!»

«Прочь, слова-паразиты!»

«Русский язык – ключ к жизненному и профессиональному успеху»

^ Список тем рефератов.

«Азбука воспитанного человека. Как мы приветствуем друг друга»

«У меня зазвонил телефон…» (Правила телефонного этикета)

«Подготовка к выступлению: Опыт знаменитых ораторов»

Д.С.Лихачёв о подготовке к выступлениям.

^ Материал для подготовки орфоэпического практикума

1.Не ошибайтесь в ударениях!

Ученики получают карточки для индивидуальной работы. Им необходимо расставить ударения в словах, вслух прочитать их без ошибок. Самопроверка с опорой на словари помогает ликвидировать пробелы в знаниях, приобрести уверенность в себе.

^ Карточка 1. Августовский, алкоголь, аристократия, асимметрия, баловать, безудержный, бензопровод, бюрократия.

Карточка 2. Вероисповедание, ветеринария, втридорога, газированный, генезис, гербовый, гладильный, гофрированный, гусеница.

Карточка 3. Двоюродный , диспансер, договор, донельзя, древко, дремота, еретик, завидно, завсегдатай, задолго, закупорить, знамение, зубчатый.

Карточка 4. Индустрия, исподволь, камбала, каталог, каучук, квартал, кладовая, комбайнер, костюмированный, красивее.

Карточка 5. Мальчиковый, маркетинг, мастерски, менеджмент, мизерный, наверх, надолго, намерение, нормировать.

Карточка 6. Обеспечение, облегчить, ободрить, опломбировать, партер, плесневеть, подогнутый, подростковый, предвосхитить.

Карточка 7. Санитария, снадобье, согнутый, созыв, сосредоточение, столяр, танцовщиц, тирания, углубить, усугубить.

Карточка 8. Феномен, ходатайствовать, цемент, черпать, шасси, шофёр, щавель, эксперт, эпиграф, юродивый.

2. ^ Песенка об орфоэпии.

Задание: сделайте орфоэпическую разметку текста (ударение и произношение в трудных случаях), прочитайте. О чём эта песенка?

Не зная орфоэпии

Во всём великолепии, не ощутишь её волшебных чар.

^ Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шофер, а шофёр

Не фарфор, а фарфор.

Был оглушён не приговор –

Судебный приговор.

Ушёл шофёр на многие

Не лета, а лета,

А дверь за ним не заперта

Была, а заперта.

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

(Ф.Кривин)

^ ТЕСТ «КУЛЬТУРА ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕНИЯ»

Цель. Тест поможет не только оценить себя как собеседника, но и вспомнить основные правила ведения телефонного разговора.

Как работать? Если вы всегда соблюдаете данное правило, запишите себе 2 балла, иногда – 1 балл, никогда – 0 баллов. Затем подсчитайте количество баллов.

1.Я набираю номер телефона только тогда, когда твёрдо уверен в его правильности.

2.Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.

3.Перед особо ответственным телефонным разговором делаю нужные записи.

4.Если предстоит долгий разговор, спрашиваю собеседника, располагает ли он достаточным временем.

5.Добившись соединения по телефону, называю себя.

6.Если я «не туда попал», извиняюсь, а не вешаю молча трубку.

7.На ошибочный звонок вежливо отвечаю «Вы ошиблись номером» и кладу трубку.

8.Выполняя ответственную работу, выключаю телефон.

9.Даже если чем-то раздосадован, «держу себя в руках» во время разговора.

10.Во время продолжительного монолога собеседника по телефону время от времени подтверждаю своё внимание краткими репликами.

11.Завершая разговор, благодарю собеседника и желаю ему успеха.

12.Если позвонивший спрашивает того, кто отсутствует в данный момент, спрашиваю, что ему передать и оставляю записку на столе.

13. Если телефон звонит во время беседы, прошу перезвонить позже.

14.В присутствии других людей стараюсь говорить по телефону вполголоса.

15.Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.

Ключ к тесту

1. 23 балла и более – вы вполне владеете культурой телефонного общения.

2. От 28 до 22 баллов – в целом вы владеете искусством телефонного разговора, но ещё есть резервы для совершенствования.

3. Менее 18 баллов – нужно вспомнить правила ведения телефонного разговора!

^ ТРЕНИНГ «ДИАЛОГ»

Цели тренинга – обучение навыкам ведения конструктивного диалога, развитие коммуникативных возможностей учащихся.

Под конструктивным диалогом понимается такая форма межличностного общения, которая позволяет путём взаимных усилий находить решения, удовлетворять обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности.

Оборудование: каждому участнику выдаётся «Памятка полемиста», материалы для составления «Словарика полемиста».

^ Ход занятия.

  1. Определяется проблема, представляющая интерес для данной группы учащихся (предпочтительнее, если она будет иметь отношение к лингвистическим проблемам или основываться на материале изучаемых в данное время или изученных ранее на уроках литературы произведений; учитель регулирует данный аспект; интерес вызывает, например, проблема «Речевые штампы: помощники или враги?»). Ставится задача найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.

  2. Учитель (ведущий), учитывая пожелания присутствующих, выделяет группу участников обсуждения, назначает экспертов (2 человека) и наблюдателей (2-3 человека). Хорошо, если в качестве консультанта будет присутствовать педагог-психолог.

  3. Участникам, имеющим сходные взгляды на проблему, предлагается объединиться в подгруппы .

  4. Обсуждение проблемы проводится в два этапа.

Сначала работают подгруппы. Они вырабатывают оптимальное решение проблемы. Это так называемый внутриструктурный диалог. Его характерные черты: наличие банка идей у участников, полнота используемой информации, её достоверность и разносторонность, чёткая аргументированность суждений.

После обсуждения каждая подгруппа сообщает своё решение экспертам и выделяет авторитетного представителя для второго этапа обсуждения. Представители подгрупп должны выработать единое решение проблемы с учётом мнения своих единомышленников.

Цель такого диалога – нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон.

Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Не менее существенным является понимание, до какой степени возможен компромисс. Важнейшее условие– соблюдение баланса интересов обеих сторон. При нарушении этого баланса проблему нельзя считать решённой. Она неизбежно возникнет вновь.

На первом и втором этапах обсуждения наблюдатели отмечают особенности поведения каждого из участников, обращают внимание на их взаимоотношения, владение культурой спора, умение установить контакт друг с другом. Эксперты оценивают правильность, сбалансированность принятого решения.

^ При подведении итогов ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность участников, все присутствующие высказывают мнение о проделанной работе.

В результате необходимо усвоить, что успех и плодотворность диалога во многом зависят от соблюдения ряда условий:

- предоставление каждому возможности осуществить своё право высказать любую точку зрения,

- предоставление всем равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции,

- определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях противника и в его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск точек соприкосновения.

^ Следует учитывать, что конструктивный диалог основывается на соблюдении ряда принципов (запись тезисов в рабочие тетради осуществляется учащимися только после того, как они на практике убедились в их справедливости):

- принцип равной безопасности (исключает причинение психологического или иного вреда партнёру, запрещает оскорбительные выпады против оппонента, грубые слова и выражения),

- принцип децентрической направленности (исключает причинение ущерба делу, предотвращает ситуацию, когда силы и время оппонентов отвлекаются на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов, а не на поиск оптимального решения проблемы),

- принцип адекватности воспринятого сказанному (предполагает недопустимость искажения смысла сказанного).

^ ПАМЯТКА ПОЛЕМИСТА.

Помните, что каждый имеет такое же право высказать своё мнение, как и вы.

Относитесь с уважением к своему оппоненту.

Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведётся полемика.

Умейте чётко определить свою позицию.

Правильно пользуйтесь понятиями. В случае затруднений обращайтесь к справочным пособиям.

Слушайте своего оппонента. Не перебивайте его.

Не горячитесь, говорите спокойно.

^ СЛОВАРИК ПОЛЕМИСТА.

Аргументация – способ рассуждения, обеспечивающий убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-то.

«Атака вопросами» - полемический приём, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его всё время отвечать на вопросы.

«Возвратный удар» - полемический приём, состоящий в том, что какое-либо непродуманное и недружелюбное выступление, заявление, реплика обращаются против самого автора.

Опровержение – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.

«Подмена тезиса» - логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяется другим и этот новый тезис начинают оправдывать или опровергать.





Похожие:

Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс по русскому языку для учащихся 10- 11 классов. «Культура речи»
Моу «сош №2 р п. Дергачи Саратовской области Элективный курс по русскому языку для учащихся 10- 11 классов. «Культура речи»
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconПояснительная записка. Элективный курс «Тайны воды»
Элективный курс «Тайны воды» предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс для предпрофильной подготовки «Создание web сайтов»
Данный курс ориентирован на учащихся, имеющих определенные навыки работы в сети Internet и даже создания ее ресурсов, а также элементарные...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconХарактеристика учебных программ
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы; основной курс, элективный курс
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс для учащихся 11-х классов «Журналистика и русский язык» Пояснительная записка
В ситуации перехода старшей ступени образовательной школы на профильное обучение, необходимо обеспечение целостной и разносторонней...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconПояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана
Стической, коммуникативной и культуроведческой компетенции девятиклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс «Графика и черчения» (учебный курс для учащихся 10 класса, 35 часов)
Элективный курс «Графика черчение» направлен на формирование графи-ческой культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс для предпрофильной подготовки Класс: 8, 9 класс Автор: Демина Евгения Викторовна
Данный продукт ориентирован на учащихся, имеющих определенные навыки работы в сети Internet и даже создания ее ресурсов, а также...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс Художественно-прикладное искусство. Вышивка. ( Учебный курс профильного обучения для учащихся 10-х классов, 34 часа )
Элективный курс предназначен для учащихся у которых есть тяга к такому виду рукоделия как вышивка. Данная программа способствует...
Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся iconЭлективный курс по биологии для предпрофильной подготовки
Хотите узнать, как наследуется цвет волос, глаз, рост или веснушки? А может быть, как передаются наследственные заболевания?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы